ГАЗу – 85 лет. Вспоминаем главное

12095 3 5
В начале 2017-го Горьковский автомобильный завод отметил 85-й день рождения – 1 января 1932 года заводской гудок возвестил начало первой рабочей смены. А в конце января того же года с конвейера сошёл первый автомобиль – НАЗ-АА. Да, он назывался именно так!
 

НАЗ… Название объяснялось просто: город в ту пору именовался Нижний Новгород, и только что образованный в нём завод логично нарекли Нижегородским автомобильным – то бишь, НАЗом. А первый автомобиль был практически точной лицензионной копией Ford-AA (ряд источников, впрочем, настаивают на оснащении усиленными по сравнению с «американцем» деталями трансмиссии), а потому и буквенный индекс модели, которой было суждено стать легендарной советской «полуторкой», достался от Форда.

На первый взгляд, полноценным автомобильным заводом новое предприятие можно было назвать с некоторой натяжкой – конвейер по сборке автомобилей установили в цеху завода «Красный гудок» в Канавине. Этот городок был в десятке километров от тогдашнего Нижнего, а ныне является одним из его районов. Надо сказать, что первые Ford-AA тут собрали из американских запчастей ещё 1 февраля 1930 года, почти за два года до пуска конвейера.

А инженерный центр будущего завода и вовсе начали формировать в июле 1929-го, и через пару лет в технический отдел входили конструкторские бюро шасси, двигателей, кузовов, а также экспериментальные лаборатория и мастерская, бюро переводов, светокопировальный кабинет и даже техническая библиотека. Ещё через полгода, 29 января 1932-го, с конвейера сошёл первый серийный НАЗ-АА. Так что очередной, юбилейный повод вернуться к этой модели у нас ещё будет, а если посмотреть на историю ГАЗа шире…

На фото: Ford Model A `1930–31

На фото: Ford Model A `1930–31

В октябре того же 1932-го Нижний Новгород переименовали в Горький, а посему на ныне привычное «ГАЗ» сменил своё название и сам завод, и его машины – к выпускаемым в количестве 60 штук ежедневно грузовикам ГАЗ-АА добавилась легковушка ГАЗ-А, копировавшая (за исключением упрощённой, унифицированной с «полуторкой» облицовкой радиатора) автомобиль Ford Model A, лицензия на производство которого была также закуплена советским правительством. Унифицированным с грузовиком был и двигатель легковушки, и в целом эти две машины, для своих лет и реалий Советского Союза достаточно современные, технологичные и надёжные, послужили хорошим плацдармом для старта всего отечественного автопрома, как ни громко это прозвучит.

На фото: ГАЗ-А '1932–36

На фото: ГАЗ-А ‘1932–36

Нашему изданию посчастливилось сделать несколько хороших материалов на тему тех первых газовских машин – мы провели тест-драйвы грузовика ГАЗ-АА, автобуса на его базе ГАЗ-03-30, пикапа ГАЗ-4 на базе легковой ГАЗ-А и даже модификации «полуторки» ГАЗ-АА с газогенераторной установкой, работающей на… дровах! И ведь это – только малая часть вариантов этих машин, выпускаемых на ГАЗе в 1930-х и 1940-х. Роль этих машин в становлении и индустриализации нашей страны невозможно переоценить. Ну как, например, в полной мере оценить роль «полуторки» в Великой Отечественной войне?..

На фото: ГАЗ-АА ‘1932–38

Она сходила с конвейера до 1938 года, после чего получила новый двигатель и под именем ГАЗ-ММ выпускалась до 1946 года на ГАЗе и до 1949-го – на УАЗе. Грузовик был выпущен тиражом почти в миллион экземпляров и вплоть до конца 1960-х встречался на дорогах Союза. Легковушка ГАЗ-А была менее массовой и ушла в историю несколько раньше – её закончили выпускать в 1936-м, собрав 41 917 машин. Ей на смену пришёл седан М-1, ныне известный под именем ГАЗ-М-1 и прозвищем «эмка» – в марте прошлого года исполнилось 80 лет со дня его запуска в Горьком. Машина была также лицензионной копией Форда, на сей раз Ford Model B, но доведённой советскими инженерами по надёжности и проходимости. Модель выпускали до 1942 года, кроме седана известны также пикап и фаэтон, всего было выпущено 62 888 машин. «Эмка» также сыграла огромную роль в военное и послевоенное время, став стопроцентным символом эпохи.

1 / 3
На фото: ГАЗ-М1 '1936–1943
2 / 3
На фото: Интерьер ГАЗ-М1 '1936–1943
3 / 3
На фото: Интерьер ГАЗ-М1 '1936–1943

А ещё Великая Отечественная война дала толчок развитию линейки специальных автомобилей, начавшейся в 1941 году с полноприводного ГАЗ-61 и продолженной армейскими внедорожниками ГАЗ-64 (1941), ГАЗ-67 (1943) и ГАЗ-69 (1952). С последнего, кстати, начался перезапуск послевоенной истории другого завода – УАЗа, ставшего впоследствии крупнейшим производителем внедорожников в стране. В военные же годы серьёзно развивалась тема проектирования бронетехники на шасси ГАЗ, и у легендарных БА-20 и БА-64 также обнаруживаются потомки в дне сегодняшнем.

1 / 2
На фото: ГАЗ-61-40 '1938–41
2 / 2
На фото: БА 64Б и БА 64

После войны были и Победа, рассказ о которой мы приурочили к 70-летию с начала выпуска, и грузовик ГАЗ-51, появление которого в последующие 30 лет обернулось возникновением целой «грузовой династии» – ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-53А и, конечно, полноприводные ГАЗ-63 и ГАЗ-66. С обеими послевоенными газовскими машинами, легковой Победой и грузовым «газоном», наши читатели хорошо знакомы: мы тестировали и сам ГАЗ-20 Победа, и его кабриолет-версию, а также «покатали» ГАЗ-51, наследника «полуторки», на плечи которого лёг подъём сельского хозяйства в трудные 1940-1950 годы. Не обошли мы вниманием и представительский ГАЗ-12 (до 1957 года – ЗИМ), производившийся для чиновников, но предлагавшийся к продаже и простым смертным – правда, по космически издевательской цене в 40 000 рублей.

На фото: ГАЗ М-20 Победа '1949–55

На фото: ГАЗ-М-20 Победа ‘1949–55

Тему ГАЗ-12 продолжили более комфортабельные и лёгкие в управлении Чайки – каждому знатоку автомобильной истории в нашей стране знакомы солидные силуэты этих машин: обтекаемый, стремительный ГАЗ-13 и монументальный ГАЗ-14. Вторая из указанных машин оказалась, к сожалению, последней Чайкой, но нам удалось разыскать один из таких автомобилей и опубликовать тест-драйв ГАЗ-14.

На фото: ГАЗ-13 Чайка '1959–81

На фото: ГАЗ-13 Чайка ‘1959–81

На фото: ГАЗ-14 Чайка '1976–89

На фото: ГАЗ-14 Чайка ‘1976–89

В период «оттепели» 1960-х настало время новых символов, и одним из них опять стал автомобиль Горьковского автозавода – ГАЗ-21 Волга, запущенная в 1956 году и заменившая собой Победу, разошлась тиражом в более чем 600 000 экземпляров и, будучи объектом страстного желания обладать, навечно впечаталась в сознание советских граждан… И да-да, мы не только освещали историю создания этой модели, но и провели тест-драйв первой Волги, а также изучили опыт владения ею.

На фото: ГАЗ-М21 Волга '1956–1958

На фото: ГАЗ-М21 Волга ‘1956–1958

После «двадцать первой» тема Волги на долгие годы становится для ГАЗа одной из основных – все большие седаны Советского Союза носили именно это имя. Вторая Волга, ГАЗ-24 по прозвищу «баржа», стала героиней множества легенд и мифова также базой для нескольких моделей Волги, последовавших за ней – строгой ГАЗ-3102 (у нас есть совершенно особенный тест-драйв ГАЗ-3102), «переходной» ГАЗ-31029 и финальной ГАЗ-3110.

1 / 4
На фото: ГАЗ-24 Волга '1967–1968
2 / 4
На фото: ГАЗ-3102 Волга '1981–92
3 / 4
На фото: ГАЗ-31029 Волга '1991–1997
4 / 4
На фото: ГАЗ-3110 Волга '1997–2000

Пожалуй, именно на ГАЗ-24 достигло своего апогея направление милицейских «догонялок» на базе газовских легковушек – в ту пору строятся самые впечатляющие по своим характеристикам спецмашины. Но в перестроечную пору, во второй половине 1980-х, легковое отделение ГАЗа начало лихорадить: все попытки перескочить с платформы «двадцать четвёрки» на что-то принципиально новое заканчивались неудачей. Мы рассказывали историю разработки ГАЗ-3105, описывали опыт владения редкой ГАЗ-3111, между этими моделями были ещё ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104, а после «одиннадцатой» был ещё один заход – ГАЗ-3115…

Но Волга всё-таки умерла – экс-работник ГАЗа рассказывал нашим читателям, как именно и почему. После провала в начале «нулевых» её пытались вытащить из небытия с помощью союза с американским брендом, что для ГАЗа было по-своему символичным, но проект Volga Siber на платформе Chrysler Sebring оказался убыточным, и в 2008-2010 годах выпустили всего чуть более 8 000 машин вместо планировавшихся 45 000 в год… А вот другая ветвь истории ГАЗа, грузовая, к счастью, не оказалась для завода тупиковой, хотя и её развитие было весьма драматичным.

1 / 4
На фото: Volga Siber '2008–2010
2 / 4
На фото: Под капотом Volga Siber '2008–2010
3 / 4
На фото: Торпедо Volga Siber '2008–2010
4 / 4
На фото: Интерьер Volga Siber '2008–2010

В условиях ломающейся экономики поздних 1980-х и начала 1990-х годов газовцам удаётся освоить важное направление – производство дизельных грузовиков ГАЗ-4301, ГАЗ-6008 и ГАЗ-3306. Продолжалась и разработка военной техники – разведывательно-дозорных машин БРДМ, бронетранспортёров БТР (у нас на тесте были ГАЗ-40 и куда более поздний БТР-82А), к которым позже присоединился автомобиль для труднопроходимых районов ГАЗ-3937 Водник. Пожалуй, и в прошлом, и особенно сегодня без этих машин невозможно представить Российскую армию. Но подлинным спасением для ГАЗа стала запущенная в производство в 1994 году ГАЗель – фургоны и микроавтобусы под этим названием за несколько лет полностью поменяли коммерческий автопарк страны и дали мощнейший импульс к развитию малого и среднего бизнеса в новой России. У нас на тест-драйве побывал поздний вариант первого поколения ГАЗели – битопливный ГАЗ-2705.

На фото: ГАЗ-4301 '1992–95

На фото: ГАЗ-4301 ‘1992–95

Тест-драйвы / Одиночные
Газ на ГАЗе: тест-драйв битопливной Газели

Немного о Газели Девяностые годы – времена незабываемые. Чего только тогда не творилось в стране. Кто-то стремительно богател, но большинство старались просто выжить. Такая же ситуация происходила и в экономике:...

11814 7 11

В конце «нулевых» на российском рынке коммерческой техники ГАЗели пришлось конкурировать с именитыми брендами, и настало время кардинальных обновлений. Это был очередной переломный момент в истории завода, совпавший с быстрым взлётом и падением Волги-Сайбер. На место вытягивания безнадёжно увязшей Волги пришли новые методы – как ни странно, на завод были вновь приглашены иностранные бренды – Volkswagen и Daimler, но на сей раз отнюдь не для того, чтобы возрождать былое. Всё началось со сборки рам и кабин коммерческих иномарок, а продолжилось производством полного цикла микроавтобусов и фургонов Mercedes-Benz Sprinter и легковых Skoda Octavia, Skoda Yeti и Volkswagen Jetta.

Отказ от автопрома с собственным лицом? Ничуть. Эта мера позволила предприятию выйти в плюс, получить оборотные средства и запустить процесс модернизации собственной коммерческой линейки. Благодаря этому сейчас мы имеем возможность тестировать фургон ГАЗель Next и наблюдать за выходом на рынок микроавтобуса ГАЗель Next.

Если говорить о Горьковском автозаводе в целом, то на ум приходит одно: сложно объять необъятное. Но мы попытались. Ведь ГАЗ не только выпустил огромное количество прекрасных машин. Он постоянно делился технологиями, опытом и специалистами с другими, сравнительно недавно возникшими заводами нашей страны – УАЗом, ВАЗом, КАМАЗом… По данным официального сайта Группы ГАЗ, с того самого января 1932 года, когда с конвейера скатилась первая «полуторка», Горьковский автозавод выпустил свыше 18 миллионов автомобилей более чем 350 моделей и модификаций… Появятся ли в будущем автомобили с газовской эмблемой на решётке, способные встать в один ряд с легендами прошлого? Хотелось бы верить.

На фото: ГАЗель Next (A21R22) '2013–н.в.

На фото: ГАЗель Next (A21R22) ‘2013–н.в.

Поделиться: 0 4 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Семён Смирнов

И всё же Волгу жаль.

ale11262199

Да многие поколений выросло на бренде Волга, жаль что все так закончилось.....

Гришин Олег

Зато теперь сайбер стал отличным предложением на вторичном рынке. Всё-таки, был потенциал у этой задумки.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Chevrolet Captiva

«Капа», «Капитоша», «Коптилка»… Тут даже и не поймешь, ласкательные это прозвища или уничижительные. Chevrolet Captiva, о которой пойдет речь, действительно заработала немало плюсов в карму, но и причин для критики этого…

442 0 0
Статьи / Практика
«Робот» или «автомат», «ручка» или «механика»: как правильно называть коробки передач?

Поводом к этому материалу явился один из комментариев нашего читателя. Он пожурил нас, сообщив, что мы допускаем неточности в названиях типов коробок передач: дескать, ни в коем случае нельзя называть «робот»…

985 0 0
Статьи / Авто Недели
Самый большой в мире: стоит ли покупать Ford Excursion за миллион рублей

На прошлой неделе мы обратились к концепции очень маленького автомобиля с внедорожными возможностями, выбирая Mitsubishi Pajero Mini. Сегодня мы ударимся в другую крайность: подумаем о покупке самого большого серийного…

2167 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

7284 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: ухудшенная электрика от Форда и подвеска, на которой можно экономить

Volvo второй половины “нулевых” и начала “десятых” в сравнении с немецкими конкурентами можно любить как минимум за более доступные цены и самобытный дизайн. А ещё – за наличие в гамме практичного универсала повышенной…

5930 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz E-Klasse W211с пробегом: неудачный 7G-Tronic и моторы, ставшие хуже с рестайлингом

Из первой части публикации мы уже поняли, что если за машиной ухаживать, то отлично окрашенный кузов держит марку и в 10, и в 15 лет, а салон и после 300 тысяч сохранит товарный вид. Электрика сложна, но в целом надёжна,…

8284 3 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

46910 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35408 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17758 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30192 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23105 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5900 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59109 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43331 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15966 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74619 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56465 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

52792 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?