"Поджигатели"

Свечи – венец всей системы зажигания. Ради их срабатывания, собственно, и трудятся датчики, контроллеры, конденсаторы, высоковольтные провода и прочие детали, обслуживающие цепь превращений тока из обычных 12В в заветный искровой разряд между электродами.

Свечи – венец всей системы зажигания. Ради их срабатывания, собственно, и трудятся датчики, контроллеры, конденсаторы, высоковольтные провода и прочие детали, обслуживающие цепь превращений тока из обычных 12В в заветный искровой разряд между электродами.

Одними из лидеров рынка производителей свечей зажигания являются компании Beru, NGK и Bosch
Одними из лидеров рынка производителей свечей зажигания являются компании Beru, NGK и Bosch

Весталка автомобильного прогресса
Первые бензиновые двигатели могли вообще обходиться без электричества. Например, в знаменитом моторе Готтлиба Даймлера, ставшем прототипом всех современных автодвигателей, система зажигания состояла из факельной горелки и разогреваемой ею платиновой трубки, один конец которой был выведен в камеру сгорания. И хотя способ поджига топливной смеси электроискрой был известен еще с моторов Ленуара и Отто, механическая "калильная" система Даймлера обеспечивала куда большую надежность по сравнению с нестабильной и постоянно выходящей из строя системой электрической. Однако почти тогда же, в конце XIX века, Роберт Бош сумел сделать простое и надежное магнето, которое поставил на свои первые машины Карл Бенц, и вскоре уже все конструкторы, в том числе и Даймлер, начали строить автомобили только с электрической системой.

Сначала для автомобилей конца XIX – начала XX веков свечи делались разборными: механик мог отсоединить друг от друга и при надобности почистить или заменить изолятор, резьбовую часть, электроды. Но начатая Генри Фордом революция в автомобилестроении принесла новый взгляд на свечу: ее оказалось выгодней делать как неразборный моноэлемент, который при выходе из строя удобней просто выбрасывать и ставить новый. Пожалуй, именно свеча стала первой деталью, явившейся вестником современной тенденции, когда конструкторы стремятся создать "модульный" автомобиль, в котором вместо ремонтов и переборок узлов и агрегатов их будут просто заменять на новые целиком. Так, уже никто не перематывает сгоревшие генераторы и стартеры, не меняет диски сцепления, а в будущем же подобное скоро ожидает и коробки передач, а там, глядишь, и сам двигатель. Только для успеха в "модульном" подходе важно одно – неразборный элемент должен работать долго и надежно. Впрочем, для этого в последние 50 лет над свечой зажигания потрудились немало.

Одними из лидеров рынка производителей свечей зажигания являются компании Beru, NGK и Bosch
Одними из лидеров рынка производителей свечей зажигания являются компании Beru, NGK и Bosch
Одними из лидеров рынка производителей свечей зажигания являются компании Beru, NGK и Bosch
А компанию Bosch два года назад еще и поздравляли с круглой датой – столетием изобретения Роберта Боша.

Большая работа над небольшой деталью
Внешний вид и общая конструкция современной свечи зажигания каждому автомобилисту, наверное, хорошо известны. Свеча состоит из резьбовой части, с которой монолитно соединен боковой, он же "массовый", электрод, и проходящего сквозь нее центрального электрода, отделенного керамическим изолятором. Герметизируется свеча специальным термостойким стеклогерметиком, который в некоторых конструкциях выполняет и задачу встроенного резистора – подавителя образующихся радиопомех.

Основными техническими характеристиками свечи являются ее размерность (длина резьбовой части, диаметр и шаг резьбы, размеры профиля под ключ), а также вид опорной поверхности – она может быть плоская или конусная. Вид контакта под высоковольтник на центральном электроде может быть выполнен гладким с "приливами" "под защелку" (наиболее распространен для современных свечей) либо резьбовым (один из российских вариантов). Еще одним важным параметром оказывается зазор между контактами, величина которого для разных конструкций составляет 0.5-1.0 мм (предписывается разработчиками каждой конкретной свечи). И наконец, центральной эксплуатационной характеристикой свечи является калильное число. Это получаемая исследовательским методом отвлеченная величина, пропорциональная среднему индикаторному давлению, при котором во время испытания свечи на моторной тарировочной установке в цилиндре двигателя начинает появляться калильное зажигание – самопроизвольное воспламенение рабочей смеси, происходящее не от поджига электроискрой, а от нагрева самой свечи. Понятно, что калильное зажигание – явление вредное, поскольку при его возникновении смесь воспламеняется раньше времени, вне такта, не успев быть сжатой поршнем до нужного давления, отчего падает мощность двигателя и появляется нештатная нагрузка на поршневую группу. Но при этом делать свечу "холодной" нельзя – от нее требуется, чтобы нагар, отлагающийся на юбке и электродах, выгорал, т.е. свеча должна постоянно самоочищаться в процессе работы. Это происходит при температуре теплового конуса изолятора не ниже 500 – 550 °С, однако если температура достигнет 850 – 900 °С, то свеча уже разогреется настолько, что смесь сможет воспламеняться и без искры – т.е. возникнет то самое вредное калильное зажигание. Поэтому, дабы попадать в нужный температурный диапазон, свечи разработчиками двигателя подбираются индивидуально (у разных двигателей в зависимости от конструкции тепловые режимы работы отличаются) – и каждый завод всегда строго предписывает использование для мотора определенной модели свечей с определенным калильным числом.

Однако практика вносит свои коррективы – при длительной работе двигателя с малой частотой вращения коленчатого вала (например, случай частых "сидений" в пробках, где приходится то подолгу стоять, то "ползти") на свечах всегда появляется увеличенный слой нагара, который не очищается полностью. Прибавим сюда качество отечественного бензина, а также само время – способность электродов выдерживать высокие температуры камеры со старением постепенно снижается. Материал электродов понемногу разрушается, меняется микропрофиль поверхности, а это открывает путь к оседанию большого количества всевозможных топливных отложений, нарушающих (уменьшающих) штатный зазор между электродами (т.н. "мелкая искра") и препятствующих стабильному прохождению разряда.

Но, как говорится, прогресс не стоит на месте: для обеспечения более долгосрочной и безотказной работы свечи свои решения предлагают новые материалы – в современных свечах зажигания для электродов целиком, либо их частей, находящихся в камере сгорания, сейчас стали применять различные жаростойкие сплавы и композиции металлов. Так, весьма широкое распространение, в том числе и в отечественных конструкциях, получил никелевый сплав, из которого изготавливают центральный и боковой электроды, а также биметаллическая композиция – медный сердечник с никелевой оболочкой. В конструкциях многих зарубежных компаний центральный электрод нередко изготавливается и медным, а в некоторых конструкциях чисто серебряным. Весьма широкое применение у западных инженеров находит платина, которая в виде покрытия наносится на центральный, а в некоторых вариантах также и на боковой электроды.

Вкупе с новой технологией материалов в ход идет изменение размеров и числа электродов. Западные разработчики вообще довольно активно работают с "геометрией", в частности с размерностью самих электродов. Так, созданы свечи с увеличенной площадью боковых электродов, применяют и центральный электрод увеличенного либо, напротив, уменьшенного диаметра, используют различные V- и U-образные канавки и т.д. И, как несложно заметить, у зарубежных конструкторов весьма популярна "пристройка" дополнительных боковых электродов – на сегодня создана уже целая масса двух- (такие, кстати, есть и российские), трех- и даже четырехэлектродных свечей. Данное решение с инженерной точки зрения выглядит, может, и банально, однако на практике себя оправдывает: не прошла искра с одного электрода, так пройдет с другого.

Таким образом, сегодня перед потребителем широчайший выбор изделий разного класса: от самых "простых", с базовой стандартной геометрией и традиционной сталью в качестве материала металлической части, до "тюнинговых", имеющих несколько боковых электродов, платиновое покрытие, и в которых центральный электрод изготовлен полностью из платины или сплава палладия с золотом. Здесь, в общем, прямая зависимость: чем больше ценных материалов и оригинальней конструкция – тем выше класс свечи, тем выше ее надежность и срок эксплуатации (может доходить до 60 тыс. км). Однако от этого напрямую зависит и цена: свеча может стоить 25, а может 400 и больше рублей за штуку. Так что на практике подбор свечей – это подбор по многим позициям.

Одними из лидеров рынка производителей свечей зажигания являются компании Beru, NGK и Bosch
Один из рекламных постеров прошлого века, рекламирующих свечи зажигания

Выбирай на вкус, но по всем параметрам
Прежде всего, свеча, понятное дело, должна соответствовать модели двигателя. Поэтому при покупке свечей нужно начинать именно с выяснения того, какие свечи подходят для данного мотора. Существует два пути. Самый надежный – обратиться к официальному дилеру марки или в сертифицированный компанией-производителем данного автомобиля сервисный центр, где всегда должен быть список запчастей, допущенных заводом к использованию. Однако этот путь хорош лишь для "свежих" иномарок, куда есть необходимость ставить оригинальные и сертифицированные запчасти. Но платить в среднем 500 – 1200 рублей, а иногда и дороже, за комплект (в зависимости от марки) для владельца "пожилого" автомобиля вряд ли имеет смысл. У двигателей таких машин в той или иной степени имеется износ поршневых колец, маслосъемных колпачков на клапанах и прочих деталей, отчего в камеры сгорания попадает масло. Кроме того, в "немолодых" моторах не все в порядке с системой питания и нередко (особенно зимой) они работают на переобогащенной смеси. И наконец, как правило, владельцы таких авто используют "демократичные" (как в лучшем, так и в худшем смыслах слова) масла и заправляются тоже на как можно более дешевых бензоколонках. Таким образом, весь смысл установки дорогих свечей теряется. Между тем в гамме всех известных свечей зажигания зарубежного производства, таких как Autolite, Beru, Bosch, Champion, NGK, Brisk, Magneti Marelli и пр., имеются вполне приемлемые по цене высокотехнологичные свечи соответствующего качества. Впрочем, при финансовой возможности даже владельцу "немолодого" авто есть смысл доплатить за "многоэлектродность" – при наличии нескольких точек разряда свеча работает стабильней (как бы со страховкой) и дольше "сопротивляется" нагарным отложениям.

Итак, вырисовывается второй путь – выяснение соответствия свечи двигателю непосредственно в магазине. Теоретически все очень просто: каждым производителем составлены таблицы соответствия всех выпускаемых им свечей для определенных двигателей. Однако стоит отметить вот что: число разновидностей свечей столь велико, что запомнить, какая к чему подходит, весьма сложно, поэтому, покупая свечи, неплохо бы убедиться, что продавец в эту таблицу заглянул.

Освоить знания о типах и разновидностях свечей неплохо для владельцев машин, в которых состояние мотора уже близко к предельному, – в таких двигателях из-за пониженной компрессии в цилиндрах свечи на многих режимах не нагреваются до температуры самоочищения. В этом случае есть смысл, согласно с "показаниями" собственной машины, попробовать подобрать и поставить более "горячие" (т.е. с меньшим калильным числом) свечи, которые будут лучше нагреваться и, соответственно, лучше очищаться.

Разбираться в свечах нужно уметь и любителям тюнинга, а также скоростного драйва. Сегодня производители предлагают достаточно много весьма интересных "спортивных" конструкций свечей: с коротким изолятором, с использованием дорогих металлов, усиленным теплоотводом, улучшенным искрообразованием и т.п, в общем, "заряженными" на высокоскоростные и высоконагруженные режимы двигателя. А там, где есть желание (или потребность) выжать из мотора все , правильно подобранные свечи могут решать многое. Впрочем, это относится к любому автомобилю, как-никак свечи – венец всей системы зажигания!

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings