Французский перекуп с русским акцентом: как перепродают машины в Европе

Какова специфика работы автомобильного перекупа во Франции, как выбрать подержанный автомобиль, сколько можно заработать на перепродаже, можно ли работать перекупом, не обманывая клиентов и можно ли сесть в тюрьму за скручивание пробега – обо всем этом и многом другом мы узнали у Загира Ханмурзаева, автомобильного перекупщика, который уехал во Францию, живет машинами, ведет Youtube-канал «Секреты перекупа» и делится со всеми желающими информацией о том, как выбрать и купить автомобиль.

Давно ли ты живешь во Франции? Сразу ли стал заниматься перекупкой или до этого пробовал себя в других профессиях?


Во Франции я живу довольно давно – не ветеран, но и не новичок, приехал сюда уже несколько лет назад. В беседе же об автомобильном перекупе и других видах деятельности, сразу оговорюсь, что покупка и продажа автомобилей для меня – не основное занятие, а скорее хобби, увлечение. Машины – это часть моей жизни. Мне интересен сам процесс превращения какого-нибудь «ведра» в приличный автомобиль: я, разумеется, покупаю не откровенный хлам, а машины с потенциалом, и возвращаю их к жизни. И в тот момент, когда я понял, что здесь, в Европе, можно, купив машину с проблемой, отвезти ее в гараж и починив, отправить дальше, я решил заняться этим.

autowp.ru_volkswagen_golf_gti_94.jpg


Получилось так, что, купив первую машину здесь, я основательно ей занялся: привел ее в порядок, отмыл, пробежался по форумам, чтобы выяснить, как устранить имеющиеся недостатки… и продал. От нее у меня на память осталась только магнитола. Ну а дальше – больше: следом я купил у фермера Golf III. В техническом отношении машина была хорошей, но внешний вид был ужасен – грязь снаружи и внутри. Грязи было столько, что эмблемы на руле не было видно – она была не просто измазана, а просто сравнялась с поверхностью. Я отмыл ее, привел в приличный вид и тоже продал – вот тут мне и стало интересно, я понял, что это то, чем я хочу заниматься в данный момент. А затем это постепенно переросло из увлечения в образ жизни – постоянно новые машины, работа с ними… тогда меня сам процесс привлекал меня даже больше чем деньги, которые они приносили.

Отчасти это была случайность – я ждал получения разрешения на работу, а вот возможность купить и оформить на себя авто уже была. Во Франции, кстати, похоже никто точно не знает, какое максимальное количество автомобилей можно оформить на себя, не получив на них огромный налог: один говорят – пять, другие – десять, а я знаю человека, который и 25 оформлял. Ну а я, разобравшись в формальностях, стал понемногу заниматься этим своим хобби – в небольших объемах, чтобы точно быть уверенным, что остаюсь в рамках закона.


Работал ли ты в перекупке в России? Так, в целом, сильно ли отличается этот бизнес "у нас" и "у вас"?


В России я перекупкой автомобилей не занимался. Там у меня есть друзья и близкие, занимающиеся ремонтом, в том числе и кузовным – от них я много и узнал. Желание попробовать себя в перепродаже автомобилей все же было, но в самом начале я купил «двенашку» и попал на «двойника» (автомобиль с ПТС и VIN-кодом, скопированным у другой машины), и на этом мои попытки закончились.

Отвечая на второй вопрос, скажу, что сама философия перекупа, тот смысл, который в него вкладывают, во Франции и в России ничем не отличается: купить подешевле – продать подороже. Неважно, Россия ли это или Европа, Бельгия или Германия – суть одна, так что можно не думать, что за рубежом есть какие-то особенности или отличия.


Ты работаешь в одиночку или у тебя есть целая команда и своя база для ремонта?


Здесь ответ прост: поскольку это хобби, я работаю в тандеме с братом. В одиночку работать невозможно, но и никакой команды у меня, разумеется, нет. Есть круг знакомых, занимающихся тем же, и мы, конечно, иногда помогаем друг другу – я лучше разбираюсь в кузовщине, а кто-то в моторах или электрике. Но команды в широком понимании этого слова у меня нет, да и быть пока не может, хотя планы по ее созданию есть. Хотя командой в какой-то степени можно назвать мое интернет-сообщество – они хоть и не участвуют напрямую в работе с машинами, но часто помогают и мне, и другим.


Depositphotos_66088087_original.jpg



Как ты учился разбираться в автомобилях? Профильное образование или только самостоятельно, на личных ошибках?


По образованию я экономист – так что можно смело сказать, что образование мне не слишком помогает, а мой диплом пока остался невостребованным. Ну а учился я по общедоступной информации – по форумам, видеороликам из Youtube и другим ресурсам. Поэтому можно сказать, что почти все, что я знаю – а знаю я, без ложной скромности, уже немало – я почерпнул из интернета и профильной литературы. Разумеется, ни в одной из сфер я не спец и не мастер – годы еще не те, до мастерства надо дорасти. Я лишь ускоренно изучаю новое и накапливаю эту информацию. За последние восемь лет мало можно вспомнить дней, когда у меня в руках не было в руках ключа, отвертки, шпатлевки или еще чего-нибудь.

Когда я начинал, я о машинах не знал вообще ничего в плане ремонта и обслуживания – я даже масло сам не менял. Для пущего юмора скажу, что когда сам впервые решил поменять масло с промывкой в своей машине, я слил старое масло, залил флакончик промывки, и так этими 500 миллилитрами двигатель и «промыл» – сам не знаю, почему движок не «стуканул». Моторный отсек для меня был как карта мира. С тех пор прошло немало времени, и можно смело констатировать, что все изменилось.

Некоторые вещи у меня получаются даже лучше, чем у многих – например, я могу так подкрасить автомобиль из обычного баллончика, что это будет выглядеть почти как профессиональная окраска. Оговорюсь заранее, что машины, которыми я занимаюсь, недорогие, поэтому такой ремонт вполне оправдан – с оглядкой на максимально высокое качество его исполнения. Разумеется, я понимаю, что если приглядеться, это можно заметить – но скажу, что у меня самого есть сомнения в том, что вообще существует такой маляр, который может подкрасить автомобиль так, чтобы я этого не заметил.

Конечно, по сей день случаются и ошибки – не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Когда я впервые снимал головку двигателя – сорвал шпильки. Недавно правил заднее крыло на одном Опеле – на вид все было идеально, а вот когда стал примерять бампер и фонарь, оказалось, что не очень, пришлось переделывать. Поэтому говоря о собственных возможностях, я всегда делаю оговорку на то, что я самоучка.



Какие существуют инструменты, помимо опытного глаза, для "полевой диагностики" машин на продажу?


Если идти по простому пути, то это, разумеется, толщиномер и сканер. Ну а в остальном из вашего вопроса зря исключен такой инструмент, как внимательность, поскольку внимательность – это половина успеха. Приходя на осмотр автомобиля, нужно максимально обострить все чувства восприятия, вплоть до шестого. Часто бывает, что мне подсознательно что-то не нравится – и при тщательной проверке и вправду выясняется, что проблема есть.

Толщиномер для меня – вещь двоякая: с одной стороны, он очень полезен, и я жалею, что не пользовался им с самого начала, так как он экономит кучу времени при осмотре. С другой стороны, покупателям здесь, во Франции, как правило, абсолютно безразлично, крашен автомобиль или нет – можно смело говорить, что элемент или часть кузова были перекрашены, и это не вызовет отторжения. Конечно, если сказать, что автомобиль – «перевертыш», многие откажутся, но в остальном перекраска – это не проблема. Поначалу я вообще не мог понять – списывал это на то, что плохо говорю по-французски – когда продавец гордо заявлял мне: «моя машина полностью перекрашена – я заплатил 3 000 евро, смотри, какая она красивая». В России ситуация, когда продавец будет козырять перекраской – исключение, такое бывает лишь если все сделано идеально. Ну а здесь полная перекраска – это не минус, а плюс, этим даже хвастаются.

Возвращаясь к теме первичного осмотра, расскажу еще несколько приемов.

Во-первых, нужно настроить себя, что когда приходишь на осмотр, машина тебе по умолчанию не нравится, это «плохая машина». И затем, постепенно, по ходу осмотра, она должна убедить тебя в том, что она хорошая: так, кузов ровный, мотор сухой и работает ровно, турбина не «сопливит» и так далее. Нельзя приезжать на осмотр с мыслью «ого, вот это машина, я хочу ее».

Второй трюк, который можно использовать при первой встрече с автомобилем, прост, но эффективен. Открываешь капот, когда продавец стоит рядом, и впиваешься взглядом в двигатель. Пристально смотришь на него некоторое время, затем переводишь пристально-изумленно-возмущенный взгляд на хозяина машины – процедуру можно повторить несколько раз. В трех случаях из пяти продавец начнет что-нибудь рассказывать. Это весьма полезно – можно узнать важные нюансы бывшего ремонта или обслуживания.

Третий совет, который может быть полезным – это холодный старт. Я особенно требователен в этом, когда ищу автомобиль на заказ. Заранее договоритесь с продавцом, чтобы в день осмотра он не заводил двигатель без вас – тут, конечно, есть обстоятельства: если владелец ездит на ней постоянно, то тут ничего не попишешь. Но в остальном нужно обязательно стараться послушать, как мотор работает «на холодную»: значительная часть шумов при прогреве просто пропадает, и узнать о проблеме уже после покупки будет очень обидно.

К слову, говоря о технических средствах, обязательно уточню, что при покупке авто очень полезной вещью может стать такой простой прибор, как манометр. Ушлый продавец может компенсировать дисбаланс в геометрии колес или кузова тем, что просто приспустит одно из колес на стороне, противоположной той, в которую тянет машину.

Ну а в целом главным инструментом покупателя все равно остается внимательность, интуиция и логика – если перед вами стоит шикарный сияющий автомобиль за смешную цену, а у продавца бегают глаза, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что с машиной что-то не так.


Depositphotos_30884897_original.jpg


Кстати, были ли такие продавцы, в России или во Франции, которым все же удавалось тебя обмануть?


И да, и нет. Если говорить о настоящем обмане – таком, где я не заметил какой-то крупной проблемы – то таких случаев, кроме вышеупомянутой «двенашки», на моей памяти нет. А вот небольшие осечки случались – практически все они связаны с теми случаями, когда я кому-то доверился.

Например, однажды я купил BMW у одного марокканца практически «на веру», без осмотра. Тогда был месяц Рамадан, и к вечеру ты уже выжат как лимон. Этот марокканец – тоже, к слову, мусульманин, что внушало доверие – отдал мне ключи, сказав, что машина в порядке. Я решил забрать автомобиль с парковки на следующий день, но внутреннее чувство тревоги появилось уже ночью – и я помчался туда затемно. Так и вышло: после старта двигателя оказалось, что машину просто лихорадит. Тогда я потратил немало времени на ее ремонт и продажу.

Обманывают, кстати, не только перепродавцы, но и сами французы – не стоит думать, что местные такие уж честные и безобидные. Не так давно мы покупали Ситроен Берлинго у бельгийца – первичный осмотр не показал проблем, и рано утром мы приехали за машиной. Сев за руль, я очень удивился, что мотор был теплым – на вопрос «почему» владелец ответил, что ездил за хлебом. В 5-то часов утра. Впоследствии, разумеется, выяснилось, что на холодную двигатель троил.

Вообще могу сказать, что отчасти мне повезло – в первые годы, когда мой багаж знаний был небольшим, и меня запросто можно было обмануть, я просто не попадал на таких продавцов. Ну а в дальнейшем, когда я уже «заматерел», ошибки свелись к минимуму.


В своих видео ты снимаешь процесс осмотра автомобилей. Продавцы никогда не сопротивляются съемке? Не возмущаются?


Бывает и такое. Особенно когда машина дешевая, некоторые продавцы начинают ныть – что, мол, ты так пристально смотришь, да еще и снимаешь. На этот случай у меня уже выработался ответ: хорошо, я ее покупаю, вот тебе деньги, но ты их не считай. Ведь как иначе – без осмотра машину не купить.

Хотя иногда я понимаю возмущающихся продавцов – такое бывает, когда на осмотре машина по очевидно бросовой цене. Тут все просто – ему даже не хочется тратить время, потому что ее все равно купят, поэтому разговор может доходить даже до «покупай, а потом осматривай». Но все же это, скорее, исключение.



Если не секрет, какова обычно разница между ценой покупки и последующей перепродажи?


Это вопрос простой: хорошим результатом считается разница в 25-30%. 50% с продажи – это уже отлично, 100% — крайне редко, а 2:1 – вообще единичный результат. Разумеется, я говорю только о том, что знаю сам, исходя из собственной специфики: поскольку для меня перепродажа автомобилей – не основной род деятельности, а хобби, я не занимаюсь дорогими машинами. Ну а покупая автомобиль за 1 000 евро, его при небольших вложениях можно продать за 1 500. В случае с дорогими машинами, кстати, показатели ниже: даже 25% – это крайне редкий результат. Хотя, как и везде, бывают исключения: я знаю парня, который купил дизельный Туарег за 6 500, а продал за 17 000 евро. Но это – практически выигрыш в лотерею.

Прибыль в целом напрямую исходит из недорогого сегмента машин, которыми я занимаюсь. Дешевые машины – лучший вариант для того, кто умеет ремонтировать их своими руками, да и вообще все авто до 3 000 евро расходятся, как горячие пирожки – такая никогда не застоится у тебя, если только у нее нет серьезных проблем. Даже самые непродаваемые варианты рано или поздно находят своего любителя. Ну а машины за 10 000 евро – уже совсем другое дело: такие авто зачастую просто боятся покупать у иммигрантов. Скажу прямо, без обиняков: я и сам дважды подумал бы, а уж если покупал бы машину у такого продавца, то проверил бы ее так тщательно, что не оставил бы никаких шансов на ошибку.

Кстати, все вышеперечисленное касается простых перекупщиков – частных лиц, которые не имеют выхода на автосалоны. А вот сами автосалоны – это отдельный разговор: они скупают автомобили за сущие копейки. Делается это при сдаче подержанных клиентских машин в Трейд-ин: покупатель приходит, выбирает новый автомобиль, параллельно у него спрашивают про его старый и предлагают сдать его по цене, которая заведомо завышена относительно рыночной. На деле же разницу между ценой покупки старого автомобиля и его последующей перепродажи компенсируют за счет наценки на новое авто, которое покупает клиент. Таким образом автосалон остается в плюсе со всех сторон: и план продаж выполнен, и прибыль за счет сбыта подержанных машин в кармане. Не редкость, например, ситуация, когда у клиента автомобиль «выкупили» за 10 тысяч евро, а перепродали потом за 5 – и все равно остались в выигрыше.


Depositphotos_23213960_original.jpg



Какие работы обычно приходится делать по машинам, которые ты покупаешь? Приходилось ли делать серьезно битые автомобили?


Обычно все просто: это мелкий кузовной ремонт, ходовая часть и прочие небольшие неполадки. Вообще главный козырь тех, кто занимается перепродажей недорогих машин, в том, что мы покупаем неисправные машины без техосмотра, чиним их, и после получения сертификата продаем. Для европейца это – самый важный документ, подтверждающий техническое состояние авто. На моей практике однажды был даже случай, когда покупатель бегло взглянул на автомобиль, убедился в наличии бланка техосмотра, расплатился, сел в машину и уехал. Автомобиль при этом был не из самых дешевых – 6 500 евро.

Для России такая ситуация, конечно, нереальна. То есть, по сути, местные покупатели бумагам верят больше, чем реальному состоянию и осмотру. Идеальный автомобиль с небольшим пробегом, но без сервисной книжки, может быть менее ценным, чем обшарпанный и заезженный, но с полной историей и счетом на замену зубчатого ремня. У этого, конечно, есть основания: контроль за техническим состоянием здесь жесткий. «Перевертышей» практически не восстанавливают, «распилов» почти нет. Если на техосмотре твоя машина стоит набекрень, то ее просто завернут – никакого бланка ты не получишь. А если тебе продали автомобиль с техосмотром и технической проблемой, то вполне реально обратиться в суд и выиграть его, если удастся это доказать. Ну и 30% разницы в цене покупки и продажи, о которых мы говорили до этого, по сути, заложены именно здесь.

Соответственно, при покупке машины на продажу главное – сделать техосмотр. Для этого, как правило, приходится исправить какие-то незначительные технические проблемы. Есть и специфика: я, например, кусаю локти оттого, что раньше не покупал автомобили со сработавшими подушками безопасности. Ведь порой бывают курьезы, когда на сильной кочке «отстреливают» эйрбеги, а проблем с восстановлением в этом случае минимум: устанавливаешь новые, перешиваешь блок SRS – и автомобиль прекрасно ездит дальше.

Самый распространенный ремонт, как я уже говорил – это мелкие кузовные недочеты и ходовая часть. «Сливки» – это изношенное сцепление: ремонт в сервисе стоит безумных денег, 600, 1 000 и даже 1 500 евро – не предел, а для меня это день работы и максимум 200 евро за самый дорогой комплект.

Что касается сильного «битья» – то таких экземпляров у меня не было. Битыми машинами я занимался на основной работе, но самому восстанавливать битый автомобиль – задача слишком трудоемкая. Да и вообще я думаю, что качественно заниматься железом не каждому дано. Мне кажется, я мог бы, но пока не берусь за такую работу, хотя вариантов миллион – буквально в паре километров отсюда есть стоянка битых машин. Забирай парочку – и работой на ближайшие три месяца ты обеспечен. Но мне это пока неинтересно.


Насколько мы поняли из видео, ты принципиально не занимаешься скруткой пробега и обманом покупателей. А существует ли в Европе вот такой «черный» бизнес по перекупке? Может ли француз или бельгиец нарваться на «перевертыш», «угон», «распил», смотанный пробег? Кроме того, у нас часто пишут, что скрутка пробега в Европе – уголовно наказуемое преступление. Слышал ли ты о таких случаях, когда людей реально за это судили?


Про «распилы» я уже упоминал – это единичные случаи. Угнанные машины и «двойники» – их тоже немного, но они есть: в основном это премиальные автомобили вроде S-класса и дорогих BMW. Ну а скрученный пробег – это сплошь и рядом. «Крутят» не в тех глобальных масштабах, что в России, «крутят» с оглядкой, но этот рынок есть. С оглядкой – потому что в Бельгии, например, за это можно сесть в тюрьму. Во Франции тоже можно, но не с первого раза. Поэтому я сам опасаюсь покупать машины во Франции – экземпляров со скрученным пробегом слишком много, в Бельгии в разы меньше. А все потому, что в Бельгии есть единая система Car-Pass, в которой четко регистрируются пробеги, и их подделка, соответственно, строго карается законом.

Разумеется, риск при покупке все равно есть. И несмотря на то, что продавца машины со скрученным пробегом можно засудить, этим все равно занимаются – судебные тяжбы здесь дорогие, и не каждый захочет тратить силы и время на доказательство своей правоты. Тем не менее, я знаю человека, который до сих пор выплачивает штраф в размере 56 000 евро: он продал 56 машин, для 34 из которых было доказано изменение пробега. Это было целое расследование – за ним следили, собирали доказательства, и в результате он получил условный срок и по тысяче евро штрафа за каждый проданный автомобиль.


Depositphotos_8610189_original.jpg


А в России можно ли заниматься перекупкой автомобилей честно? Не обманывая клиента?


В качестве постоянного и основного вида деятельности – вряд ли. Конечно, если у тебя есть своя площадка и хороший стартовый капитал – то, наверно, можно, но, честно говоря, исходя из того, что я вижу, я сомневаюсь. Нужно быть очень везучим, чтобы всегда покупать лучшие и беспроблемные варианты и без особых вложений их продавать – но это идеальный сценарий. Здесь слишком многое зависит от случая.

В моем понимании перекуп, в том числе и российский – это либо моторист, либо кузовщик, который работает на постоянной основе, а в свободное от работы время промышляет автомобилями.


В России покупка машины с пробегом у дилера – это лотерея. Хлама не меньше, чем у частников. Отличается ли эта ситуация во Франции?


При покупке автомобиля у дилера ты защищен процентов на 90. Даже если ты отказываешься от предлагаемой им гарантии, он априори обязан ее предоставить – как минимум на мотор и коробку передач и по крайней мере на 3 месяца. Я и сам этого долгое время не знал, однако теперь точно могу сказать, что покупка машины у дилера сильно облегчает жизнь – суд в случае проблем точно будет на твоей стороне. Да и сами судебные разборки здесь минимальны, поскольку широко практикуется страхование от подобных рисков. Дилеры просто страхуют продаваемые автомобили от поломок, и в случае проблемы у нового владельца ремонт осуществляется без проблем за счет страховой компании.


Есть ли какие-то необычные для России схемы развода или мошенничества на европейском вторичном рынке?


Да, есть одна схема, которая не слишком распространена в России – это подложные объявления. Злоумышленник размещает в интернете объявление, где якобы продается идеальный автомобиль по крайне низкой цене. Общение с потенциальными покупателями при этом происходит только по почте – тут нет случаев, как в России, когда на звонки отвечают зэки из ближайшей тюрьмы. Человеку расписывается какая-то невероятная схема вроде богатого врача-гинеколога, путешествующего с женой вокруг света и продающего машину для продолжения вояжа, и предлагается перевести некую сумму – скажем, тысячи две с половиной – в качестве предоплаты, после чего к нему должен приехать курьер и привезти ключи и техпаспорт. Самое странное здесь – что находятся те, кто на самом деле ведется на эти уловки.

Это, кстати, не предел – некоторые мошенники тут не только изобретательны, но и технически подкованы. Я, например, слышал о схеме, когда потенциальному покупателя предлагалось отправить предоплату через Western Union, но в качестве «гарантии от обмана» не сообщать продавцу код на получение перевода, а якобы зарегистрировать его в банковской системе. Подвох здесь в том, что никакой регистрации не существует, а покупателю отправлялась ссылка на собственный фишинговый сайт, в точности копирующий оригинальный. При введении на нем необходимого кода и прочих данных они отправлялись прямиком к мошенникам, которым оставалось лишь обналичить перевод.


Depositphotos_64852559_original.jpg



Российский покупатель бэушного автомобиля – в среднем более подкованный по технике, чем европеец из тех, с которыми тебе приходилось сталкиваться?


Конечно, российские покупатели куда более подкованы. Бывают, конечно, и исключения с обеих сторон, но в основном это так. Здесь, во Франции, случаются иногда забавные случаи, когда покупатель приезжает на осмотр, открывает капот и долго смотрит туда с многозначительным видом, хотя ясно видно, что он совершенно не понимает, что он должен там увидеть.

У одного из моих товарищей, имеющего небольшую площадку по продаже машин, однажды был совершенно гротескный случай. На одном из автомобилей была пробита прокладка головки блока, из-за чего головку, разумеется, сняли. Сам владелец в суматохе об этом забыл и назначил потенциальному покупателю осмотр на дату, предшествующую завершению ремонта. Когда клиент приехал, он вручил ему ключи и отправил на осмотр, планируя подойти позже. Через несколько минут парень вернулся с вердиктом: «машина не заводится». Тот, по-прежнему не чувствуя подвоха, отправил его обратно с напутствием открыть капот и проверить подключение клемм на аккумуляторе, после чего бедолага пришел и неуверенно сказал: «там, кажется, чего-то не хватает, под капотом…». Конечно не хватает – там ведь головки нет! Парень поршни видит! Но сомнения в голосе все равно есть…


Если брать состояние машин, то правда ли европейцы более бережно относятся к ним? Или особенной разницы не видно?


Немцы – да. Бельгийцы – да. А вот французы в этом отношении довольно безалаберны – могут хоть сигареты о панель тушить. Но обвинять их в этом я не могу – они просто относятся к автомобилю как к предмету, а не делают из него культ. Но в плане технического обслуживания они все же достаточно обстоятельны – особенно те, кто обслуживается у дилера.


Появилась ли у тебя за годы работы с автомобилями любимая модель? Или, может, сразу несколько?


Да – Мерседес W210. Это единственная машина, которая задержалась у меня больше года и которую я не могу себя убедить продать. Ну а если говорить о том, что я хотел бы себе приобрести, то это BMW 7 серии в кузове E38, но пока хороших машин не попадалось. Другой вариант – это тот же W210, но в версии AMG на 5,5 литров.

Порой хочется, конечно, новую машину, но скажу точно: если бы мне сейчас предложили на выбор абсолютно новый Мерседес и старый W210 AMG в идеальном состоянии, то я бы выбрал старый. Потому что это настоящий автомобиль. Машина, сделанная как машина, а не как вещь, произведенная, чтобы проездить положенные сто тысяч и сломаться. Старые автомобили все же больше греют мне душу.


autowp.ru_bmw_750i_2.jpg



Расскажи про дикие европейские авторынки. Это ведь до сих пор весьма распространенный метод продажи машин с пробегом? В Питере и в Москве они почти вымерли.


На сегодняшний день ближайший из оставшихся рынков для меня – это рынок в Антверпене, в 120 километрах. Это был по-настоящему дикий рынок, где люди бегали за машинами, дрались за них. Человек не знакомый со спецификой, приехав туда, подумал бы, что эти персонажи из психушки сбежали – так страшно там все было. Сейчас стало поспокойнее.



Но вообще рынки постепенно отходят на второй план – их вытесняют интернет-площадки, а на самих рынках, как правило, скапливается откровенный хлам. Это печально, потому что раньше на рынке можно было выбрать достаточно неплохой автомобиль, а сейчас туда просто свозят то, что намертво зависло в продаже, и все это скупает Латвия, Литва, Польша, Эстония… Местный никогда не пойдет туда за машиной – это просто перевалочная база по вывозу автохлама из страны.


Что скажешь про французские дорожные нравы? Когда я ездил по Франции, местные водители не показались мне образцом дисциплинированности...


Образцом дисциплинированности их, конечно не назовешь – но в целом я ездил по Европе и могу сказать, что они не слишком отличаются от других. Жителя разных стран троллят друг друга: если случается авария, французы говорят, что это устроил бельгиец, бельгийцы – что это устроил француз… В общем, вопиющего беспредела на дорогах нет, но и за эталон местных водителей принимать точно не стоит. Если и случаются конфликты или открытые стычки – это, как правило, молодые арабы. Местные же до такого доходят крайне редко.


Какие планы на будущее? Будешь дальше работать во Франции в этом бизнесе? Может, есть мысли открыть собственную мастерскую?


Да, мысль открыть собственную мастерскую у меня есть. Но это будет не привычная мастерская, а в большей степени студия, учитывая то, что у нас есть Youtube-канал и другие направления работы, отличные от простого ремонта. Мы будем вести блог, снимать видеосоветы, нарабатывать опыт и расширять рамки проекта. Так что главное звено в этой будущей картине – наличие собственного большого, чистого, светлого и уютного помещения, где будет место не только для ремонтной зоны, но и пространства для отдыха с диваном, журнальным столиком и аквариумом.



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings