"В 1983 году я с золотой медалью закончил радиотехнический факультет военного института имени А.Ф. Можайского и до 1998 года проходил службу в Вооруженных силах, занимаясь преподавательской деятельностью и исследованиями в области военного космоса. После увольнения в запас я попал на стадион – пути людей, идущих к автоспорту, неисповедимы. На стадионе был создан сплоченный коллектив, обеспечивающий проведение соревнований на самом высоком в России уровне. Можно сказать, что за годы своего становления он, подобно российскому автоспорту, прошел путь от любительского до профессионального."
Вся территория и сооружения стадиона имени Кирова являются городской собственностью, управление которой осуществляет государственное унитарное предприятие "Стадион имени Кирова". Работы по содержанию и развитию инфраструктуры стадиона и трассы "Невское кольцо" производятся непосредственно администрацией стадиона. При этом финансирование из городской казны не ведется, а все работы оплачиваются из собственных и привлеченных средств, поступающих от проведения соревнований и мероприятий. Основным организатором состязаний по автоспорту на трассе выступает некоммерческое партнерство "Русский центр автоспорта "Невское кольцо", учредителем которого является стадион имени С.М. Кирова.
Рывок, который совершил за последние годы российский кольцевой автоспорт, впечатляет. Новые моноклассы, наконец-то появившиеся промоутеры гоночных серий, успешные выступления наших соотечественников в престижных международных соревнованиях. Но, как и прежде, во всей стране существует только одна качественная трасса – "Невское кольцо", которая не становится хуже с годами. Во многом благодаря ей в нашем "кольце" всегда теплилась жизнь, да и развитие этого вида автоспорта без нее представить невозможно. А трассу, в свою очередь, трудно представить без организатора всех соревнований по кольцевым автогонкам в Санкт-Петербурге – Центра автоспорта "Невское кольцо" и ее директора Андрея Михайловича Лапина.
"Колёса": Начнем с предыстории вопроса. Как сложилась такая ситуация, что в нашей стране есть только одна стационарная трасса для кольцевых гонок?
А. Л.: На самом деле у нас нет ни одной стационарной трассы: автодромы в Мячково и Тольятти являются временными, а "Невское кольцо" – лишь полустационарная трасса, которая не строилась специально для гонок, а была спроектирована на оставшейся площади между стадионом имени Кирова и заливом. Просто коллектив архитекторов во главе с академиком Никольским, создавший стадион, нарисовал очень правильную сеть дорог вокруг него: там были и радиальные дорожки, и окружные пути. Их пригодность для гонок была подмечена еще в 1955 году (стадион построили в 1950 году), а в 1957 здесь прошли первые соревнования. Специальных трасс тогда еще не было: киевская "Чайка" и рижский автодром "Бикирниеки" появились гораздо позже. Требования по безопасности особой жесткостью не отличались – вспомните "Формулу-1" на Нюрнбургринге в те годы. Так что трасса была довольно востребована из-за ровной дороги и очень интересной конфигурации. Состязания на ней проводились до 1977 года, а затем после несчастного случая с одним из гонщиков и перед Олимпиадой 1980 года стадион закрыли на реконструкцию. Пятнадцать лет соревнований здесь не было – во многом в связи с особенностями самого Крестовского острова, на котором находятся стадион и трасса. Он насыпной, возведен на болоте и не имеет жесткого основания, из-за чего грунты "гуляют". Асфальт разрушается, а кольцевые гонки очень требовательны к покрытию трассы. В 1997 году начались работы по полной смене покрытия: сначала был заменен асфальт на малой дуге, а затем и на других участках.В 1999-2000 годах построили два новых поворота, поставили стационарные ограждения. А в остальном мы продолжаем ездить по дорожкам, нарисованным еще в середине прошлого века. А тогда, конечно, еще никто не думал о таких особенностях любой стационарной трассы, как обязательное наличие постоянных боксов для команд, с подводом водопровода, сжатого воздуха и электричества. Даже специальных технологических подсыпок под будущий асфальт трассы никто не делал, не рассчитывая на высокие нагрузки, которым подвергается полотно.
"Колёса": Влияет ли "биография" трассы на ее сегодняшнюю работу?
А. Л.: Вся территория и сооружения стадиона имени Кирова являются городской собственностью, управление которой осуществляет государственное унитарное предприятие "Стадион имени Кирова". Работы по содержанию и развитию инфраструктуры стадиона и трассы "Невское кольцо" производятся непосредственно администрацией стадиона. При этом финансирование из городской казны не ведется, а все работы оплачиваются из собственных и привлеченных средств, поступающих от проведения соревнований и мероприятий. Основным организатором состязаний по автоспорту на трассе выступает некоммерческое партнерство "Русский центр автоспорта "Невское кольцо", учредителем которого является стадион имени С.М. Кирова.
Рывок, который совершил за последние годы российский кольцевой автоспорт, впечатляет. Новые моноклассы, наконец-то появившиеся промоутеры гоночных серий, успешные выступления наших соотечественников в престижных международных соревнованиях. Но, как и прежде, во всей стране существует только одна качественная трасса – "Невское кольцо", которая не становится хуже с годами. Во многом благодаря ей в нашем "кольце" всегда теплилась жизнь, да и развитие этого вида автоспорта без нее представить невозможно. А трассу, в свою очередь, трудно представить без организатора всех соревнований по кольцевым автогонкам в Санкт-Петербурге – Центра автоспорта "Невское кольцо" и ее директора Андрея Михайловича Лапина.
"Колёса": Начнем с предыстории вопроса. Как сложилась такая ситуация, что в нашей стране есть только одна стационарная трасса для кольцевых гонок?
А. Л.: На самом деле у нас нет ни одной стационарной трассы: автодромы в Мячково и Тольятти являются временными, а "Невское кольцо" – лишь полустационарная трасса, которая не строилась специально для гонок, а была спроектирована на оставшейся площади между стадионом имени Кирова и заливом. Просто коллектив архитекторов во главе с академиком Никольским, создавший стадион, нарисовал очень правильную сеть дорог вокруг него: там были и радиальные дорожки, и окружные пути. Их пригодность для гонок была подмечена еще в 1955 году (стадион построили в 1950 году), а в 1957 здесь прошли первые соревнования. Специальных трасс тогда еще не было: киевская "Чайка" и рижский автодром "Бикирниеки" появились гораздо позже. Требования по безопасности особой жесткостью не отличались – вспомните "Формулу-1" на Нюрнбургринге в те годы. Так что трасса была довольно востребована из-за ровной дороги и очень интересной конфигурации. Состязания на ней проводились до 1977 года, а затем после несчастного случая с одним из гонщиков и перед Олимпиадой 1980 года стадион закрыли на реконструкцию. Пятнадцать лет соревнований здесь не было – во многом в связи с особенностями самого Крестовского острова, на котором находятся стадион и трасса. Он насыпной, возведен на болоте и не имеет жесткого основания, из-за чего грунты "гуляют". Асфальт разрушается, а кольцевые гонки очень требовательны к покрытию трассы. В 1997 году начались работы по полной смене покрытия: сначала был заменен асфальт на малой дуге, а затем и на других участках.В 1999-2000 годах построили два новых поворота, поставили стационарные ограждения. А в остальном мы продолжаем ездить по дорожкам, нарисованным еще в середине прошлого века. А тогда, конечно, еще никто не думал о таких особенностях любой стационарной трассы, как обязательное наличие постоянных боксов для команд, с подводом водопровода, сжатого воздуха и электричества. Даже специальных технологических подсыпок под будущий асфальт трассы никто не делал, не рассчитывая на высокие нагрузки, которым подвергается полотно.
"Колёса": Влияет ли "биография" трассы на ее сегодняшнюю работу?
А. Л.: Конечно. К примеру, мы не имеем права проводить большие международные соревнования. Несмотря на то, что по ширине дорожного полотна (у нас минимальная ширина – 11 метров) мы удовлетворяем запросам и "королевских гонок". Весь вопрос в зонах безопасности – расстоянии между трассой и ограждениями. Принимая во внимание максимальную скорость входа в поворот, ограждения необходимо устанавливать на определенном расстоянии. А мы этим критериям не соответствуем. Хотя, кстати сказать, пилоты на нашей трассе за всю новейшую историю серьезных повреждений не получали. Но вопрос о зонах безопасности остается открытым – ведь географически мы зажаты между стадионом и водой, и без коренного изменения ландшафта практически ничего сделать не можем. Учитывая то, что сегодня ФИА уделяет безопасности пристальное внимание, у нас пока нет шансов принимать гонки серии GT или серьезные европейские моноклассы.
Однако основания для оптимизма имеются. В настоящее время проводится конкурс проектов развития территории стадиона имени С.М. Кирова, в программе которого обозначено и развитие трассы "Невское кольцо" с учетом требований ФИА.
"Колёса": Но ведь вам удалось в 2003 году провести на нашей трассе заезды двухэтапного "Кубка Восточной Европы" с участием спортсменов из ближнего зарубежья?
А. Л.: Это другой уровень, региональный, и требования ФИА здесь немного иные. Кстати, с этого года соревнование, скорее всего, поменяет название на "Кубок Балтийского моря", станет четырех-этапным (Эстония, Финляндия, Латвия и Россия), и в нем будут принимать участие не только эстонские и латвийские спортсмены, но и финны. Сейчас идет согласование технических требований.
"Колёса": За счет каких средств вам удается поддерживать трассу в хорошем состоянии?
А. Л.: Любой вид спорта держится на энтузиастах: спортсменах, тренерах, судьях, организаторах. И автоспорт здесь не исключение. В настоящее время трасса не финансируется ни федеральным, ни городским бюджетами, поэтому развитие происходит исключительно за счет привлеченных средств, которые мы зарабатываем проведением соревнований и специальных мероприятий – тест-драйвов, презентаций. Если говорить о последнем виде заработка, то стоит отметить, что практически все крупные марки за последние годы проводили у нас тест-драйвы. Продавцы машин начинают понимать преимущества живого "общения" потенциальных клиентов и СМИ с автомобилями и используют возможность провести тест-драйв на чистом и качественном асфальте "Невского кольца". Тем более что это довольно выгодно и удобно: компании надо лишь доставить своих гостей и машины на трассу, а все остальные заботы мы берем на себя. Заработанных средств хватает не только на поддержание трассы и восстановление средств безопасности после аварий, но и на планирование будущих изменений.
"Колёса": А сколько всего проводится соревнований и мероприятий на трассе?
А. Л.: Очень много, а если сюда включить еще и тренировки (а сейчас здесь тренируются и мотоспортсмены), то даже слишком. Из 22 весенне-летне-осенних уик-эндов 16 заняты спортивными мероприятиями. Это из планов на текущий год. Каждую неделю проводятся две-три тренировки, и, к примеру, найти в прошлом году "окна" для съемок сериала "На вираже" было очень и очень непросто. Трасса становится все более востребованной.
"Колёса": Какие ожидания вы связываете с конкурсом проектов развития стадиона имени С.М. Кирова?
А. Л.: Результатов ожидаем с нетерпением. Сейчас закончен этап выдачи документов участникам, и после 10 мая начнется прием готовых проектов. В середине мая пройдет выставка представленных проектов, а итоги будут подведены ко Дню рождения Санкт-Петербурга. Мы ожидаем, что сыграет свою роль правильная постановка задачи перед участниками конкурса – предусмотреть потребности всех основных направлений деятельности стадиона: большого футбола, автоспорта и проведения культурно-массовых мероприятий. Ведь в 30-е годы прошлого века при проектировании стадиона имени С.М. Кирова никто и не предполагал, что он станет лучшим местом для проведения соревнований по различным дисциплинам автоспорта. Надеюсь, что "Невское кольцо" значительно улучшит свои показатели, и Санкт-Петербург к статусу культурной столицы добавит титул столицы российского автоспорта. Не секрет, что к нашему городу проявляют большой интерес, и трасса, расположенная совсем недалеко от исторического центра, на живописном берегу Финского залива, пользовалась бы огромной популярностью у туристов и жителей Петербурга.
Конечно. К примеру, мы не имеем права проводить большие международные соревнования. Несмотря на то, что по ширине дорожного полотна (у нас минимальная ширина – 11 метров) мы удовлетворяем запросам и "королевских гонок". Весь вопрос в зонах безопасности – расстоянии между трассой и ограждениями. Принимая во внимание максимальную скорость входа в поворот, ограждения необходимо устанавливать на определенном расстоянии. А мы этим критериям не соответствуем. Хотя, кстати сказать, пилоты на нашей трассе за всю новейшую историю серьезных повреждений не получали. Но вопрос о зонах безопасности остается открытым – ведь географически мы зажаты между стадионом и водой, и без коренного изменения ландшафта практически ничего сделать не можем. Учитывая то, что сегодня ФИА уделяет безопасности пристальное внимание, у нас пока нет шансов принимать гонки серии GT или серьезные европейские моноклассы.
Однако основания для оптимизма имеются. В настоящее время проводится конкурс проектов развития территории стадиона имени С.М. Кирова, в программе которого обозначено и развитие трассы "Невское кольцо" с учетом требований ФИА.
"Колёса": Но ведь вам удалось в 2003 году провести на нашей трассе заезды двухэтапного "Кубка Восточной Европы" с участием спортсменов из ближнего зарубежья?
А. Л.: Это другой уровень, региональный, и требования ФИА здесь немного иные. Кстати, с этого года соревнование, скорее всего, поменяет название на "Кубок Балтийского моря", станет четырех-этапным (Эстония, Финляндия, Латвия и Россия), и в нем будут принимать участие не только эстонские и латвийские спортсмены, но и финны. Сейчас идет согласование технических требований.
"Колёса": За счет каких средств вам удается поддерживать трассу в хорошем состоянии?
А. Л.: Любой вид спорта держится на энтузиастах: спортсменах, тренерах, судьях, организаторах. И автоспорт здесь не исключение. В настоящее время трасса не финансируется ни федеральным, ни городским бюджетами, поэтому развитие происходит исключительно за счет привлеченных средств, которые мы зарабатываем проведением соревнований и специальных мероприятий – тест-драйвов, презентаций. Если говорить о последнем виде заработка, то стоит отметить, что практически все крупные марки за последние годы проводили у нас тест-драйвы. Продавцы машин начинают понимать преимущества живого "общения" потенциальных клиентов и СМИ с автомобилями и используют возможность провести тест-драйв на чистом и качественном асфальте "Невского кольца". Тем более что это довольно выгодно и удобно: компании надо лишь доставить своих гостей и машины на трассу, а все остальные заботы мы берем на себя. Заработанных средств хватает не только на поддержание трассы и восстановление средств безопасности после аварий, но и на планирование будущих изменений.
"Колёса": А сколько всего проводится соревнований и мероприятий на трассе?
А. Л.: Очень много, а если сюда включить еще и тренировки (а сейчас здесь тренируются и мотоспортсмены), то даже слишком. Из 22 весенне-летне-осенних уик-эндов 16 заняты спортивными мероприятиями. Это из планов на текущий год. Каждую неделю проводятся две-три тренировки, и, к примеру, найти в прошлом году "окна" для съемок сериала "На вираже" было очень и очень непросто. Трасса становится все более востребованной.
"Колёса": Какие ожидания вы связываете с конкурсом проектов развития стадиона имени С.М. Кирова?
А. Л.: Результатов ожидаем с нетерпением. Сейчас закончен этап выдачи документов участникам, и после 10 мая начнется прием готовых проектов. В середине мая пройдет выставка представленных проектов, а итоги будут подведены ко Дню рождения Санкт-Петербурга. Мы ожидаем, что сыграет свою роль правильная постановка задачи перед участниками конкурса – предусмотреть потребности всех основных направлений деятельности стадиона: большого футбола, автоспорта и проведения культурно-массовых мероприятий. Ведь в 30-е годы прошлого века при проектировании стадиона имени С.М. Кирова никто и не предполагал, что он станет лучшим местом для проведения соревнований по различным дисциплинам автоспорта. Надеюсь, что "Невское кольцо" значительно улучшит свои показатели, и Санкт-Петербург к статусу культурной столицы добавит титул столицы российского автоспорта. Не секрет, что к нашему городу проявляют большой интерес, и трасса, расположенная совсем недалеко от исторического центра, на живописном берегу Финского залива, пользовалась бы огромной популярностью у туристов и жителей Петербурга.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться