Фол последней Надежды: история разработки вазовского минивэна

               Всем была хороша тольяттинская Нива: проходимость выше всяких похвал, и при этом машина получилась комфортабельной и достаточно надежной. Да вот одна беда – тесновата. Именно поэтому советские жители села не так часто отдавали предпочтение довольно дорогой, но не слишком практичной машине с двумя дверями, маленьким багажником и тесноватым задним сиденьем. А так хотелось большего – чтобы и семью можно было поместить, и за город выбраться, и на разъезженном проселке не встать…
 

Правда, в отсутствие такого универсального варианта использовали советские жители глубинки другую технику – например, неприхотливые Москвичи и Ижи. А те, кому требовался внедорожник, посматривали в сторону дешевой и простой "волынянки" из Луцка.

Услышать глас народа

Идея сделать на базе Нивы что-то более практичное возникла у вазовцев не сразу. Сначала на заводе решили проверить запас прочности обычной Нивы в удлиненном варианте, для чего на каждый из пары "экспериментальных" кузовов израсходовали по два кузова обычных ВАЗ-2121. Растянутые на 500 мм ходовые макеты показали жизнеспособность идеи – кузовщина Нивы спокойно справлялась с увеличенной нагрузкой.

mitsubishi_delica_space_gear_4wd_9.jpg

Компоновка полноприводного Mitsubishi Delica Space Gear близка к Надежде


Это позволило задуматься о паре разных машин: пятидверной версии собственно Нивы с длинной базой и семиместном однообъемнике – полноприводном минивэне, поскольку ВАЗ уже в восьмидесятые годы начал заниматься темой универсалов повышенной вместимости. Такие машины в мире к тому времени уже существовали – несколько производителей (Mitsubishi, например) выпускали версии минивэнов и микроавтобусов повышенной проходимости. Правда, у ВАЗовской машины могло появиться одно важное отличие – постоянный полный привод и наличие полноценной "раздатки" с блокировкой межосевого дифференциала. Иными словами, минивэн сохранял ставший уже легендой высокий внедорожный потенциал обычной Нивы – конечно, с поправкой на длинную базу.

Гладко было на бумаге…

Выбор Нивы в качестве донора агрегатов объяснялся не только запасом прочности – в качестве альтернативы у ВАЗа на тот момент была только переднеприводная платформа Самары, которая на роль «заготовки» под минивэн не годилась совершенно. Именно поэтому новую машину пришлось создавать на узлах, скажем так, не первой свежести. Впрочем, это никак не влияло на уникальный набор потребительских качеств, которыми бы обладал полноприводный семиместный автомобиль однообъемной компоновки. И на ВАЗе это хорошо понимали.

Правда, на проект минивэна не лучшим образом повлиял период, в котором над ним работали: начались непростые девяностые... По разным причинам новую модель, получившую заводской индекс 2120, делали в большой спешке, показав её общественности на Московском автосалоне 1997 года. А дорабатывали, что называется, "по месту и на ходу". И такой подход сразу же сказался на имидже автомобиля – потенциально востребованная Надежда не оправдала возлагаемых на неё надежд.

К примеру, на ранних минивэнах передняя оптика состояла из нескольких круглых фар от разных моделей Жигулей. Из-за не самого удачного "выражения лица" острословы тут же прозвали машину "Надеждой Константиновной", намекая на то, что по красоте она сравнима с верной соратницей Ленина. Не лучше была ситуация и сзади, где конструкторы установили небольшие фонари от Оки. Словом, с миру по нитке...


36.png

Ранняя версия Надежды



Чуть позже ущербный дизайн передка исправили, оснастив Надежду «десяточными» фарами. Но осадочек, как говорится, остался. Трудно продать некрасивый автомобиль, даже если он при этом достаточно практичен.


Более поздний вариант выглядел вполне гармонично


Вдобавок выяснилось, что экономически выгодным для завода был не минивэн, а длинная Нива с индексом 2131. Рентабельность же Надежды оказалась неудовлетворительной.

История благих намерений

В итоге судьба минивэна оказалась незавидной. А ведь это вдвойне обидно, ведь над однообъемными автомобилями на ВАЗе начали задумываться еще в самом начале истории завода – в 1970 году! Увы, дальше выполнения компоновочных работ тогда дело не пошло, поскольку руководство утратило интерес к идее выпуска небольшого микроавтобуса.

Интересно, что потом к теме однообъемников на ВАЗе вернулись еще один раз, задолго до Надежды. Факт малоизвестный, однако тольяттинские дизайнеры в середине восьмидесятых подготовили макет микроавтобуса для участия в конкурсе на лучшую новую модель для рижского завода RAF. Несмотря на то, что формально проекту вазовцев присудили второе место, макет однозначно взял "золото" – настолько он превосходил работы других конкурсантов.


Nissan Prairie 4WD


Да и за десять лет до начала серийного производства минивэна в Тольятти уже настойчиво изучали мировой опыт: в УГК даже провели испытания Nissan Prairie и Renault Espace.


renault_espace_quadra_1.jpg
renault_espace_quadra_2.jpg

Quadra – полноприводная модификация Renault Espace


Примерно тогда же, в 1989-м, ВАЗовцы и начали заниматься собственным минивэном, который поначалу носил индекс 2114. Опытный образец был изготовлен в 1995 году – отличный результат для того нелегкого времени. Жаль только, что удачная по концепции для России машина, как говорится, не пошла в массы, поскольку была детищем опытно-промышленного производства, а не основного конвейера.


vaz2114.jpg


Достоинства и недостатки

При этом у мелкосерийной Надежды были интересные для середины девяностых годов решения: привод рулевого управления был оснащен гидроусилителем ZF, а колонка регулировалась по высоте. Да и трансформация семиместного салона была неплохой – средний ряд можно было настраивать по длине, а сиденья среднего и заднего рядов сложить полностью, что значительно увеличивало объем багажного отделения и превращало Надежду в некое подобие фургона.


vaz_lada_nadezhda_1.jpg



Чтобы компенсировать увеличение массы и габаритов по сравнению с обычной Нивой, на машину устанавливали карбюраторный мотор ВАЗ-2130 объемом 1,8 литра, а также 1,7-литровый двигатель 21214 мощностью 84 л. с. с распределённым впрыском топлива.


vaz-2130_2.jpg

Визуально двигатель 2130 с увеличенной высотой блока ничем не отличался от обычного жигулевского



Вместе с тем, машина отпугивала потенциального потребителя своеобразной внешностью и "лоскутным" по дизайну интерьером. Многие россияне предпочитали либо остаться на легковых ВАЗах, либо сразу купить "нормальную Ниву", которые к тому времени выпускались как в коротко-, так и в длиннобазном исполнениях. Возможно, не на руку популярности минивэна из Тольятти сыграл и пресловутый менталитет российских автомобилистов, которые в то время относились к однообъемникам с изрядной долей скептицизма. Дескать, зачем мне эта "будка на колесах"?


vaz_lada_nadezhda_7.jpg



С другой стороны, эту машину любили предприниматели-челноки, которые по достоинству оценили грузопассажирский потенциал автомобиля. По сути, при правильном подходе и косметическом обновлении такой минивэн можно было бы выпускать и намного дольше. Увы, специфика финансовых взаимоотношений между самим ВАЗом и опытно-промышленным производством (которое было отдельным предприятием, этаким заводом в заводе) наложила свой отпечаток и определила участь Надежды, которая не стала отрадой для АВТОВАЗа. Ведь в небольшом количестве выпускалась только одна модификация, а все задуманные заводом варианты (городское такси, медицинский автомобиль, грузовой фургон и т.д.) так и не были реализованы.


Все эти варианты так и не стали серийными


Ширпотреб, ставший редкостью

Всего же с 1998 по 2005 годы в ОПП было изготовлено чуть более восьми тысяч Надежд. Некоторые из них до сих пор на ходу, хотя довольно низкая стойкость к коррозии и невысокая надежность основных агрегатов сыграли злую шутку со многими автомобилями. Тем не менее, эта машина стала единственным семиместным минивэном с постоянным полным приводом, когда-либо выпускавшимся в России.



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
7 комментариев
12.03.2016 10:39
Фёдор

Визуально капот очень низкий получился, у той же Делики он выше. Ещё минус компоновки - расположение двигателя не под капотом, а под лобовым стеклом.Думаю, машину мог бы спасти простой рестайлинг: привести салон в порядок, доработать внешность, уйти от обходных технологий - "винигрета" из деталей других моделей. Конечно затратно, зато была бы уникальная конкурентно-способная модель.

15

12.03.2016 11:54
Константин Пименов

В соседнем дворе такая есть ещё с круглыми фарами и на нивовских колёсах, у нас у людей странное видение практичной машины, все седаны покупают, хотя на самом деле вот эта машина из статьи настоящий семейный автомобиль

13

12.03.2016 14:01
Igor Pokhabov

12.03.2016 14:07
Igor Pokhabov

в советские времена ниву как и любую другую машину было не купить, так что рассуждения о спросе несколько странные. Люди ждали любую машину по несколько лет, нередко автомобиль по очереди доставался совсем другой модели. К тому же большая часть нив уходила на экспорт. Что касается надежды, авто для 95 года был прикольным даже с теми фарами. Но вот исполнения автомобиля, особенно кустарный салон, оставляло желать лучшего до последних дней. Ну и древний нивовский мотор туда же. Помочь 2120 могло только доработка и производство совместно с Шевроле Нивой.

5

14.03.2016 15:29
Игорь

Прикольная машинка... у соседа есть такая, только вместо Десяточных фар сейчас на ней стоит мордашка от Гранты

3

14.03.2016 15:57
Ivan S.

У людей на говноТАЗе чувство прекрасного отсутствует напрочь. Это и не удивительно: пелена воровства затмила взор на что либо еще.

6

25.07.2020 07:30
Corvair

Такой аппарат добрался даже до Якутска, есть одна машина раннего выпуска с круглыми фарами.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings