Непрошеный янгтаймер: опыт владения Toyota Corolla KE50

Мы часто любуемся ретромашинами далекого прошлого, но сегодня иной случай – нам выпала возможность изучить, каким был в эпоху своей молодости один из нынешних авторитетов рынка. На нашем тесте – Toyota Corolla третьего поколения, лифтбек KE 50 образца 1977 года, восстановленный Игорем Штыленко.

Автомобиль этот выжил для истории случайно – какие-то не очень сведущие люди продавали его как заурядную потрепанную иномарку с минимальным остаточным ресурсом. Другие не менее несведущие люди наткнулись на объявление о ее продаже в поисках временной рабочей лошадки для офиса. Вообще-то собирались купить для разъездов что-нибудь типа старенькой Таврии, но смехотворная цена и впечатляющий облик никому не известной Toyota сбил с толку.

Эксклюзивную старушку решили купить для того, чтобы чуть ее «подмарафетить» и ездить на деловые встречи – посчитали, что такой необычный транспорт будет располагать деловых партнеров к большей сговорчивости… О том, что понятие «подмарафетить» в итоге выльется в трехлетний труд с привлечением нескольких бригад профессионалов, поначалу никто и предположить не мог.

Сезон открытий

Сразу после покупки счастливого новоиспеченного владельца ждало несколько открытий. Так, выяснилось, что принадлежность к массовой «тойотовской» линейке – Corolla – еще не обещает доступности запчастей. Хуже того, оказалось, что эта модель в таком кузове – одна из самых малотиражных в истории бренда, поскольку выпускалась всего два года (1977-1979 гг.). И продавалась она преимущественно за семью морями – в Америке, Австралии, Канаде, хотя кое-что осело и в Европе. Наконец, машина оказалась заднеприводной, да еще на рессорной зависимой задней подвеске! В сочетании с передним McPherson’ом это выглядит несколько непривычно, но только для тех, кто не знает, что рессоры – один из самых рациональных типов задней подвески.

P1000915

Исследование машины в натуре совместили с историческими экскурсами: что за диво такое, собственно, мы приобрели? Этот лифтбек с заводским индексом KE-50 выпускался в эпоху, когда автопроизводители могли позволить себе широченные модельные ряды. Тогда компактная Corolla выпускалась уже в третьем поколении (1974-1981 гг.), которое было представлено двумя типами седанов (две и четыре двери), двумя универсалами (три и пять дверей), фургоном, двухдверными купе и хардтоп-купе, и, наконец, трехдверным лифтбеком.

К слову, трехдверка Corolla Liftback была не хэтчбеком, а именно лифтбеком – с длинным, как у седана, задним свесом. В 1979 – 1981 гг. часть моделей третьей серии выпускались параллельно с машинами новой, четвертой генерации (1979 – 1984 гг.) – настолько востребованы были Короллы на тогдашнем рынке. Справедливости ради нужно сказать, что дело не только в замечательных качествах этой модели, но и в мировом топливном кризисе, который зверствовал в тот период и подогрел спрос на экономичные автомобили. Львиную долю продаж по Corolla тогда сделал рынок США, ведь американцы как раз распробовали качество, экономичность и уровень оснащения компактных японских моделей.

Эта «заокеанская ориентированность» KE-50 здорово выручила теперешнего владельца в нашем XXI веке. Именно у американцев и австралийцев, имеющих традицию десятилетиями хранить запасы деталей, наши реставраторы смогли разжиться необходимыми запчастями. Наличие комплектующих к столь старой, малораспространенной и отнюдь не культовой машине, как KE-50, объясняется также тем, что практически все упомянутые модели 1974 – 1984 годов пересекались друг с другом по двигателям, узлам подвески и трансмиссии.

А в наше время под капотом этой бирюзовой красавицы (впрочем, тогда она была красной) обнаружился небольшой с виду карбюраторный мотор, который «тойотовские» знатоки идентифицировали как 2К – 0,98-литровый агрегат мощностью 45 «лошадок». Явно неродной, поскольку на лифтбек ставили только два агрегата – объемом 1,2 л и 1,6 л.

Бои за достоверность

Двигатель
Был: 2K, 0.98 л, 45 л.с.
Стал: 3К-Н, 1.2 л, 56 л.с.

Важной задачей для нового владельца Toyota Corolla KE50 оказалась борьба с самим собой – знающие товарищи начали уговаривать его сохранить аутентичность автомобиля. Поначалу, конечно, была мысль «прокачать» машину – установить помощнее двигатель, посовременнее тормоза, покрасивее колеса и поинтереснее что-нибудь в трансмиссии. Но силы добра победили: машину решено было сохранять в стоке. Поэтому был найден родной двигатель 3К-Н – рядная карбюраторная четверка скромным объемом 1,2 л и мощностью 56 л. с.

Коробка передач подобрана тоже штатная, четырехступенчатая механическая – хотя уже была заказана «пятиступка», от которой все-таки решили отказаться.

DSC_0075

Также очень хотелось поставить задний мост с дифференциалом повышенного трения от культовых в среде дрифтеров «хачироку» AE86 – Toyota Corolla Levin. Но этот зуд усовершенствования также был успешно преодолен, и машина осталась с родной задней балкой и ее штатной начинкой.

Внушает доверие

Знакомство с ней оставляет интересное впечатление. По KE50 видно, что японцы тогда уже научились делать добротные и современные, если не сказать, модные, автомобили. Не зря эта версия в кузове лифтбек стала первой Короллой, поступившей в продажу в Европе (именно по европейскому – французскому – рекламному буклету реставраторы уточняли деталировку отделки и красили двигатель).

