Откуда берется дорожная пыль, почему ее так много и чем она опасна

7207 2 12
Поделиться: 0 6 0 1 0 5

Практически во всех крупных городах, по дорогам которых каждый день катаются тысячи и тысячи машин, весной на смену грязи приходит другая напасть – пыль. А иногда целые пылевые облака и даже пылевые бури.

Не будем открывать Америку и рассказывать о вреде обыкновенной пыли, все и так знают, что она не дает человеческому организму ничего хорошего. Но дорожная пыль таит в себе еще больше опасности, потому что она ужасно токсична.

Откуда пошла дорожная пыль

Казалось бы, тут все просто – земля с газонов и пыль со стройплощадок попадает на дорогу, плюс обычная весенняя грязь высохла, вот и получилась пыль. Но в действительности все чуть сложнее, тут, оказывается, есть виноватые. А именно – токсичные автомобили и коммунальные службы. Рассказывает представитель международной общественной организации «Гринпис-Россия».



Является ли дорожная пыль основным загрязнителем воздуха в мегаполисе или нет, зависит от того, как работают коммунальные службы. То есть она может быть основным загрязнителем, если они работают плохо. Вот если город моется и чистится, то и пыли, соответственно, меньше. Например, многие европейцы, которые приезжают в Москву или в Санкт-Петербург, говорят, что если они приехали в белой сорочке, то к середине дня она уже грязная. Это как раз та самая пыль. В Европе такого эффекта нет, значит, у нас так убирают.

Дмитрий Артамонов, руководитель токсичного направления «Гринпис-Россия»


Тут нужно немного конкретизировать. Просто мыть улицы – мало. Нужно еще и благоустраивать территорию грамотно. Ради интереса, выйдите на улицу и посмотрите, как огорожены газоны от проезжей части. Бьюсь об заклад, что земля газона на уровне бордюра или даже выше. Плюс неухоженные пустыри, плюс стройплощадки, чистоту колес техники на выезде с которой никто не проверяет. Когда так много обычной земли попадает на асфальт, дороги можно с мылом мыть хоть ежедневно – никакого толку не будет. Впрочем, пыль состоит не только из земли.


Дорожная пыль, как и обычная пыль, состоящая из мелкодисперсных частиц (иначе – PM-частиц), влияет на органы дыхания. Но именно дорожная пыль в крупных городах практически всегда содержит в себе токсичные вещества, которые связаны с транспортом. Частично это изношенные покрышки. Современный материал покрышек может представлять опасность для организма, если он попадает внутрь. То есть это не какая-то природная резина, это множество химических соединений. Кроме того, есть выхлопы автомобилей, которые содержат не только газообразную часть, но и твердые частицы, которые точно так же оседают на дорогах и тоже являются частью пыли. Эти выхлопы содержат множество опасных веществ. Поэтому пыль дорожная – не то же самое, что пыль в чистом поле.

Дмитрий Артамонов, руководитель токсичного направления «Гринпис-Россия»


Масштабы проблемы

Чтобы понять масштаб проблемы, обратимся к фактам. Последние данные Росгидромета, который отслеживает уровень загрязнения воздуха в различных регионах, не радуют.

«В 123 городах РФ (52% городского населения) уровень загрязнения воздуха характеризуется как высокий и очень высокий. В 30 субъектах РФ уровень загрязнения воздуха высокий и очень высокий во всех городах, где проводятся наблюдения. Только в 14 субъектах РФ высокий и очень высокий уровень загрязнения воздуха городов не отмечен.

В 42 субъектах РФ более 52% городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения воздуха, из них в 11 (Москва, Санкт-Петербург, Астраханская, Самарская, Свердловская (и Екатеринбург) и Ульяновская области, Камчатский и Хабаровский края, Чувашская республика, республика Хакасия и Таймырский АО) – более 75% городского населения», – говорится в ежегодном Обзоре состояния и загрязнения окружающей среды в России за 2013 год.

Надо еще учитывать, что те немногочисленные наблюдательные станции, по которым делает свои заключения Гидромет, могут находиться где-нибудь в пригороде или в «зеленом» районе города и не отражают всю картину. А значит, проблема еще шире, чем представлено в официальных данных.

Чем опасна дорожная пыль

Как это ни смешно, но главную опасность таят не частицы шин, а именно размер пылинок.




Размер частиц дорожной пыли не превышает 2,5-10 микрон, и именно фракционный состав, измеряемый микронами и десятыми долями микрона, является наиболее токсичным и наиболее вредным для здоровья.

Валерий Денисов, эксперт-эколог


Если говорить конкретнее, с медицинской точки зрения каждодневное соприкосновение с дорожной пылью влечет довольно серьезные последствия для ослабленного городской жизнью здоровья.


Пыль оседает на слизистой оболочке дыхательных путей, нарушается микроциркуляция и газообмен воздуха. Не усваивается кислород, потому что нет той свободной поверхности, где бы всасывался кислород. Кроме того, дорожная пыль проникает глубоко в альвеолы, то есть в самые мельчайшие области легких, и там она становится плотной, как цемент. В результате образуется структура, которая ничем потом не растворяется и не выходит из легких. Все это ведет к таким серьезным заболеваниям, как хронический бронхит, пылевой бронхит, хроническая обструктивная болезнь легких и бронхиальная астма.

Надежда Колисниченко, пульмонолог медицинского центра Matreshka Plaza


При этом эксперт отметила, что горожане болеют этими и другими легочными заболеваниями чаще сельских жителей. Несмотря на то что они тоже дышат своей пылью «с полей» и больше городского населения возятся в земле, тем не менее характер и состав пыли имеют большое значение.




Что теперь делать?

Как бы ни банально это звучало, но чаще убирать и больше внимания оказывать изоляции дорог от земли с газонов, пустырей и строек. Причем что касается законодательства, то с ним все более-менее в порядке.

Скажем, в СНиП III-Л.2-67 «Озеленение. Правила производства и приемки работ» написано черным по белому, что поверхность газона должна быть на 2 сантиметра ниже окаймляющего борта. Возможно, стоит ужесточить норму и сделать не 2 см, а 5. Вот только вряд ли что-то изменится от переписывания СНиПов, потому что и действующий не соблюдается!




Или вот стройки. В каждом регионе своя документация, возьмем для примера петербургскую. Постановление Правительства «Об утверждении Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга», пункт 3.4.4. Оно говорит нам о том, что прилегающая к стройплощадке территория не должна загрязняться. А пункт 6.1. говорит о необходимости регулярно мыть улицы в летнее время.

В общем, все необходимое законодательство есть. Корень проблемы в том, что ни муниципальные, ни районные, ни региональные власти решать вопрос с запылением не хотят. Возможно, ждут, пока пылевая буря долетит до кремлевских стен.


Читайте также:



Теги: Практика
Понравилась статья? 0 6 0 1 0 5

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Андрей Чепелев

Антон, вы явно невнимательны. Пройдитесь по улицам своего города и вы очень скоро убедитесь, что парковка на газоне вообще не причем. Земля не переползает, а вместе с жижей вытекает на асфальт во время дождя и зимой, с таянием снега.

Антон Овдин

"Изоляция дорого от земли с газонов". Этого будет не достаточно. Земля сама не переползает на дорогу. Достаточно будет не ездить и не парковаться на этих газонах. Мы сами же разносим грязь с газонов и не убираем свои автомобили с обочин дорог (где установлены знаки стоянка/остановка запрещена с табличкой на которой указан промежуток времени) для очистки их уборочной техникой. Нет смысла ругаться что много грязи, пыли и это никто не убирает.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
НАМИ-56: иномарки, с которых копировали советские конструкторы

В 1956 году в Москве прошла выставка, по масштабу сопоставимая с настоящим международным автосалоном. Павильон и открытую площадку в Научном автомоторном институте НАМИ заняли новенькие иностранные машины: легковые,…

2528 0 0
Статьи / Интересно
Тест: что тебе стоит купить, Volkswagen Tiguan или Nissan Qashqai?

Современный рынок – поле боя. Даже в пределах одного класса идет серьезная борьба за деньги покупателей, особенно если этот класс – самый популярный и быстрорастущий. Сегодня мы сталкиваем лбами два кроссовера из топа…

22574 2 4
Статьи / Интервью
Есики Кишимото, Subaru: «Levorg – это не автомобиль для России»

С генеральным директор ООО «Субару Мотор» говорим о том, почему в России компания всё ещё гордится симметричным полным приводом, о будущих моделях Subaru на российском рынке и об… американских собаках!

4303 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan X-Trail T30 с пробегом: муфту – в мойку, катализатор – в помойку

X-Trail первого поколения не зря стал одним из любимцев в народе. У него действительно очень неплохое сочетание простоты обслуживания, надёжности конструкции и потребительских свойств. Причём не только у нового, но и у…

2749 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan X-Trail T30 с пробегом: разваливающийся подрамник и дубово-надёжный салон

Кроссоверы и внедорожники компании Nissan в России любят. Больше – Qashqai и Patrol, но и среднеразмерный Nissan X-Trail в кузове T30, который выпускался с 2001 года, тоже пользуется вполне заслуженной популярностью. И…

12124 9 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VI с пробегом: чем хороши вальные АКП, и почему моторы всегда едят масло

Шестой Аккорд в своё время для многих был эталоном почти спортивного автомобиля, пригодного, однако, для использования в обычной, даже семейной, жизни. Мог он и драйверские амбиции удовлетворить, и оставался достаточно…

3100 0 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Бюджет в топе: тест-драйв моноприводной Hyundai Creta с 1,6 и механикой

Почти поголовное стремление покупателей приобрести автомобиль с АКП – далеко не свидетельство тому, что механика – замшелый архаизм. В этом я убедился, отъездив новогодние каникулы на Hyundai Creta. Вдобавок еще и с…

21919 8 1
Тест-драйвы / Одиночные
Квартира с домофоном: опыт владения Lincoln Navigator II

Большие, полноприводные и комфортные были и до него. Но он одним из первых придумал подавать знакомое блюдо под премиальным соусом из представительских опций с соответствующим шильдиком и ценой. Публика пришла в восторг,…

25279 6 2
Тест-драйвы / Одиночные
По дороге, ведущей в западном направлении: тест-драйв Chery Tiggo 2

Не знаю, в курсе вы или нет, но в некоторых европейских странах высшей оценкой в школе считается единица, а пятерка — наихудшей. Китайская марка Chery начинала с копирования продукции японского происхождения, но…

15888 15 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

8506 0 0
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

10848 13 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

7377 4 1
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

19399 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

27622 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

3101 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

90130 11 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

48834 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

39269 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?