Электромобили: «лечим» природу или «калечим»?

8808 2 0

Процент автомобильных новостей, так или иначе связанных с электромобилями, зашкаливает. Но слово "Россия" в этих же новостях упоминается крайне редко. Обозреватель Kolesa.Ru оценивает перспективы массовой «электромобилизации» и приходит к выводу, что охватившая мир эйфория по поводу машин на электротяге пока преждевременна. А в России они еще очень и очень долго останутся игрушками для богатых, желающих казаться прогрессивными и современными.

 

Собственно, не более, чем игрушками, а также концептами и полигонами для испытания новейших технологий, электромобили даже на Западе были еще совсем недавно. Переломным, в определенном смысле, моментом в развитии машин на электротяге можно считать появление Nissan Leaf, который, по заявлению компании-производителя, является первым в мире электромобилем, по практичности в повседневной эксплуатации не уступающим автомобилям с традиционными ДВС.

Действительно, если в большинстве электромобилей предыдущих поколений (и относительно «свежих» – тоже) и моторчики были слабоватые, и запас хода был невелик, да еще и пространство для задних сидений «съедали» аккумуляторы, то у Leaf – и мощность достигла 80 кВт (что приблизительно равно 108 л. с.), и пробег на одной зарядке составляет 175 км, и полноценные задние сиденья – в наличии. По сути, «все, как у людей»! Официальные продажи уже вовсю идут: еще зимой во всем мире количество заказов приблизилось к 30 тысячам.

«Зеленые», конечно, ликуют, да и наши коллеги из ведущих автомобильных изданий Европы впечатлились настолько, что без тени сомнений присудили Leaf победу в главном на Континенте конкурсе «Автомобиль года». А чуть позже ниссановский электромобиль «отхватил» еще и титул «World Car of the Year» («Мировой автомобиль года»).

Однако всеобщая радость по поводу того, что природа, кажется, будет спасена (ведь на рынке появляются автомобили с нулевым выбросом вредных веществ) может оказаться преждевременной, а экологичность электромобилей – сильно преувеличенной. Как бы парадоксально это ни прозвучало.

Дело в том, что, говоря об экологически «чистом» или «грязном» транспорте, необходимо учитывать не только то, сколько вредных веществ выбрасывает этот самый транспорт непосредственно при эксплуатации, но и загрязнения, происходящие на всем жизненном цикле соответствующих машин от момента их изготовления до утилизации. А еще – принять во внимание вред, наносимый природе при изготовлении топлива для данного вида транспорта и при создании и обслуживании необходимой инфраструктуры.

Именно такую работу: исследование степени «вредности» различных видов транспорта с учетом всех вышеизложенных факторов – и проделали пару лет назад ученые из Калифорнийского университета. И пришли к выводу, что самым экологически «грязным» видом транспорта является… железнодорожный.

Авторы выяснили, что именно в результате эксплуатации поездов в атмосферу попадает наибольшее количество соединений углерода и солей тяжелых металлов. Причем использование электропоездов (внимание!) генерирует «на круг» в два раза больше выбросов в атмосферу, чем полет магистрального авиалайнера! А все потому, что 80% электроэнергии, на которой работают электрички, производится за счет сгорания углеводородов. Кроме того, по словам Арпада Хорвата, одного из авторов исследования, «более, чем половина эмиссии жизненного цикла от железнодорожного транспорта приходится не на выхлопы двигателей, а на развитие инфраструктуры — станций, депо и их энергообеспечения». К слову, наиболее экологичным видом транспорта калифорнийские ученые признали воздушный.

По мнению исследователей, большинство рассмотренных ими факторов, непосредственно влияющих на экологичность того или иного вида транспорта, в настоящее время вообще не учитываются ни «зелеными», ни чиновниками, на словах борющимися «за чистый воздух». «Представленные расчеты эмиссии полного жизненного цикла различных видов транспорта позволят, наконец, отвлечься от выхлопной трубы и уменьшить показатели токсичности другими средствами, например, переводом инфраструктуры в энергосберегающий режим и применением альтернативных источников топлива», резюмируют А. Хорват и его соавтор Михаил Честер.

Ну, а теперь применим все вышесказанное к электромобилям. Ни «Гринпис», ни европейские (и заокеанские – тоже) чиновники, взахлеб рассказывающие нам о блестящих перспективах машин на электротяге, ни словом не упоминают о том, на чем, собственно, эти самые машины ездят. А ездят они на аккумуляторах, производство которых – едва ли не вреднейшее из вредных.

Что будет, если, грубо говоря, завтра все пересядут с автомобилей на электромобили? Придется резко увеличивать производство аккумуляторных батарей. Ослабнет ли от этого вредное воздействие человеческой жизнедеятельности на природу? Вопрос риторический… А ведь батареи в конце их жизненного цикла нужно еще и утилизировать – тоже не самый экологически чистый вид производства…

Далее зададимся вопросом, услышав который большинство радетелей за чистоту выхлопа начинают либо «путаться в показаниях», либо увиливать от прямого ответа: откуда возьмется электричество для подзарядки многомиллионного парка электромобилей? Ответ «из розетки» может дать только тот, кто плохо учился в школе. Потому что тот, кто учился там хорошо, знает «золотое правило» современной физики: ни один вид энергии не берется из ниоткуда и не исчезает бесследно – энергия только преобразовывается из одного вида в другой.

То есть с дальнейшим распространением электромобилей волей-неволей придется резко увеличивать производство электроэнергии. Вопрос: каким способом будем ее получать? Широко рекламируемые ветряки и приливно-отливные станции эффективны далеко не во всех уголках земного шара: не везде сильные ветры дуют большую часть года, как не везде сильно разнится уровень воды в море во время приливов и отливов.

Атомные станции – тоже не самый эффективный способ получения электроэнергии. И не только потому, что слишком велик вред, наносимый природе при авариях, но и потому что запасы урана на Земле, по прогнозам ученых, истощатся куда быстрее, чем запасы нефти и газа. Кроме того, как утверждает в своей статье экс-министр энергетики России Владимир Милов, атомные станции – весьма и весьма дорогой способ получения электроэнергии. Если, конечно, учитывать не только стоимость выработки киловатт-часа, но и показатели капитальных затрат на строительство станций, а также затраты, необходимые для консервации отслуживших свой срок реакторов; не говоря уже о проблеме захоронения ядерных отходов, с которыми человечество пока не знает, что делать, кроме как складировать в специальных саркофагах.

ГЭС, с точки зрения эффективности, — не лучше: нужно затапливать огромные территории. Остаются тепловые электростанции, которые, как известно, работают за счет сжигания углеводородов. Приехали!.. Не безопаснее ли для экологической обстановки сжигать их в автомобильных ДВС, а не на ТЭС в промышленных масштабах?

Напоследок – о том, почему электромобили станут в России (да и в странах, находящихся в высоких широтах вообще) массово распространенными еще не скоро. Да все из-за тех же аккумуляторов! Замечали, во сколько раз сокращается время автономной работы уже упомянутого мобильника в морозную погоду? Во столько же раз сократится и запас хода электромобиля в тех же условиях. Вот потому-то о планах массовой пересадки автомобилистов на электромобили говорят, в основном, в странах с относительно мягким климатом…

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Wladimir Kipin

Согласен.

У автора детские представления и о вредности и о добычи электроэнергии. На уровне 3 класса средней школы. Самый перспективный и чистый вид топлива - это солнечные панели. Про вредное производство песни можно петь бабушкам на лавках - есть системы безопасного производства. Кроме того гораздо безопаснее локализовать вред в отдельном нежилом секторе и охранять его, чем города дышат этим смогом, причём не только те, кто ездят, но и те, у кого машины не будет всю жизнь - они-то дышать почему должны выхлопом?

Есть ещё куча энергии мощнее и безопаснее, но нефтепромышленность оплачивает закрытие всяких исследований , он только на энтузиазме любителей. Например барометрические ветростанции можно ставить плотно вдоль всей дороги по обочине - это труба высокая, в которой из-за перепада высот (давлениий) постоянно идёт вверх воздух (эффект трубы в печке) и этот поток круглосуточно будет крутить ветрогенераторы, объединённые в сеть и подключённые к розеткам - то есть их можно выводить хоть через каждый 1 км.

Evgeny Blinov

Я понимаю, что некропостинг))) но статья такой тупорылый бред и заказуха... что дальше некуда.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
От Мерседесов Штирлица до «Фердинанда»: автомобильные уникумы «Мосфильма»

Эта статья об автомобильных сокровищах музея киноконцерна «Мосфильм» является продолжением первого материала о существующих до сих пор игровых легковушках. Темой новой статьи являются редчайшие старинные…

1438 0 4
Статьи / Тесты
Игра теней: угадываем автомобили по силуэту

Древний Китай, Франция эпохи рококо, царская Россия – их объединяет популярность техники силуэта для портретов, книжных знаков и фотографий. Сегодня мы предлагаем вам вспомнить об этом виде творчества в прикладном…

1675 2 8
Статьи / История
Опасное рулевое, кузов минивэн и чужой дизайн: мифы и факты про Lada Kalina

В своё время Лада Калина стала важным достижением в жизни АвтоВАЗа – ведь именно эта модель в «нулевые» позволила тольяттинскому автогиганту противостоять своим «идеологическим киллерам» в лице Renault Logan, Daewoo…

13740 8 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

6613 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: ухудшенная электрика от Форда и подвеска, на которой можно экономить

Volvo второй половины “нулевых” и начала “десятых” в сравнении с немецкими конкурентами можно любить как минимум за более доступные цены и самобытный дизайн. А ещё – за наличие в гамме практичного универсала повышенной…

5591 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz E-Klasse W211с пробегом: неудачный 7G-Tronic и моторы, ставшие хуже с рестайлингом

Из первой части публикации мы уже поняли, что если за машиной ухаживать, то отлично окрашенный кузов держит марку и в 10, и в 15 лет, а салон и после 300 тысяч сохранит товарный вид. Электрика сложна, но в целом надёжна,…

7987 3 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

46749 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35211 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17585 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30062 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23047 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5847 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59049 5 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43272 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15940 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74521 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56403 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

52378 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?