Это вам не Ford: мифы и факты о ГАЗ-М1

Этот автомобиль с несколько старомодным силуэтом в стиле тридцатых годов современники любили, называя его ласково – "эмка". Многие молодые водители "породнились" с этой машиной в трудный период – в годы Великой Отечественной войны. В наше же время можно услышать мнение, что ГАЗ-М1, как и многое другое в "той стране", было всего лишь банальной "калькой" – копией американского автомобиля Ford. Сегодня мы решили вспомнить уже далёкое прошлое, отделив историческую правду от шоферских баек и досужих вымыслов второй половины прошлого века.

 

Миф первый:

Как и ГАЗ-А, "эмка" являлась лицензионной копией американского автомобиля Ford (миф)

В начале тридцатых годов в Советском Союзе началось массовое производство грузовых и легковых автомобилей. Для этого в Нижнем Новгороде пришлось построить завод и приобрести лицензию на выпуск нескольких моделей Ford - в частности, грузовика Model AA (ГАЗ-АА) и легковушки Model A (ГАЗ-А). В то время любой автомобиль независимо от его габаритов и назначения решал задачи, связанные с народным хозяйством и армией, поскольку "личного транспорта" у советским граждан, за редким исключением, еще не существовало.

Первые же месяцы эксплуатации ГАЗ-А в качестве "служебной" машины выявили слабые места конструкции - и шасси, и кузов "бывшего Ford A" оказались недостаточно прочными с учетом родных реалий. К тому же открытый кузов типа "фаэтон", исходя из климатических условий многих регионов СССР, оказался не самым удобным и долговечным. Было предпринято несколько попыток заменить открытый кузов закрытым, но довольно примитивная технология его изготовления требовала больших затрат и множества ручных операций, что не годилось для массового производства. Стало очевидно, что американский автомобиль требует не просто модернизации, а замены другой моделью.

Условия Соглашения, подписанного советской стороной и Ford Motor Company, предусматривали доступ к технической документации на последующие модели Ford в течение девяти лет. Этим правом решили воспользоваться, но... уйдя при этом от банального копирования чертежей.

В 1933 году главным конструктором ГАЗа назначили Андрея Александровича Липгарта - талантливого конструктора, ставшего впоследствии настоящей легендой советского автопрома. Ведь именно под его руководством были созданы такие модели, как ГАЗ М-20 Победа, ЗИМ-12, ГАЗ-51 и многие другие!

Липгарт одним из первых в Горьком увидел необходимость в замене первенца завода новой легковой моделью, конструкция которой учитывала бы наши особенности эксплуатации автомобилей как по климатическим условиям, так и с учетом качества горюче-смазочных материалов и состояния дорог. В качестве «точки отсчета» советские конструкторы взяли автомобиль Ford V8 Model 40 1933 года.

Миф второй:

ГАЗ М-1 существенно отличался и от Ford V8-40, и от ГАЗ-А (правда)

Исходя из опыта эксплуатации ГАЗ-А, раму следующей модели решили основательно усилить относительно американского "исходника", заново спроектировав её в тех местах, в которые монтировались узлы передней и задней подвесок. Помимо увеличенного сечения траверс и лонжеронов, в конструкцию ввели дополнительную деталь - Х-образную поперечину. Да и саму ходовую часть заметно изменили: вместо двух поперечных рессор машина получили четыре продольные, ротативные амортизаторы заменили гидравлическими рычажными, а спицованные колёсные диски уступили место штампованным колёсам с покрышками высокого профиля. Кроме того, существенной доработке подверглись рулевое управление и привод тормозов.

chertezh
m-1-chertezh
Конструкция шасси ГАЗ-М1 заметно отличалась от американской машины

Двигатель ГАЗ М-1 закрепили на "плавающей" подвеске с резиновыми подушками, в то время как на американском прототипе он жестко крепился на раму. Несмотря на то, что карданный вал оставили закрытым в упорной трубе, эта деталь уже не передавала толчки от задних колёс на шасси, поскольку удары гасились продольными рессорами. Из-за этого повысился комфорт при езде по плохим дорогам, а ходовая часть стала более долговечной.

При заметном внешнем сходстве с автомобилем Ford V8-40 "эмка" получила новые передние крылья, дизайн которых впервые в СССР создавали с помощью методов графопластики.

Ну а главным отличием советской и американской машин был двигатель. Если под крышками капота заокеанского седана скрывался "виэйт", то на ГАЗ М-1 решили использовать усовершенствованную "четвёрку" от предшественника - ГАЗ-А. Двигатель ГАЗ-М получил сразу три насоса, которых не было у ГАЗ-А – бензиновый, водяной и масляный. Из остальных важных отличий можно отметить контактно-масляный воздухофильтр, более совершенный карбюратор и автоматическое опережение зажигания.

ford_v8_roadster_8
ford_model_a_phaeton_deluxe_3
От двигателя Ford для «эмки» V8 в Горьком сразу отказались Сорокасильный мотор Ford A после ряда технических нововведений перекочевал и на ГАЗ-М1

Миф третий:

При необходимости "эмку" можно было починить всем, что под руку попадется (миф)

В тридцатые годы техническая культура в Советском Союзе была на низком уровне. Недостаток знаний и отсутствие деталей нередко пытались компенсировать подручными средствами и обычной смекалкой. Как говорится, голь на выдумки хитра: даже в послевоенные годы ходили слухи, что вместо баббита для вкладышей коленчатого вала «эмки» на какое-то время можно было использовать кожаный ремень. Горьковская машина, конечно, была неприхотливой, но не до такой степени, чтобы ездить на керосине и ремонтироваться с помощью гвоздей. Зато даже со сломавшейся задней рессорой ГАЗ М-1 не терял способности к передвижению из-за наличия упорной трубы карданного вала, которая принимала на себя неожиданную нагрузку. Простоту и надёжность горьковского автомобиля особенно ценили военные водители.

Миф четвёртый:

Буква "М" в индексе не имела отношения к технике и не указывала на модернизацию (правда)

ГАЗ-М1 стал первой моделью Горьковского завода, в обозначении которой появилась литера "М". В момент открытия предприятия оно называлось "Нижегородский автомобильный завод имени В.М. Молотова". Именно поэтому в индексе стали использовать букву, которая намекала на "полуофициальное" название машины - "Молотовец" или "Молотовский первый", хотя в автомобильной литературе тех лет машину обычно именовали как "автомобиль М1"(или М-1).

Не желая называть машину «канцелярским» индексом М1, водители довольно метко окрестили её «эмкой». Своё ласковое прозвище «эмка» получила как производное от женского имени Эмма.

Именно в честь председателя Совета народных комиссаров Вячеслава Михайловича Молотова своё название получили и завод (ЗИМ - Завод имени Молотова), и его вторая модель. Вплоть до конца пятидесятых годов "литерное" обозначение применялось для большинства легковушек ГАЗ - М-20 Победа, М-12, М-21... Однако после того, как разгромили "антипартийную" группу и Молотов был снят со всех постов в 1957 году (и даже исключен из партии в 1962-м!), началось планомерное "выпиливание" буквы "М" из индексов горьковских автомобилей. К примеру, до 1957-го представительский лимузин ГАЗ-12 обозначался только как ЗИМ, но после исключения фамилии Молотова из названия завода машину переименовали в ГАЗ-12 (ранее такой индекс был сугубо внутризаводским).

Миф пятый:

ГАЗ М-1 можно было приобрести в Москве и Ленинграде (миф)

В кадрах фильма «Волга-Волга» режиссёра Г. Александрова, вышедшего в 1938 году, мелькает баржа с новенькими «эмками», которые по реке доставляют в Москву. Однако в свободной продаже ГАЗ-М1, как и остальные довоенные автомобили, никогда не встречался. Лишь за особые заслуги и достижения выдающиеся граждане СССР в исключительных случаях могли получить «эмку» в качестве награды – так, например, произошло в 1936 году с рекордсменом Алексеем Стахановым. До начала Великой Отечественной войны «эмка» эксплуатировалась в советских учреждениях, а в военное время мобилизованные вместе с остальной техникой легковушки активно использовались в качестве «штабных» - командирских автомобилей наравне с другими 10 000 автомобилей ГАЗ-М1, которые еще до 1940 года числились в составе транспортного парка РККА и ВМФ СССР.

gaz_m1_6
Легковой, но не личный автомобиль – именно так к ГАЗ-М1 относились современники
gaz-m-1-front
Дорогу к победе многие советские воины проехали именно на ГАЗ М-1

Уже после окончания Второй мировой изрядно потрёпанные «эмки» наконец попали в частные руки – как правило, будучи списанными из предприятий или таксопарков.

Миф шестой:

Существовала специальная версия ГАЗ-М1 "такси" (правда)

В 1936 году на ГАЗе разработали специальную версию ГАЗ-М1, отличавшуюся от обычного автомобиля установленным над лобовым стеклом фонарём "такси" и откидной багажной решеткой, потребовавшей переноса "запаски" на левое переднее крыло.

gaz_m1_taksi_opytnyj_1
Специальная модификация ГАЗ-М1 «такси» серийно не выпускалась. Но это не помешало «эмке» стать самым массовым довоенным таксомотором СССР!

Однако в серию специальная модификация так и не пошла, поэтому в советских городах в качестве таксомоторов работали обычные "эмки", отличавшиеся только наличием таксометра.

800
У рядовых граждан возможность проехаться на «эмке» была разве что в том случае, если они воспользовались услугами такси

Именно ГАЗ-М1 стал первой массовой советской легковушкой, использующейся в качестве такси. В довоенный период в Москве трудилось более 2 700 (!) таксомоторов ГАЗ-М1, а Ленинграде - чуть менее 500. Даже в первые послевоенные годы "эмки" работали таксомоторами, пока их на "боевом посту" не сменили более современные горьковские модели.

Миф седьмой:

"Эмка" выпускалась с разными кузовами и в послевоенные годы (и миф, и правда)

Массовое производство стандартных ГАЗ-М1 с 50-сильным четырехцилиндровым мотором прекратили еще в 1941 году, но еще пару лет единичные экземпляры на заводе собирали из имевшихся в запасе деталей. Всего по официальным данным изготовили 62 888 «эмок». До 1948 года в Горьком выпускали дальнейшее развитие модели М1 - автомобиль ГАЗ-11-73 (М11), производство которого началось в 1940-м. От базовой модели эта машина отличалась 3,5-литровым шестицилиндровым двигателем мощностью 76 л.с. В свою очередь, на базе модели 11-73 был создан первый в мире "легковой кроссовер" - автомобиль ГАЗ-61 с приводом на все колеса, увеличенным дорожным просветом и комфортабельным закрытым кузовом от "легковушки". Кроме того, «эмку» действительно производили с разными типами кузова – например, в виде пикапа М415, не говоря уже о нескольких интереснейших прототипах на базе обычного седана.

gaz_61-73_1
Полный привод и легковой кузов! Именно такое необычное сочетание было у автомобилей семейства ГАЗ-61 на базе М1

gaz_vm_opytnyj
На основе ГАЗ-М1 в НАТИ  создали экспериментальный полугусеничный автомобиль, который мог ездить как на гусеничном ходу, так и на колёсах
gaz_61-417_1
gaz-61-416
ГАЗ 61-416 – лёгкий артиллерийский тягач, который прямо на заводе комплектовали противотанковой 57-миллиметровой пушкой. Было выпущено несколько десятков таких машин, после чего производство вынужденно прекратили из-за отсутствия комплектующих

gaz_m2_2
gaz_m2_1
gaz_m2
Bерсия ГАЗ-М2 с двухместным кузовом купе и двигателем Ford V8 была построена в единственном экземпляре
 
01
На обложке июньского номера журнала «За Рулем» за 1987 год красовалась отреставрированная «эмка» с так называемыми «белыми» номерами (учёт в г. Москва)

Таким образом, начальная версия М1 в послевоенное время не выпускалась, однако её «соплатформенники» с рядными «шестёрками» производились вплоть до начала массового производства ГАЗ М-20 Победа.

М - мифология

В сравнении со многими "автомобилями-долгожителями" ГАЗ-М1 выпускался совсем недолго. Однако это не помешало "эмке" стать символом первой массовой легковушки тридцатых годов, разработанной советскими конструкторами, пусть и на базе иностранной конструкции. Более того, невзирая на мифы и "гаражные" байки, эта скромная машина внесла свою лепту и в более важное дело – нашу победу во Второй мировой войне.

gaz_m1_2
«Штабной» М1 проезжает мимо колонны пленных немцев. Лето 1944 года под Бобруйском

Опрос
Верили ли вы в мифы, связанные с историей ГАЗ-М1
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
1 комментарий
04.02.2018 12:03
787311@mail.ru

Как всегда, очень интересно и познавательно! Спасибо большое!

1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы