ВАЗ-2346 "Капрал": жесткость на скручивание?

Ехать на такой машинке просто страшно. Все вроде бы на месте – и "классический" руль, и рычаги КПП, и "раздатки", и вечный вой из трансмиссионного тоннеля. А вот салонное зеркало заднего вида транслирует совсем непривычную картину: на кочках и колдобинах петербургских дорог задняя часть пикапа ВАЗ-2346 танцует то ли джигу, то ли лезгинку – короче, "танец маленьких листовых рессор".

 

ВАЗ-2346 "Капрал"
ВАЗ-2346 "Капрал"
ВАЗ-2346 "Капрал"
ВАЗ-2346 "Капрал"
ВАЗ-2346 "Капрал"

Ехать на такой машинке просто страшно. Все вроде бы на месте – и "классический" руль, и рычаги КПП, и "раздатки", и вечный вой из трансмиссионного тоннеля. А вот салонное зеркало заднего вида транслирует совсем непривычную картину: на кочках и колдобинах петербургских дорог задняя часть пикапа ВАЗ-2346 танцует то ли джигу, то ли лезгинку – короче, "танец маленьких листовых рессор". Кстати, совершенно независимо от кабины, которая сохраняет олимпийское спокойствие. Дошло до того, что на одном из перекрестков гробовым голосом к нам обратился сосед по потоку: "Ребята, вам бы к кузовщику"...

Нет, ребята, к кузовщику нам не надо. Мы просто тестируем одно из уникальных изделий нашего автопрома, а точнее, тольяттинской компании "ВАЗинтерсервис", создающей пикапы под известной маркой "ВИС". А катаклизм с задней частью грузовичка создан человеческими руками и выглядит как гипертрофированный шарнир, закрепленный между кабиной и грузовой платформой. Именно с помощью него задняя часть может поворачиваться относительно передней, тщательно облизывая окрестные неровности. Такая деталь дает и без того проходимой "Ниве" дополнительные преимущества на бездорожье, делая ее поистине "всепролазной". Но это на бездорожье...

Как это было
Легенда гласит, что на российские просторы идею "шарнирного" легкового автомобиля принес некий миллионер, захотевший приобрести универсальный внедорожник и заказавший его в Тольятти. Там посмотрели на зарубежный опыт (в Великобритании, например, делают такие машинки под маркой Lynx), да и на собственный, российский (сочлененные таким же образом военные гусеничные транспортеры российской армии пока уникальны) и решили взяться за заказ. Но пока делали, миллионер исчез, и готовый автомобиль остался невостребованным. Прошли годы. И вот уже в "ВАЗинтерсервисе", где работал создатель той необычной конструкции, решили рискнуть и попробовать еще раз – вдруг спрос превысит предложение? В таких условиях и состоялось второе рождение этого интересного экземпляра, обретшего имя ВИС-2346 "Капрал".

Внешне автомобиль тщательно скрывает свою уникальность – нужно преклонить колени, чтобы убедиться в отсутствии непрерывной рамы и увидеть шарнир, соединяюший две половины машины. Он, кстати, позаимствован создателями у станков-роботов, в которых используется как поворотно-опорное устройство.

Тут же бросается в глаза и необычное решение системы выпуска, которая, как у американских дальнобойщиков, располагается на задней стенке кабины. Все дело в том, что она могла бы стать совершенно ненужным соединяющим звеном, которое подвергалось бы повреждениям при скручивании кузова. А так – дешево, надежно и практично. И эстетично, кстати. Забегая вперед, скажем, что топливный бак следовало бы тоже разместить где-нибудь, но только не на "сейсмически активной" территории – каждый раз при смещении задней части индикатор уровня топлива на приборной доске начинает тихо сходить с ума, показывая новые и интересные данные по количеству топлива.

А так – с виду ничем не приметная "Нива"-пикап, ну разве что раскраска веселая...

Интерьер тоже ничем не обнаруживает свою принадлежность интересному автомобилю. Двухместная кабина с багажным отделением, достаточным для нескольких сумок, стандартно-аскетичная, родом из Тольятти. Единственная необычная деталь – тройной ручник, корягой торчащий меж кресел. Средний рычаг выполняет здесь роль стопора для шарнира, а два дополнительных, нефиксируемых, тормозят правое и левое колеса по отдельности. Такой вот "трекшн-контроль по-русски" – за неимением средств для создания современных систем стабилизации русские инженеры вынуждены придумывать самобытные конструкции, которые на примитивном механическом уровне заменяли бы дорогостоящую электронику.

"Резаный" в движении
Поездки на пикапах – занятие не для автомобильных гурманов. Далекая от идеальной развесовка тянет за собой ворох проблем с управляемостью, устойчивостью и всем тем, что обычно сопутствует сбалансированному автомобилю. А тут еще и "Нива", к которой претензий обычно больше, чем деталей в перечне узлов и агрегатов. Но поездку мы действительно ждали, предвкушая необычные ощущения от неординарной конструкции. И ожидания оправдали себя.

Но в первую очередь "Капрала" было необходимо подготовить к поездке. Мы не имеем в виду регламентные проверки давления в шинах и уровня масла – речь о том, что этот автомобиль необходимо выкатить на ровную асфальтовую площадку и до предела застопорить средний рычаг "коряги" стояночного тормоза. Ездить по асфальту можно исключительно после этой процедуры. Не сделаете этого – получите ощущения, описанные во вступлении – яркие, незабываемые. Все дело в том, что с помощью колодок средний рычаг тормозит сам шарнир, не давая ему перемещаться во время движения по "усовершенствованному" покрытию. Иначе, войдя побыстрее в крутой "колдобистый" поворот, вы рискуете никогда не выйти из него за счет сверхоригинального поведения задней части автомобиля, оснащенной сверхжесткими рессорами. Здесь важно также верно закрепить две половины машины, не допуская перекоса мостов относительно друг друга, иначе не миновать неприятных последствий. Жесткость кузова – великое дело, все-таки. Но не на бездорожье – здесь этот показатель совсем лишний и приводит к преждевременному вывешиванию колес. Но с распущенным шарниром такую ситуацию вообразить практически невозможно! 20 градусов угла осевого поворота – это та фора, которую с обеих сторон имеет "Капрал", постоянно находящийся в контакте с поверхностью. Такие огромные лишние хода задней подвески, в свою очередь, позволяют кабине крениться на меньшие углы, уменьшается и общая валкость пикапа. Правда, выглядит это жутковато – перекошенная платформа практически упирается стопорами в специальные резиновые отбойники, но автомобиль упорно не желает останавливаться! Вот только неизвестно, как поведет себя пикап под полной загрузкой – не опрокинет ли незакрепленный груз, преодолевая серьезное препятствие? Но это уже вопрос грамотной эксплуатации, а человек, покупающий такой автомобиль, вряд ли будет "без царя в голове". Он оценит и ремонтопригодность простой полноприводной "Нивы", и утилитарность кузова, и полное отсутствие капризной электроники. А главное – ему наверняка придутся по душе те самые лишние 40 градусов, которые иногда могут так пригодиться на рыбалке, охоте или простой джиповке вокруг сельских болот. Мы говорим, конечно, не о тех самых 40 градусах...

ВАЗ-2346 "Капрал"
ВАЗ-2346 "Капрал"
ВАЗ-2346 "Капрал"
ВАЗ-2346 "Капрал"
ВАЗ-2346 "Капрал"
ВАЗ-2346 "Капрал"
ВАЗ-2346 "Капрал"

Помечтаем?
Да, а пока мы помечтаем. О том времени, когда такие пикапы будут предлагаться не только независимыми фирмами, но и нашими промышленными гигантами, которые могут позволить себе проводить полноценные испытания подобных автомобилей. Когда в таких автомобилях умная электроника сама будет блокировать шарнир при достижении определенной скорости. И еще – о том времени, когда интересных отечественных автомобилей будет больше.

Человек, покупающий такой автомобиль, вряд ли будет "без царя в голове". Он оценит и ремонтопригодность простой полноприводной "Нивы", и утилитарность кузова, и полное отсутствие капризной электроники.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы