Высоким стилем

По традиции начнем с определения понятий. Один из самых часто задаваемых в инсталляционных центрах вопросов – чем аппаратура класса Hi-Fi отличается от аппаратуры класса Hi-End? Подавляющее большинство автовладельцев почему-то считают эти понятия синонимами, хотя на самом деле они серьезно отличаются.

 

Музыкальная система высокого класса в любом автомобиле состоит из трех одинаково важных компонентов. Первый – это дорогая профессиональная аппаратура, второй – индивидуально спроектированная инсталляция этой аппаратуры, а третий – доработка салона машины.

В отличие от более простых систем, система высокого класса – это уже не просто набор устройств для воспроизведения музыки. В любой инсталляции класса Hi-Fi или Hi-End обязательно присутствует элемент творчества и уникальная техническая концепция. Если в системе среднего класса основной упор делается на качественное воспроизведение музыки, то в высшем классе инсталляторы больше заботятся о восприятии звука слушателем. Именно поэтому вместе с установкой высококлассной музыкальной системы инсталляторы зачастую также дорабатывают салон автомобиля, пытаясь добиться максимальной гармонии музыки и окружающей слушателя обстановки.

Хотя с технической точки зрения высокий класс отличается от среднего лишь более тщательным выбором компонентов, их более "художественной" установкой и точной настройкой, многие ценители car audio считают, что любая система классом ниже Hi-Fi не более чем паллиатив, не способный воспроизводить по-настоящему качественный звук. Мы не станем оспаривать это мнение, а просто расскажем подробнее о специфике автомобильной аудиосистемы высокого класса.

Стереосистема класса Hi-Fi / 3
Стереосистема класса Hi-Fi / 2
Стереосистема класса Hi-Fi / 1

Разность потенциалов
По традиции начнем с определения понятий. Один из самых часто задаваемых в инсталляционных центрах вопросов – чем аппаратура класса Hi-Fi отличается от аппаратуры класса Hi-End? Подавляющее большинство автовладельцев почему-то считают эти понятия синонимами, хотя на самом деле они серьезно отличаются. Если воспользоваться сравнением, то система класса Hi-Fi похожа на человека предельно педантичного, однако способного уменьшить строгость своих взглядов ради достижения конкретной цели (например, для создания специального искажения звука). Hi-End же больше напоминает непримиримого ортодокса, который ни за что не пойдет на компромисс и будет до последнего бороться за высочайшее качество воспроизведения. Выражаясь языком техническим, разницу между Hi-Fi и Hi-End можно описать так: аппаратура обоих классов передает звуковой сигнал качественнее, чем массовая, однако Hi-Fi, название которого переводится как "высокая точность" (High Fidelity), применяется для создания определенного качества звука, необходимого конкретному пользователю, а техника Hi-End просто воспроизводит звук без малейших искажений.

Автомобильная музыкальная аппаратура в большинстве случаев относится к классу Hi-Fi. Происходит это вовсе не потому, что среди автомобилистов нет ценителей максимально качественного звука. Дело в том, что создать в автомобиле подходящие для качественной передачи музыки условия неимоверно сложно, а в некоторых машинах вообще невозможно из-за вибрации кузова, шума двигателя и массы других дополнительных призвуков. Инсталляция в машину системы класса Hi-End наверняка обозначает создание автомобиля для участия в соревнованиях по автозвуку, огромные расходы и многие недели упорной работы.

Принципы инсталляции аппаратуры High Fidelity гораздо демократичнее и дешевле. Главное отличие систем Hi-Fi от массовых заключается в том, что даже дорогие музыкальные системы среднего класса обращаются со звуковым сигналом, так сказать, недостаточно бережно. В них, выйдя из самого хорошего проигрывателя, идеально чистый сигнал может "подцепить" помехи и искажения от любой проходящей слишком близко силовой линии, некачественных разъемов соединительных кабелей или нестабильного напряжения на аккумуляторе (специалисты утверждают, что качество электричества для звука так же важно, как чистота бензина для автомобиля). В системах Hi-Fi внимание уделено каждому участку звукового тракта; продумывая размещение аппаратуры в машине, инсталляторы учитывают каждый провод, каждую клемму. Подбираются дополнительный "музыкальный" аккумулятор, специальные провода и профессиональные контакторы. Дальше следует пробная установка с замерами "чистоты" сигнала на всех ключевых точках, например, выходах с усилителей, процессоров и кроссоверов. Затем вносятся коррективы, и происходит повторный замер. Когда установщики наконец добиваются необходимых показателей, все приборы занимают свои места. Однако на этом инсталляция не заканчивается. Наоборот, начинается самое интересное – настройка.

Стереосистема класса Hi-Fi / 6
Стереосистема класса Hi-Fi / 5
Стереосистема класса Hi-Fi / 4

Действующие лица и исполнители
Но перед тем, как раскрыть хитрости точной настройки аудиосистемы, упомянем о ее компонентах. На первый взгляд, все участники знакомы нам по системе среднего класса, а некоторые даже по бюджетной. Изучив список аппаратуры, с помощью которой были созданы три самые запомнившиеся нам за последний год Hi-Fi системы – Mitsubishi Eclipse, инсталлированный в московской студии "А-Элит", и питерские Audi TT ("Автоаудиомастер") и Ford Expedition (Bloodhound), мы в очередной раз убедились, что "не боги горшки обжигают". Большинство проигрывателей и усилителей из этого списка можно встретить в магазинах автомобильной аудиотехники по вполне приемлемой цене, а значит, именно такими "головами" и "усилками" оборудованы многие машины со среднебюджетной "музыкой" в салоне. Названия этих аппаратов известны многим – Alpine, Clarion, Nakamichi. Но есть, конечно, и экзотические имена, например, Audiobahn или Sinfoni. С акустикой ситуация не настолько либеральна – динамики инсталляторы выбирали исключительно дорогие, уровня Rainbow и Eclipse.

Впрочем, не все звенья в цепи системы Hi-Fi хорошо знакомы нам по более простым инсталляциям. Абсолютно новым устройством может считаться отсутствовавший в среднем классе сигнальный процессор, который одновременно служит и электронным кроссовером, и генератором звуковых эффектов, например таких, как замедление сигнала или намеренное усиление центрального канала (ЦК). Кстати, наличие центрального канала – это один из явных показателей того, что автомобильная система принадлежит к высокому классу. Как правило, ЦК представляет собой дополнительную динамическую головку, обязательно снабженную собственным усилителем и установленную в центре торпедо, либо в специальном подиуме за рукояткой ручника. Функции этого динамика являются предметом постоянных споров аудиофилов – одни считают ЦК основным инструментом для создания качественной звуковой сцены, другие утверждают, что центральный динамик не больше чем аттенюатор, всего лишь корректирующий глубину звука.

Основной принцип выбора компонентов для системы Hi-Fi заключается не в стоимости аппаратуры, вернее не только в ее стоимости. Самое важное здесь – суметь подобрать все составляющие таким образом, чтобы добиться для них максимального синергетического эффекта в условиях конкретного автомобиля. И необязательно это должна быть аппаратура от одного производителя, тем более, что большинство знаменитых в car audio брэндов выпускает не больше одного-двух устройств, участвующих в музыкальном тракте – к примеру, только усилители и динамики или только чейнджеры и проигрыватели. Главное – добиться симбиоза большого количества высокоточных электронных устройств, а их "национальность" не играет при этом совершенно никакой роли.

Настройся на свою волну
Цепочка компонентов системы Hi-Fi конструируется таким образом, чтобы, проходя по ней, звук не получил искажений. Инсталляторы шутят, что сигнал, как и пиво, должен быть правильным. Звуковому сигналу приходится сталкиваться с большим количеством различных процессов, пытающихся испортить его правильность (то есть чистоту), поэтому организацию передачи звука на акустические системы в том виде, в котором он вышел с предусилителя магнитолы, можно смело назвать настоящим техническим искусством. Немногие профессиональные установщики владеют мастерством провести сигнал сквозь любые тернии и доставить его слушателю в первозданном виде, а тех, кто умеет это, называют мастерами и очень ценят.

После того как построенная система выдает максимально правдоподобный звук (правдоподобие должны подтвердить специальные приборы), установщики начинают этот звук искажать. Например, процессору дается команда задерживать звук в левом канале на несколько сотен миллисекунд, твитеры, установленные в боковых стойках, переносятся на заднюю часть водительского зеркала, а динамики в дверях разворачиваются под совершенно другими углами. Возникает вопрос: зачем все это делается? Ответ прост: чтобы добиться лучшего восприятия определенной музыки в определенной точке салона. Допустим, джаз будет лучше звучать в конкретном салоне, если выделить высокие частоты, а "низы" слегка "обрезать". А рок и современная электронная музыка, наоборот, задействуют много басов, поэтому высокие частоты не должны превалировать над низкими. Перед установкой инсталляторы всегда изучают фонотеку владельца автомобиля и первые предустановки производят, исходя из стиля музыки, который он предпочитает. Бывает ли так, что клиент слушает музыку всех стилей сразу? Бывает, но редко. Как правило, автовладельцы, устанавливающие в свой автомобиль систему уровня Hi-Fi, не являются музыкальными полиглотами, и среди их музыкальных пристрастий всегда можно выделить основные жанры. Разумеется, бывают случаи, когда стиль первоначальных настроек неизвестен. Тогда инсталляторы обращаются к классике, как музыкальной, так и классике car audio – специальным "настроечным" записям, которые помогают сформировать универсальную звуковую сцену.

Не менее важное звено настройки – точка расположения слушателя. Как бы ни изощрялись установщики аппаратуры, в автомобиле всегда остаются две "звуковые зоны" – передние и задние кресла. Конструировать систему, выдающую одинаково качественный звук и вперед и назад очень дорого и почти всегда необязательно. Владелец машины ведь один. Если он ездит за рулем или рядом с водителем, максимальный стереоэффект создается в области передних сидений, а если привык находиться во время движения сзади, настройщики делают акцент на задней части салона. Причем в последнее время при расчетах учитывают не только то, слева или справа сидит основной "слушатель", но даже его рост и вес.
Окончательная настройка происходит в присутствии заказчика. Восприятие музыки – процесс субъективный, поэтому клиенту предлагают прослушать различные музыкальные фрагменты и, опираясь на его комментарии, проводят окончательную, филигранную, корректировку.

Дизайн интерьера
О том, что для создания качественного звука в автомобиле необходима полная шумо- и виброизоляция кузова, догадаться несложно. А вот зачем в придачу к и без того, мягко говоря, недешевой "музыке" класса Hi-Fi дорабатывать салон, прибавляя к общей стоимости инсталляции добрые 15-20 процентов, многим непонятно. Можно, конечно, принять это за удачную маркетинговую политику установочных фирм, которые "раскручивают" клиентов на дополнительную тысячу-другую долларов. На самом же деле корысть инсталляторов здесь ни при чем. Все дело в превращении салона машины в замкнутый акустический объем, что невозможно без значительных переделок. К тому же при высококлассной инсталляции почти все динамики, за исключением всего некоторых типов твитеров и коаксиалов, устанавливаются в специально конструируемых подиумах. Расчет простой: если двери, боковые стойки и задняя полка все равно подвергнутся серьезному техническому вмешательству, то почему бы заодно не поработать над улучшением их эстетики. А раз уж взялись улучшать внешность половины салона, то другую половину доработать сам бог велел. В результате из инсталляционной студии большинство автомобилей уезжает не только с музыкальной системой высокого класса, но и с обновленным интерьером. Причем случается даже так, что, устанавливая "музыку", инсталляторы переделывают уже тюнингованный салон.

Серьезные доработки интерьера – это в большей мере практика инсталляции системы класса Hi-End. На соревнованиях по автозвуку судьи также оценивают эстетику автомобиля, поэтому практически все машины, подготовленные для участия в автозвуковых состязаниях (кроме тех, которые демонстрируют максимальную громкость, – эти больше похожи на броневики и зачастую не обладают не только эстетикой салона, но и салоном как таковым), могут щегольнуть шикарными кожаными креслами и дизайнерской отделкой.

Впрочем, внутренний мир машин, оборудованных гражданской музыкальной системой класса Hi-Fi, скромным назвать тоже не получится. Даже если бы эксклюзивный интерьер изначально не входил в само понятие музыкальной системы высшего класса, он рано или поздно все равно стал бы ее атрибутом.  Потому что Hi-Fi или Hi-End – это не просто класс аппаратуры или качество звука. Это также стиль жизни по высшему классу, жизни, в которой есть место лишь самому лучшему.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings