Суперформула: технические «фишки» болидов F1, запрещенные FIA

6087 0 2
Поделиться: 0 0 0 0 0 2

В первой части нашего повествования мы начали рассказывать о самых спорных и безусловно новаторских технических решениях за всю историю Формулы-1, которые по разным причинам были либо запрещены регламентом, либо не оправдали надежд, возложенных на них конструкторами. Болиды-пылесосы, болиды с вертолетной турбиной и шестиколесные болиды. Этим пытливые умы инженеров не ограничились, и мы представляем следующую тройку.

4. Двойное шасси для Lotus

В прошлой публикации мы рассказали о Колине Чемпене, который, возглавляя команду Lotus, год за годом шел в авангарде технической эволюции болидов Формулы-1. И 1981 год не стал исключением.

Стоит признать, что изобретенный им граунд-эффект существенно повысил скорости на трассах Гран-при, что, мягко говоря, не лучшим образом отразилось на безопасности гонок. С одной стороны, этот самый граунд-эффект позволял проходить любые повороты как по рельсам, с другой – малейшая неровность дороги открывала доступ встречным потокам воздуха под днище, в связи с чем прижимная сила резко сокращалась, а это в контексте возросших скоростей могло запросто отправить болид прямиком в отбойник. В итоге в 1981 году после решения FISA аэродинамические юбки оказались вне закона, а клиренс болида отныне не должен был быть меньше 60 мм.


Естественно, Чемпена абсолютно не устраивало, что очередное его детище было предано забвению, лишив тем самым Lotus конкурентного преимущества. Но гениальный инженер был вовсе не из числа тех людей, которым свойственно долго горевать над собственными неудачами. И в том же году со стапелей британской конюшни сходит модель 88 с совершенно революционной схемой «двойного шасси». Еще во время тестов в прессу просочилась информация, что новый Lotus вообще начисто лишен подвески всех четырех колес, что позволяло свести крены к минимуму, компенсировав тем самым отсутствие шторок. Но истина выглядела еще более сногсшибательно: Lotus 88 обладал двойной системой подрессоривания.

Все дело в том, что фактически болид состоял из двух кузовов – несущего монокока, который совместно с элементами подвески функционировал в системе «автомобиль – дорога» и внешнего кузова, оснащенного собственной системой подрессоривания и работающего в системе «воздушный поток – автомобиль». В итоге при стартовых замерах «88-й» соответствовал требованиям минимального дорожного просвета в 60 мм, а при возросших аэродинамических нагрузках внешний кузов независимо от несущей конструкции прижимался к земле, тем самым перекрывая доступ воздуха под днище автомобиля.

Lotus 88 должен был дебютировать в США, но против его старта подали протест практически все команды. Несмотря на то что техническая комиссия признала болид соответствующим техническим требованиям, судейская коллегия старт запретила. Привлечение Чемпеном юристов и обращения к представителям местных автомобильных сообществ ничего не дали, и 88-й так и не увидел гонок.




Ситуация, прямо скажем, двоякая. С одной стороны, «88-й» соответствовал всем существующим на тот момент требованиям, так как все замеры проводились перед стартом и после финиша, с другой – схема с двойным шасси и являлась по сути запрещенным граунд-эффектом. Можно долго дискутировать на тему, насколько по-джентльменски был спроектирован Lotus 88, но конкуренты в ходе этого инцидента так же выглядели не в лучшем свете. Факт того, что «КБ Чемпена» просто боялись, отрицать невозможно. Проще было задушить перед стартом, нежели пытаться обойти после.

5. «Честная» конкуренция

В предыдущем пункте мы остались перед дилеммой, насколько конструкция Lotus удовлетворяет неписаным правилам «честной игры». Сейчас мы дадим если не ответы, то поводы для сомнений уж точно. Чемпен всегда играл в открытую, в то время как некоторые его конкуренты, крича о нарушениях всевозможных технических требований со стороны британца, вполне успешно находили лазейки в регламенте гораздо менее изысканными методами.

Так, например, знакомая нам по «Пылесосу» 1978 года команда Parmalat Race Team реализовала после скандала вокруг Lotus 88 в своем Brabham BT49 гидропневматическую подвеску с возможностью изменения дорожного просвета. По сути, в Brabham просто скопировали идею Чемпена с одной лишь разницей – клиренс изменялся не под воздействием аэродинамики, а простым нажатием кнопки. Это по-прежнему было использованием запрещенного граунд-эффекта в чистом виде. Во многом благодаря этому в 1981 году пилот Brabham Нельсон Пике завоевал свой первый чемпионский титул. Я напомню, что в том же году Lotus 88 вообще не был допущен на старт.





Многие команды закидывали FISA протестными петициями касательно конструкции BT49, на что ее президент Жан-Мари Балестр стыдливо пожимал плечами: «Я лично считаю, что у Brabham не все правильно, но на данный момент мы этого доказать не можем». Таким образом, официально запрещенный в целях снижения скоростей на трассах граунд-эффект просуществовал в виде подвесок с изменяемым дорожным просветом еще два года, пока трагическая авария Жиля Вильнева на Гран-При Бельгии не стала причиной пересмотра регламента.

6. Бериллий в блоке и демпферы масс

Не все изобретения, попавшие под запрет FIA, были безумны, как пылесосы Brabham, и сомнительны, как полноприводный Lotus 56B c газотурбинным двигателем. Однако, как ты понял из всего вышеизложенного, выскочки со своими техническими новшествами, которые позволяли с пугающей стабильностью привозить секунды конкурентам, этих самых конкурентов сплошь и рядом не устраивали. И тогда за трофеи начинали бороться уже не гонщики, а юристы.




Команда Renault и Фернандо Алонсо в частности отлично выступали в сезоне 2006 года, пока FIA не усмотрела подвох. Проблема была в механизме, который получил название демпфер масс. По сути это 9-киллограммовый диск, расположенный между двух пружин. Основной функцией агрегата, размещенного в носовой части болида R26, было гашение естественных колебаний шин. Благодаря этому удалось стабилизировать расположение переднего «оперения» относительно покрытия трассы. FIA наложила запрет на демпфер масс, сославшись на его косвенный аэродинамический эффект, в то время как подвижные элементы аэродинамики уже давно находились вне закона. После этого инцидента инициатива полностью перешла в руки Михаэля Шумахера на Ferrari, однако заработанных в первой половине чемпионата очков хватило Алонсо, чтобы взять свой второй чемпионский титул.




В конце 90-х McLaren был серьезной занозой в пятой точке Ferrari, а в определенный момент «Серебряные стрелы» ощутимо вырвались вперед, казалось бы, на абсолютно ровном месте. В Ferrari недоумевали в сложившейся ситуации: конструкция моторов идентичная, обороты одинаковые… Откуда у Mercedes избыточная мощность? Секрет крылся в редком алюминиево-бериллиевом сплаве, из которого были выполнены поршни и стенки цилиндров. Сплав сочетал низкую удельную массу и небывалую прочность, что позволяло добиться на выходе прибавки к максимальной мощности в 40-50 «лошадей». Естественно, FIA тут же запретила использование любых экзотических сплавов при производстве болидов. Это произошло в 2001 году.

Что в итоге?

Схема «Что не запрещено, то разрешено» работает в Формуле-1 ровно до того момента, пока твое конкурентное преимущество, обусловленное техническими инновациями, не станет совсем вопиющим на фоне соперников. С одной стороны, эти «удавки» позволяют сохранить конкурентную борьбу на должном уровне, с другой – все это отговорки в пользу бедных, потому что написать кляузу в FIA гораздо проще, нежели разработать и внедрить в свои болиды то, что оставит твоим оппонентам только одну перспективу – глотать пыль.

Читайте также:


Понравилась статья? 0 0 0 0 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
Audi A7 Sportback представлен официально

Модель нового поколения представляет новый язык дизайна марки, с частично позаимствованными у серии концептов Prologue решениями.

3394 0 1
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Военная техника
Для хозяйства, армии и космонавтов: интереснейшие шестиколесные машины из СССР

Трехосные машины в СССР – это не только по сей день бороздящие пространство и время КАМАЗы, КРАЗы и Уралы. Были в Союзе и другие машины, куда более редкие и интересные – и хотя шесть колес на трех осях чаще всего были…

4493 0 0
Статьи / Практика
Защита от угона по-советски: ретро-тест сигнализаций из СССР

Сегодня многим кажется, что понятие «автосигнализация» пришло в наш обиход лишь в 90-х благодаря импортной продукции, но это далеко не так. Ассортимент отечественных сигнализаций был весьма широк, вот только делали их…

7324 0 2
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят ВАЗ-1111 Ока

Это одна из тех машин, что в равной степени подвергались и нападкам, и обожанию. Над ней едко шутили те, кто не понимал, зачем она существует, и горячо любили те, для кого она была создана. Так и не ставшая массовой, но…

26453 1 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
FIAT Grande Punto с пробегом: теплолюбивый робот и огненный мотор

Хотите быть как Челентано? Ну или хотя бы как Тото Кутуньо? Тогда вам точно нужен итальянский автомобиль. И чтобы сильно не раскошеливаться, обратите внимание на FIAT Grande Punto. В первой части обзора этой машины мы…

1391 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Fiat Grande Punto с пробегом: двери с бахромой и капризы электроусилителя

Grande Punto – типично итальянская машина. Комфорт тут явно принесен в жертву низкой стоимости, поэтому не надо удивляться высокой нише багажника, простеньким опорам стоек подвески, отсутствию нормального водослива и…

2074 5 1
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Astra J с пробегом: не совсем удачные коробки и совсем неудачные моторы

Astra J – машина со всех сторон симпатичная. Вполне современная, но по-прежнему надёжная. Во всяком случае, в первой части нашего обзора мы не нашли никакого криминала ни в кузове, ни в салоне, ни в ходовой части.…

8643 6 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

17169 9 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

14585 3 1
Тест-драйвы / Одиночные
Пять тысяч километров России: длительный тест-драйв Nissan Terrano

Когда я впервые застрял на ровной дороге на Террано, позвонил другу. Мол, вытащи, пожалуйста, у тебя же настоящий “джып”. Сам он не смог, был занят, но позвонил другому товарищу, который это и сделал. Но успел спросить:…

12321 28 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

8421 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

9338 0 6
Статьи / Практика
Быть аккуратным водителем – выгодно: как сэкономить на каско при помощи смартфона

Мы уже говорили о телематических системах, следящих за автомобилем и его параметрами. Настало время рассказать об иной ветви эволюции телематики – приложениях, измеряющих вашу водительскую дисциплину. Разбираемся, какие…

3400 3 2
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

25250 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

13432 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

20592 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

115944 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

32799 1 24
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

29835 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?