Что был обязан уметь делать автомобилист в недавнем прошлом

18173 0 24

Мы жалуемся на то, что современные машины "уже не те" и рассчитаны на недолгий срок службы, а межсервисный интервал в 10 000 километров считаем неприлично коротким. Но даже не представляем себе, как тяжело было обслуживать машину 30-40 лет назад.

Сейчас, выходя утром из дома, мы в лучшем случае смотрим, накачаны ли колеса и не поцарапал ли кто крыло, пока мы спали. Если кончилась омывайка, мы, так и быть, справимся. Сосчитать километры и месяцы до визита на ТО тоже вполне по силам. Ну а если что-то где-то захрустело или внезапно загорелась лампа низкого уровня масла, то — катастрофа. Машину, выкидывающую такие «фокусы», явно пора продавать.

Исключение в племени современных автомобилистов «нового поколения» составляют владельцы некоторых (в основном турбированных) Volkswagen, Audi и BMW. Им при покупке машины объяснили, что «угар масла — это нормально», и они освоили сложнейшую процедуру проверки уровня по щупу и долива масла в горловину по необходимости.

В целом прогресс сделал наши машины не только быстрее, экономичнее и безопаснее. Он сделал их практически необслуживаемыми. Большинство узлов и агрегатов не требуют никакого вмешательства в свою работу, а когда приходит срок окончания ресурса, их меняют целиком. Восстановление их если и возможно, то в заводских условиях. В гараже, конечно, можно попробовать перебрать АКПП, турбину или даже перепаять блок управления двигателем, но с переменным успехом. Технологии обработки материалов усложнились так, что воссоздать агрегат с исходными свойствами будет непросто.

Фото: depositphotos.com



В итоге современный автомобиль в целом идеально приспособлен к человеку, не имеющему ровно никаких знаний об устройстве машины. Ну а что же наши отцы и деды, владевшие машинами? Им волей-неволей приходилось осваивать азы профессии автомеханика. Мы «отмотали» время немного назад и попытались влезть в шкуры автомобилистов 80-х, 60-х и 30-х годов прошлого века.

Недавнее прошлое, начало 80-х годов

Тенденции к снижению трудоемкости обслуживания как раз набирали ход, появились системы питания двигателей с «обратной связью» — системы впрыска и автоматические карбюраторы. Но ими оснащалась лишь малая часть машин.

Ходовая часть уже почти полностью стала необслуживаемой — шкворневые подвески, требующие шприцевания, уже были анахронизмом и сохранялись лишь на некоторых американских машинах, на лондонских кэбах да на отечественных «Волгах».

Типичный рекомендованный интервал технического обслуживания — 5-10 тысяч километров. Масла в основном минеральные, сезонные, то есть отдельно для зимы и отдельно для лета.

Фрикционные материалы на тормозных колодках и дисках уже почти современные, но почти все с содержанием вредного асбеста. Ресурс самих колодок и дисков — как раз около 25-35 тысяч километров.


Фото: depositphotos.com


Список работ на типичной легковой машине 80-х

На современных автомобилях в условиях эксплуатации в Европе межсервисный пробег составляет в среднем 25 тысяч километров. У нас, как мы знаем, он короче — около 15 тысяч. Но мы взяли именно европейский вариант, так как данные по обслуживанию у нас приведены для старых иномарок на их исторической родине. Оцените список работ, которые еще 30 лет назад средний европеец должен был делать в течение 25-тысячного пробега.

Работа Как часто за интервал в 25 тыс. км пробега
Регулировка системы питания (обычно карбюратора) и зажигания двигателя (обычно бесконтактного) 1-2 раза
Регулировка зазоров клапанов двигателя 1-2 раза
Регулировка натяжения цепи ГРМ 1-2 раза
Регулировка свободного хода тормозных колодок барабанных тормозов (они еще не все самоподводящиеся), шприцевание подвесок (если они все-таки шкворневые) и смазка малолистовых рессор 1-2 раза
Шприцевание подвесок (если они все-таки шкворневые) и смазка малолистовых рессор Не реже 5 раз. Каждые 2-5 тыс. км и после каждого серьезного дождя
Замена масла в двигателе 2-4 раза, по пробегу и по сезону
Замер уровня масла и долив Регулярно
Замена воздушного фильтра Раз в 15 тыс. км или 2 раза
Проверка аккумуляторной батареи, доливка электролита или серной кислоты и подзарядка 2 раза за один сезон
Проверка и регулировка регулятора напряжения генератора и щеточного узла 1-2 раза
Замена и регулировка приводных ремней вентилятора, помпы и генератора 1-2 раза
Замена масла в автоматической коробке 1 раз
Замена масла в механической коробке и мостах 1 раз (в некоторых случаях замену можно было проводить раз в 50 тыс. км)
Перестановка передних шин назад и наоборот для равномерного износа 2-3 раза
Проверка давления в шинах с камерами 1 раз в неделю
Проверка давления в бескамерных шинах 1 раз в квартал
Развал-схождение 1-2 раза
Регулировка замков дверей 1 раз
Регулировка зазора рулевого механизма 1-2 раза

Хорошо заметно, что количество обслуживаемых узлов и сервисных процедур намного больше, чем сейчас. Список еще больше раздувается с учетом необходимости первоначальной настройки многих узлов, снятия консервационных материалов и обкаточного периода с обязательной заменой масла почти во всех узлах.

Если бы на машине было столько же дополнительных систем, сколько их стоит хотя бы на простеньком современном хэтчбеке гольф-класса, то список оказался бы в разы больше. Почти во всех узлах машин того времени нет «обратной связи», нет автоматических регулировок ни в тормозной системе, ни в замках и прочих изнашиваемых узлах.

Качество материалов ниже, мягче сталь, хуже резиновые изделия, и все это влияет на точность изготовления. В моторах тоже применяются все еще очень «неточные» системы питания, что вынуждает использовать поршневые группы с запасом по прочности, да и вообще ресурс невелик.

Сложные пневмогидравлические системы карбюраторов и систем впрыска требуют периодического обслуживания и имеют слишком много механических узлов. Уже начинают появляться механические системы, уменьшающие трудоемкость обслуживания, тормоза почти повсеместно — дисковые, барабанные тормоза с автоматической регулировкой зазоров постепенно вытесняют более трудоемкие в обслуживании конструкции.

В 80-х были первые попытки использования ременного привода ГРМ с запланированным ресурсом. Появление многоручейковых ремней привода дополнительных агрегатов тоже приходится как раз на этот период, как и появление гидроусилителей руля и кондиционеров в списке серийного оснащения машин среднего и малого классов.


Автор фото: Голубенков Федор



Полвека назад, в 60-е

Сами машины намного примитивнее. Почти на всех двигателях распредвалы расположены внизу, а гидрокомпенсаторы для регулировки зазоров клапанов почти не применяются. Выбор минеральных масел очень узок, и даже в мягком европейском климате необходима сезонная замена.

Подвески обычно шкворневые или иных типов, но резинометаллические шарниры имеют малое распространение, а там, где они применяются, имеют ресурс чуть ли не меньше, чем сроки шприцевания других систем.

Антифризы примитивны и требуют замены столь же часто, как и обычная вода. Впрочем, воду все еще применяют чаще антифриза. Ни о каких климатических системах и кондиционерах не идет речи, печка и то не всегда достаточной мощности. Солидную часть автопарка составляют машины с двигателями воздушного охлаждения и задним его расположением. А значит, и ресурс таких моторов значительно ниже.

Список работ на типичной легковой машине 60-х

В таблицу мы специально не стали включать работы, характерные для более поздних автомобилей 1980-х годов, и внесли туда лишь процедуры, которые спустя 20 лет делать нужно было реже или не делать вообще. То есть для полного понимания картины перечитайте еще раз первую табличку и добавьте к ней все вот это:

Работа Как часто в течение года
Регулировка системы питания (обычно карбюратора) и зажигания двигателя (обычно контактного) 2-5 раз
Регулировка штанг (пушродов) и зазоров клапанов двигателя 2-3 раза
Притирка клапанов на пробеге до 50 тыс. км. Нормально для нижневальных двигателей 1 раз
Регулировка свободного хода тормозных колодок барабанных тормозов, прокачка тормозов 1-2 раза
Шприцевание подвесок и смазка малолистовых рессор Не реже 5 раз. Каждые 2-5 тыс. км и после каждого серьезного дождя
Замена масла в двигателе 2-4 раза, по пробегу и по сезону
Замер уровня масла, долив. Иногда доливать нужно много из-за отсутствия системы вентиляции картера и больших зазоров в цилиндро-поршневой группе Регулярно
Замена сухих фильтров 2 раза
Регулировка замков дверей. Впрочем, из-за очень мягкого металла кузовов замки даже при частой регулировке работают плохо 1-2 раза
Регулировка зазора сцепления, а иногда и свободного хода педали 2-3 раза
Регулировка зазоров главной передачи 1-2 раза
Протяжка болтовых соединений в подвеске и двигателе Раз в месяц
Замена воды и антифриза 2-5 раз
Очистка топливных фильтров грубой очистки и замена топливных фильтров тонкой очистки 3-5 раз

Дополнительно стоит учесть, что надежность различных мелких узлов значительно ниже, как и надежность электрических соединений. Намного меньше ресурс карданных шарниров и ШРУСов, систем стеклоочистителей, помп и шлангов систем охлаждения, всех резинотехнических изделий, сальников. В двигателях еще часто применяются набивки, а карбюраторы намного проще и сложнее подстраиваются под двигатель.

Наконец, отсутствуют простые и привычные системы контроля температур, уровня масла, охлаждающей и тормозной жидкости, которые присутствовали почти на всех машинах уже в 80-е годы.

В общем, налицо скачок трудоемкости обслуживания. Ежедневное ТО в 60-е — это уже не простой осмотр, как в 80-е, а серьезное мероприятие, без которого выезд на машине может быть небезопасен.


Фото: depositphotos.com



80 лет назад, в 30-е

Кузова машин намного проще, в них проще вентиляция, массово применяются термосифонные системы охлаждения на недорогих авто, моторы проще по конструкции и хуже по качеству. Бензин и масло гораздо хуже, дороги в основном грунтовые, а значит, пыльные и неровные.

В сравнении с шестидесятыми годами машины требуют техобслуживания чаще. Намного чаще! Запчасти зачастую нужно изготавливать самостоятельно, а те узлы, что не меняются целиком, могут быть отремонтированы в мастерской, хотя бы и с потерей ресурса до следующего ремонта.

Автоматических коробок нет как класса, а «механика» с привычным нам фрикционным сцеплением считается передовой. Еще встречаются машины с цепным приводом ведущих колес, что уж тут говорить… Часто нет стеклоочистителей и систем отопления, нет антифризов, а зазоры во многих узлах (например в клапанных механизмах) слишком большие, чтобы их регулировать.

Система регулярного технического обслуживания только зарождается, начинается стандартизация эксплуатационных жидкостей и стандартизация устройства машин. Большая часть современных автовладельцев вряд ли смогли бы завести машину тех лет даже летом, не говоря уже о том, чтобы куда-то на ней поехать. Электрический стартер в 30-е — недешевая штука, доступная далеко не всем.


Фото: depositphotos.com



Но при всем при этом машина — уже достаточно массовое транспортное средство, доступное непрофессионалам и не привязанная к гаражу со станочным парком. Формируется новая среда обитания, с дорогами с твердым покрытием, станциями техобслуживания и школами обучения водительскому мастерству, большая часть которого еще добрых тридцать-сорок лет будет представлять из себя умение не сломать машину, а если она сломалась, то починить и ехать.

В конце тридцатых годов появляются на свет машины, которые смогли пережить несколько десятков лет на конвейере, пускай и с непрерывным усовершенствованием. Такие, как всем известные Citroen 2CV и Volkswagen Kafer. Усиливается тенденция на упрощение технического обслуживания машин за счет повышения качества и сложности конструкции, которая проявит себя через тридцать лет.

А как же табличка с работами? Ее делать смысла нет. Просто каждый день в машине нужно было проверять все, что могло выйти из строя. И каждые несколько тысяч километров быть готовым посетить станцию технического обслуживания для более-менее серьезного ремонта.

В заключение

Ну как, все еще считаете свою иномарку средней руки бездарным ширпотребом? Все еще плачете на форуме, что каждые 5 000 приходится доливать по 100 граммов масла? Надеемся, что теперь вы понимаете, какой длинный и сложный путь прошла автомобильная инженерия, чтобы вы смогли позволить себе не знать, что такое шкворни и пушроды, а также притирка клапанов и протяжка болтов. Современный автомобиль, даже если он кажется «одноразовым», на самом деле стоит того, чтобы уважать его самого и его создателей. Ну а прогресс не стоит на месте. Кто знает, может быть, еще через пару десятилетий мы окончательно отучимся заливать в баки бензин…



Читайте также:


Поделиться: 0 16 0 2 0 6

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Мезальянс Березовского: как появился проект AVVA, и почему все кончилось плохо

В новейшей истории российского автопрома есть немало тёмных пятен – явлений и событий, связанных с «переходным» периодом от планово-административной экономики СССР к свободным рыночным отношениям в РФ. Один из наиболее…

2118 2 2
Статьи / Популярные вопросы
Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

Говоря об ОСАГО при авариях, мы уже привыкли к схеме «попал в ДТП, не являясь его виновником – получил недостаточную компенсацию – обратился к «независимым автоюристам» – через суд получил дополнительную компенсацию –…

23893 1 3
Статьи / Практика
Дунем: как выбрать правильный автокомпрессор?

Если вы путешествуете на автомобиле или просто часто ездите на дальние расстояния, а ваши шины не относятся к семейству RunFlat, то наверняка электрический насос-компресор уже живет у вас в багажнике. Ну или хотя бы…

10008 3 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: тормоз вместо автомата и опасный катализатор

В первой части нашего обзора подержанного Аккорда восьмого поколения мы рассказали о том, какой «концерт» придётся выслушать владельцу этого автомобиля в десятилетнем возрасте. Может стучат и трещать рулевое управление…

762 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: решётка радиатора на гвоздях и концерт рулевой колонки

Honda всегда шла своим путём, не поддаваясь веяниям автомобильной моды. Но настало время, и этот почтенный японский производитель был вынужден сделать что-то «модное»: комфортное, но спортивное. Так получился Аккорд…

1182 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: муфта не для дрифта и мотор не для рейсинга

Недорогой кроссовер – мечта многих, кто не может купить дорогой. Причём не только сама покупка должна быть бюджетной, но и её будущее содержание. В первой части обзора SX4 первого поколения мы уже выяснили, что этот…

2242 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

47700 6 17
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

17463 17 0
Тест-драйвы / Одиночные
Детейлинг? Нет, не слышал: опыт владения Land Rover Defender

Он держался до конца. Не дал уронить себя на колени, не прогнулся под изменчивый мир, хотя был одним из последних в своём роде. Жёсткий и суровый, но такой настоящий в своей простоте – в 2016 году ушёл из серийной жизни…

15764 7 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

69450 4 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

14169 0 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

11011 4 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

49431 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

26794 0 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

8557 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

283818 4 30
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

241310 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

110219 14 14
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?