Все, за что ни возьмись, внушает доверие – прочное, основательное, объемное, внушительное. Дверная ручка – мощное литьё в хроме, кресла – большие, с пухлой набивкой, выключатели с крупным шагом и четкой фиксацией, огромное мягкое торпедо с шестью дефлекторами, просторный салон, деревянный – да-да, именно так! – руль, и в завершение настоящий «жир» – двери без оконных рамок… И это на массовой машине С-класса!

Даже с самим основоположником класса VW Golf I это технологическое великолепие, это непростительное расточительство как-то даже неловко сравнивать. У «немца», конечно, тоже детали не шатаются, но все какое-то по-игрушечному мелкое, да и борьба немецких конструкторов за экономию видна даже сквозь призму сорока лет.

Уж не знаю, к каким причинам отнести тот впечатливший меня факт, что в заводском мануале Corolla KE50 есть отдельные странички, посвященные самостоятельному обслуживанию автомобиля – и это в конце «семидесятых»! Причем в этом разделе идет речь не только о доливе жидкости в бачок омывателя.

Лишние лошадки

Дверь большая и тяжелая, опускаюсь в сиденье – о!, еще один привет из «семидесятых» – кресла низкие, едва ли не у самого пола, и потолок тоже отнюдь не минивэновский. Владелец хвастается: у его машины европейский салон, и поэтому сиденья, несмотря на «анатомическую» по терминологии тех лет форму, можно разложить и образовать ровное, без ступенек, ложе для ночевки. Ты смотри, значит, не только наши Москвичи-408 могли таким похвалиться.

DSC_0116 копия

Роскошный руль с деревянным ободом – в самом деле родной, «королловский», это одна из двух версий, предназначенных для Европы, а было еще по паре моделей «баранок» для Америки и Японии. Замок зажигания справа, выше обычного, над ним отдельная кнопка разблокировки руля.

Заводится двигатель грубовато – прикидываю, с чем сравнить, и понимаю, что даже у наших 1,2-литровых «копеек» этот процесс выглядит аккуратнее. Зато с места Toyota трогается гораздо резвее, чем обещают паспортные 56 лошадок и 83 Ньютон-метра. Акустическое сопровождение соответствует всем полученным ранее впечатлениям – в машине, скорее, тихо, чем шумно.

DSC_0074 копия

Двигатель, как и при трогании, на ходу звучит солиднее, чем можно ожидать от объема 1,2 л, но во всех нюансах начинает прослушиваться в салоне только после 3 000 об/мин. Команды акселератора мотор исполняет охотно, но только в пределах городских скоростей. На трассе, при приближении к 100 км/ч, активность автомобиля предсказуемо снижается, но взамен имеется другой плюс. По замерам владельца, аппетит лифтбека на загородном маршруте в реальности оставляет порядка 6,5 л/100 км, что даже меньше, чем паспортные данные. Скромный аппетит Corolla c этим мотором отмечали и пользователи в пору ее актуальности.

Гидроусилителя нет, рулевой редуктор не реечный, а классического для заднеприводных машин червячного типа. Таким образом, «баранка» хоть и не самая легкая, но даже на неровной дороге руль остается комфортным, без обратных толчков и неприятной пустоты. Такая же «породистость» ощущается и при работе с педалями. Запомнились тормоза, которые ведут себя как типичные для такого класса «легковушек» 1967-1980-х: нерезкие, но прогнозируемые, уверенные.

[su_gallery_with_desc_new title='Toyota Corolla Liftback KE50 (европейская спецификация)' subtitle_1='Габариты ( Д / Ш / В )' subtext_1='4 120 / 1 600 / 1 320' subtitle_2='Двигатель' subtext_2='Бензиновый, 1,2 л, 56 л. с., 83 Нм' subtitle_3='Колесная база ' subtext_3='2 370 мм' subtitle_4='Клиренс' subtext_4='170 мм' gallery='348187,348186']

Примерно так же можно охарактеризовать и работу кулисы четырехступенчатой коробки – та же нетеперешняя грубоватость и та же уверенность. Избирательность хорошая, ходы рычага хоть и не чета нашей «жигулевско-фиатовской» классике, но все равно невелики. Одним словом, получается, к третьему поколению Corolla японцы уже научились реализовывать заданное качество восприятия автомобиля.

Ходовая добротно отрабатывает неровности среднего порядка и потряхивает на крупных. Зависимая подвеска задка в резких поворотах проявляет свою рессорную сущность подергиванием кормы. Удлиненные малолистовые рессоры у Короллы мягкие, но их серьги достаточно длинные, чтобы мост уводило на внешнюю сторону поворота.

P1000922

Владелец говорит, что этот эффект ожидаемо меньше заметен при загруженной машине. Общему комфорту способствуют высокопрофильные шины 13-го размера, давление в которых, кстати, предписывается поддерживать по старинке – на уровне 1,5-1,7 атмосфер. Еще одна типичная тонкость из прошлого, все же немного архаичная для конца 1970-х: при длительной езде со скоростью выше 100 км/ч нужно было повышать давление в шинах на 0,3 атм…

DSC_0152 копия

Живой экспонат

Строго говоря, этот автомобиль не настолько стар, чтобы записывать его в настоящие раритеты. Но как же здорово он играет роль наглядного пособия из недавнего прошлого! Полезно не только для автомобильных историков, но и для любого, кто привык вдумчиво относиться к окружающей действительности.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
24.07.2016 14:28
Евгений Тапыев

Трехдверка подозрительно напоминает пресловутый Ford Pinto :)


25.07.2016 18:04
Аня

Здравствуйте, Вы не могли бы подсказать некоторые пункты из характеристики Toyota Corolla KE 50? Заранее спасибо! Максимальная скорость, км/ч: Время разгона до 100 км/ч, сек.: Колея колес спереди, мм: Колея колес сзади, мм:


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings