Суперформула: технические «фишки» болидов F1, запрещенные FIA

5972 0 2
Поделиться: 0 0 0 0 0 2

В первой части нашего повествования мы начали рассказывать о самых спорных и безусловно новаторских технических решениях за всю историю Формулы-1, которые по разным причинам были либо запрещены регламентом, либо не оправдали надежд, возложенных на них конструкторами. Болиды-пылесосы, болиды с вертолетной турбиной и шестиколесные болиды. Этим пытливые умы инженеров не ограничились, и мы представляем следующую тройку.

4. Двойное шасси для Lotus

В прошлой публикации мы рассказали о Колине Чемпене, который, возглавляя команду Lotus, год за годом шел в авангарде технической эволюции болидов Формулы-1. И 1981 год не стал исключением.

Стоит признать, что изобретенный им граунд-эффект существенно повысил скорости на трассах Гран-при, что, мягко говоря, не лучшим образом отразилось на безопасности гонок. С одной стороны, этот самый граунд-эффект позволял проходить любые повороты как по рельсам, с другой – малейшая неровность дороги открывала доступ встречным потокам воздуха под днище, в связи с чем прижимная сила резко сокращалась, а это в контексте возросших скоростей могло запросто отправить болид прямиком в отбойник. В итоге в 1981 году после решения FISA аэродинамические юбки оказались вне закона, а клиренс болида отныне не должен был быть меньше 60 мм.


Естественно, Чемпена абсолютно не устраивало, что очередное его детище было предано забвению, лишив тем самым Lotus конкурентного преимущества. Но гениальный инженер был вовсе не из числа тех людей, которым свойственно долго горевать над собственными неудачами. И в том же году со стапелей британской конюшни сходит модель 88 с совершенно революционной схемой «двойного шасси». Еще во время тестов в прессу просочилась информация, что новый Lotus вообще начисто лишен подвески всех четырех колес, что позволяло свести крены к минимуму, компенсировав тем самым отсутствие шторок. Но истина выглядела еще более сногсшибательно: Lotus 88 обладал двойной системой подрессоривания.

Все дело в том, что фактически болид состоял из двух кузовов – несущего монокока, который совместно с элементами подвески функционировал в системе «автомобиль – дорога» и внешнего кузова, оснащенного собственной системой подрессоривания и работающего в системе «воздушный поток – автомобиль». В итоге при стартовых замерах «88-й» соответствовал требованиям минимального дорожного просвета в 60 мм, а при возросших аэродинамических нагрузках внешний кузов независимо от несущей конструкции прижимался к земле, тем самым перекрывая доступ воздуха под днище автомобиля.

Lotus 88 должен был дебютировать в США, но против его старта подали протест практически все команды. Несмотря на то что техническая комиссия признала болид соответствующим техническим требованиям, судейская коллегия старт запретила. Привлечение Чемпеном юристов и обращения к представителям местных автомобильных сообществ ничего не дали, и 88-й так и не увидел гонок.




Ситуация, прямо скажем, двоякая. С одной стороны, «88-й» соответствовал всем существующим на тот момент требованиям, так как все замеры проводились перед стартом и после финиша, с другой – схема с двойным шасси и являлась по сути запрещенным граунд-эффектом. Можно долго дискутировать на тему, насколько по-джентльменски был спроектирован Lotus 88, но конкуренты в ходе этого инцидента так же выглядели не в лучшем свете. Факт того, что «КБ Чемпена» просто боялись, отрицать невозможно. Проще было задушить перед стартом, нежели пытаться обойти после.

5. «Честная» конкуренция

В предыдущем пункте мы остались перед дилеммой, насколько конструкция Lotus удовлетворяет неписаным правилам «честной игры». Сейчас мы дадим если не ответы, то поводы для сомнений уж точно. Чемпен всегда играл в открытую, в то время как некоторые его конкуренты, крича о нарушениях всевозможных технических требований со стороны британца, вполне успешно находили лазейки в регламенте гораздо менее изысканными методами.

Так, например, знакомая нам по «Пылесосу» 1978 года команда Parmalat Race Team реализовала после скандала вокруг Lotus 88 в своем Brabham BT49 гидропневматическую подвеску с возможностью изменения дорожного просвета. По сути, в Brabham просто скопировали идею Чемпена с одной лишь разницей – клиренс изменялся не под воздействием аэродинамики, а простым нажатием кнопки. Это по-прежнему было использованием запрещенного граунд-эффекта в чистом виде. Во многом благодаря этому в 1981 году пилот Brabham Нельсон Пике завоевал свой первый чемпионский титул. Я напомню, что в том же году Lotus 88 вообще не был допущен на старт.





Многие команды закидывали FISA протестными петициями касательно конструкции BT49, на что ее президент Жан-Мари Балестр стыдливо пожимал плечами: «Я лично считаю, что у Brabham не все правильно, но на данный момент мы этого доказать не можем». Таким образом, официально запрещенный в целях снижения скоростей на трассах граунд-эффект просуществовал в виде подвесок с изменяемым дорожным просветом еще два года, пока трагическая авария Жиля Вильнева на Гран-При Бельгии не стала причиной пересмотра регламента.

6. Бериллий в блоке и демпферы масс

Не все изобретения, попавшие под запрет FIA, были безумны, как пылесосы Brabham, и сомнительны, как полноприводный Lotus 56B c газотурбинным двигателем. Однако, как ты понял из всего вышеизложенного, выскочки со своими техническими новшествами, которые позволяли с пугающей стабильностью привозить секунды конкурентам, этих самых конкурентов сплошь и рядом не устраивали. И тогда за трофеи начинали бороться уже не гонщики, а юристы.




Команда Renault и Фернандо Алонсо в частности отлично выступали в сезоне 2006 года, пока FIA не усмотрела подвох. Проблема была в механизме, который получил название демпфер масс. По сути это 9-киллограммовый диск, расположенный между двух пружин. Основной функцией агрегата, размещенного в носовой части болида R26, было гашение естественных колебаний шин. Благодаря этому удалось стабилизировать расположение переднего «оперения» относительно покрытия трассы. FIA наложила запрет на демпфер масс, сославшись на его косвенный аэродинамический эффект, в то время как подвижные элементы аэродинамики уже давно находились вне закона. После этого инцидента инициатива полностью перешла в руки Михаэля Шумахера на Ferrari, однако заработанных в первой половине чемпионата очков хватило Алонсо, чтобы взять свой второй чемпионский титул.




В конце 90-х McLaren был серьезной занозой в пятой точке Ferrari, а в определенный момент «Серебряные стрелы» ощутимо вырвались вперед, казалось бы, на абсолютно ровном месте. В Ferrari недоумевали в сложившейся ситуации: конструкция моторов идентичная, обороты одинаковые… Откуда у Mercedes избыточная мощность? Секрет крылся в редком алюминиево-бериллиевом сплаве, из которого были выполнены поршни и стенки цилиндров. Сплав сочетал низкую удельную массу и небывалую прочность, что позволяло добиться на выходе прибавки к максимальной мощности в 40-50 «лошадей». Естественно, FIA тут же запретила использование любых экзотических сплавов при производстве болидов. Это произошло в 2001 году.

Что в итоге?

Схема «Что не запрещено, то разрешено» работает в Формуле-1 ровно до того момента, пока твое конкурентное преимущество, обусловленное техническими инновациями, не станет совсем вопиющим на фоне соперников. С одной стороны, эти «удавки» позволяют сохранить конкурентную борьбу на должном уровне, с другой – все это отговорки в пользу бедных, потому что написать кляузу в FIA гораздо проще, нежели разработать и внедрить в свои болиды то, что оставит твоим оппонентам только одну перспективу – глотать пыль.

Читайте также:


Понравилась статья? 0 0 0 0 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Главная новость
Новости / Новинки
В линейке Toyota появился новый седан

В Таиланде стартуют продажи новой «четырехдверки» Toyota Yaris Ativ.

2664 1 3
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Премьеры
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Hyundai Creta

Серия статей, объединённая темой «пять вещей, за которые…» продолжает собирать самые популярные поводы ненавидеть (и наоборот) самые популярные автомобили. Сегодня у нас обладатель премии «Наглый новичок» – Hyundai…

9304 1 3
Статьи / Практика
Не будь таким зелёным: как правильно отключать EGR

Пока буржуйские суды разбираются с буржуйскими же инженерами, которые никак не хотят сделать автомобиль достаточно экологичным, наши сограждане стройными рядами едут в сервисы отключать систему рециркуляции отработавших…

6922 2 3
Статьи / Популярные вопросы
Что такое неподрессоренная масса, и на что она влияет

Неподрессоренная масса – один из терминов, часто используемых в тест-драйвах и материалах о доработке автомобилей. Обычно он упоминается в контексте замены дисков на более легкие, но само понятие неподрессоренной массы…

1550 2 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo T200-250 с пробегом: автомат, который лучше механики, и моторы с немецкими корнями

Из первой части обзора про бэушные Авео мы уже выяснили, что машины эти, как правило, никогда не подводят по-крупному, но способны портить нервы мелкими поломками по самым разным направлениям, годами находясь в состоянии…

203 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Aveo Т200-250 с пробегом: нежный металл кузова и сиденья для худеньких

Я сейчас скажу крамольную вещь: Aveo – одна из самых знаковых российских машин, которая сейчас почти забыта публикой. Но вскоре её звезда снова взойдет.

1223 2 3
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda 6 GH с пробегом: антифриз в масле и течи теплообменника

Mazda 6 GH до сих пор способна притягивать взгляды. Её и сейчас многие любят и считают вполне выгодным приобретением. Так ли это на самом деле? Не слишком ли многого мы ждём от немолодого автомобиля? Как мы выяснили в…

2309 0 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Месть за Цусиму: тест-драйв Datsun on-DO

За два дня – 27 и 28 мая 1905 года – японский флот практически полностью уничтожил русскую эскадру из 30 военных кораблей у острова Цусима. Это поражение российского флота унесло более пяти тысяч человеческих жизней…

34014 11 0
Тест-драйвы / Одиночные
Бомба для председателя: тест-драйв обновленной Toyota Camry Exclusive

Когда в 2005 году руководство компании Toyota решало, какую именно модель будут собирать на заводе, который начали строить в Шушарах, многие были удивлены сделанным выбором. Почему сердце успокоилось на солидном седане…

24353 3 6
Редкие авто
Ламборгини? Нет, не слышал: опыт владения Chrysler 300C Touring

Не секрет, что американцы недолюбливают универсалы. К чему эти полумеры, когда можно купить внедорожник или такой милый сердцу патриота пикап? Тем парадоксальнее, что один из самых харизматичных «сараев», с легкостью…

19682 1 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

74785 9 0
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

31392 0 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

6537 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Двухколесные солдаты: секретные одноосные тягачи Советской армии

Несмотря на сугубо мирную профессию оригинальных одноосных автомобилей-тягачей для работы в крупном гражданском строительстве, они негласно состояли на вооружении в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Там…

62067 3 32
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21162 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

10251 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

17916 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

21162 2 0
Статьи / История
Передаём за проезд: история разработки микроавтобуса Газель ГАЗ-3221

Этот небольшой микроавтобус стал неотъемлемым атрибутом жизни каждого жителя нашей страны, регулярно пользующегося общественным транспортом. Юркая и вместительная "Газелька" фактически стала синонимом слова «маршрутка» и…

10096 2 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?