В мире аккумуляторов

Дефицита автомобильных аккумуляторов в российских городах не наблюдается, скорее наоборот: может быть, хотелось, чтобы их было меньше, потому как, даже находясь в здравом уме, очень сложно сделать осознанный выбор.

Дефицита автомобильных аккумуляторов в российских городах не наблюдается, скорее наоборот: может быть, хотелось, чтобы их было меньше, потому как, даже находясь в здравом уме, очень сложно сделать осознанный выбор. По документам все предлагаемые в продажу аккумуляторы, как импортного производства (или cтран бывшего Советского Союза), так и отечественные, сертифицированы, и по заявленным характеристикам также соответствуют требованиям наших ГОСТов. Так как же выбрать наиболее подходящий аккумулятор для своей машины? На этот вопрос мы и попытаемся ответить.

Аккумуляторные батареи (АКБ)

Как это сделано
Начнем "с азов". Аккумуляторная батарея (АКБ) – источник постоянного тока, работа которого основана на превращении химической энергии в электрическую. Конструктивно АКБ состоит из последовательно соединенных и объединенных в моноблок независимых емкостей, в каждой из которых помещаются решетчатые пластины из сплава свинца и сурьмы, разделенные между собой.

Пластины погружены в электролит – раствор серной кислоты в дистиллированной воде, который для средней полосы России должен иметь плотность 1.27 – 1.28 при +25 С. Наибольшее распространение получили АКБ из 6 банок с номинальным напряжением 12 В.

Все аккумуляторы можно разделить на две группы – требующие обслуживания и необслуживаемые.

В группе необслуживаемых отдельно выделяются батареи, у которых электроды изготовлены с добавлением кальция, сокращенно назовем их "кальциевые". Это разделение условно и связано с технологией изготовления электродов: если по-простому, то чем больше в них нужных добавок, тем меньше выделений газов, и, тем самым, меньше требуется доливать воды.

Поэтому теоретически рейтинг аккумуляторов выглядит так: необслуживаемые-кальциевые, необслуживаемые, обслуживаемые.

Теперь уже мало кто выпускает распространенные ранее черные эбонитовые батареи. Они требовали периодического долива дистиллированной воды, так как она интенсивно выкипала при заряде батареи из-за повышенного содержания сурьмы в электродах.

Со временем появились батареи с уменьшенным в 2-3 раза содержанием сурьмы и добавлением мышьяка, олова и других компонентов. Выделение газов при заряде таких батарей меньше, но добавления дистиллята 1-2 раза в год они все-таки требуют. Эти, так называемые обслуживаемые, батареи относительно недороги, а обычным сроком их эксплуатации можно считать 3-4 года.

Следующим шагом в эволюции явились необслуживаемые батареи. Необслуживаемые батареи делятся на два класса – гибридные и кальциевые. Гибридные батареи дороже, чем обслуживаемые, зато рассчитаны минимум на пять лет службы вообще без какого-либо ухода, а необслуживаемые кальциевые батареи должны служить не менее пяти-семи лет.

"Плюс" и "минус"
Запас электролита у необслуживаемых батарей больше, чем у обслуживаемых, темпы "выкипания" ниже. Эти факторы как снимают с автовладельцев "головную боль" по поводу дистиллированной воды, так и продлевают срок службы аккумуляторов. Еще более важным преимуществом необслуживаемых батарей является низкая степень саморазряда в процессе длительного хранения. Если падение напряжения в обычном аккумуляторе, зимующем в теплом помещении, может достигать 15 и даже 20% в месяц, то у необслуживаемых эта величина не превышает 2%(!). Такой постоянно установленный в автомобиле аккумулятор не "сядет" и не промерзнет даже при очень низких температурах. Нет необходимости объяснять, насколько это важно для сохранения работоспособности бортовой электроники и систем управления впрыском топлива. Да и токовая отдача у этих аккумуляторов при запуске двигателя гораздо выше, чем у обслуживаемых.

На первый взгляд не очень понятно, почему при явных преимуществах необслуживаемых батарей производство обслуживаемых достаточно велико. А большая часть батарей, отнесенных самими производителями к группе "необслуживаемых", имеют отверстия для долива воды. Причин тут несколько. Первая, конечно, это цена: обслуживаемые аккумуляторы, как правило, дешевле в производстве, соответственно дешевле и для потребителя.

Другая причина связана с особенностями эксплуатации аккумуляторов. Необслуживаемый аккумулятор предъявляет большие требования к качеству "электрики" автомобиля. Это касается реле-регулятора генератора, который обеспечивает постоянство бортового напряжения не ниже 13.9 В и не выше 14.4В (батарея "боится" перезаряда), "коротышей" в проводке, большого тока утечки, связанного с работой сигнализации и других постоянно включенных систем, а также длительного прокручивания стартера при пуске машины. Кальциевые батареи больше, чем обслуживаемые, боятся глубоких разрядов: если несколько раз подряд полностью разрядить такой аккумулятор, то он может выйти из строя. Необслуживаемый аккумулятор также "не любит" частых запусков мотора, неизбежных в городском цикле.

Кроме того, заряжать необслуживаемые аккумуляторы "традиционным" сетевым зарядным устройством, недопустимо. "Традиционными" мы называем устройства, в которых устанавливается постоянный ток заряда, равный 1/10 емкости батареи, который и поддерживается все время зарядки. Для необслуживаемых батарей требуется зарядное устройство, которое обеспечивало бы сочетание постоянства напряжения на клеммах с ниспадающей до нуля силой тока в течение процесса зарядки.

Рыночная цена на отечественные и зарубежные  изделия может зависеть как от типа и качества аккумулятора, так и от конъюнктуры рынка
Рыночная цена на отечественные и зарубежные  изделия может зависеть как от типа и качества аккумулятора, так и от конъюнктуры рынка
Рыночная цена на отечественные и зарубежные  изделия может зависеть как от типа и качества аккумулятора, так и от конъюнктуры рынка

Что в продаже
В магазинах города представлены батареи разной емкости и разных производителей. Что касается емкости, то разнообразие велико: от 34-амперных "малышей" до 100-амперных "гигантов". Чем больше емкость установленного аккумулятора, тем, как правило, лучше (в разумных пределах). В этом смысле потребителя ограничивают только цена, размеры и тип крепления батареи в конкретной машине.

Возьмем для примера рынок 55-амперных батарей, как наиболее распространенных.

Необслуживаемые батареи импортного производства достаточно дороги (1200-2000 руб.), и они действительно "необслуживаемые"- т.е. не имеют отверстий для долива воды. Поэтому на практике продавцы чаще рекомендуют их владельцам нестарых иномарок (3-7 лет). К ним относятся Varta (Германия), Bosch Silver (Испания). Кстати, добавление "Silver" говорит о еще более прогрессивной технологии – использовании серебра, что значительно повышает коррозионную стойкость решетки. Электрод медленнее разрушается, и срок службы аккумуляторной батареи возрастает более чем на 20%.

Необслуживаемые батареи отечественного производства (или стран СНГ) часто имеют отверстия для долива, они более доступны по цене (900-1600 руб.), и поэтому их предлагают владельцам старых иномарок и новых ВАЗов. Это такие батареи, как ПАЗ (Подольского аккумуляторного завода), Курского завода "Аккумулятор", Tuуmen battery (Тюменского аккумуляторного завода), "Катод" (Санкт-Петербург) и др. Самыми дешевыми являются обслуживаемые батареи, их цена не превышает 1000 руб. ("Лидер", "ЗИД", FIAMM, BOST и др.). Но не всегда цена может точно отражать качество предлагаемого товара – это относится как к отечественным, так и к импортным батареям.

Вопросы выбора
Несмотря на рекомендации продавцов (которые расхваливают не всегда лучший товар), покупатель сам должен быть достаточно "подкован". Поэтому, при одинаковой цене, при выборе аккумулятора следует обращать внимание на пусковой ток (ток "холодной" прокрутки) – чем выше этот параметр, тем лучше. На некоторых моделях указаны два параметра тока – мы говорим не о стандарте EN или SAE, а о ГОСТе, т.е. наименьшем значении. Типовым параметром для верхней ценовой группы следует считать ток силой 400-500А, для средней группы – 300-450А, для нижней – 250-400А. Также немаловажными являются и конструктивные особенности, такие как:

– расположение клемм "+" и "-",
– размеры (ведь понравившийся аккумулятор может  быть значительно больше "родного"),
– вес,
– наличие или отсутствие ручки для переноски,
– тип крепления батареи к кузову автомобиля.

Не стоит забывать и о "теоретическом рейтинге" аккумуляторов: обслуживаемые, необслуживаемые, необслуживаемые-кальциевые, а также о целесообразности их использования именно на вашем автомобиле. Кроме этого, при выборе батареи обращайте внимание на дату ее производства: теоретически "прекрасная" батарея при хранении более года в эксплуатации может показать более чем "обычные" результаты.

После установки аккумулятора в автомобиль необходимо проверить качество затяжки клемм

Напомним…
Независимо от того, какую степень обслуживания имеют аккумуляторы, все они нуждаются в бережном уходе и обслуживании. Минимум раз в год их необходимо подзаряжать сетевым зарядным устройством. Кроме этого, необходимо следить за чистотой самой батареи. Верхняя крышка аккумулятора имеет свойство отпотевать и загрязняться, что вызывает дополнительный саморазряд. Один раз в 3-4 месяца проверьте надежность закрепления батареи.

Не допускайте эксплуатацию батарей в режиме недозаряда, т.е. при напряжении ниже 13.9 В. Длительный недозаряд приводит к глубокой разрядке аккумулятора.

Не допускайте эксплуатацию батарей в режиме перезаряда, т.е. при напряжении выше 14.4В. Напряжение выше нормы приведет к выкипанию воды и повышению плотности рабочей жидкости, разрушению свинцовых пластин, помутнению и потемнению электролита в одной, нескольких или всех секциях батареи. Напряжение выше 14.5В может даже привести к взрыву аккумулятора. Поэтому не реже одного раза в 3-4 месяца тестером проверяйте уровень зарядного напряжения.

Контроль уровня электролита в необслуживаемом аккумуляторе невозможен, поэтому при эксплуатации необслуживаемого аккумулятора особенно важно не допустить перезаряд. Уровень электролита в обслуживаемых аккумуляторах поддерживайте с помощью долива дистиллированной воды.

От правильной эксплуатации во многом зависит надежная работа и срок службы аккумулятора, которые для одной и той же батареи при одинаковой интенсивности езды, но в разных руках могут отличаться разительно.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings