И швец, и жнец, и микротракторец: история многоцелевого грузовика Multicar

13223 5 0
Этот забавный лупоглазый грузовичок знаком каждому советскому школьнику восьмидесятых годов до появления непроизвольной улыбки на лице. «Multicar» – именно такое название было указано на шильдике между глазами-фарами автомобильчиков, сновавших на тротуарах и в узких проездах. А ведь у компактных автомобилей с квадратной кабиной интересная и, главное, длинная история…
 

Начало

Еще в 1920 году предприниматель Герман Иррганг вместе с инженером Артуром Аде создали небольшую мастерскую, которая занималась производством сельскохозяйственной техники. К концу двадцатых годов ХХ века предприятие стало достаточно крупным и известным – на Awe-Werk трудились четыре сотни работников. Как и другие заводы, военное время наложило свой отпечаток на профиль и специфику выпускаемой продукции – вместо тракторных прицепов и оборудования для аграриев здесь начали выпускать изделия для вермахта.

В 1948 году прошедшая сквозь жернова войны компания была национализирована, получив наименование VEB Fahrzeugwerk Waltershausen. Что же начали выпускать на этой фабрике? Послевоенная страна нуждалась в практичной и специфической технике, которая была «изобретена» практически случайно. В 1951 году на одном из промышленных предприятий сугубо для внутризаводского использования было создано необычное транспортное средство – своеобразная тележка с дизельным двигателем.

Это забавное «грузовое привидение с моторчиком» было даже лишено кабины, ведь для коротких поездок по цехам и складским помещениям оператору (ну не называть же его водителем) достаточно было стоять на подножке, причем для того, чтобы изменить направление движения, нужно было переносить вес тела с одной ноги на другую. При этом ручки управления дроссельной заслонкой, тормозами и рычагом коробки передач находились под руками. Своеобразная техника управления моторизированной тележкой не требовала особого привыкания, а также позволяла управлять техникой независимо от того, куда двигался этот «автомобиль».

Такие тележки для нужд конкретных промышленных предприятий производили в Людвигсфельде – на заводе Industrie Werke, который входил в крупное машиностроительное объединение IFA. Необычный транспорт зарекомендовал себя на практике так хорошо, что руководство ГДР приняло решение выйти на новый уровень выпуска дизельных «мототележек», запустив их в серийное производство на том самом заводе VEB Fahrzeugwerk в Вальтерсхаузене, который также входил в объединение Industrieverband Fahrzegbau der DDR.

«Дизельный грузовик» (дословно от немецкого Diesel Kraftwagen) в Людвигсфельде выпускали под индексом DK002.

При переносе производства в Вальтерсхаузен грузовая тележка получила усовершенствованную конструкцию, новый индекс DK3 (2003) и даже собственное имя! Да, забавное транспортное средство нарекли… муравьем! Точнее, «дизельным муравьем» – по-немецки звучит как «Дизель Амайзе» (Diesel Аmeise).

TRAVELER DIGITAL CAMERA dk3 dk32
DK2003

DK2003 при собственной массе в 930 кг мог перевезти вдвое больше (1 850 кг) груза благодаря шестицилиндровому дизельному двигателю мощностью 6 л. с. Лишенный электростартера двигатель был интересен системой охлаждения – она была водяной, но не имела радиатора. Во время работы двигателя нагревшаяся вода просто… испарялась, после чего объем резервуара нужно было заполнить новой порцией жидкости.

В Вальтерсхаузене было выпущено около полутора тысяч «дизель-муравьев», а в 1957-м машина получила более презентабельную внешность и новый индекс DK2004. Водитель по-прежнему стоял, но передок стал более круглым и получил небольшую дверцу-ограждение в торце, а в кабине появился даже специальный валик-упор. Из важных отличий от предшественника можно отметить и электростартер.

От Муравья – к Multicar

Успешность использования «муравьиных тележек» внутри страны натолкнула создателей на идею вывода «амайзов» на внешние рынки. Однако для этого потребовалось сначала… придумать новое имя, ведь как оказалось, за рубежом подобное торговое наименование уже было запатентовано.

Предприятие VEB Fahrzeugwerk Waltershausen даже объявило конкурс, на который откликнулись в разных уголках ГДР, прислав около полутора сотен вариантов. Среди десятка финалистов предпочтение отдали англоязычному термину Multicar – то есть, автомобиль многоцелевого назначения.

1 / 6
Multicar 21 сохранил «стоячее» место водителя, характерное для прежних тележек с мотором
2 / 6
Multicar 21 сохранил «стоячее» место водителя, характерное для прежних тележек с мотором
3 / 6
Multicar 21 сохранил «стоячее» место водителя, характерное для прежних тележек с мотором
4 / 6
Multicar 21 сохранил «стоячее» место водителя, характерное для прежних тележек с мотором
5 / 6
Multicar 21 сохранил «стоячее» место водителя, характерное для прежних тележек с мотором
6 / 6
Multicar 21 сохранил «стоячее» место водителя, характерное для прежних тележек с мотором

В конце 1959 года восточноевропейский производитель получил патент, а «муравей» DK2004 превратился в Multicar 21. Индекс первенца расшифровывался достаточно просто: первая цифра (2) обозначала грузоподъемность грузовичка (2 тонны), а вторая (1) – порядковый номер серии. За пять последующих лет завод выпустил свыше 12 тысяч экземпляров Multicar 21. Такой относительно большой тираж объяснялся расширением сфер деятельности Мультикара – если «муравьи» использовались преимущественно в качестве внутризаводского транспорта, то бортовые грузовички и самосвалы с новым именем широко использовались в сельском хозяйстве и на стройках – в качестве «подсобно-развозного» транспорта для локальных перевозок небольших грузов на короткие расстояния. Вскоре практичный и компактный транспорт облюбовали и «гедеэровские» коммунальщики, а также предприятия Deutsche Post – немецкой почты.

Свыше трех тысяч экземпляров были отправлены за рубеж – география экспортных поставок Мультикаров включала такие страны, как Швеция, Швейцария, Финляндия, Польша, Португалия, Дания, Голландия, Исландия и даже Египет с Ираном!

Однако статус Мультикара оставался неизменным – он не являлся автомобилем, поэтому на дорогах общего пользования такому транспортному средству делать было нечего. Конечно, где-нибудь в сельской глуши или в непосредственной близости от заводских предприятий на ездившие по улицам Мультикары «закрывали глаза», однако без ограничений такую технику эксплуатировать было нельзя как минимум потому, что водитель не сидел за рулем, а стоял.

Присаживайтесь поудобнее

Как и предшественник с индексом 21, новый Multicar 22 был представлен на Лейпцигской выставке. Это произошло в 1964 году, и новинка заметно отличалась от прежних мототележек конструкцией, ведь Мультикар наконец-то получил сидячее место водителя, которое к тому же находилось в закрытой одноместной кабине! Для того, чтобы в холодное время года водитель управлял автомобилем с комфортом, отапливаемая кабина имела не только крышу над головой, но и стёкла! При этом конструкция кабины предусматривала демонтаж её верхней части в случае необходимости – то есть, Мультикар мог стать открытым, как и его «муравьиные» предки.

Изменение компоновки и конструкции вывело грузовичок в другой класс транспортных средств – Мультикар перестал быть тележкой, став пусть и маленьким, но полноценным автомобилем!

multicar_m22 multicar_m22_1 multicar_m22_3
Multicar 22 – уже с закрытой кабиной и традиционной посадкой водителя

Еще одно ключевое отличие – двухцилиндровый мотор объемом 0,8 литра, развивавший 13 л.с. Расположенный справа от водителя компактный дизелёк с воздушным охлаждением работал в паре с четырехступенчатой «механикой», все передачи которой были оснащены синхронизаторами.

Поскольку Мультикары всегда отличались шумностью выхлопа, «двадцать второй» получил глушитель. Превращая своё детище в полноценный грузовичок, конструкторы привели его электрику и освещение в полное соответствие с требованиями для колесных транспортных средств, допускающихся на дороги общего пользования. Таким образом, Мультикар стал настоящим грузовичком, который мог эксплуатироваться практически везде. Скромные наружные габариты и малая мощность были не помехой, ведь условия работы Мультикаров не предполагали их перемещения по автобанам на десятки километров. Впрочем, развиваемой «максималки» в 23 км/ч автомобильчику хватало, ведь ему предстояло неспешно перевозить грузы на совсем небольшие расстояния. Зато для новой модели в ГДР производили несколько видов различных прицепов, с которыми грузоподъемность крохотного тягача-автопоезда достигала четырех с половиной тонн! При этом с максимальной загрузкой Multicar 22 был способен преодолевать подъемы до 8 градусов!

Multicar 22 часто эксплуатировали с прицепами

Multicar 22 часто эксплуатировали с прицепами

Три базовые версии обозначались разными литерами: Multicar 22P оставался в виде «голого» шасси либо оснащался бортовым кузовом, а версии 22D и 22M являлись самосвалами – с трехсторонней загрузкой и обычным кузовом-«корытом» соответственно. При этом на Мультикары устанавливали самую различную «навеску» для работы в коммунальных службах или сельском хозяйстве. Со временем (1970 год) Мультикар этой модели получил 15-сильный двигатель, а до 1974 года в Вальтерсхаузене было выпущено более четырех десятков тысяч экземпляров Multicar 22.

m22-2 m22 M22-1
Одноместный Multicar 22 целое десятилетие был основной рабочей лошадкой восточногерманских коммунальщиков

Новый герой

За десятилетие производства прежняя мультикаровская концепция, что называется, себя исчерпала. В ходе радикальной модернизации было создано полностью новое шасси оригинальной конструкции с двускатными шинами сзади и новой кабиной. Еще одно важное новшество – четырехцилиндровый дизельный двигатель вполне «взрослого» рабочего объема (2 л), который развивал 45 «лошадок». Для доступа к мотору одноместная кабина откидывалась вперёд – совсем как на больших грузовиках!

m24 multicar-m24
Ранний «24-й» сохранил одноместную компоновку предшественника

Multicar 24 стал гораздо быстрее своих предшественников, ведь трёхкратное увеличение мощности подняло планку максимальной скорости вдвое – с 23 до 50 км/ч. Новая модель также обзавелась гидроприводом с отдельным насосом для вспомогательного оборудования.

Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины

Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины

Поскольку силовой агрегат Мультикара уже находился снизу кабины, а не сбоку от водителя, вскоре конструкторы добавили пассажирское место, которое заметно расширяло сферы деятельности автомобиля, ведь ранее «экипаж» коммунально-подсобной машинки мог состоять лишь из одного человека, а теперь на Мультикаре можно было работать вдвоём – с напарником.

Разумеется, кабина выглядела максимально функционально – для того, чтобы в компактном корпусе без проблем разместились двое работников, углы сделали максимально прямыми, а панели – плоскими. К тому же не будем забывать о том, что на дворе стояли семидесятые годы – плоскопараллельный дизайн давно был в ходу.

Multicar 24 выпускали в Вальтерсхаузене до 1978 года, когда его сменил легендарный «двадцать пятый». Именно модель Multicar 25 получила широкую известность в СССР и социалистических странах, став наиболее популярным транспортным средством, когда-либо выпущенным на VEB Fahrzeugwerk Waltershausen в послевоенный период до объединения Германии.

m25-engine

Чем же очередной Multicar так понравился потребителям? Невзирая на традиционно скромные наружные габариты, «малыш» являлся полноценным грузовым автомобилем малой грузоподъемности. Благодаря огромному плоскому ветровому стеклу удобная двухместная кабина обладала превосходной обзорностью, что облегчало маневрирование в условиях тесных городских улиц.

1 / 16
Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины
2 / 16
Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины
3 / 16
Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины
4 / 16
Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины
5 / 16
Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины
6 / 16
Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины
7 / 16
Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины
8 / 16
Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины
9 / 16
Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины
10 / 16
Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины
11 / 16
Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины
12 / 16
Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины
13 / 16
Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины
14 / 16
Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины
15 / 16
Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины
16 / 16
Поздний Multicar 24 – уже с привычной формой двухместной кабины

Как и на прошлой модели, Multicar приводился в движение с помощью «полноразмерного» дизельного двигателя с жидкостным охлаждением.

Двигатель Multicar 25 – вполне полноценный силовой агрегат

Двигатель Multicar 25 – вполне полноценный силовой агрегат

1 / 8
Масштабная модель бортового грузовика Multicar 2501 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР и соцстран»
2 / 8
Масштабная модель бортового грузовика Multicar 2501 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР и соцстран»
3 / 8
Масштабная модель бортового грузовика Multicar 2501 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР и соцстран»
4 / 8
Масштабная модель бортового грузовика Multicar 2501 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР и соцстран»
5 / 8
Масштабная модель бортового грузовика Multicar 2501 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР и соцстран»
6 / 8
Масштабная модель бортового грузовика Multicar 2501 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР и соцстран»
7 / 8
Масштабная модель бортового грузовика Multicar 2501 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР и соцстран»
8 / 8
Масштабная модель бортового грузовика Multicar 2501 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР и соцстран»
При этом для лучшей проходимости в заднем мосту появилась принудительная блокировка дифференциала, а конструкция переднего бампера предусматривала его быстрый демонтаж для установки дополнительного навесного оборудования.

Грузовичок номинальной грузоподъемностью две тонны оказался весьма выносливым и с честью «держал удар», то есть без проблем переносил значительную перегрузку.

При длине шасси менее четырех метров Multicar был одним из самых компактных грузовых автомобилей своего времени

При длине шасси менее четырех метров Multicar был одним из самых компактных грузовых автомобилей своего времени

Multicar 25 предлагался с разной длиной колесной базы, типами кузова и «навеской»

Multicar 25 предлагался с разной длиной колесной базы, типами кузова и «навеской»

Компактный, надежный и удивительно функциональный автомобиль пользовался успехом не только «из-под палки»: даже после известных событий, после которых ГДР прекратила своё существование, предприятие в Вальтерсхаузене отнюдь не остановило свою работу!

multicar_logo_1

Да, в отличие от Вартбурга, Трабанта и Баркаса, Multicar смог без особых проблем пережить все геополитические перемены. Ведь как оказалось, от государственных перестроек теперь уже одна большая Германия совсем не перестала нуждаться в таких практичных грузовичках! Разумеется, предприятие VEB Fahrzeugwerk Waltershausen при этом прошло через смену формы собственности и после приватизации получило новое название – Multicar Spezialfahrzeuge GmbH. Ставить «крест» на Мультикарах после заката социализма в Вальтерсхаузене никто не собирался, однако объемы производства ощутимо упали: если в лучшие времена в год выпускали свыше 5-7 тысяч грузовичков, то к началу девяностых ежегодно производили до полутора тысяч Мультикаров.

Впрочем, и такого количества для экономической рентабельности завода хватало, однако новые времена потребовали и других перемен – на этот раз технических. Multicar 25.1 был «переходным» вариантом, отличаясь от обычной модели дизельным двигателем Volkswagen объемом 1,9 литра.

Эпоха Multicar 25 закончилась в 1992 году – за полтора десятилетия было изготовлено около 100 тысяч многоцелевых грузовичков, причем многие детали и специальное оборудования для Мультикаров выпускали на предприятиях в других немецких городах.

При этом основным зарубежным покупателем была, конечно же, огромная страна Советов – за восьмидесятые годы в СССР было отправлено свыше 20 тысяч Мультикаров. Больше всего в Союзе любили классические бортовые грузовики, самосвалы и фургоны, но особый интерес вызвала модификация с грузоподъемным бортом, значительно упрощающим разгрузку-загрузку кузова.

1 / 2
«Назнацение» и «экстремная маневренность» - русскоязычный буклет Multicar забавляет не меньше, чем внешность автомобильчика из ГДР
2 / 2
«Назнацение» и «экстремная маневренность» - русскоязычный буклет Multicar забавляет не меньше, чем внешность автомобильчика из ГДР

Наше время

Ставший наследником самого известного Мультикара, грузовичок с индексом «26» оснащался мощными дизелями IVECO, развивавшими в зависимости от модификации до 105 л. с. Коробка передач стала пятиступенчатой, а еще Мультикар начали оснащать дополнительной «раздаткой» с валами отбора мощности и гидроусилителем рулевого управления.

1 / 9
На фото: Multicar 26
2 / 9
На фото: Multicar 26
3 / 9
На фото: Multicar 26
4 / 9
На фото: Multicar 26
5 / 9
На фото: Multicar 26
6 / 9
На фото: Multicar 26
7 / 9
На фото: Multicar 26
8 / 9
На фото: Multicar 26
9 / 9
На фото: Multicar 26

В 1998 году контрольный пакет акций Multicar Spezialfahrzeuge GmbH перешел во владение компании Hako-Gruppe, а в 2001-м в Вальтерсхаузене начался выпуск очередной новинки – Multicar 30, также получившей имя собственное – Frumo.

1 / 9
На фото: Multicar Frumo
2 / 9
На фото: Multicar Frumo
3 / 9
На фото: Multicar Frumo
4 / 9
На фото: Multicar Frumo
5 / 9
На фото: Multicar Frumo
6 / 9
На фото: Multicar Frumo
7 / 9
На фото: Multicar Frumo
8 / 9
На фото: Multicar Frumo
9 / 9
На фото: Multicar Frumo

С 2010-го выпускаются Мультикары новой конструкции. Автомобили семейства Tremo продолжают воплощать на практике концепцию компактного грузовика многоцелевого назначения, однако они построены на новой платформе и конструктивно полностью отличаются от предшественников, ведущих свою родословную еще от Multicar 25 образца семидесятых годов.

1 / 4
На фото: Multicar Tremo
2 / 4
На фото: Multicar Tremo
3 / 4
На фото: Multicar Tremo
4 / 4
На фото: Multicar Tremo

Как и несколько десятилетий назад, небольшие «головастики» с яркой кабиной ежедневно выходят на свою незаметную, но такую важную и нужную работу. Вывоз мусора, уборка улиц, перевозка грузов и ремонтного оборудования – все эти годы Мультикар является настоящим мастером на все руки, который не гнушается самой неблагодарной, казалось бы, работы. Маленький автомобиль, но большой трудяга – пожалуй, лучше и не скажешь.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Сергей Семёнов

С детства помню эти маленькие машинки:)

Евгений Тапыев

В 80х Мультикар работал даже в Якутске. Несколько экземпляров, попав к частникам, до сих пор в эксплуатации.

Семён Смирнов

Помню, как в детстве перепутал 25-го с опытным микроавтомобилем Муравей с последней страницы За рулём №6, 1987 😀

Андрей Чепелев

До советского Муравья мы еще доберемся! 🙂

Семён Смирнов

Удачи в подготовке!)

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Еще в XIV веке в русских войсках имелись простейшие наплавные приспособления для преодолевания мелких водных преград. Их конструкция постоянно совершенствовалась, и к началу Великой Отечественной войны в Красной армии…

284 0 0
Статьи / Тесты
Тест: что тебе больше подходит, Nissan X-Trail или Mitsubishi Outlander?

Большой кроссовер – это очень практично. Такой автомобиль отлично подходит для семьи, дальних путешествий и даже для демонстрации собственного престижа. Мы как-то предлагали Вам сделать с помощью нашего теста выбор между…

13481 0 0
Статьи / Интересно
Иностранные корни, предпусковой подогреватель и жесткий верх: мифы и факты про ГАЗ-69

Эту машину хорошо знают, помнят и даже ностальгически любят водители старшего поколения, многие из которых сегодня за руль уже не садятся. А вот более молодые автомобилисты с ГАЗ-69 «вживую» дела практически не имели,…

13206 3 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

1421 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: неизбежно мокрые полы и сложная, но крепкая подвеска

Mazda в случае с МХ-5 - это как раз “тот парень, который громко рассказал чужую шутку”. Рецепт коммерчески успешного недорогого родстера придумали англичане, а всемирную славу снискали японцы. Нас сегодня, впрочем,…

1953 13 0
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Cerato II с пробегом: детские болезни АКП, взрослые болезни МКП и всегда проблемные моторы

Из первой части обзора второго поколения Kia Cerato мы выяснили, что, пожалуй, самым заметным грешком автомобиля является посредственная окраска и антикор кузова. Проблемы по интерьеру, подвеске и электрике обычно…

3058 2 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

26199 23 0
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

14835 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

11770 2 11
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

26310 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

21021 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

3932 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

56889 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

41065 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

16484 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

71410 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

55105 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

54322 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?