Исступление корифея: последние разработки Виталия Грачева

7864 0 0
Деятельность Виталия Андреевича Грачева, бессменного руководителя СКБ ЗИЛ, во все времена проходила с огромным напряжением человеческих сил и нервов, в обстановке постоянных согласований, долгих совещаний и жарких споров по всем техническим, производственным и организационным вопросам. В 1960-е годы пришли новые проблемы — прекращение государственного финансирования СКБ и противостояние с директором ЗИЛа, считавшим, что Грачев впустую растрачивает народные деньги, отвлекает квалифицированные кадры и «усердно плодит дорогостоящие и бесперспективные проекты, абсолютно бесполезные для завода». Именно в этой критической обстановке в СКБ разработали самые смелые, уникальные и… бесполезные проекты.
 

Эта статья о новых чудесах СКБ — о невероятной машине ЗИЛ-135МШ, не имевшей никаких аналогов и не укладывавшейся ни в какие классификации, и единственном отечественном 24-колесном автопоезде ЗИЛ-135КП — последних разработках автомобильного корифея Виталия Грачева.

Ходовой макетный модуль ЗИЛ-135МШ с вынесенной вперед кабиной

Ходовой макетный модуль ЗИЛ-135МШ с вынесенной вперед кабиной

ЗИЛ-135МШ (1967–1968 гг.)

В счастливые времена сотрудничества СКБ с космическими службами СССР главный конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев предложил Грачеву «сумасшедшую» идею — создать многоосное крупногабаритное самоходное транспортное средство грузоподъемностью 100 тонн, сочетающее в себе автомобильные и авиационные агрегаты. Такой транспортер можно было бы использовать для доставки сухопутными путями сообщения собранных межконтинентальных баллистических ракет и космических аппаратов с побережья Каспийского моря непосредственно на космодром Байконур в Казахстане.

Техническое задание на сверхтяжелый многоколесный транспортер с плоской грузовой платформой, расположенной поверх силовой и ходовой части, было разработано в системе Министерства общего машиностроения СССР. Реализовать проект предполагалось с использованием многочисленных активных модульных элементов, собранных из агрегатов четырехосных машин ЗИЛ-135, и потому ему присвоили индекс ЗИЛ-135Ш (шасси). За основу авиационной части приняли системы управления и элементы подвески пассажирского самолета Ил-18. Проектирование уникального транспортера началось в 1965-м.

Машина ЗИЛ-135МШ с передними поворотными стойками и макетом бортового кузова

Машина ЗИЛ-135МШ с передними поворотными стойками и макетом бортового кузова

Летом 1967 года был построен единственный опытный модуль будущей самоходной платформы в виде макетного ходового фрагмента ЗИЛ-135МШ (макет-шасси). Он представлял собой многоколесную тележку со смещенной вперед стеклопластиковой кабиной от ЗИЛ-135К, за которой помещались две вертикальные стойки, опиравшиеся на две пары односкатных колес с электроприводами. Позади них на массивной сварной раме находилась макетная моторно-опорная секция с деревянной грузовой платформой и двумя топливными баками, опиравшаяся на обычный ведущий мост от седельного тягача ЗИЛ-130В. На самом деле высокобортный кузов являлся лишь маскировкой моторного отсека. В его средней части помещался основной 180-сильный двигатель ЗИЛ-375, вращавший генератор постоянного тока мощностью 120 киловатт для привода всех электромоторов модуля. В задней части кузова находился второй такой же мотор, работавший с гидромеханической коробкой передач и «раздаткой» от грузовика ЗИЛ-157К. Он использовался как резервный силовой агрегат только для привода заднего моста и применялся на шоссе или при выходе на местность. Столь необычная конструкция с полезной нагрузкой 12 тонн имела весьма странную колесную формулу 4х4+2х2 — четыре ведущих колеса модуля и два двускатных задней грузовой секции.

Поворот модуля посредством четырех колес, отклонявшихся на угол 180°

Поворот модуля посредством четырех колес, отклонявшихся на угол 180°

Главная деталь, ради которой создавалась машина ЗИЛ-135МШ, находилась под двумя высокими Л-образными лонжеронами общей несущей рамы между кабиной и кузовом. Там вертикально на расстоянии двух метров друг от друга крепились две активные самолетные опорно-поворотные стойки с телескопической гидропневматической подвеской и амортизаторами от Ил-18, позволявшей изменять дорожный просвет в довольно широких пределах. Они опирались на две пары сдвоенных односкатных колес с широкопрофильными шинами.

Самолетные стойки с двумя парами ведущих колес с электроприводом

Самолетные стойки с двумя парами ведущих колес с электроприводом

В каждую ступицу был встроен электромотор мощностью 15 киловатт. Параллельное или противоположное отклонение колес обеих стоек на угол до 90° в каждую сторону осуществлялось при помощи установленных над ними электродвигателей и обеспечивало минимальный радиус поворота машины, практически равный величине ее колесной базы.

Испытания уникальной машины ЗИЛ-135МШ на пересеченной местности

Испытания уникальной машины ЗИЛ-135МШ на пересеченной местности

Необычный макет со снаряженной массой около 13 тонн сразу же поступил на военные испытания на полигоне 21 НИИИ и показал оптимистические результаты по проходимости, маневренности и управляемости, развивая на шоссе скорость 60 км/ч.

При продолжении работ путем соединения нескольких ходовых элементов ЗИЛ-135МШ планировалось создать фантастическую двухсекционную самоходную платформу с двумя постами управления, восемью четырехколесными опорными стойками и 32 ведущими колесами с электроприводом, способную разворачиваться на месте.

Эскиз 32-колесной платформы ЗИЛ-135Ш, собранной из модулей ЗИЛ-135МШ

Эскиз 32-колесной платформы ЗИЛ-135Ш, собранной из модулей ЗИЛ-135МШ

Однако к моменту появления модуля ЗИЛ-135МШ главным конструктором ракетно-космической техники стал В. П. Мишин, который справедливо считал перевозку ракет по полупустынным и степным регионам Казахстана неоправданно опасным мероприятием. Так по окончании первых же испытаний проект ЗИЛ-135Ш пришлось закрыть.

Этот самый оригинальный автомобиль Грачева, заслуживший в журналистской среде прозвище «ни то, ни сё», стал последней 38-й полностью новой разработкой, относившейся к легендарному четырехосному семейству ЗИЛ-134/135.

Тягач-лидер ЗИЛ-135ЛН активного трехзвенного автопоезда ЗИЛ-135КП

Тягач-лидер ЗИЛ-135ЛН активного трехзвенного автопоезда ЗИЛ-135КП

Автопоезд ЗИЛ-135КП (1969–1972 гг.)

Последней попыткой СКБ использовать огромный опыт проектирования своих предыдущих четырехосных машин стал самый оригинальный и наиболее крупный отечественный трехсекционный активный автопоезд ЗИЛ-135КП с колесной формулой 24х24, который планировалось предложить военным для доставки по бездорожью крупного оборудования и мощного вооружения. Это, действительно, была уникальная, самая мощная, длинная, тяжелая и единственная отечественная самоходная система с тремя идентичными автономными полноприводными четырехосными секциями, собранными из доработанных вездеходов, которые на тот момент находились в распоряжении ЗИЛа.

untitled untitled
Автомобиль-трубовоз ЗИЛ-135ЛН на строительстве нефтепровода Определение устойчивости ЗИЛ-135ЛН на полигоне 21 НИИИ

Основой головного тягача-лидера послужил длиннобазный девятитонный автомобиль-трубовоз ЗИЛ-135ЛН с подвеской крайних колес, собранный в 1962 году на шасси ЗИЛ-135К с угловатой кабиной, которую заменили на округлую стеклопластиковую от модели ЗИЛ-135Л. Летом 1969-го его оборудовали остекленным вместительным цельнометаллическим кузовом с задней дверью, в котором разместилось оборудование до­рожной тензометрической лаборатории с несколькими рабочими местами для персонала. Так неудачный трубовоз превратился в автомобиль-лидер автопоезда ЗИЛ-135КП (именно этот индекс фигурировал в военной документации).

untitled untitled
Предварительные испытания обитаемой машины ЗИЛ-135ЛН Автомобиль ЗИЛ-135ЛН с приспособлением от опрокидывания

Название автопоезду дали два активных прицепных моторных звена ЗИЛ-135КП грузоподъемностью по 11 тонн, собранные на шасси ЗИЛ-135К и оборудованные короткими тентованными кузовами, дополнительными электрогенераторами и революционными электрическими усилителями рулевых механизмов.

Активное прицепное звено ЗИЛ-135КП с удлиненным бортовым кузовом

Активное прицепное звено ЗИЛ-135КП с удлиненным бортовым кузовом

Испытания машины ЗИЛ-135КП с электроусилителем рулевого механизма

Испытания машины ЗИЛ-135КП с электроусилителем рулевого механизма

Несмотря на формальную автономность, их последовательно подцепляли к лидеру и объединяли дистанционной систе­мой управления всеми силовыми агрегатами, регулирования давления воздуха во всех шинах и централизованным электропневматическим торможением с применением элементов самолетного автопилота и переговорных устройств.

Первое промежуточное самоходное звено с коротким бортовым кузовом

Первое промежуточное самоходное звено с коротким бортовым кузовом

Идентичное второе звено с укороченной передней грузовой платформой

Идентичное второе звено с укороченной передней грузовой платформой

Каждая из трех машин снабжалась штатной парой 180-сильных моторов ЗИЛ-375 V8 и традиционными бортовыми трансмиссиями, общая мощность которых достигала 1080 л.с. Полная масса автопоезда составила 59 тонн, длина — 45 метров.

Фрагменты испытаний автопоезда ЗИЛ-135КП, проведенных в 1969–1970 годах

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Во время заводских, пробеговых и военных испытаний протяженностью 5200 километров, завершившихся весной 1972 года, на составных частях автопоезда применяли разные виды кузовов, шин и дисковую тормозную систему. Максимальная достигнутая ими на сухом бетонном покрытии скорость составила 66 км/ч.

Недостатками этой конструкции являлись низкая динамика, плохая устойчивость в прямолинейном движении, раскачивания и заносы прицепов на поворотах, а задачу внедрения электропневматической следящей системы управления разрешить так и не удалось. Автопоезд ЗИЛ-135КП подвел черту под всеми работами СКБ по четырехосной военной автотехнике.

Завершение испытаний автопоезда ЗИЛ-135КП в марте 1972 года

Завершение испытаний автопоезда ЗИЛ-135КП в марте 1972 года

Как бывало и раньше, последние уникальные творения Грачева не получили никакого развития и не привнесли свежую струю прогресса в уже сформированный мощный военный комплекс Советского Союза. Самому же секретному конструктору Грачеву все эти работы не принесли ни ученых степеней, ни известности и почета, но отняли здоровье и веру в лучшее.
В общей сложности в СКБ ЗИС/ЗИЛ было собрано около 40 экземпляров колесных небронированных машин военного назначения. Из них только три типа шасси разных конструкций поступили в серийное производство на Брянском автозаводе.

Автор выражает благодарность за предоставление материалов бывшему сотруднику ОГК по спецтехнике АМО ЗИЛ к. т. н. Р. Г. Данилову

На заглавной фотографии — автопоезд ЗИЛ-135КП с автомобилем-лидером ЗИЛ-135ЛН и двумя активными прицепными звеньями.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Автотоп
Готовые к любой зиме: 5 новых внедорожников с самым большим дорожным просветом

В вашем городе выпала трехмесячная норма осадков, а снегоуборочной техники не завезли? За последние три дня вы застряли 6 раз и обтерли днищем все снежные колеи во дворе? Давайте разберемся, сколько денег нужно, чтобы…

615 0 0
Статьи / Финвопрос
Проект Aurus: за чей счёт этот «Кортеж», куда делись арабы, и при чём здесь УАЗ?

В 2018 году, спустя пять лет после начала проектных работ по «Кортежу», нам показали седан Aurus на Московском автосалоне, а чуть раньше Путин проехал на версии «лимузин». Автомобили до сих пор не прошли сертификацию,…

2123 7 1
Статьи / Интервью
Юта Такахаси, Suzuki: «Мы начнём обсуждать с инженерами адаптацию Ignis для России»

С генеральным директором «Сузуки Мотор Рус» говорим о 10-летней гарантии на Vitara, удручающих результатах нового Jimny в Euro NCAP, перспективах Suzuki Crossby и Lapin на российском рынке и поставкам серийной версии…

1675 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando I с пробегом: зеркалами не хлопать, кондиционер не выключать

В свое время мода на минивэны обошла Россию стороной, а сейчас этот класс машин заметно утратил популярность и во всём мире. «Спасибо» стоит сказать кроссоверам, которые по мультизадачности применения обычно даже…

400 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: помпа сломает мотор, а гидроблок — коробку

Стоит признать, что если СХ-9 любят, то любят за дело: редко встретишь большой автомобиль с просторным салоном и очень неплохой управляемостью. К тому же этот кроссовер практически не ржавеет и не мучает дорогими…

2350 0 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: иголки в муфте редуктора и проклятие задней двери

Кроссовер CX-9 — настоящий типично американский “автобус”: с моторами V6, просторным салоном и… не самой низкой ценой. У нас такие огромные машины обычно ценят, хотя Мазде не хватает прилагающегося к размерам престижа.…

2359 0 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

35728 34 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

29114 7 0
Тест-драйвы / Одиночные
Король на безрыбье: первый тест-драйв нового универсала Kia Ceed SW

Ceed SW – самый популярный универсал С-класса на российском рынке. Правда, конкурентов у него немного – «универсальный» Ford Focus да Skoda Octavia Combi. Новый Ceed SW уверенно обошёл соперников по объёму багажника, а…

20253 3 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

31236 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

18341 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

14598 43 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

42418 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

35236 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

20539 2 8
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

57068 17 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

47973 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

45290 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?