Теперь бронированный: возрождение американского Humvee

5673 3 2
Поделиться: 0 2 0 0 0 0
Главный легкий армейский автомобиль США под названием HMMWV (он же Humvee), надолго пережил своего гражданского «родственника» Hummer. В 90-е казалось, что машина себя исчерпала: в условиях реальных боевых действий в горячих точках она практически не защищала экипаж не только от гранат и пехотных мин, но и от метких выстрелов из ручного стрелкового оружия. Тем не менее, выпуск Хамви продолжается до сих пор. В этом материале мы расскажем о создании компанией AM General новых более мощных серийных HMMWV с бронированными корпусами и опытных боевых машин будущего..

Серийные Хамви

В начале 1990-х годов все эти обстоятельства заставили AM General приступить к модернизации своей автотехники, которая выразилась в переходе на промежуточные семейства Хамви А1 и А2. Обновленные, чуть облегченные и более скоростные машины второго поколения получили новые двигатель, коробку передач и усиленную раму, но в остальном их общая конструкция практически не изменилась.

Базовый 160-сильнаый автомобиль М-1097А2 второго поколения с лебедкой

Базовый 160-сильный автомобиль М-1097А2 второго поколения с лебедкой

В этом семействе единым базовым шасси стал двухтонный автомобиль М1097А2 в разных комплектациях, оснащенный лишь двумя новыми агрегатами – 6,5-литровым дизелем V8 мощностью 160 л. с. и автоматической четырехпозиционной трансмиссией с двухрежимной раздаточной коробкой. Прежними остались централизованная система вентиляции узлов трансмиссии, независимая рычажно-пружинная подвеска и вентилируемые дисковые тормоза.

Машина M1097A2 со съемным контейнером и прицепом (фото MO Польши)

Машина M1097A2 со съемным контейнером и прицепом (фото MO Польши)

Автомобиль по-прежнему оснащался двух- или четырехместными кабинами и открытой грузовой платформой для перевозки грузов, боевого расчета и установки различного вооружения. По заказу его комплектовали лебедкой, системой подкачки шин, защитой ходовой части, ограждением радиатора, комплектами для преодолевания водных преград и работы в особых климатических зонах.

Открытый четырехместный автомобиль M1097A2 с 106-мм безоткатным орудием

Открытый четырехместный автомобиль M1097A2 с 106-мм безоткатным орудием

Машина M1097A2 для выполнения специальных операцией с 20-мм пушкой

Машина M1097A2 для выполнения специальных операцией с 20-мм пушкой

Шасси M1097A2 с бронекабиной и зенитно-ракетной системой Avenger (фото автора)

Шасси M1097A2 с бронекабиной и зенитно-ракетной системой Avenger (фото автора)

По сравнению с моделью М998 дорожный просвет сократился до 390 мм, максимальная скорость возросла до 113 км/ч. Собственная масса увеличилась до 2,7 т, полная допустимая составила 4,7 т.

Модернизированные варианты машин первого поколения М966А1, М1025А2, М1026А2, М1044А2 и другие, снабженные закрытыми четырехместными корпусами, предназначались для несения различного вооружения – от 5,56-мм пулемета до противотанковых ракетных комплексов TOW и мощных зенитных систем Avenger. Одновременно в производство поступили улучшенные санитарные версии М997А2 и М1035А2 с разными кузовами.

1 / 4
Усиленное шасси M966A1 с противотанковой ракетной системой TOW
2 / 4
Автомобиль M1028A2 с лебедкой и пушечным модулем калибра 20 мм
3 / 4
Боевая машина M1044A2 с крупнокалиберным пулеметом (фото MO Польши)
4 / 4
Машина M997A2 для доставки раненых и оснащения командных пунктов

Параллельно с середины 1990-х компания AM General занималась проектированием и изготовлением небольших партий пробных машин будущего глубоко модернизированного семейства. На них были опробованы перспективный силовой агрегат мощностью 190 л. с., новая автоматическая трансмиссия и сварные бронированные корпуса с пуленепробиваемыми стеклами и открытыми полноповоротными башнями, которые впоследствии применялись на сериях М1151/1152 и M1165/1167.

Первой в этом небольшом семействе стала простая небронированная машина М1113 с двухместной кабиной и открытым цельнометаллическим кузовом, применявшаяся для перевозки войсковых контейнеров и монтажа спецнадстроек массой до 2,5 т.

Автомобиль-шасси M1113 для перевозки контейнеров и монтажа надстроек

Автомобиль-шасси M1113 для перевозки контейнеров и монтажа надстроек

Специализированная американская компания O’Gara-Hess & Eisenhardt разработала и представила свою опытную модель М1114 – первую машину с полностью бронированным корпусом, особо прочным полом боевого отсека и открытой башней. Эта конструкция обеспечивала защиту экипажа не только от пулеметного огня, но и от воздействия разорвавшихся под днищем гранат и пехотных мин. Впоследствии она достаточно широко применялась в мелких вооруженных конфликтах и локальных войнах.

Полностью бронированный автомобиль М-1114 с открытой пулеметной башней

Полностью бронированный автомобиль М-1114 с открытой пулеметной башней

Бронемашины M1116 (слева) и M1114 у здания компании O’Gara-Hess

Бронемашины M1116 (слева) и M1114 у здания компании O’Gara-Hess

Развитием этой модели в 1998 году стал наиболее защищенный вариант М1116 для ВВС США. Его оснастили более вместительным корпусом с дополнительной задней дверью, встроенным кондиционером и дополнительным радиатором, игравшим роль передней защитной плиты.

К этой серии относился также необычный для войсковой службы небронированный многоцелевой бескапотный автомобиль COHHV на шасси М1097А2 с 190-сильным двигателем, «нормальным» бортовым кузовом или низко расположенной грузовой платформой для транспортировки сменных контейнеров, выпушенный небольшой пробной партией.

Легкий 2,5-тонный бортовой автомобиль COHHV на шасси М1097А2

Легкий 2,5-тонный бортовой автомобиль COHHV на шасси М1097А2

В начале 2000-х годов на шасси М1114 для национальных вооруженных сил греческая фирма ELBO разработала и приступила к сборке весьма оригинальных машин. Это были две базовые модели М1114GR и М1118GR с 130-сильным двигателем и корпусами увеличенного объема с плавными очертаниями и защитными элементами из синтетического карбона, имевшими цельное пуленепробиваемое лобовое стекло и упрочненную крышу для несения тяжелых ракетных систем.

Греческая бронемашина М1118GR с обтекаемым корпусом израильской фирмы Plasan

Греческая бронемашина М1118GR с обтекаемым корпусом израильской фирмы Plasan

В середине 2000-х годов массовые поставки Хамви в районы военных конфликтов потребовали срочного перехода на новые глубоко модернизированные машины третьего поколения М1100. С тех пор в него входят более эффективные и безопасные автомобили с новым 6,5-литровым дизелем с турбонаддувом мощностью 190 л. с., который собирает моторное отделение General Engine Products, собственной автоматической трансмиссией, электрооборудованием напряжением 14 или 28 вольт и стальными бронекорпусами с мощным башенным вооружением. При этом конструктивной основой новой техники остаются прежние доработанные шасси.

Первыми в этой серии появились закрытый четырехдверный многоцелевой боевой автомобиль М1151А1 с усиленным бронированием моторного и боевого отсеков, дополнительными съемными периферийными бронещитами, бронестеклами и полноповоротной остекленной башней. Вариант М1151А1В1 дополнительно снабжается бронированием днища.

190-сильная машина M1151A1 третьего поколения с новым бронекорпусом

190-сильная машина M1151A1 третьего поколения с новым бронекорпусом

Его вариантом стал пикап М1152А1 с короткой бронекабиной и многоцелевой бронекапсулой в кузове, служившей для перевозки военнослужащих, сидячих или лежачих раненых. Еще одной разновидностью стал открытый высокобортный коробчатый бронированный кузов-ограждение с двумя продольными сиденьями, задней входной дверью и несколькими пулеметными установками, получивший прозвище «коробочка».

Двухместный пикап М1152А1 с санитарной бронированной капсулой

Двухместный пикап М1152А1 с санитарной бронированной капсулой

Машина М1152А1 со шкворневыми установками для пулеметов на бортах кузова (фото автора)

Машина М1152А1 со шкворневыми установками для пулеметов на бортах кузова (фото автора)

Запас хода этих машин составляет всего лишь 402 км. Дорожный просвет – 437 мм. Полезная нагрузка колеблется в границах от 800 кг до 2,3 т, полная масса достигает 5,5 т. На спущенных шинах они способны проехать расстояние 48 км со средней скоростью 48 км/ч.

Основой второй части семейства М1100 является 2,2-тонный автомобиль М1165А1 с короткой или двойной бронированной кабиной, усиленной бортовой платформой, плоской противоминной защитой днища и модернизированной подвеской, позволившей до максимума увеличить дорожный просвет (462 мм). Машина предлагается в многочисленных версиях с разными видами легкого вооружения и специального оснащения, причем в ряде исполнений количество пулеметов на одной машине достигает шести–восьми единиц.

Боевая машина М1165А1 с мощным бронекорпусом и остекленной башней

Боевая машина М1165А1 с мощным бронекорпусом и остекленной башней

Специальный вариант M1165A1 Special Ops представляет собой облегченную машину быстрого реагирования с открытой четырехместной кабиной и несколькими крупнокалиберными пулеметами на крышевой установке и боковых поворотных столах.

Пулеметный вариант M1165A1 Special Ops для выполнения спецопераций (фото автора)

Пулеметный вариант M1165A1 Special Ops для выполнения спецопераций (фото автора)

Боевая машина М1167 является бронированным транспортером с баллистической и противоминной защитой для монтажа тяжелого стрелкового или ракетного оружия и доставки боевого расчета общей массой до 840 кг. Обычно мощное вооружение с дистанционным управлением смонтировано в полноповоротном бронированном модуле на крыше двойной кабины.

Машина М1167A1 с противоминной защитой и дистанционным боевым модулем (фото автора)

Машина М1167A1 с противоминной защитой и дистанционным боевым модулем (фото автора)

Тяжелый бронетранспортер вооружения M1167 с ракетным комплексом TOW

Тяжелый бронетранспортер вооружения M1167 с ракетным комплексом TOW

Незаметное понижение центра тяжести привело к уменьшению дорожного просвета (401 мм). Собственная масса автомобиля возросла до 5,1 т, его полная масса – около 6 т.
Шасси серии М1100 послужили основой для специализированных исполнений серийных Хамви, изготовлением которых занимаются небольшие фирмы разных стран.

Машина М1165 в «навороченном» варианте американской фирмы Ibis Tek (фото автора)

Машина М1165 в «навороченном» варианте американской фирмы Ibis Tek (фото автора)

На них устанавливаются силовые агрегаты мощностью до 300 л. с., новые виды автоматических трансмиссий, кустарные застекленные бронированные башни, напоминающие садовые беседки, дополнительные прожекторы и навесные канистры, лебедки, шанцевый инструмент, жесткие сцепные приспособления и толкающие плиты для прокладывания пути.

Многоцелевые автомобили Humvee новых поколений в вооруженных силах разных стран мира:

1 / 5
Автомобили М1044А2 на параде в Варшаве. 2008 год (фото МО Польши)
2 / 5
Транспортер личного состава M1097A2 на параде в Мехико. 2013 год
3 / 5
Бронемашина на шасси М1114 в румынской армии. 2010 год (фото Б. Радулеску)
4 / 5
Боевой автомобиль M1114GR с комплексом TOW на параде в Афинах. 2005 год
5 / 5
Санитарная машина М997А3 сухопутных сил Филиппин. 2015 год (фото R. Kabalit)

К концу 2000-х годов и в начале 2010-х компания AM General, на протяжении 30 лет выпускавшая Хамви, окончательно зашла в тупик в попытках его модернизации и приспособления к изменившимся условиям боевых действий во многих регионах земного шара. В это время короткая разрядка мировой обстановки привела к падению спроса на военную автотехнику. Так у AM General появилась короткая пауза, которую она посвятила организации капремонта и сервиса ранее построенных машин и созданию экспериментальных машин на той же базе.

Опытные Хамви

В 2009 году первым автомобилем для замены прежних Humvee стал прототип ХМ1211 с новыми агрегатами, интегрированным бронированием двухрядной кабины и передней округлой облицовкой с повышенным капотом. По сравнению с моделью М1165А1 мощность двигателя была повышена до 250 л. с., а прежнюю коробку передач заменила шестипозиционная трансмиссия Allison. На машине применялись активная независимая подвеска, новая запатентованная трехсекционная рама, электронные приборы и мультиплексная электропроводка.

Опытная многоцелевая машина ХМ1211 с двойной бронированной кабиной

Опытная многоцелевая машина ХМ1211 с двойной бронированной кабиной

Здесь видны органы управления и огромная толщина боковой двери и стекол (фото автора)

Здесь видны органы управления и огромная толщина боковой двери и стекол (фото автора)

С весны 2012 года AM General вместе с другими американскими компаниями участвовала в межфирменном проекте легкого тактического автомобиля с кодовой аббревиатурой JLTV (Joint Light Tactical Vehicle). К этому событию было приурочено появление опытной машины MLTV на шасси М1152А1 с вместительным бронекорпусом с башней и противоминным бронированием.

Массивная 300-сильная модель MLTV — неудачная попытка создать новый Humvee

Массивная 300-сильная модель MLTV — неудачная попытка создать новый Humvee

Ее главными техническими новинками являлись собственный 6,5-литровый дизель Optimizer-3200 V8 мощностью 300 л. с., усиленная ходовая часть и активная подвеска с электронным управлением. Все эти новшества повысили полную массу машины до 10 тонн, закрыв ей выход к серийному производству.

В августе того же года в рамках проекта JLTV был собран прототип облегченного 300-сильного башенного автомобиля BRV-O модульной конструкции с противоминной защитой. До 2015 года таких машин собрали 22 экземпляра, которые поступили на испытания в условиях бездорожья и в крупных городах.

Прототип перспективной машины BRV-O с противоминной защитой днища

Прототип перспективной машины BRV-O с противоминной защитой днища

В 2014 году на базе машины М1165А1 фирма представила экспериментальный открытый авиатранспортабельный разведывательный вариант DRGN-V вместимостью до семи человек. Он также оснащался 300-сильным силовым агрегатом и мог нести до шести разных видов вооружения – от пулемета калибра 5,56 мм до тяжелого гранатомета.

Открытая боевая машина DRGN-V с тремя крупнокалиберными пулеметами

Открытая боевая машина DRGN-V с тремя крупнокалиберными пулеметами

Повторение пройденного

Несмотря на изрядный возраст конструкции, активная жизнь Humvee в самых жарких, во всех смыслах, точках планеты продолжается. В 2015 году AM General получила контрактов на поставку машин и запчастей на 843,4 млн долларов. До конца 2016 года – на 589,3 млн. Пункты назначения – Ирак, Афганистан, Ливан, Тунис, Кения, Украина… Война продолжается.

Американские бронированные Хамви в горячих точках планеты:

1 / 6
Бронеавтомобиль M1114 болгарских сил НАТО в Афганистане (фото T. Wade)
2 / 6
Башенная бронемашина M1151А1 Национальных вооруженных сил Ирака
3 / 6
Открытый многоцелевой автомобиль датского контингента в Афганистане
4 / 6
Бронемашина M1151А1 вооруженных сил США в Ираке. 2006 год
5 / 6
Иракские боевые машины M1151А1 с кустарной бронезащитой в Мосуле
6 / 6
Машины М1151А1 Национальной армии Ирака с усиленной бронезащитой

На заглавной фотографии – испытания опытного 300-сильного бронированного автомобиля BRV-O компании AM General.

Понравилась статья? 0 2 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Если обновят гражданскую версию, будет ОЧЕНЬ радостно!

Сергей Шабалин

Видел на улице Н1-сумасшедшая харизма!

Первым гражданским лицом, кому была продана эта военная машина, был Арнольд Шварценеггер. Если не ошибаюсь, во время операции "Буря в пустыне" в Ираке. Затем были гражданские Хаммеры 1,2.3)))

Главная новость
Новости / Новостной дайджест
Автоновости: главное за неделю с 13 по 19 февраля 2017 года

"Колёса.ру" представляют традиционный новостной дайджест за прошедшую неделю - только самые "вкусные" новинки и события.

1175 1 1
Новые статьи Смотреть все
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Практика
Сломай меня, если сможешь: ремонт и обслуживание Toyota Land Cruiser 200

Владелец нашего подопытного автомобиля называет его «белый лайнер». И, как мне показалось, очень любит. Любят его и в сервисе (в хорошем смысле слова), потому что разговор о стоимости его ремонта плавно перетёк в…

2027 0 1
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota Camry XV40 с пробегом: какие проблемы у моторов, и стоит ли переплачивать

Кому-то может показаться, что Toyota Camry стоят в России совершенно неадекватных денег. Правда, при ближайшем рассмотрении оказывается, что с учетом действительно высокого качества исполнения и низких расходов на…

13776 8 9
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota Camry XV40 с пробегом: коррозия, износ салона, глюки электрики

Кэмри стабильно является стабильным лидером сегмента «непремиального бизнес-класса», но и ценовым тоже. Подержанные экземпляры иной раз оцениваются выше немецкого премиума тех же лет. Автомобилисты в России любят Тойоту.…

7821 0 6
Популярные тест-драйвы
Редкие авто
Вместо дорог: тест-драйв автобуса ПАЗ-3201С

Пока весь мир строил дороги, междугородние трассы, автобаны и хайвеи, в СССР разрабатывали первый в мире полноприводный автобус. С тех пор прошло уже более тридцати лет, дороги лучше почти не стали, а автобус-вездеход до…

44958 14 0
Тест-драйвы / Одиночные
Единственная в мире: опыт владения ВАЗ-21 Бора

В девяностых на Волжском автомобильном заводе было создано большое количество интересных прототипов. Большинство из них сгинуло в те же годы, успев лишь несколько раз засветиться на крупных автосалонах в качестве…

31336 3 7
Статьи / Практика
Ведро с медом, ведро с дегтем: тест-драйв и ремонт Volkswagen Multivan T5

Т5 уже давно присутствует на нашем рынке, но в разряд янгтаймеров ему попадать пока ещё очень рано. И всё же мы решили провести его тест-драйв, а заодно рассказать, с чем придется столкнуться при покупке бэушного…

20614 5 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Делаем сигнализацию из смартфона: эксперимент с приложениями для Android

Смартфон, даже самый дешевый или напрочь устаревший, содержит в себе множество элементов, имеющихся лишь в самых дорогих и продвинутых автосигнализациях. А значит, можно заставить специальное приложение управлять…

47629 7 0
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

43919 6 3
Статьи / Практика
Музыка вчерашнего века: тестируем магнитолу Ferrari и кассетник Иж

Кажется, это было еще вчера: радио Маяк в каждой машине, колонки от домашней системы С-30 под сиденьем и автомобильная стереомагнитола «Гродно» как предел мечтаний. Ворошим прошлое, шерстим пыльные чуланы и вместе…

22284 12 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Квадратная резина и крошащийся чугун: как ездили при –50 °С в 50-е годы

Вас замучила целая прорва зимних проблем – холодное сиденье, иней на стеклах, чуть живой стартер и задубевшие амортизаторы? Вы посмотрите на зиму другими глазами, узнав, каково приходилось шоферам на Крайнем Севере в…

90716 4 42
Статьи / История
Обновки из СССР: распаковываем автоаксессуары, купленные в прошлом веке

Судьба вещей, которые мы рассматриваем сегодня, достойна того, чтобы им позавидовать: их сделали в прошлом веке, им бог весть сколько лет, но они так и остались новыми. Они дожили до наших дней и попали в совершенно…

43919 6 3
Статьи / История
Пурга, ночевки и туман: как водили колонны грузовиков на Крайнем Севере в 1960-е

Леденящими душу подробностями о тонкостях эксплуатации техники в 1950-е годы при минус 50 °С мы щекотали ваши нервы в прошлый раз. Сегодня продолжаем тему рассказом о том, каково было водителям Крайнего Севера на их…

43057 7 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?