Выпьешь – не заведёшь: что такое алкозамок, и победит ли он пьянство за рулём

Сразу несколько операторов столичного каршеринга заявили об установке алкозамков на свои автомобили. Это явно даёт понять, что проблема с нетрезвыми водителями на прокатных автомобилях весьма значительна. Изучаем ситуацию и делимся актуальной информацией.

Итак, Car5, YouDrive и «Делимобиль» сообщили о том, что работают в данном направлении, а некоторые прямо заявили, что в конце текущего года или к началу следующего на автомобилях, предоставляемых в краткосрочную аренду, появятся алкозамки – то есть, алкотестеры, интегрированные в систему запуска двигателя и не позволяющие завести автомобиль без предварительной проверки водителя на трезвость. Представители компаний сходятся во мнении, что несмотря на более жёсткое, чем в Европе, законодательство по отношению к нетрезвым водителям, в России случаи нетрезвого вождения нередки, и далеко не каждого выпившего водителя останавливает инспектор ГИБДД.

Мы сообщали, что систему каршеринга в скором времени пополнит представительский класс от марок Mercedes-Benz и BMW, и вполне вероятно, что помимо заботы о безопасности операторы каршеринга стремятся попросту обезопасить дорогостоящую новую технику от повреждений. Судя по всему, процесс запущен, и первыми в России алкозамки массово примерят на себя именно автомобили, занятые в сфере проката. Для компаний, работающих в автомобильном бизнесе, каршеринг – один из основных пунктов корпоративных продаж. Поэтому мы обратились к представителям компаний, являющихся крупными игроками на российском авторынке, и попросили дать свою оценку надвигающихся перемен. На наши вопросы отвечают Евгений Гришкевич, директор департамента по послепродажному обслуживанию ГК «АвтоСпецЦентр», и Александр Клёвкин, директора департамента корпоративных продаж ГК «Независимость».

Drunk driver concept

К.: О введении алкозамков в прокатных автомобилях с конца 2017 года заявили сразу несколько столичных операторов каршеринга. Как вы думаете, насколько эта мера окажется действенной?

Евгений Гришкевич: Решение компаний-арендодателей было вполне ожидаемым. Количество ДТП по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, за 2016 год превысило 13 000 случаев. По заявлениям компаний, установка алкозамков поможет снизить количество правонарушений клиентов, которые хотят сесть за руль в нетрезвом виде. Впрочем, учитывая, что сейчас автопарк операторов каршеринга сравнительно небольшой, на общую статистику ДТП в столичном регионе нововведение сильно не повлияет.

Александр Клёвкин: У нас уже есть запросы от ряда прокатных компаний, которые хотят дооснастить автомобили данными опциями, ссылаясь на высокую аварийность при использовании прокатных услуг нетрезвыми водителями. Помимо основной задачи введения алкозамков – социальной безопасности, – надо понимать, что любая авария для прокатной компании – это простой автомобиля и недополученная прибыль. Если прокатные компании готовы инвестировать в алкозамки, это может служить своего рода индикатором того, что эффект должен быть. В любом случае мера будет действенна, но прогнозировать какую-то цифру сейчас нет возможности, так как нет практики.

Man sitting in bar with car key and glass of alcoholic beverage, closeup. Don't drink and drive concept

К.: Многие из тех, кто пользуется услугами каршеринга, уже высказывают недовольство тем, что честным водителям придётся «дуть в трубочку», чтобы просто завести двигатель. Не снизится ли популярность каршеринговых сервисов в связи с нововведениями?

ЕГ: Алкозамки – один из немногих доступных операторам каршеринга способов контроля водителей, садящихся за руль их автомобилей. В российском законодательстве предусмотрена мера наказания за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения. При отсутствии алкозамков компании не могут ручаться за состояние водителей за рулем арендованной машины. Поэтому в данном случае операторы каршеринга больше заботятся о возможных исках в свой адрес, чем о популярности сервиса среди автомобилистов.

АК: Думаю, что популярность каршеринга не пострадает. Не вижу каких-либо неудобств – тем более, что это не будет отнимать много времени. Напротив, прокатным компаниям можно было бы порекомендовать продвигать на рынок уникальность использования алкозамка и преподносить его как преимущество и заботу о социальной безопасности.

Я еду пьяным за рулем. Что мне будет? Управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения – одно из тяжелейших правонарушений, влекущее за собой пропорционально суровое наказание. Что грозит водителю, се...

К.: Возможно ли будет бороться с «читерскими» приёмами, ведь выпившему водителю достаточно «делегировать» алкозамок своему трезвому другу?

ЕГ: Борьба с такими приемами на данный момент практически невозможна. Депутаты Госдумы предлагают к алкозамкам дополнительно устанавливать сканер сетчатки глаза, но пока что это только предложение, не говоря уже о том, что подобный прибор значительно увеличит расходы компаний. К сожалению, как и при запуске сервиса, остается рассчитывать исключительно на здравый смысл потенциальных водителей и на ответственность сопровождающих его лиц.

АК: Алкозамок устроен так, что через определенной время требуется повторное подтверждение, нужно снова «дуть в трубочку», поэтому трезвый друг должен быть с вами на протяжении всего пути.

К.: Представим, что в комплектацию каждого автомобиля в России будет включен алкозамок. Могла бы такая мера снизить количество ДТП и смертность на дорогах?

ЕГ: Да, и в значительной степени. По мнению депутатов Госдумы, использование алкозамка в профилактических целях поможет дисциплинировать водителей. Более того, многие производители действительно начинают включать в комплектацию автомобилей алкозамки. Причем это касается как зарубежных автогигантов, так и российских концернов.

АК: Это было бы заметно даже по корпоративным паркам. Например, наши клиенты, компании федерального и мирового уровня, активно борются с нетрезвостью за рулем – в частности, применяют утренние медосмотры с «продувами» водителей. Большие парки автомобилей требуют значительных кадровых ресурсов. Поэтому уверен: если алкозамок будет включен в комплектацию автомобиля, то это упростит и сделает более эффективной работу в очень правильном деле – борьбе за трезвую езду.

К.: Какие меры, помимо алкозамков, могли бы изменить ситуацию с нетрезвыми водителями в России?

ЕГ: Тема пьянства за рулем актуальна, особенно в реалиях мегаполиса. Для ее решения необходим целый комплекс мер – ужесточение наказания за вождение в нетрезвом виде, лишение прав. Если случай ДТП по вине пьяного водителя не повлек за собой человеческих жертв, можно обойтись и мягкими мерами, такими, как обязательное слушание лекций о вреде пьянства. Если же подобные ситуации имеют систематический характер – напротив, усиливать наказание, вплоть до принудительного лечения алкоголизма или пожизненного лишения прав.

Будет ли толк

Представители компаний пока не дают комментариев относительно того, как именно будет производиться дооборудование автомобилей алкозамками, а также отказываются от прогнозов по корпоративным продажам автомобилей, имеющих в комплектации алкозамок. Так что, наряду с потенциальной действенностью этой меры, очевиден и факт того, что неясных нюансов ещё довольно много. Напомним, что ещё в 2009 году правительства Татарстана и Московской области совместно с РСА пробовали оснащать автомобили алкозамками и даже изучали европейский опыт (в то время в Швеции алкозамками комплектовался муниципальный транспорт), однако эта инициатива практического применения не нашла.

Drunk driver sleeping on table

Из всего сказанного очевидно, что сам по себе алкозамок, будь он поставлен даже на каждый автомобиль в России, коренным образом ситуацию не исправит – в очередной раз тут вспоминается профессор Преображенский с его фразой о разрухе в головах – ведь если российский человек хочет поехать за рулём пьяным, то любые препятствия к этому он воспринимает как дополнительный вызов и стимул. Наверное, у каждого из нас есть друг, который не пристёгивается за рулём, а защёлкивает ремень у себя за спиной или, тем паче, пользуется заглушками. А ведь пристегнуться – это очень просто, куда легче, чем даже «дунуть в трубочку». С другой стороны, нельзя отрицать, что когда существенно выросли штрафы «за ремень», количество пристёгнутых всё же увеличилось в разы. Поэтому мы ждём алкозамков на прокатных автомобилях и следим за развитием темы.

Опрос
А как вы относитесь к введению алкозамков?
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
3 комментария
27.06.2017 17:15
Владимир Хозеев

На прокатных авто поддерживаю, на своем личном - нет. Во-первых мне не нужны в машине лишние детали, которые могут заглючить и подвести, во-вторых, иногда бывают критические ситуации, когда необходимо завести авто невзирая на свое состояние (например частный дом, мороз, отключили свет - отопление встало. генератора нет или сломан, но можно насос запитать от авто через инвертер) и нет времени ждать пока ты протрезвеешь... это из личной практики. И я даже не рассматриваю ситуации, которые обычно бывают в фильмах, например кто-то получил опасную травму и надо срочно эвакуироваться из глуши в больницу. У меня такого слава богу не было и надеюсь что никогда не будет, но мало ли.

8

27.06.2017 18:15

Наивные чукотские оленеводы. Это голимый алкозамок на раз обходится с помощью обычной резиновой груши. :)

2

29.06.2017 16:20
olga_rudenko

хорошая идея


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings