Суперформула: технические «фишки» болидов F1, запрещенные FIA

5890 0 2
Поделиться: 0 0 0 0 0 2

В первой части нашего повествования мы начали рассказывать о самых спорных и безусловно новаторских технических решениях за всю историю Формулы-1, которые по разным причинам были либо запрещены регламентом, либо не оправдали надежд, возложенных на них конструкторами. Болиды-пылесосы, болиды с вертолетной турбиной и шестиколесные болиды. Этим пытливые умы инженеров не ограничились, и мы представляем следующую тройку.

4. Двойное шасси для Lotus

В прошлой публикации мы рассказали о Колине Чемпене, который, возглавляя команду Lotus, год за годом шел в авангарде технической эволюции болидов Формулы-1. И 1981 год не стал исключением.

Стоит признать, что изобретенный им граунд-эффект существенно повысил скорости на трассах Гран-при, что, мягко говоря, не лучшим образом отразилось на безопасности гонок. С одной стороны, этот самый граунд-эффект позволял проходить любые повороты как по рельсам, с другой – малейшая неровность дороги открывала доступ встречным потокам воздуха под днище, в связи с чем прижимная сила резко сокращалась, а это в контексте возросших скоростей могло запросто отправить болид прямиком в отбойник. В итоге в 1981 году после решения FISA аэродинамические юбки оказались вне закона, а клиренс болида отныне не должен был быть меньше 60 мм.


Естественно, Чемпена абсолютно не устраивало, что очередное его детище было предано забвению, лишив тем самым Lotus конкурентного преимущества. Но гениальный инженер был вовсе не из числа тех людей, которым свойственно долго горевать над собственными неудачами. И в том же году со стапелей британской конюшни сходит модель 88 с совершенно революционной схемой «двойного шасси». Еще во время тестов в прессу просочилась информация, что новый Lotus вообще начисто лишен подвески всех четырех колес, что позволяло свести крены к минимуму, компенсировав тем самым отсутствие шторок. Но истина выглядела еще более сногсшибательно: Lotus 88 обладал двойной системой подрессоривания.

Все дело в том, что фактически болид состоял из двух кузовов – несущего монокока, который совместно с элементами подвески функционировал в системе «автомобиль – дорога» и внешнего кузова, оснащенного собственной системой подрессоривания и работающего в системе «воздушный поток – автомобиль». В итоге при стартовых замерах «88-й» соответствовал требованиям минимального дорожного просвета в 60 мм, а при возросших аэродинамических нагрузках внешний кузов независимо от несущей конструкции прижимался к земле, тем самым перекрывая доступ воздуха под днище автомобиля.

Lotus 88 должен был дебютировать в США, но против его старта подали протест практически все команды. Несмотря на то что техническая комиссия признала болид соответствующим техническим требованиям, судейская коллегия старт запретила. Привлечение Чемпеном юристов и обращения к представителям местных автомобильных сообществ ничего не дали, и 88-й так и не увидел гонок.




Ситуация, прямо скажем, двоякая. С одной стороны, «88-й» соответствовал всем существующим на тот момент требованиям, так как все замеры проводились перед стартом и после финиша, с другой – схема с двойным шасси и являлась по сути запрещенным граунд-эффектом. Можно долго дискутировать на тему, насколько по-джентльменски был спроектирован Lotus 88, но конкуренты в ходе этого инцидента так же выглядели не в лучшем свете. Факт того, что «КБ Чемпена» просто боялись, отрицать невозможно. Проще было задушить перед стартом, нежели пытаться обойти после.

5. «Честная» конкуренция

В предыдущем пункте мы остались перед дилеммой, насколько конструкция Lotus удовлетворяет неписаным правилам «честной игры». Сейчас мы дадим если не ответы, то поводы для сомнений уж точно. Чемпен всегда играл в открытую, в то время как некоторые его конкуренты, крича о нарушениях всевозможных технических требований со стороны британца, вполне успешно находили лазейки в регламенте гораздо менее изысканными методами.

Так, например, знакомая нам по «Пылесосу» 1978 года команда Parmalat Race Team реализовала после скандала вокруг Lotus 88 в своем Brabham BT49 гидропневматическую подвеску с возможностью изменения дорожного просвета. По сути, в Brabham просто скопировали идею Чемпена с одной лишь разницей – клиренс изменялся не под воздействием аэродинамики, а простым нажатием кнопки. Это по-прежнему было использованием запрещенного граунд-эффекта в чистом виде. Во многом благодаря этому в 1981 году пилот Brabham Нельсон Пике завоевал свой первый чемпионский титул. Я напомню, что в том же году Lotus 88 вообще не был допущен на старт.





Многие команды закидывали FISA протестными петициями касательно конструкции BT49, на что ее президент Жан-Мари Балестр стыдливо пожимал плечами: «Я лично считаю, что у Brabham не все правильно, но на данный момент мы этого доказать не можем». Таким образом, официально запрещенный в целях снижения скоростей на трассах граунд-эффект просуществовал в виде подвесок с изменяемым дорожным просветом еще два года, пока трагическая авария Жиля Вильнева на Гран-При Бельгии не стала причиной пересмотра регламента.

6. Бериллий в блоке и демпферы масс

Не все изобретения, попавшие под запрет FIA, были безумны, как пылесосы Brabham, и сомнительны, как полноприводный Lotus 56B c газотурбинным двигателем. Однако, как ты понял из всего вышеизложенного, выскочки со своими техническими новшествами, которые позволяли с пугающей стабильностью привозить секунды конкурентам, этих самых конкурентов сплошь и рядом не устраивали. И тогда за трофеи начинали бороться уже не гонщики, а юристы.




Команда Renault и Фернандо Алонсо в частности отлично выступали в сезоне 2006 года, пока FIA не усмотрела подвох. Проблема была в механизме, который получил название демпфер масс. По сути это 9-киллограммовый диск, расположенный между двух пружин. Основной функцией агрегата, размещенного в носовой части болида R26, было гашение естественных колебаний шин. Благодаря этому удалось стабилизировать расположение переднего «оперения» относительно покрытия трассы. FIA наложила запрет на демпфер масс, сославшись на его косвенный аэродинамический эффект, в то время как подвижные элементы аэродинамики уже давно находились вне закона. После этого инцидента инициатива полностью перешла в руки Михаэля Шумахера на Ferrari, однако заработанных в первой половине чемпионата очков хватило Алонсо, чтобы взять свой второй чемпионский титул.




В конце 90-х McLaren был серьезной занозой в пятой точке Ferrari, а в определенный момент «Серебряные стрелы» ощутимо вырвались вперед, казалось бы, на абсолютно ровном месте. В Ferrari недоумевали в сложившейся ситуации: конструкция моторов идентичная, обороты одинаковые… Откуда у Mercedes избыточная мощность? Секрет крылся в редком алюминиево-бериллиевом сплаве, из которого были выполнены поршни и стенки цилиндров. Сплав сочетал низкую удельную массу и небывалую прочность, что позволяло добиться на выходе прибавки к максимальной мощности в 40-50 «лошадей». Естественно, FIA тут же запретила использование любых экзотических сплавов при производстве болидов. Это произошло в 2001 году.

Что в итоге?

Схема «Что не запрещено, то разрешено» работает в Формуле-1 ровно до того момента, пока твое конкурентное преимущество, обусловленное техническими инновациями, не станет совсем вопиющим на фоне соперников. С одной стороны, эти «удавки» позволяют сохранить конкурентную борьбу на должном уровне, с другой – все это отговорки в пользу бедных, потому что написать кляузу в FIA гораздо проще, нежели разработать и внедрить в свои болиды то, что оставит твоим оппонентам только одну перспективу – глотать пыль.

Читайте также:


Понравилась статья? 0 0 0 0 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / В России
Kia представила российскую версию Rio нового поколения

Новый Рио доберется до российских дилеров уже этим летом. Модель будет доступна с двумя моторами

3691 0 5
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Автомобиль модельной внешности: рождение профессиональных фото автомобильного экстерьера

В нашем прошлом материале мы начали рассказывать, как создаются официальные фотографии автомобилей. Тогда мы выяснили, где и какими силами проводится эта интересная работа, подготовили автомобиль и даже установили его на…

136 0 0
Статьи / Практика
Лучше современных: как правильно доработать старое советское зарядное устройство

У многих в гаражах пылятся и ржавеют старые советские зарядные устройства. Дизайн их нередко напоминает о ядерной войне, а внешнее состояние порой оставляет желать лучшего... Но зато у этих приборов есть главное –…

4899 1 0
Выбор авто / Новые авто
Разные одноклассники: что выгоднее купить – Hyundai Solaris или Kia Rio?

Исподлобья смотря на переписываемые месяц от месяца цены на новые автомобили, наблюдая за премьерами и анонсами и думая о покупке лучшей машины за планируемые деньги, большинство потенциальных обладателей автомобиля из…

21597 3 15
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Corsa D с пробегом: не очень надёжные МКПП и выносливые моторчики

Интерес к маленьким машинкам у нас в России, под стать машинкам, маленький. А зря. Есть среди них очень интересные экземпляры, которые вполне способны и пакеты с покупками перевезти, и даже в соседний город свозить. И…

1051 4 3
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Corsa D с пробегом: удивительно крепкий кузов и «скрипучие» тормоза

Маленькие машины в России не очень любят. Исключений не много, к ним, пожалуй, можно отнести только Skoda Fabia, VW Polo и Opel Corsa, с натяжкой – Peugeot 206 и. Остальные «малыши» встречаются в минимальных количествах,…

1513 16 2
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Sportage II с пробегом: лучший двигатель XXI века и болезнь правого ШРУСа

Можно ли купить корейский кроссовер, например, Kia Sportage II, и быть счастливым? Мы уже начали разбираться в этом вопросе в первой части нашего обзора. И в целом ничего совсем уж страшного в этом автомобиле пока не…

11494 7 1
Популярные тест-драйвы
Редкие авто
Некоторые монстры живы до сих пор: опыт владения Hummer H2

Было время, когда они были везде. По телевизору – в каждом клипе, у ресторана – на VIP парковке, на свадьбе – во главе кортежа. Квадратные громилы, увешанные тонной хромированных аксессуаров, шокирующие диаметром дисков…

30768 0 0
Тест-драйвы / Одиночные
Секрет притягательности: тест-драйв Hyundai Creta 1.6 4WD

Субкомпактный кроссовер корейской марки ворвался на российский авторынок как пиратский бриг в бухту Маракайбо. «Бешеный спрос: Hyundai Creta обошёл всех конкурентов по скорости продаж», «Продажи Hyundai Creta в России…

29218 10 22
Редкие авто
Ламборгини? Нет, не слышал: опыт владения Chrysler 300C Touring

Не секрет, что американцы недолюбливают универсалы. К чему эти полумеры, когда можно купить внедорожник или такой милый сердцу патриота пикап? Тем парадоксальнее, что один из самых харизматичных «сараев», с легкостью…

17291 1 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

68180 9 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

55005 7 3
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

26840 12 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

57981 3 32
Статьи / Военная техника
Двойное назначение: гражданские версии советских ракетовозов

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны…

30456 3 0
Статьи / Военная техника
Гигант на обочине: секретный ракетный тягач «Оплот»

В истории советской военной промышленности было немало случаев, когда экспериментальная машина с рядом оригинальных технических решений проваливала военную приемку. Немало перспективных военных разработок погубили…

22695 2 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

109041 4 3
Статьи / История
Калека, шаланда и ведровер: народные прозвища Москвича, Волги и Жигулей

Зачем машинам прозвища? Это можно объяснить в тех случаях, когда у модели нет официального имени, только цифра индекса. Но далеко не всегда это так! Итак, первая часть исследования народного автомобильного нейминга и его…

22278 5 0
Статьи / История
Ошибки Юности: почему микроавтобус ЗИЛ так и не стал массовым

Московский Завод имени Лихачева (ЗИЛ) был широко известен даже за пределами СССР своими грузовыми автомобилями, которые составляли основу народнохозяйственного автопарка огромной страны. Кроме того, на ЗИЛе также…

9209 2 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?