Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»

37609 2 16
Поделиться: 0 11 0 2 0 3

У автовладельцев Советского Союза не было такого огромного выбора средств и систем для противодействия Юрию Деточкину и его коллегами, какой имеем мы сегодня… Но иногда преступников в салоне угоняемой машины встречали весьма необычные охранные устройства: на ретро-тест Kolesa.ru попал редкий гаджет — советская автосигнализация с обратной связью, выпущенная на оборонном предприятии!

«Сигналка от Сергея Ненашева»

Сергей Ненашев – это, если помните, талантливый радиоинженер-аферист, спец в области радиосвязи, герой Александра Абдулова в культовом для своего времени фильме «Гений» 1991 года. А пришлось это кино к слову потому, что устройство, попавшее ко мне в руки, буквально пропитано духом того фильма, и даже год практически совпадает! Впрочем, обо всем по порядку…

Молодое поколение автовладельцев равнодушно относится к сигнализациям с обратной связью, представляя их чем-то самим собой разумеющимся… Однако в годы эдак восьмидесятые на брелок с дисплеем смотрели бы, как на нечистую силу! Крошечная коробочка сообщает вам о происходящем внутри и снаружи автомобиля за сотни метров, отправляет сигнал на автозапуск и совершает множество других «чудес». Впрочем, в эпоху, когда «компьютеры были большими», некоторые аналоги современных технологий все же встречались — правда, были они весьма примитивными вкупе с гигантскими размерами… Знакомьтесь — советская автосигнализация «с обратной связью» под названием «Веста-М» — устройство, оповещающее владельца автомобиля о попытках угона по радиоканалу!


Гаджет из своей коллекции отечественной ретро-электроники предоставил на тест Kolesa.ru наш читатель, с гордостью заверив, что информации по этому устройству мы не найдем ни в Гугле, ни в Яндексе. Как ни странно, так оно и оказалось — описаний этой системы, фотографий, сканов инструкции, упоминаний на форумах или в соцсетях — просто нет! Можно с большой долей вероятности предположить, что прибор был выпущен малой партией, как экспериментально-конверсионный.



Полное название системы — весьма замороченное: «ССД-1 система сигнально-дистанционная Веста-М». Производитель «Весты» — аж само НПО «Орион», известное, как «почтовый ящик». Основанное еще в 1946 году академиком Вавиловым, объединение и по сей день является единственным научным центром в России, занимающимся разработкой твердотельной фотоэлектроники — электронно-оптических преобразователей для приборов ночного видения, тепловизоров, электронных микроскопов и т. п.

«Элитное происхождение» характерно для сигнализаций такого типа — свою разновидность автомобильной радиоохранной системы, почти близнеца «Весты» выпускало, к примеру, Саратовское электроагрегатное объединение СЭПО — не «почтовый ящик», конечно, но одно из ведущих предприятий ВПК, на минуточку…

Конструкция и функции

«Веста-М» состоит из двух модулей — автомобильного и носимого. Автомобильный питается от бортовой сети 12 вольт, а носимый — от девятивольтовой батарейки, на что указывают шильдики, различающиеся напряжением питания.



Собственно, принцип монтажа и применения системы несложен. Автомобильный модуль устанавливается в салоне машины — он рассчитан на простейшую инсталляцию, для которой не требуется никакой электрической коммутации и арматурно-слесарных работ — иначе говоря, не требуется навыков.

Провод питания салонного модуля элементарно подключается к прикуривателю, после чего сам блок кладется под сиденье или в бардачок — длинный шнур это позволяет. После этого растягивается антенный провод длиной около двух метров — он приклеивается скотчем к стеклу задней двери со стороны петель или прокладывается по спинке сиденья. Собственно, монтаж закончен — устройство находится в дежурном режиме и при помощи датчика вибрации отслеживает колебания кузова, возникающие при попытке сесть в салон или снять колесо.



Мобильный блок, крупный кирпич размером с портативную радиостанцию — приемник. Выражаясь терминологией современных «охранок» с обратной связью, это… брелок! Покинув автомобиль на парковке неподалеку от дома, владелец забирает приемник с собой, ставит его дома на подоконник, выдвигает антенну и включает. Как только в машине срабатывает датчик колебаний кузова, из приемника раздается тональный сигнал — значит, нужно накинуть куртку поверх трусов, схватить на кухне топорик для рубки мяса и спешить на улицу защищать свою драгоценную девятку. «Низкая панель, короткое крыло», если вы понимаете, о чем.



Особенности эксплуатации

«Девятки» в распоряжении редакции не оказалось — ни с коротким крылом, ни с длинным. Но позволим себе отступление от стилистики начала 90-х. Опробуем работу ретро-гаджета четверть века спустя после того, как он покинул заводской цех! Паркуем машину на обочине приблизительно в ста метрах от девятиэтажного дома. Подключаем питание автомобильного блока, разматываем по салону синий провод антенны. Приемник ставим на подоконнике окна квартиры на верхнем этаже, выходящего, что важно, на противоположную от машины сторону. Покачиваем автомобильный блок, добиваясь срабатывания датчика, слышимого на слух, и звоним помощнику — увы, сообщает он, связи нет… Начинаем экспериментировать с расположением провода антенны в салоне машины, и вот звонок по телефону от помощника — приемник запищал! Результаты эксперимента показывают, что дальность оповещения «Весты» в городских условиях не превышает дальность брелока 433 мГц средненькой современной «сигналки» и требует контроля…



Кстати, для объективности уточним, что для подключения системы пришлось экстренно в полевых условиях заменить оригинальный штекер прикуривателя на современный — родной, как выяснилось, был склонен замыкать плюс и минус в разъеме машины!




По состоянию «как есть», мы заметили в «Весте-М» немало врожденных проблем… Главное, конечно, то самое подключение через прикуриватель — максимальное облегчение инсталляции устройства, рассчитанное даже на полную «блондинку», породило два серьезных минуса. Постоянное напряжение на прикуривателе после выключения зажигания сохранялось лишь на кондовых советских авто – то есть даже самую простенькую иномарку, появившуюся у граждан в 90-е годы, защитить «Вестой» без доработок (пусть и несложных) было нельзя…

Ну и вторая сторона легкости введения в эксплуатацию — простота выявления и отключения. Тонировка в ту эпоху была еще не в ходу, и обнаружить в прикуривателе штекер, провод которого уходит под сиденье, злоумышленнику было очень легко, просто заглянув в салон через окно. Хотя плюс это или минус — большой вопрос. Найдя «Весту», угонщик, скорее всего, просто переключил бы внимание на соседнюю машину. А нам, людям циничным, только того и нужно.

Еще один серьезный прокол разработчиков — избыточно массивный груз на длинной пластине контактного датчика колебаний (подробно о нем — ниже). Когда система не стоит на страже, а автомобиль движется, датчик реагирует даже на ровную дорогу и постоянно дребезжит! За счет гулкого металлического корпуса «Весты» в салоне стоит громкий непрерывный раздражающий перестук…

В принципе, нельзя сказать, что система такого типа архаична до полной непригодности в наши дни – вовсе нет! При определенной доработке и воплощении на современной элементной базе она вполне может быть полезна — в качестве дублирующего автономного устройства оповещения. Диапазон 27 мегагерц сегодня не подвержен глушению, в отличие от 433 мГц и GSM, поскольку злоумышленники знают, что в ассортименте массовых устройств автомобильной безопасности сейчас нет ничего, использующего эти частоты для связи. И если бы прибор был реализован покомпактнее, почувствительнее был приемник, имелся бы простейший цифровой код «свой-чужой», как в любых китайских радио-реле за 300 рублей, то он мог бы найти свое место в составе самодельной или «авторской» охранной системы…

Внутреннее устройство

Финальная главка обзора будет интересна не всем — адресуем её тем, кто имеет радиотехнические навыки и заинтересуется потрохами «Весты-М»! Как выяснилось, схематехнически устройство обоих модулей достаточно примитивно, если не сказать хуже.



Салонный блок

В схеме прибора опытному глазу отчетливо видно обилие деталей с содержанием тантала и палладия — фирменная фишка изделий советского военпрома. В гражданской технике такие компоненты почти не встречались.




Главный элемент устройства — уже помянутый выше недобрым словом датчик колебаний и вибраций, который реагирует на проникновение в салон или снятие колес. Он представляет собой классическую конструкцию колебательного датчика — пружинящая пластина с грузом, которая при раскачивании замыкает контакт. Решение архаичное и весьма крупногабаритное.




Колебательный датчик работает совместно с формирователем сигнала. Ведь короткое однократное срабатывание датчика породит такой же короткий звук в приемнике — его можно не заметить. Поэтому «качалка» датчика подключена к простенькой схеме — формирователю импульса определенной длительности.

Датчик «клюнул» лишь на мгновение, но электроника формирует сигнальный импульс фиксированной длительности — несколько секунд. Этот импульс на точно такое же время включает передатчик, работающий на фиксированной кварцем одной-единственной частоте — 26,945 мегагерц. В дежурном режиме потребление тока не превышает нескольких миллиампер, а в режиме тревоги передатчик кушает около 0,6-0,7 ампер, выдавая 2-3 ватта выходной мощности, которые в основном теряются впустую из-за несогласованной антенны внутри «металлической клетки» автомобильного кузова…

Мобильный блок

У приемника нет никаких органов управления или индикации — только тумблер включения. С одной стороны, это неплохо, но с другой — не очень. Хотя бы регулировка громкости не помешала бы… Конструкция приемника — весьма неудачна, он сделан по примитивной схеме прямого усиления с одноконтурным входом, что является причиной скверной чувствительности.«Кодировку» канала связи для защиты от посторонних сигналов и помех на рабочей частоте обеспечивает архаичный RC-фильтр, настроенный на частоту звукового тона пищалки передатчика.




Воплощение приемника – буквально на уровне радиокружка дома пионеров. Из-за халтурной схемотехники дальность действия сигнализации не превышает несколько сотен метров в городских условиях. Даже удивительно, что поделка является плодом столь авторитетного учреждения, как НПО «Орион». А ведь если бы конструкторы чуть больше думали о нуждах потребителя, глядишь, и получился бы вполне серийный продукт.


Читайте также:



Теги: Практика
Понравилась статья? 0 11 0 2 0 3

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Денис Денискин

Ну вы даете! Какое НПО в то время? Все крепко стояло. Группа энутзиастов решила использовать простаивающие площади и сделала гениальное устройство из доступной элементной базы. Я как раз начинал свою электронную практику в то время. Эх, были времена, романтика, полет мысли, это не сейчас весь успех в программировании микроконтроллеров.

Ittechnologies Autin

E. Балабас, прекратите писать абсурд.

Главная новость
Новости / Новинки
Lada Vesta может получить турбомотор Renault

АВТОВАЗ приступил к адаптации французского движка для Весты.

2682 0 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Защита от угона по-советски: ретро-тест сигнализаций из СССР

Сегодня многим кажется, что понятие «автосигнализация» пришло в наш обиход лишь в 90-х благодаря импортной продукции, но это далеко не так. Ассортимент отечественных сигнализаций был весьма широк, вот только делали их…

742 0 2
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят ВАЗ-1111 Ока

Это одна из тех машин, что в равной степени подвергались и нападкам, и обожанию. Над ней едко шутили те, кто не понимал, зачем она существует, и горячо любили те, для кого она была создана. Так и не ставшая массовой, но…

13923 0 5
Статьи / Премьеры
На глаз и ухо: простая диагностика мотора бэушной машины для чайников

Согласно пословице, людей встречают по одёжке, а провожают по уму. Автомобили перед покупкой тоже сначала оценивают по одёжке: по кузову и по тому, как он выглядит. А потом уже смотрят на ум, и в нашем случае этим умом…

11246 1 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
FIAT Grande Punto с пробегом: теплолюбивый робот и огненный мотор

Хотите быть как Челентано? Ну или хотя бы как Тото Кутуньо? Тогда вам точно нужен итальянский автомобиль. И чтобы сильно не раскошеливаться, обратите внимание на FIAT Grande Punto. В первой части обзора этой машины мы…

869 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Fiat Grande Punto с пробегом: двери с бахромой и капризы электроусилителя

Grande Punto – типично итальянская машина. Комфорт тут явно принесен в жертву низкой стоимости, поэтому не надо удивляться высокой нише багажника, простеньким опорам стоек подвески, отсутствию нормального водослива и…

1287 4 1
Выбор авто / Подержанные авто
Opel Astra J с пробегом: не совсем удачные коробки и совсем неудачные моторы

Astra J – машина со всех сторон симпатичная. Вполне современная, но по-прежнему надёжная. Во всяком случае, в первой части нашего обзора мы не нашли никакого криминала ни в кузове, ни в салоне, ни в ходовой части.…

7677 6 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

16928 9 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Добрая панда из одноэтажной Америки: опыт владения Toyota Sequoia II

В России вершиной пищевой цепочки Toyota является Land Cruiser 200. Брутальный флагман, мечта миллионов – живое олицетворение концепции большого черного джипа. Но в США водится особь покрупнее - что это за зверь?…

14188 3 1
Тест-драйвы / Одиночные
Пять тысяч километров России: длительный тест-драйв Nissan Terrano

Когда я впервые застрял на ровной дороге на Террано, позвонил другу. Мол, вытащи, пожалуйста, у тебя же настоящий “джып”. Сам он не смог, был занят, но позвонил другому товарищу, который это и сделал. Но успел спросить:…

11717 28 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

8289 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

9261 0 6
Статьи / Практика
Быть аккуратным водителем – выгодно: как сэкономить на каско при помощи смартфона

Мы уже говорили о телематических системах, следящих за автомобилем и его параметрами. Настало время рассказать об иной ветви эволюции телематики – приложениях, измеряющих вашу водительскую дисциплину. Разбираемся, какие…

3339 3 2
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

25015 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

13282 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

20370 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
По стопам Ванкеля: взлёт и падение роторных моторов ВАЗ

На массовых советских легковушках не было особых технических инноваций - ни дизеля, ни автоматической трансмиссии, ни гидропневматической подвески, ни турбонаддува. В огромной стране были востребованы любые автомобили -…

115476 4 3
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

32476 1 24
Статьи / История
Безумцы или гении: провалы и прорывы современных российских изобретателей

Про таких говорят «Кулибин» – по фамилии знаменитого российского изобретателя Ивана Кулибина. Чудаки, придумывающие безумные механизмы, на Руси и в СССР были всегда. Мы собрали изобретения нескольких из них и выяснили,…

29446 4 2
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?