Тяжело ехать положенные 90 км/ч, когда под капотом – бодрый и мощный мотор! Так и тянет надавить педаль побольше… А с инспектором разговаривать, наоборот, совершенно не тянет... Правда, есть устройства, помогающие «переступить черту». Но будьте осторожны!
1. Что такое радар-детектор и как он работает?
Радар-детектор – компактный электронный прибор весом 100-200 г, который улавливает радиосигналы, испускаемые радарами ГИБДД, и сообщает об этом водителю. В зависимости от модели, «сообщение» может быть звуковым («пиканье» разной интенсивности) или световым (цепочка диодов и на ЖК-дисплее).
Радар-детектор подключается через прикуриватель и устанавливается на торпедо перед лобовым стеклом.
По конструкции радар-детекторы разделяются на устройства «прямого детектирования»и «супергетеродинные». Первые представляют собой, по сути, тот же приемник, настроенный на улавливание частот, испускаемых радарами ДРС.
В устройствах второго типа установлен супергетеродин, который генерирует те же частоты, что испускают радары ГИБДД, которые «сравниваются» с приходящими извне. При совпадении выдается предупреждающий сигнал.
2. А что такое антирадары?
Часто в обиходе антирадарами называют радар-детекторы, имея в виду одни и те же устройства. Иногда антирадарами называют т. н. «активные» радар-детекторы. Это приборы, которые выдают помеху на радар ДПС.
Известны совсем уж «продвинутые» конструкции антирадаров, которые поглощают сигнал радара ГИБДД и выдают свой, и при скорости машины 120 км/ч на табло радара высвечивается, например, 59.5 км/ч. Однако стоит такое устройство от $3 000 -$5 000.
3. Легально ли приобретать и использовать такие устройства?
Обычные, пассивные радар-детекторы, которые только сообщают о работе радаров ДПС, в России совершенно легально производятся и продаются. Соответственно, их можно свободно приобретать и без опасений использовать. Федеральным законом РФ пассивные радар-детекторы не запрещены.
Что же касается активных радар-детекторов, или антирадаров, то эти устройства запрещены для применения, поскольку они заглушают «государственные» частоты, что законом не допускается. К тому же, их использование квалифицируется как преднамеренное создание помех органам правопорядка.
4. У ГИБДД на вооружении много разных моделей радаров. Детектор «засекает» любой из них?
Теоретически, на дорогу может выйти инспектор с новой, экспериментальной моделью радара в руках, для которой еще нет детектора. Но вспомним теорию вероятности. Подавляющее большинство радаров ДПС в России и за рубежом работают в диапазонах Х – 10 525 МГц («Сокол», «Барьер», «Speedgan», «Inforser») а также в более современном К-диапазоне (24 150 МГц) («Беркут», «Искра», ЛИСД-2).
Для определения сигналов этих радаров сегодня на рынке представлен огромный выбор моделей детекторов – как от отечественных, так и зарубежных производителей. Охватили разработчики и последнюю новинку дорожной службы – лазерный радар, который тоже поддается детектированию. На «выходе» у производителей и детекторы будущих радаров K-диапазона (34 700 МГц), который сейчас начали только осваивать российские КБ.
Заметим, что обновление парка радаров ГИБДД идет медленно – средняя стоимость одной «трубы» составляет примерно $700, и выдать одним днем всем инспекторам новые «суперрадары» невозможно.
5. Поможет ли детектор на дороге с автоматическими комплексами слежения?
Все зависит от системы. Есть комплексы, представляющие собой схему «камера плюс радар». У таких систем локационная часть построена на тех компонентах, что и у радаров К-диапазона, поэтому детекторы их «засекают».
Но вот, например, на МКАД стоит система ПКС-4, представляющая собой набор камер слежения, объединенных с компьютером. Камера фиксирует движущийся объект, а программа рассчитывает, за какое время он проходит определенное расстояние. Против такие комплексов детектор бессилен.
6. А не может ли детектор проиграть радару по дальности?
Нет. Детектор априори «видит» дальше радара, который испускает сигнал и принимает отраженный. Поумничаем: расчет скорости производится на основе эффекта Допплера – сдвиг частоты отраженного сигнала от объекта, который движется.
Здесь отраженный от автомобиля сигнал оказывается достаточно слабым, а чтобы его принять и обработать, исходящий сигнал должен быть сильным. В зависимости от условий, рабочая дальность радара составляет 200-700 м, радар-детектора – 1 500-3 000 м и 800-1100 м – для лазерного.
Если впереди по трассе работает радар, детектор обнаружит его раньше, чем автомобиль въедет в зону его действия.
7. Может ли детектор подвести – «не заметить» радар?
Может. Если оставить в стороне неисправные и «кооперативные» – чаще всего китайские – устройства, то тут «есть варианты».
Начнем с того, что детектор «засекает» сигналы работающих радаров, которыми меряют скорость у других участников движения. Поэтому, если на участке «видимости» детектора до вашего эффектного появления радар не работал, и ваша машины первая «в очереди» – то… готовьте портмоне. Но, опять-таки, вероятность такого случая: инспектор только приехал, только включил трубу – довольно мала.
Пропустить сигнал может детектор с супергетеродином. В нем частоты радаров генерируются по очереди, и может статься так, что в тот момент, когда сработал радар, детектор «занимался» другой частотой.
Но, учитывая, что интервалы времени «перебора» частот здесь измеряются в долях секунд, вероятность «пропуска» и тут невелика.
8. Какова техника езды с радар-детектором?
Принцип простой: детектор засигналил – снижаем скорость. Чем громче (чаще) прибор пиликает, чем больше лампочек загорелось – тем ближе работающий радар, и тем оперативнее надо сбрасывать скорость.
9. Случаются ли у детекторов ложные срабатывания?
Случаются. Детектор может пищать, например, на сотовый телефон, реагировать на различные внешние радиоволны. Наиболее подвержены этому супергетеродиновые детекторы, поскольку они более чувствительны. В топовых моделях таких детекторов производители ставят специальную защиту от внешних помех.
Кроме того, большинство детекторов имеют два режима: «трасса» и «город», которыми выбирается чувствительность прибора.
10. Сколько стоят радар-детекторы?
Цены на детекторы отечественного производства начинаются с 400 руб. за модель, работающую в Х-диапазоне, и до 1 000-1 200 – за ту, что определяет радары Х- и К-диапазонов, а также лазер.
Детекторы зарубежного производства дороже, соответственно, на 30-50%. Китайские «кооперативные» дешевле: можно встретить и за 250-300 руб. «на все диапазоны».
11. Как относятся инспекторы ДПС к использованию радар-детекторов?
К пассивному радар-детектору инспектор предъявить претензии на основании закона не может, поскольку такие устройства не запрещены.
Но отношение к автовладельцу с радар-детектором, разумеется, ухудшается – ведь детекторами, как ни крути, пользуются для того чтобы нарушать правила. Поэтому на какую-либо лояльность инспектора и «прощение за мелкое нарушение надеяться нечего.
12. Как инспектор может узнать, что в машине стоит радар-детектор?
Прежде всего, инспектор может просто увидеть детектор, поскольку устройство ставится на торпедо (для лучшей чувствительности и чтобы не было экранирования сигнала). Кроме того, супергетеродиновые детекторы «фонят» и на расстоянии 2-3 м от машины выдают помехи на радар. В топовых моделях детекторов с супергетеродином стоит специальная защита от обнаружения.
Детекторы прямого детектирования дистанционно не обнаруживаются никак.
13. Можно ли использовать радар-детекторы за рубежом?
Радар-детекторы законодательно запрещены в Финляндии, Латвии, Литве, Эстонии, Швеции, Дании, Польше, Венгрии, Австрии, Испании, Франции, Бельгии и Швейцарии.
На момент написания материала не было законодательного запрета на использование радар-детекторов в Болгарии, Голландии, Норвегии, Германии, Чехии, Румынии, Турции, а также в США.
Интересно, что даже внутри Евросоюза отношение к радар-детекторам сильно разнится. Например, в Люксембурге за использование радар-детектора можно угодить в тюрьму, а совсем рядом – в Германии – таким устройством можно пользоваться свободно.
Более того: немецкая полиция неоднократно проводила специальные акции, на которых автовладельцам дарили радар-детекторы. А дорожные службы в опасных местах ставят «маячки», имитирующие сигналы радаров. Подобные «ложные радары» ставят и в Соединенных Штатах. В Германии и США считают, что радар-детектор дисциплинирует водителя, заставляя его сбрасывать скорость.
Но все же, поскольку законодательство часто переписывают и отношение меняют, прежде чем включать радар-детектор за границей, лучше специально выяснить, разрешен он к использованию в данной стране или нет.
Как вы относитесь к использованию радар-детекторов? | ||
Положительно: пользуюсь сам и другим советую | 24,4% | |
Скорее положительно: надоели поборы инcпекторов ДПС | 30,0% | |
Нейтрально: сам не пользуюсь, но и пользователей не порицаю | 30,0% | |
Скорее отрицательно: они позволяют нарушать правила, подвергая опасности других |
6,9% | |
Крайне отрицательно: считаю, что подобные устройства надо запрещать законодательно |
8,8% | |
Опрос проводился на сайте www.kolesa.ru |
Для комментирования вам необходимо авторизоваться