Фол последней Надежды: история разработки вазовского минивэна

26067 6 7

Всем была хороша тольяттинская Нива: проходимость выше всяких похвал, и при этом машина получилась комфортабельной и достаточно надежной. Да вот одна беда – тесновата. Именно поэтому советские жители села не так часто отдавали предпочтение довольно дорогой, но не слишком практичной машине с двумя дверями, маленьким багажником и тесноватым задним сиденьем. А так хотелось большего – чтобы и семью можно было поместить, и за город выбраться, и на разъезженном проселке не встать…

 

Правда, в отсутствие такого универсального варианта использовали советские жители глубинки другую технику – например, неприхотливые Москвичи и Ижи. А те, кому требовался внедорожник, посматривали в сторону дешевой и простой «волынянки» из Луцка.

Услышать глас народа

Идея сделать на базе Нивы что-то более практичное возникла у вазовцев не сразу. Сначала на заводе решили проверить запас прочности обычной Нивы в удлиненном варианте, для чего на каждый из пары «экспериментальных» кузовов израсходовали по два кузова обычных ВАЗ-2121. Растянутые на 500 мм ходовые макеты показали жизнеспособность идеи – кузовщина Нивы спокойно справлялась с увеличенной нагрузкой.

Компоновка полноприводного Mitsubishi Delica Space Gear близка к Надежде


Это позволило задуматься о паре разных машин: пятидверной версии собственно Нивы с длинной базой и семиместном однообъемнике – полноприводном минивэне, поскольку ВАЗ уже в восьмидесятые годы начал заниматься темой универсалов повышенной вместимости. Такие машины в мире к тому времени уже существовали – несколько производителей (Mitsubishi, например) выпускали версии минивэнов и микроавтобусов повышенной проходимости. Правда, у ВАЗовской машины могло появиться одно важное отличие – постоянный полный привод и наличие полноценной «раздатки» с блокировкой межосевого дифференциала. Иными словами, минивэн сохранял ставший уже легендой высокий внедорожный потенциал обычной Нивы – конечно, с поправкой на длинную базу.

Гладко было на бумаге…

Выбор Нивы в качестве донора агрегатов объяснялся не только запасом прочности – в качестве альтернативы у ВАЗа на тот момент была только переднеприводная платформа Самары, которая на роль «заготовки» под минивэн не годилась совершенно. Именно поэтому новую машину пришлось создавать на узлах, скажем так, не первой свежести. Впрочем, это никак не влияло на уникальный набор потребительских качеств, которыми бы обладал полноприводный семиместный автомобиль однообъемной компоновки. И на ВАЗе это хорошо понимали.

Правда, на проект минивэна не лучшим образом повлиял период, в котором над ним работали: начались непростые девяностые… По разным причинам новую модель, получившую заводской индекс 2120, делали в большой спешке, показав её общественности на Московском автосалоне 1997 года. А дорабатывали, что называется, «по месту и на ходу». И такой подход сразу же сказался на имидже автомобиля – потенциально востребованная Надежда не оправдала возлагаемых на неё надежд.

К примеру, на ранних минивэнах передняя оптика состояла из нескольких круглых фар от разных моделей Жигулей. Из-за не самого удачного «выражения лица» острословы тут же прозвали машину «Надеждой Константиновной», намекая на то, что по красоте она сравнима с верной соратницей Ленина. Не лучше была ситуация и сзади, где конструкторы установили небольшие фонари от Оки. Словом, с миру по нитке…


Ранняя версия Надежды



Чуть позже ущербный дизайн передка исправили, оснастив Надежду «десяточными» фарами. Но осадочек, как говорится, остался. Трудно продать некрасивый автомобиль, даже если он при этом достаточно практичен.


Более поздний вариант выглядел вполне гармонично


Вдобавок выяснилось, что экономически выгодным для завода был не минивэн, а длинная Нива с индексом 2131. Рентабельность же Надежды оказалась неудовлетворительной.

История благих намерений

В итоге судьба минивэна оказалась незавидной. А ведь это вдвойне обидно, ведь над однообъемными автомобилями на ВАЗе начали задумываться еще в самом начале истории завода – в 1970 году! Увы, дальше выполнения компоновочных работ тогда дело не пошло, поскольку руководство утратило интерес к идее выпуска небольшого микроавтобуса.

Интересно, что потом к теме однообъемников на ВАЗе вернулись еще один раз, задолго до Надежды. Факт малоизвестный, однако тольяттинские дизайнеры в середине восьмидесятых подготовили макет микроавтобуса для участия в конкурсе на лучшую новую модель для рижского завода RAF. Несмотря на то, что формально проекту вазовцев присудили второе место, макет однозначно взял «золото» – настолько он превосходил работы других конкурсантов.


Nissan Prairie 4WD


Да и за десять лет до начала серийного производства минивэна в Тольятти уже настойчиво изучали мировой опыт: в УГК даже провели испытания Nissan Prairie и Renault Espace.


Quadra – полноприводная модификация Renault Espace


Примерно тогда же, в 1989-м, ВАЗовцы и начали заниматься собственным минивэном, который поначалу носил индекс 2114. Опытный образец был изготовлен в 1995 году – отличный результат для того нелегкого времени. Жаль только, что удачная по концепции для России машина, как говорится, не пошла в массы, поскольку была детищем опытно-промышленного производства, а не основного конвейера.



Достоинства и недостатки

При этом у мелкосерийной Надежды были интересные для середины девяностых годов решения: привод рулевого управления был оснащен гидроусилителем ZF, а колонка регулировалась по высоте. Да и трансформация семиместного салона была неплохой – средний ряд можно было настраивать по длине, а сиденья среднего и заднего рядов сложить полностью, что значительно увеличивало объем багажного отделения и превращало Надежду в некое подобие фургона.




Чтобы компенсировать увеличение массы и габаритов по сравнению с обычной Нивой, на машину устанавливали карбюраторный мотор ВАЗ-2130 объемом 1,8 литра, а также 1,7-литровый двигатель 21214 мощностью 84 л. с. с распределённым впрыском топлива.


Визуально двигатель 2130 с увеличенной высотой блока ничем не отличался от обычного жигулевского



Вместе с тем, машина отпугивала потенциального потребителя своеобразной внешностью и «лоскутным» по дизайну интерьером. Многие россияне предпочитали либо остаться на легковых ВАЗах, либо сразу купить «нормальную Ниву», которые к тому времени выпускались как в коротко-, так и в длиннобазном исполнениях. Возможно, не на руку популярности минивэна из Тольятти сыграл и пресловутый менталитет российских автомобилистов, которые в то время относились к однообъемникам с изрядной долей скептицизма. Дескать, зачем мне эта «будка на колесах»?




С другой стороны, эту машину любили предприниматели-челноки, которые по достоинству оценили грузопассажирский потенциал автомобиля. По сути, при правильном подходе и косметическом обновлении такой минивэн можно было бы выпускать и намного дольше. Увы, специфика финансовых взаимоотношений между самим ВАЗом и опытно-промышленным производством (которое было отдельным предприятием, этаким заводом в заводе) наложила свой отпечаток и определила участь Надежды, которая не стала отрадой для АВТОВАЗа. Ведь в небольшом количестве выпускалась только одна модификация, а все задуманные заводом варианты (городское такси, медицинский автомобиль, грузовой фургон и т.д.) так и не были реализованы.


Все эти варианты так и не стали серийными


Ширпотреб, ставший редкостью

Всего же с 1998 по 2005 годы в ОПП было изготовлено чуть более восьми тысяч Надежд. Некоторые из них до сих пор на ходу, хотя довольно низкая стойкость к коррозии и невысокая надежность основных агрегатов сыграли злую шутку со многими автомобилями. Тем не менее, эта машина стала единственным семиместным минивэном с постоянным полным приводом, когда-либо выпускавшимся в России.



Читайте также:



Поделиться: 3 2 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Визуально капот очень низкий получился, у той же Делики он выше. Ещё минус компоновки - расположение двигателя не под капотом, а под лобовым стеклом.Думаю, машину мог бы спасти простой рестайлинг: привести салон в порядок, доработать внешность, уйти от обходных технологий - "винигрета" из деталей других моделей. Конечно затратно, зато была бы уникальная конкурентно-способная модель.

Константин Пименов

В соседнем дворе такая есть ещё с круглыми фарами и на нивовских колёсах, у нас у людей странное видение практичной машины, все седаны покупают, хотя на самом деле вот эта машина из статьи настоящий семейный автомобиль

У людей на говноТАЗе чувство прекрасного отсутствует напрочь. Это и не удивительно: пелена воровства затмила взор на что либо еще.

Прикольная машинка... у соседа есть такая, только вместо Десяточных фар сейчас на ней стоит мордашка от Гранты

Igor Pokhabov

в советские времена ниву как и любую другую машину было не купить, так что рассуждения о спросе несколько странные. Люди ждали любую машину по несколько лет, нередко автомобиль по очереди доставался совсем другой модели. К тому же большая часть нив уходила на экспорт. Что касается надежды, авто для 95 года был прикольным даже с теми фарами. Но вот исполнения автомобиля, особенно кустарный салон, оставляло желать лучшего до последних дней. Ну и древний нивовский мотор туда же. Помочь 2120 могло только доработка и производство совместно с Шевроле Нивой.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Тесты
Дауншифтинг-тест: что бы тебе больше подошло, Ока или Таврия?

В прошлый раз мы предложили вам поиграть в своего рода «машину времени», выбирая между аутентичными советскими внедорожниками семидесятых годов – УАЗ-469 или ВАЗ-2121. Сегодня же мы предлагаем вам виртуальный…

2832 2 1
Статьи / Практика
Отдыхаю где хочу: как построить внедорожный прицеп-дачу своими руками, и сколько это стоит

Я давно убедился, что именно дом на колесах – это идеальное транспортное средство для длительных путешествий. В принципе, в нашей стране купить готовое жилье на колесах – чаще всего европейского производства – особых…

9626 0 5
Статьи / Практика
Бьет – значит, любит? Как избавиться от статического электричества на кузове машины

Чем отличается старый советский подход в борьбе со статическим электричеством на кузове авто от современного китайского? И насколько вообще распространена и актуальна в наши дни эта проблема? Изучаем заземление через…

10563 0 11
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Tiida I c пробегом: моторы с ресурсом “за 350” и неприятный сюрприз от ручной коробки

Из первой части обзора надёжности подержанных Nissan Tiida первого поколения мы уже выяснили, что если машина не была сильно повреждена в аварии, то состояние кузова обычно очень достойное. Электрика при этом страдает от…

1806 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Tiida I c пробегом: спасительная оцинковка и грязь, угрожающая электрике

Nissan Tiida, придуманный для японского и американского рынков, весьма ограниченно продавался в Европе, да и в России так и не стал бестселлером в своём классе. Наследник модели и вовсе продавался совсем недолго,…

2292 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

8065 4 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

47381 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35906 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

18192 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30625 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23260 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

6012 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59285 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43502 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

16022 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74895 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56594 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

53215 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?