Смеяться после слова «лопата»: как ездить на «пузотерке» по бездорожью

Ставшим модными «псевдовнедорожникам» бездорожье противопоказано, однако тысячи людей регулярно штурмуют на всяких переднеприводных кроссоверах, «кросс-седанах» и «кросс-хэтчбеках» раскисшие колеи поселковых грунтовок, лесные и полевые тропинки, берега озер и речек. Мы собрали воедино все рекомендации, которые позволят владельцу моноприводной и низкой легковушки иногда осознанно съезжать с асфальта без фатальных последствий.

Безусловно, мы прекрасно понимаем, что для забивания гвоздей предназначен молоток, а не пассатижи, и лучше всего задача решается тем инструментом, который для нее изначально спроектирован… Хотите на бездорожье – покупайте полный привод и тюнингуйте его, увеличивая потенциал проходимости. Но также мы знаем и многочисленные примеры компромиссных решений. «Используй то, что под рукою, и не ищи себе другое», говаривал знаменитый путешественник Филеас Фогг. Давайте посмотрим, какой набор максимально бюджетных покупных или вовсе сделанных своими руками приспособлений и инструментов нужно иметь в моноприводной «пузотерке», если на ней планируется иногда перемещаться по лесам и полям.

Колесные цепи

Сегодня многие недооценивают возможности старых добрых цепей на колеса, считая их ушедшим в прошлое дедушкиным нафталином. Однако хоть раз прокатившись на цепях, они кардинально меняют свое мнение. «Джипом» моноприводный городской седан на шоссейной резине, конечно, не станет, но проходимость возрастает радикально. Главное - помнить о малом клиренсе и жестко контролировать педаль газа, чтобы не зарыться и не сесть на пузо.

Volkswagen Polo в лесу

Нам нужен самый простой «советский» вариант типа «лесенка», выполненный из цепей с крупными заваренными звеньями и с мощным эксцентриковым замком. В конструкции не должно быть тросиков, резиновых и проволочных натяжных крючков и прочей мишуры, облегчающей установку. Все это свойственно современным цепям, сделанным по европейскому образцу и предназначенным в основном для относительно чистой, но покрытой льдом или укатанным снегом дороги. «Европейские» цепи, в отличие от «старосоветских», тонкие и слабые, плохо гребут на реальном бездорожье и легко рвутся на раскисшей лесной дороге, когда в грязи попадается мощный корень дерева или булыжник.

Альтернативный вариант — «браслеты» на колеса. Лучше, чем ничего, но гаджет этот нежный и хлипкий. Его слабым местом является замок натяжки ленты (его лучше выбирать не литым из цинкового сплава, а штампованным из толстой стальной пластины), да и сама цепь часто слишком тонкая и хилая. К тому же «браслеты» затруднительно использовать на штампованных дисках, где они задевают за тормозной суппорт, а ремень может оказаться разрезанным кромкой отверстия в диске.

цепы для колес

Главный минус цепей – «грязная история» с их монтажом и демонтажем и вызванное этим желание максимально оттянуть момент, когда нужно лезть за ними в багажник. Часто такая тактика кончается застреванием в грязи, где надевать цепи уже и невозможно, и бессмысленно.

Рывковый трос

Помой меня, если сможешь: как правильно мыть машину на мойке самообслуживания? В последнее время на каждом шагу как грибы повырастали автомойки самообслуживания, где можно внести деньги в платежный терминал и самому вволю помахать водяным пистолетом высокого давления....

Если вы целенаправленно лезете на бездорожье на не предназначенной для этого городской машине, категорически важно иметь при себе качественный правильный трос, за который вас смогут в случае чего выдернуть добрые и отзывчивые люди. Увы, в багажниках подавляющего большинства легковых автомобилей лежит хилая буксирная 5-метровая «ленточка», которой можно дотащить заглохшую машину до сервиса или бензоколонки по ровному и чистому асфальту, но выдернуть из грязи застрявшее авто почти нереально – дешевый буксировочный тросик лопается даже при легком рывке.

Для правильного выдергивания застрявших автомобилей нужен так называемый рывковый трос (также называемый динамической стропой) длиной 8-10 метров. Буксирный трос дает жесткий рывок с риском обрыва или выламывания проушины, динамический же эластично удлиняется в процессе рывка, плавно накапливая энергию, а в момент, когда запас удлинения исчерпан, резко сжимается. Поймав миг прекращения удлинения, водитель автомобиля-буксира жмет на тормоз, и сокращающаяся стропа по сути сама выдергивает застрявшую машину. Таким образом удается даже вытаскивать тяжелый автомобиль более легким.

Главная трудность в работе с динамической стропой – ловля того самого момента, когда водителю автомобиля-буксира нужно бросить газ и тормознуть. Без знания и опыта это непросто, но еще сложнее, когда за рулем буксира сидит посторонний человек, не имеющий понятия о работе динамической стропы. Так или иначе, бюджетный тысячерублевый рывковый трос российского производства даже в отсутствие навыков его использования будет надежнее и правильнее трехсотрублевой китайской «ленточки» из набора автомобилиста с красивыми блестящими крючочками на концах.

Volkswagen Polo на тросу

Кстати, крюками хорошие тросы оснащаются редко, обычно на их концах петли. Для крепления тросов к буксировочным проушинам удобна скоба-шакл, и многие приобретают их в хозмагах, радуясь привлекательной цене в 50-70 рублей за штуку. Но безымянные китайские шаклы, отлитые из переработанного стального мусора, нередко лопаются и выстреливают на тросе с энергией пушечного снаряда, грозя искалечить людей и машины. Чтобы не случилось беды, нужно либо покупать высококачественные шаклы, или, как вариант, те же беспородные китайские, но с заведомо избыточными габаритами,  рассчитанные на нагрузку вдвое больше разрывного предела троса. Или же использовать скобу так, чтобы ее кольцо не подвергалось прямому разрывающему усилию, и при обрыве рывкового троса она не отправилась бы в полет.

Volkswagen Polo бампер трос

Сэндтраки

Сэндтраками именуют подкладываемые под колеса автомобиля панели, призванные помочь преодолеть рыхлый грунт или препятствие — выползти из песка, грязи, уменьшить углы въезда и съезда, грозящие повреждением бампера, проехать через глубокую, но неширокую канаву. Серьезные джиперы возят с собой 2-3 пары сэндтраков, но пара штук — крайне полезная вещь и для «пузотерки», которая попала в чуждую для нее среду.

Сэндтраки легко приобрести в любом в «офф-роудном» магазине, но для городской моноприводной машины их однозначно целесообразно не покупать, а изготовить самостоятельно без лишних затрат. Берем обрезную доску сечением 150х40 мм и отпиливаем от нее два куска длиной примерно 1,2-1,5 метра. Отрезки длиной 1,2 метра влезут в багажник большинства легковушек, более длинные лучше перевозить привязанными к накрышному багажнику.

В принципе, в самом простейшем варианте пары мощных досок вполне достаточно. Если же хочется повозиться, то можно использовать доску чуть пошире, насверлить вдоль по кромке отверстий с шагом 15-20 сантиметров и «прошнуровать» ее крепкой веревкой, сделав поверхность доски более зацепистой для протекторов колес.

Volkswagen Polo колесо

Лебедка

Электролебедку, встроенную в силовой бампер, принято считать аксессуаром серьезно подготовленного внедорожника. Однако простейшая ручная рычажная лебедка в паре с удлинительной веревкой длиной 8-10 метров позволит вытащить на более-менее твердый грунт застрявший в лесной колее седан, хэтчбек или переднеприводный городской кроссовер, и даже развернуть его на месте в обратную сторону.

в лесу лебедка
в лесу лебедка

Главное, чтобы вокруг было достаточное количество деревьев, за которые можно «лебедиться»... Ибо в отличие от джиперской электролебедки, ручная рычажная имеет барабан небольшой емкости и короткий рабочий отрезок троса, обычно ограниченный двумя-тремя метрами. В чистом виде её использовать не получится – только с дополнительным удлиняющим тросом, привязанным к дереву (причем вышеупомянутый динамический трос не подойдет – нужна именно жесткая буксировочная веревка или стропа). Вытаскивать машину придется в несколько приемов, постепенно подматывая и укорачивая закрепленную за дерево веревку после того, как лебедка протащила машину пару метров, выбрав весь свой запас троса.

Volkswagen Polo в лесу лебедка

Якорь

Якорь незнаком большинству асфальтовых автолюбителей. Это традиционный джиперский инструмент. Если вы решили пересечь поле, дабы добраться с удочками до заветного озерца, но сели на брюхо, лебедка не поможет – цеплять ее просто не к чему. Когда вокруг никого, а до ближайшей трассы или деревни с трактором – с десяток «кэмэ», якорь для самовытаскивания станет спасением и для владельца «пузотерки».

лопата в лесу
лопата в лесу

Массивные якоря заводского изготовления типа «плуг» в магазинах джиперского снаряжения стоят достаточно дорого. Для редких выездов на природу на седане, хэтчбеке или переднеприводном «кроссовке» их приобретать нерационально. Но если вы обладаете навыками работы с болгаркой и сваркой, то стоит погуглить популярный у полноприводной публики так называемый «грузинский якорь». Он является «конструкцией выходного дня», не занимает много места в багажнике и легко изготавливается из подручного металлолома. Якорь представляет собой заостренный стержень с приваренными крыльями и куском стального троса. Забиваем его кувалдочкой в грунт под углом так, чтобы трос выходил на поверхность ниже уровня земли через прокопанную лопатой канавку, и успешно «лебедимся».

Volkswagen Polo в лесу

«Смеяться после слова лопата»

Съезжая с дороги, не забудьте про три главных инструмента – один шанцевый и два плотницких: лопату, топорик и ручную пилу по дереву с крупным зубом. Стоит заранее убедиться, что топорик не болтается на топорище, а пила остра: они помогут вам разрезать упавшее поперек дороги дерево, нарубить веток, чтобы заполнить глубокую колею, и так далее. Лопату желательно иметь с поперечной рукояткой на черенке – именно такой удобнее всего подкапывать грунт под колесами и порогами. Не ленитесь хорошенько выровнять ямы-канавы под колесами и на пути вытягивания машины, даже если на помощь идет тяжелый внедорожник с мощным тросом. Это избавит от повреждений порогов, бамперов и защиты двигателя.

Volkswagen Polo лопата в багажнике

Заранее проверьте буксировочную проушину на своей машине на предмет острых кромок, и если они есть, обработайте их наждачкой. Задняя проушина часто выполнена из отштампованного металла, и ее кромки способны перерезать синтетический трос, если он закрепляется петлей или узлом. Переложите съемную переднюю резьбовую проушину из ниши под полом багажника в доступное место в салоне, чтобы не выкладывать на землю гору вещей и снаряжения, добираясь до нее, когда потребуется.

Volkswagen Polo застрял в лесу

Ну и главный совет – если уж съезжаете с шоссе на «пузотерке», трезво оценивайте ограниченные возможности своего автомобиля вне асфальта. Промеряйте глубину штурмуемых луж с помощью резиновых сапог и палки, не ленитесь заранее пускать в ход цепи, сэндтраки и лопату, не надейтесь на великое русское «авось». Едва ли ведро подберезовиков или килограмм плотвы стоят оторванного бампера, промятого порога или многочасового кормления комаров в ожидании помощи.

Volkswagen Polo застрял в лесу

Опрос
Вам когда-нибудь доводилось застревать на легковушке на бездорожье?
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
8 комментариев
11.05.2018 10:01
altersin
нарубить веток, чтобы заполнить глубокую колею

я вот прям живо представил себе, как Поло пытается проехать по затопленной колее с ветками, где буксонула бы шишига))

з.ы.: и как потом доставать из земли тот самый якорь или подразумевается, что он одноразовый? ))

4

11.05.2018 12:15
Евгений Балабас

Ну, не преувеличивайте! ))) Главный совет при съезде с асфальта на непредназначенной для этого машине - сохранять здравый смысл. Попадать в колею намеренно, конечно же, не следует, но порой это может случиться и против вашего желания. Тут уже лучше иметь возможность хотя бы нарубить веток ))

VW Polo, безусловно, не лучший "седан для бездорожья" - слишком низко у него, к примеру, торчат опоры пружин задней балки. Скажем, та же Гранта в этом смысле лучше. Но в подготовке материала задействовали то. что попалось под руку ...

Касательно же извлечения якоря - поверьте, это несложно. Во-первых, к нему приварено кольцо-проушина (на 4 фото снизу его видно), просунув в которое рукоятку кувалдочки, делается пара вращательных движений, и якорь в грунте ослабевает. Ну а на деле проще несколько раз вдарить той же кувалдой по нему перпендикулярно его оси, раскачав. И выдергивается он, как морковка.

8

11.05.2018 13:39
Александр Михайлов

Я бы еще добавил, что выезжая в потенциально непролазные места , берите с собой обязательно фонарь, лучше налобный, чтобы можно было хоть что-то видеть когда "откапываешь машину" уже в темноте, не всегда получается быстро выехать из сложного места, и иногда приходится экономить топливо и заряд аккумулятора. В силу этого так же бы добавил, что если аккумулятор на машине слабый, нужно учитывать , пока ты откапываешь машину, включая свет, печку или музыку, это может незаметно высадить аккумулятор. Так же бы добавил что неплохо иметь маленькую канистру с топливом,спички и запас еды и воды, помощь не всегда быстро приходит. Сам часто езжу в походы и на рыбалку/охоту на Солярисе хэтчбеке. Уже несколько раз менял защиту двигателя, побитую об камни,пыльник двигателя,часто отрывал оба бампера, есть замятины на порогах, всегда получалось выбраться без особых проблем. Но конечно мне наверное машина повыше нужна

6

14.05.2018 10:01
Андрей Чепелев

Действительно, в вашем случае это бесспорно :)

2

13.05.2018 08:09
Михалыч

Есть более рациональный вариант езды по бездорожью если нет внедорожника: идёшь на сайт объявлений находишь самую дешёвую, но на ходу Оку или Запорыгу, покупаешь, вкорячиваешь колеса побольше ( к примеру на 14), купленные бэушными там же, ставишь ее на дачу или к родственникам в деревню В итоге получаешь аппарат для бездорожья по цене МТ резины, который абсолютно не жалко, а если надоест можно сдать в чермет за теже деньги))) P.S. Там где пехота не пройдет и бронепоезд не промчится - Запор на пузе проползет и ***** с ним не случится)))

6

14.05.2018 08:49
Евгений Балабас

"....находишь самую дешёвую, но на ходу Оку или Запорыгу...."

Согласен с вами - Запор с его плоским брюхом даже на штатной резине весьма ловко лазиет по бездорожью. Факт известный, и мне доводилось ездить на "ушастом" в таких условиях. Ока, задранная и поставленная на колеса от квадрика - тоже роскошный вариант. Но, к сожалению, у таких вариантов слишком много обременений. Сперва довести до ума по железу (ибо в 2018 году и Оки, и Запоры уже изрядно убиты все, за исключением тех редких, за которые просят, как за мерседес), затем где-то хранить/регистрировать/страховать, или же быть ограниченным только "безномерной" ездой в деревне... Городскому жителю все это малоподходяще, увы...

8

13.05.2018 14:36
Pavel Elagin

Кстати, лопата может заменить лебедку - привязываем трос к машине, другой конец вокруг воткнутой в землю лопаты несколько раз оборачиваем, поближе к земле, лопату наклоняем и... машина на 10см сдвигается, подтягиваем веревку и так пока не вытащишь машину... По принципу ручага. Если нет лопаты, но есть веревка - подойдет полиспаст. Описывать не буду - смотрите в Интернете. Кстати раз полиспастом вытаскивали севший на лесовозной дороге ЗИЛ-157...

1

05.04.2019 00:18
Pavel Elagin

Ничего не сказано про волшебное слово ПОЛИСПАСТ.. .И еще - если воткнуть лопату в грунт и обмотать черенок веревкой, то можно легко вытащить машину из грязи, используя лопату как рычаг и подматывая веревку.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings