Страна, победившая пробки: как живется автомобилисту в Японии

Все знают, что в Японии у машин руль в бардачке и все ездят по левой стороне дороги. А еще ходят слухи, что в Токио жуткие пробки, сложные развязки, вместо зеленого сигнала светофора – синий, а туристу нельзя брать машину напрокат. Сейчас разберемся на личном опыте, что из этого правда, а что – вымысел.

В Стране восходящего солнца я провела около месяца. За это время успела воспользоваться практически всеми разновидностями транспорта, который там существует, немного привыкнуть к жизни японского автомобилиста и в который раз удивиться трудностям перевода, которые настолько правдоподобно описаны в одноименном фильме с Биллом Мюрреем в главной роли.

Не затеряться в транспортном клубке

Схемой токийского метро можно смело пугать любого москвича. На первый взгляд разобраться в этом хитросплетении цветных ниточек просто невозможно – особенно после десятичасового перелета. Плюс ко всему, при всей своей внешней прогрессивности японцы довольно слабо говорят по-английски, так что спрашивать дорогу особо не у кого. Это ничего: пара дней блужданий и мучений – и ты понимаешь, что на самом деле система общественного транспорта организована на удивление логично.


Так, в столице есть, собственно, метрополитен, а есть сеть электричек. И то, и другое нанесено схематично на одну карту, оттого и выглядит так ужасающе. Вместе две этих системы отлично охватывают все районы города; между станциями едва ли больше 15 минут неторопливого пешего хода. При этом в городе несколько компаний, и каждая обслуживает определенные ветки, поэтому платить приходится не только за саму поездку, но и за переход с линии на линию.

Зато внутри вагонов – белоснежный пластик, холодок кондиционеров, плазменные экраны и мягкие сиденья. А еще бегущая строка с названиями станций. И да, это не шутка, тут действительно имеются специально обученные люди, которые утрамбовывают пассажиров в поезда в часы пик. За поездки расплачиваешься карточкой под названием «Пасмо» – на нее через автомат зачисляется определенная сумма денег, которую можно потратить не только на проезд, но и на жвачку и газировку в ближайшем киоске.


cu3CsA6CjkU.jpg


Некоторые электрички функционируют без машиниста. Например, линия монорельса, ведущая на намывные острова в район Одайбы, совершенно автономна. В одном месте поезд даже делает разворот на 360 градусов, чтобы набрать высоту, и для туристов поездка на таком транспорте может быть даже интереснее, чем посещение расположенного там же, в Одайбе, музея старых автомобилей.

О добрых полицейских

Не сказать, что дорожной полиции тут много. Между населенными пунктами никаких стационарных постов нет и в помине, а в самом городе полицейские чаще выдают справки и помогают найти дорогу. Интересно, что служители закона здесь используют все возможные разновидности транспорта: и велосипеды, и мотоциклы, и автомобили.

На двухколесной технике ездят виртуозно – а как еще может быть в стране, откуда родом мотоджимхана? Районы города патрулируют преимущественно по вечерам. Кстати, среди пойманных нарушителей немало и тех, кто ездит на обыкновенных велосипедах, ибо к последним здесь много требований. В частности, каждое транспортное средство должно быть зарегистрировано и иметь не только номера, наклеенные на раму, но и некое подобие техпаспорта. Более того, у велосипедов должна быть работающая фара!

Сэкономить на передвижениях по стране

Про Японию говорят, что жить здесь дорого. Как по мне, то цены на продукты, отели и транспорт в городской черте вполне сопоставимы с московскими. К ощутимым тратам стоит приготовиться, отправляясь в более-менее удаленные уголки страны. Так, междугородние электрички, особенно скоростные, стоят несколько тысяч рублей в пересчете на наши деньги. Зато никогда не опаздывают и приходят всегда минута в минуту.

Самые быстрые японские поезда именуются шинкансенами. Имеют приплюснутую переднюю часть, напоминающую утиный клюв, и разгоняются более чем до 270 км/ч. Так что от Токио до, например, древней столицы Киото можно домчать за два часа, только заплатить за это придется уже порядка 18 000 рублей. Для сравнения, тот же самый путь на ночном автобусе обойдется в 4-5 тысяч, с учетом нынешних колебаний на валютном рынке.

А еще можно приобрести так называемый JR pass – это проездной только для иностранцев сроком на 7, 14 или 21 дней, позволяющий совершать неограниченное количество поездок на поездах. Продается он только за рубежом – можно купить, например, в той турфирме, что будет заниматься вашей визой, а в турфирму вы обратитесь в любом случае, ибо самостоятельное получение японской визы – это если не утопия, то чрезвычайно утомительная процедура, которая, увы, не позволит вам сэкономить ни рубля.

Жизнь в городском потоке

Токио – одна из крупнейших агломераций мира, а пробок тут я практически не видела – разве что чуть затрудненное движение на лепестках эстакад. Это достигается за счет хитроумных систем развязок и многоуровневых дорог. Конечно, городской ландшафт немного страдает, но для безмятежного любования природными красотами у японцев есть совсем другие места.

Качество асфальта и разметка, как вы понимаете, идеальные. В центре перекрестков для поворота направо (аналогичен нашему повороту налево) рисуют специальную стоп-линию с направляющими. В итоге никакой «свалки», никто никому не мешает, а упорядоченность движения не может не восхищать – особенно когда смотришь сверху, с высоты 10-го этажа.


1234693_727034587311111_1323295406_n.jpg



***

Штрафы тут очень ощутимые, а за кое-какие правонарушения можно запросто получить тюремный срок. Может, поэтому правил никто не нарушает, а может, дело в менталитете. Водят аккуратно, дистанцию сохраняют в три-четыре машины длиной. Светофоры стоят через каждые 100-200 метров. Любопытно, что привычный нам зеленый сигнал здесь раньше был синим, и кое-где он таким и остался.

Бесплатных парковок тут нет в принципе, равно как нет и традиции ставить автомобили вдоль тротуара – в ряд или ёлочкой. Нет, на больших проспектах – отдельные «кармашки», отмеченные специальной разметкой, и тут же стоит паркомат. Надо заметить, местные жители – мастера ювелирной парковки, вы сами в этом убедитесь. И территория страны не такая большая, и о месте, где будет стоять автомобиль, приходится задумываться задолго до его приобретения.

Как и у нас, «зеленые» водители, недавно получившие права, клеят на стекло особый знак. Символичный, как и все японское, он напоминает молодой росток. Пожилые водители, чей возраст более 75 лет, также обозначают свои транспортные средства, но если прежде их знак напоминал осенний лист, то потом по этическим соображениям «жухлый» символ сменили на четырехлистник.

***

Местный автопарк выглядит довольно забавно. Во-первых, надо ли говорить, что представлен он преимущественно Тойотами и Хондами – автомобильный патриотизм развит в Японии как нигде, и, конечно, в большинстве своем это модели, незнакомые даже тем российским водителям, кто живет далеко на восток за хребтом Урала.

Европейские марки – BMW, Citroen, да еще и с левым рулем – это, скорее, попытка выделиться из толпы и подчеркнуть свои статус и индивидуальность.

Старых машин почти нет, исключение составляют раритеты, которые специально холят и лелеют. Много малокубатурных автомобилей, но немало и минивэнов. Среднестатистическая машина, мчащаяся по проспекту Токио, отличается высокой посадкой, едва заметным намеком на клиренс и практически полным отсутствием капота, из-за чего автомобили напоминают буханки хлеба или маленькие серванты. А все потому, что транспортный налог тут, помимо ряда других параметров, зависит и от длины автомобиля – стало быть, к чему ненужные сантиметры?




***

Самое забавное явление на японских улицах – это регулировщики и люди, работающие временными дорожными знаками. Первые приветливыми знаками рук в белоснежных перчатках приглашают тебя идти по «зебре», когда тебе, в общем-то, и так уже загорелся зеленый, и ты ступил на проезжую часть. Жестикулируют отчаянно, еще и улыбаясь при этом во все 32 зуба. Вторые просто безучастно держат дорожный знак. Их может быть несколько, стоящих друг за другом. Чаще всего они предупреждают о ремонте. Пусть это и выглядит несколько странно, зато, согласитесь, отменный способ борьбы с безработицей!


9pLIOTWi11k.jpg


А в исторических районах старого Токио вроде той же Асакусы можно встретить самый необычный транспорт. Это даже не велорикши – это мускулистые молодые люди, которые катят коляски с туристами… вручную, фактически на собственной натренированной спине. Сложно представить, какую физическую нагрузку им приходится испытывать ежедневно, но без дела они обычно не сидят.


sadjMFD_qxs.jpg



Аренда авто и адаптация к левостороннему движению

На путешественнических форумах нередко пишут, что процесс аренды автомобиля в Японии сопряжен с определенными сложностями. К тому же когда я озаботилась этим вопросом, оказалось, что как раз настал один из местных непостижимых праздников, и по этому случаю во всех крупных международных прокатных конторах все машины оказались разобраны.

В конце концов неподалеку от моего отеля обнаружилась небольшая фирма, сотрудники которой были готовы предоставить на несколько дней Toyota Probox по гуманной цене. Разумеется, в этой компании тоже никто толком по-английски не говорил – объяснять, какое количество дней нам нужно, пришлось буквально на пальцах. В какой-то момент мой приятель даже перешел от отчаяния на испанский, но в итоге, надо заметить, все поняли друг друга.

К слову, Япония стала первой страной, где пришлось предъявлять международное водительское удостоверение. Даже в Египте, тоже подписавшем только Женевскую конвенцию и устанавливающим, стало быть, аналогичные правила, вполне можно было обойтись национальными российскими. Впрочем, надо ли лишний раз говорить о том, что соответствующую корочку полезно иметь, отправляясь в любую страну?

***

К левостороннему движению все привыкают по-разному: кто-то моментально перестраивается, другие мешкают, совершая непривычные правый или левый поворот. Это может стать неудобством; в остальном же качество японских дорог вполне приемлемо. О ремонтных работах предупреждают заранее и такими яркими и многочисленными световыми табло и знаками, что не заметить просто невозможно. На крутых серпантинах в горах иногда ставят круглые зеркала, чтобы лучше было видно встречку. На загородных трассах таблички с указанием расстояния до следующего города подсвечены дополнительно.

Проезд по скоростной трассе стоит в среднем ощутимо дороже, чем по европейским платным дорогам, но это окупается сэкономленным временем, ибо плотная застройка, сопровождаемая безумным количеством светофоров, не заканчивается даже в нескольких десятках километров от «большого» Токио.




А потом городские ландшафты резко сменяются природой, а дороги пустеют. Чем дальше от Токио, тем меньше населенные пункты. Когда въезжаешь в район вулканической активности, начинаешь чувствовать характерный сернистый запах, а если припарковаться и прогуляться по обочинам, то видишь светло-зеленые фумаролы, откуда выходит горячий пар. Атмосфера в удаленных от столицы городах куда более аутентичная, дорожное движение спокойное, да и особых проблем с парковкой не наблюдается.

***

Здесь можно было бы еще рассказать о японских достопримечательностях, но я не поддамся этому искушению – эта статья все же об автомобильных обычаях и нравах. А про удивительную природу и архитектуру – как-нибудь в другой раз.

Как видите, Япония – вполне подходящая для путешествия на любом виде транспорте страна. Местами непонятная, не перестающая удивлять ни на минуту, не самая привычная для нашего менталитета. Ощущение, что находишься на другой планете, преследует здесь куда чаще, чем даже в каких-нибудь африканских дебрях, да и добираться сюда долго. Но хотя бы раз это точно стоит сделать.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
3 комментария
10.05.2016 00:44
Иван Иванов

"Токио – одна из крупнейших агломераций мира, а пробок тут я практически не видела – разве что чуть затрудненное движение на лепестках эстакад. Это достигается за счет хитроумных систем развязок и многоуровневых дорог. "

И тут сам собой напрашивается вывод, как у нас дороги прокладывают с московскими многочасовыми пробками.


10.05.2016 19:47

но не забывай, что у нас не хотят люди жить около развязок. Я думаю можно настроить 3-х, 4-ех уровневые дороги по всему городу и будешь из около 5-6 этажа смотреть на дорогу. + у нас много исторических построек, поэтому пошли путем создания платных парковок, чтобы уменьшить число желающих поехать на авто. В Японии и это думаю есть)

1

10.05.2016 22:14
111111111

Забавна предвзятость автора) Когда пишет про Ельцина, между строк сквозит: ничего конкретно предъявить не могу, но он во всем виноват. А самодурство Лужкова описывает с теплотой: АЗЛК отдал проходимцу и угробил, но ведь старался мужик!)

1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings