Тест-драйв БТР-82А: 8 колес гнева

56910 0 14

Автожурналисты знают, что получить машину из пресс-парка на тест-драйв бывает непросто. Согласование сроков с пиарщиками, гарантийные письма, ожидание в очереди… А если это не просто машина, а БТР-82А? Тогда все еще сложнее! Тут не представительство фирмы, а Министерство обороны РФ! Вместо пресс-парка – знаменитый полигон «Алабино», где недавно отгремели соревнования по «танковому биатлону».

 

У нас, конечно, не танк, но смысл почти тот же: есть башня, есть пушка, есть броня… Нет только гусениц, зато есть 8 колес – тоже неплохо. Основная функция БТР-82А – доставка десанта к месту выполнения боевой задачи, а в случае прямого контакта с противником он должен иметь возможность поддержать десант огнем. 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А72 и 7,62 мм пулемёт ПКТ скрыты (на нашей модели пулемета не оказалось) в причудливой и необитаемой башне, а башня «утыкана» шестью установками отстрела дымовых гранат системы 902В «Туча».

Правда, с более мощными противниками он вряд ли сможет конкурировать: броня толщиной от 9 до 10 мм может остановить только огонь из мелкокалиберного стрелкового вооружения, плюс БТР для серьезного боя очень высокий.

С обычным автомобилем у БТР куда больше общего, чем у танка или, скажем, самоходной гаубицы «Мста-С», которую мы тестировали недавно. И дело не только в колесах: тут есть фары, задние габаритные фонари, боковые зеркала, дворники и даже поворотники. Хоть сейчас выезжай на гражданскую трассу и кати себе спокойно… До тех пор, пока ДПС или ВАИ тебя не заметят.


Если нужна скорость, то 100 километров в час для БТР-82А не проблема, больше – уже сложнее. Нехватку острых ощущений можно компенсировать путешествием по пересеченной местности или даже по воде: водомет на корме может до 12 часов толкать махину по волнам со скоростью 10 км/ч. Главное, чтобы волнение воды было не более 2 баллов и водитель не забыл поднять волноотражающий щиток на носу. Застряли на подъездах к озеру, и не помог даже привод 8х8? Как же это вас угораздило… Открывайте лючок на носу машины, в нем спрятана встроенная лебедка.



Но приходится верить на слово офицеру: тест-драйва с плаванием и вытягиванием лебедкой мне никто не обещал. Но сейчас, кажется, будет что-то поинтереснее. Ребята в камуфляже тащат к БТР огромные ящики с боеприпасами… Будем стрелять!



Орудие готово, дымовые гранаты заряжены, машина выезжает на огневую позицию и…. Огонь! Первый выстрел, хлесткая звуковая волна проходит через все тело, второй, третий, отстрелянные гильзы вылетают из башни. В ушах звон, на лице – дурацкая улыбка. Все? А вот и нет. Орудие выдает короткую очередь – после пятого выстрела каждый звук залпа из очереди, как игла, впивается в барабанные перепонки. Ошарашенный и совершенно глухой стоишь в тумане от пороховых газов, вдыхаешь… И снова на лице та глупая улыбка.



А теперь точно все. Экипаж направил машину обратно на исходную и, повернув орудие в поле, проверяет наличие оставшихся боеприпасов. Расстреляно все – солдаты пошли собирать отстрелянные гильзы, а у меня наконец-то появилась возможность потрогать стального монстра руками.



Полезли на броню. У БТР-82А несколько отделений: на корме силовое, посередине десантное, потом боевое и на носу – отделение управления. Под крышкой силового кроется дизельный турбированный V8 от КАМАЗ, мощностью 300 л.с. и с 750 Нм момента. Да, конечно, не Гелендеваген G 65 AMG с его 1000 Нм, но даже 16 тонн «бэтээра» он тянет за милую душу. Расход впечатлит даже владельца Chevrolet Suburban – на 100 км уходит в среднем 38 литров солярки. Под стать и баки – в сумме два резервуара вмещают 300 литров и позволяют проехать без дозаправки внушительные 600 километров. Чтобы каждый раз не пускать V8, имеется вспомогательная силовая установка (ВСУ) мощностью 5 киловатт, которой хватает для обеспечения боевой машины электричеством.



Идем дальше… В десантное отделение можно попасть через два двустворчатых люка по каждому борту машины. Внутри просторно – могут поместиться 6 человек в полном обмундировании плюс носилки. Самой примечательной деталью является ярко-зеленый противоосколочный коврик, который поглощает большую часть взрывной волны и не дает осколкам поразить живую силу внутри. Из чего он состоит, выяснить не удалось – гостайна! Стены корпуса обшиты чем-то напоминающим кожу – это специальная баллистическая ткань или защищающая от осколков и даже, в какой-то мере, от радиации.




Что дальше? Боевое отделение необитаемое – наводчик управляет орудиями из изолированного отсека, чтобы не дышать пороховыми газами, поэтому сразу же идем в «управление». Точнее – лезем через два люка в крыше. По нормативу боевой расчет должен успевать занять места за 10 секунд. Кажется нереальным, но все решают тренировки.

У наводчика рабочее место достаточно тесное, и управляет он орудием с помощью уже знакомого мне джойстика-«чебурашки». Поигравшись с кнопками, переходим на место водителя. Тут руль, три педали, ручка КПП и набор рычагов понижающих передач, блокировок дифференциалов и т.д. Все, как в автомобиле, – почти все элементы управления от КАМАЗа.




Справа, на месте командира, радиостанция Р-168-25У и прибор измерения радиационного фона ИМД-21. Все борта в отделении обиты все тем же материалом – довольно уютно. Взглянем на приборную панель водителя: один из главных элементов – большая шкала давления колес. Кстати, даже со всеми простреленными колесами БТР-82А на скорости 40 км/ч, с постоянно включенной системой подкачки, сможет проехать около 300 километров. И если даже половину колес оторвало, машина доедет на четырех вместо восьми.




Коробка передач тоже «грузовая», только усиленная: 5 передних передач и 1 задняя. Первая включается до упора влево и вниз, вторая – справа от первой и так далее. Мотор запускается удивительно тихо – главное, выставить ручной газ, чтобы он не заглох. Обзор из передних стекол достаточно широк, но слепые зоны по бокам просто бесконечны.

Плавно трогаюсь и сразу же поражаюсь легкости и информативности руля с гидроусилителем, который поворачивает сразу 4 колеса. Впрочем, маневрировать непросто – вы же помните про слепые зоны по бокам? Можно вести обзор через триплексы, но все равно не очень удобно, так что в поворот входишь просто вслепую. Командир говорит – «дело привычки». Так и есть – спустя некоторое время я закладывал в поворот уже с большим энтузиазмом. Плавность хода – изумительная: сидения с амортизаторами и независимая подвеска каждого колеса делают свое дело. Каждый мост имеет принудительную межколесную блокировку – при резком нажатии на газ чувствуешь, как все 8 колес гребут грязь. Тут главное – не перестараться, ведь если машину понесет, то тут уже ничем не помочь – летишь в свободный дрифт. Это, кстати, новшество БТР-82А – на прежних модификациях были самоблокирующиеся дифференциалы, которых не хватало для сурового бездорожья.




Полный привод – жестко подключаемый, причем мосты отключаются парами. В походном режиме и на твердом покрытии обычно «за глаза» хватает формулы 8х4 – так и расход ниже, и износ трансмиссии происходит медленнее.

Когда смотришь на 16-тонную бронемашину со стороны, с трудом верится, что управлять ей так просто – немногим сложнее внедорожника с «механикой». Единственное, чего не хватает, так это регулировки водительского кресла на салазках – мне было тесновато, и ноги, постоянно согнутые в коленях, быстро уставали от постоянных перемещений с газа на тормоз и обратно. Ну и руль, пожалуй, непривычно крупный. Все это я, конечно, не сказал командиру боевой машины – он бы не понял. Применительно к военной технике привычные автомобилистам категории оценки не работают.



Что такое БТР?

БТР-82А – это модернизированный вариант советского БТР-80, который принят на вооружение совсем недавно, в 2012 году. Отличие версии с буквой «А» в индексе – в наличии автоматической пушки вместо крупнокалиберного пулемета на «просто» БТР-82. А наш экземпляр – постоянный участник Парада Победы на Красной площади.


Читайте также:



Поделиться: 0 13 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Стоит ли покупать электронный полис ОСАГО, и как не ошибиться при покупке

Электронное ОСАГО – не новинка, и многие автовладельцы давно перешли исключительно на такой способ приобретения страховых полисов. Тем не менее, немало и тех, кто пока не рискует покупать ОСАГО в Интернете, опасаясь…

510 0 0
Статьи / История
Подъёмные, заправочные и не только: каким был советский спецтранспорт для аэропортов

В 1950-е годы в неисчерпаемом море советской специальной автотехники появился абсолютно новый класс необычных и практически никому не известных аэродромных машин для обслуживания в крупных аэропортах страны…

1778 0 0
Статьи / Тесты
В глаза мне смотри: угадываем советские автомобили по их оптике

Мы как-то проверяли вас на знание автомобилей, предложив угадать машину по очертаниям включенной оптики . Сегодня все кажется проще: фары будут выключены, а машины будут сплошь советскими. Думаете, умения различать…

4571 0 13
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Ford Explorer III с пробегом: предательство гидротрансформатора и очень странный V6

Первая часть обзора нас обнадёжила: рама Эксплорера практически вечная, кузов имеет ряд предательски ржавеющих зон, но в целом тоже крепок. Подвески, за исключением пары грешков, тоже денег не просят, а…

1561 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Ford Explorer III с пробегом: скрытая от глаз коррозия и неинтересная электрика

Мы продолжаем изучать большие американские SUV начала “нулевых”, многие из которых дожили до наших дней во вполне ещё добром здравии, не в последнюю очередь благодаря относительной простоте конструкции. Как и Tahoe,…

2438 0 3
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: хитрости раздатки, почти вечные АКП и совсем вечные моторы

В первой части обзора мы уже поняли, что коррозийная стойкость старых Chevrolet Tahoe если не выдающаяся, то как минимум очень неплохая. По электрике есть свои болячки, подвеска иногда требует вложений, но всё совсем…

38172 12 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

38390 6 0
Тест-драйвы / Одиночные
Даже это можно сломать: опыт владения Lexus LS 460

Они быстро стареют, стремительно теряют в цене и теряют актуальность при малейшем рестайлинге. В десятилетнем возрасте их цена сравнима с ценой нового хэтчбека гольф-класса при неизменно высоких затратах на ремонт и…

22826 4 6
Тест-драйвы / Одиночные
Обычная пятёрка за 3 миллиона: опыт владения BMW 5 series E39

Что можно купить, если у тебя есть 3 миллиона рублей? Новую пятёрку “на минималках”, коллекционный янг- или даже олдтаймер, четыре Соляриса для таксопарка… А можно потратить их на BMW E39 528i, одну из самых странных…

19208 37 7
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

19713 43 0
Статьи / Практика
«Вы в эфире!» Сравнительный тест FM-трансмиттеров

Давненько не брали мы в руки шашек… В смысле, таких гаджетов, как FM-трансмиттеры! По случаю в тестовой лаборатории «Колес» оказалась целая охапка подобных устройств – посмотрим, как подобные автоаксесуары…

7274 4 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

3115 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

55545 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

39779 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15952 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

69174 26 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

53088 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

53002 0 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?