Фонтанка и ее мосты

Фонтанка прорезает центр Петербурга от Летнего сада до Галерного острова, и через эту реку перекинуты 15 мостов.

О некоторых из них (например, об Аничковом и Египетском), мы уже писали. Расскажем теперь о других самых крупных автомобильных переправах через эту реку.

Измайловский мост. Фото 1913 г.

Мост Белинского

Этот мост перекинут через Фонтанку у цирка. Получил название в память о литературном критике Виссарионе Белинском. На этом месте в 1733 г. был построен деревянный свайный мост, названный Симеоновским (по наименованию церкви святых Симеона и Анны, расположенной рядом). В 1785-м по проекту инженера Перроне Симеоновский мост перестроили в трехпролетный. Это был разводной мост, облицованный гранитом, с каменными башнями на быках – в них располагались подъемные механизмы. В 1859 г. разводной пролет заменили каменным, а гранитные башни убрали. Затем проезжую часть расширили, для чего тротуары вынесли на консольные подвески. В октябре 1923-го Симеоновский мост переименовали в мост Белинского. В 1988 г. Государственная инспекция по охране памятников решила вернуть мосту исторический облик и восстановить снесенные башни, но проект так и не был осуществлен. В 1999-м был произведен ремонт переправы с заменой консольных тротуаров и трамвайных путей.

Мост Белинского

Пантелеймоновский мост

Он перекинут через Фонтанку у Летнего сада и является продолжением улицы Пестеля. Получил название по находящейся рядом церкви святого Пантелеймона. Вначале на его месте был деревянный акведук, по которому подавали воду для фонтанов Летнего сада. После наводнения 1777 г., разрушившего фонтаны, акведук разобрали и устроили на этом месте лодочный перевоз. В 1824-м здесь соорудили висячий постоянный однопролетный мост по проекту архитектора Треттера. Его назвали Цепным – он был первым подобным в Петербурге. У этого красивого моста имелся недостаток: он раскачивался при проезде по нему извозчиков, проходе кавалерии и просто под ногами прохожих.

Пантелеймоновский мост

В 1905 г. обрушился аналогичный по конструкции Египетский мост. Власти провели обследование Цепного и признали его не годным для эксплуатации. В 1907-м его разобрали и через год заменили постоянным арочным, созданным по проекту инженера Пшеницкого. С 1923 по 1991 г. мост носил имя Пестеля, который когда-то жил неподалеку.

Мост Ломоносова

Чернышев мост. Фото 1915 г.

Расположен в створе улицы Ломоносова. Первоначально был деревянным, но в 1785-1787 гг. ветхую переправу разобрали и возвели каменную. Мост стали называть Екатерининским – в честь императрицы Екатерины II, затем Чернышевым (по названию одноименного переулка, где находилась усадьба генерала Чернышева, героя Полтавской битвы). Чернышев мост был разводным, с четырьмя башнями по углам. Со временем судоходство на Фонтанке сократилось, и разводные пролеты моста заменили каменными, а башни оставили. В конце 1900-х гг. их решили было снести: по мосту собирались пустить трамвай. Но воспротивилась Академия наук, и башни оставили в покое – только дерево старого пролета сменили на железо. В 1912-м на мосту установили фонари-обелиски с морскими коньками.

Мост Ломоносова

Во время блокады немецкие артобстрелы повредили мост: были утрачены парапеты и пострадали обелиски. В 1950-1952, 1967 и 1986 гг. на мосту производились ремонтные работы, в ходе которых были восстановлены утраченные обелиски с фигурными фонарями.

А в 1948-м Чернышев мост был переименован в мост Ломоносова: по названию одноименного сквера и памятника ученому.

Семеновский мост

Семеновский мост

Является продолжением Гороховой улицы. Получил свое название по дислоцировавшемуся неподалеку лейб-гвардии Семеновскому полку. На плане города 1717 г. здесь указан деревянный мост, а в 1733-м он стал свайным. Его обшили досками и раскрасили под камень. Действительно каменным – трехпролетным, со разводной средней частью – он стал только в 1788 г. В 1857-м, ввиду ветхости кладки в опорах и сводах, последние пришлось заменить клепаными железными фермами. Каменные башни, ранее служившие для размещения разводных механизмов, разобрали. В 1936 г. выяснилось, что опоры значительно деформировались и подверглись сильной коррозии, но помешала война, и реконструкцию моста провели лишь в 1949-м. Опоры моста переложили заново, подводную часть отремонтировали, а металлическое пролетное строение заменили сварным. Тротуар вынесли на консоли.

Обуховский мост

Обуховский мост

Располагается в створе Московского проспекта. Назван так по фамилии «посадского человека» Обухова, построившего здесь первый мост (в 1717 г.). В 1738-м его перестроили и назвали Саарским (от бывшего наименования Царского Села – Саарская мыза), однако название не прижилось. До 1785 г. мост был деревянным, а затем его перестроили в каменный и разводной. Это был один из семи типовых башенных мостов, построенных в период значительного судоходства по Фонтанке. Через 80 лет разводной пролет был заменен кирпичным сводом, а башни постигла та же участь, что и других мостов: их разобрали. В 1939 г. Семеновский мост был полностью перестроен. Необходимость реконструкции была вызвана тем, что ширина переправы составляла 16.5 м, тогда как ширина Московского проспекта равнялась 30.5 м – она оказалась вдвое уже проспекта. Так появился новый трехпролетный мост со сплошными железобетонными сводами. При перестройке архитектурное оформление не было сохранено. Теперь на его устоях возвышаются гранитные обелиски с круглыми стеклянными фонарями на кронштейнах.

Измайловский мост

Измайловский мост

Этот мост расположен в створе Вознесенского проспекта. Получил свое название по лейб-гвардии Измайловскому полку, расквартированному по левому берегу Фонтанки. Деревянный мост существовал в этом месте еще в 1738 г. В 1788-м здесь появился каменный, по типу Симеоновского и Чернышева мостов. Перестроен он был в 1861 г. по проекту инженера Дыммана. Подъемный пролет заменили кирпичным сводом, а каменные башни разрушили. Проезжая часть была расширена за счет выноса тротуаров на консоли. В таком виде он просуществовал до нашего времени.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings