Истинная ладья: автомобиль-амфибия ВАЗовской разработки

16484 1 9

На военно-промышленный комплекс СССР работала вся огромная страна. Именно поэтому запуск современного и мощного автозавода в Тольятти вызвал интерес у военных, которые рассматривали ВАЗ и в качестве возможного производителя продукции для "оборонки".

 

Дополнительный пункт ТЗ

Вазовцы начали проработку военной темы с того, что ознакомились с чужим опытом, отправившись в Ульяновск, где давно выпускали автомобили военного назначения. Кроме того, на ВАЗе изучили и актуальные модели специализированных внедорожников для военных, выпущенные в других странах. Уже в начале 1971 года внешность будущего автомобиля была проработана в общих чертах.

Но в момент начала работ по конкретному техническому заданию от заказчика выяснилось, что советским военным нужен автомобиль, который сможет не только ездить, но и… плавать! Способность преодоления водных преград в то время считалась большим преимуществом для «проходимца». Однако еще на ранних этапах работы по проекту стало ясно, что в условиях конвейерного производства ВАЗа сборка автомобилей такого типа на одной линии с остальными моделями ВАЗа невозможна, поскольку силовой агрегат на обычных машинах монтируется снизу, а у амфибии днище должно быть закрытым.


К началу 1973 года специалистами завода совместно с военными были определены важные для амфибии параметры: максимальная ширина преодолеваемой водной преграды, скорость движения на воде, высота волны и скорость течения. Специфические требования к ремонтопригодности сразу наложили свой отпечаток на внешность будущей машины – панели кузова получались максимально плоскими и с минимумом переходов. Кроме того, в числе обязательных требований с целью уменьшения габаритной высоты автомобиля была и возможность демонтажа тента и рамок дверей, а также откидывающееся на капот ветровое стекло (как у других военных машин).

Интересно, что в открытой переписке будущая амфибия именовалась «автомобилем для охотников и рыбаков», а доступ к материалам по ней имел ограниченный круг заводчан. После согласования тактико-технического задания, утвержденного Минобороны и Минавтопромом, конструкторы приступили к работам над проектом «водоплавающего» ВАЗа под кодовым шифром ОКБ «Река». Эскизный проект был рассмотрен на пленуме Минобороны в конце 1974 года, а вот технический проект военные рассмотрели только через два года. На ВАЗе тем временем занимались поисковыми работами, итогом которых стала пара полноразмерных деревянных макетов.

Ход работы

Характерная особенность модели – простой, но совершенно «цивильный» дизайн, никак не указывавший на двойное назначение автомобиля. Иными словами, амфибия внешне совершенно не производила впечатление транспортного средства, способного держаться на воде. Исходя из требований заказчика и традиций «джипостроения» тех времен, интерьер амфибии был выполнен в максимально простом и даже примитивном ключе. Никаких обивок, цельнометаллическая панель приборов – салон получился незатейливым, как саперная лопата. К слову, этот шанцевый инструмент тоже должен был входить в комплектацию автомобиля.



Технической основой для амфибии должны были стать агрегаты будущей Нивы, над которой в то время также работали на ВАЗе. Однако с учетом функционального назначения автомобиля, трансмиссия, за исключением заднего моста, должна была оказаться внутри кузова, а передняя подвеска при этом как бы охватывала переднюю часть днища снаружи. Для того, чтобы кузов получился водоизмещающим, детали трансмиссии и ходовой части в зоне вхождения в кузов были герметизированы специальными чулками.


В «плоскопараллельном» интерьере амфибии угадываются многие детали салона Нивы



Уже на ранних этапах многие детали по понятным причинам использовали от другой военной техники, что обеспечило бы в итоге серийной машине максимальную унификацию. По техзаданию автомобиль должен был перевозить в том числе и прицепы, для чего сзади предусмотрели уазовское тягово-буксирное устройство. Потребовались и другие нестандартные для обычных внедорожников решения. К примеру, глушитель был выведен не сзади, а спереди, а наружный диаметр колес для улучшения «плавучести» с «нивовских» 6,95-16 увеличили до 8-16, что потребовало изготовления специальных шин Вли-6 с шириной протектора 205 мм.


Автомобили первых серий легко опознать по «пухлым» шинам


Интересно, что движение на плаву осуществлялось за счет этих самых колес, а не гребного винта. Для машины, которая большую часть времени должна была все-таки ездить, а не плавать, это было целесообразным решением. В первые же минуты испытаний автомобиля на заводском треке стало ясно, что из-за отсутствия притока воздуха перед радиатором двигатель моментально перегревается. Пришлось проделать в кузове дополнительные вентиляционные отверстия. Поэтому воздух при езде по суше поступал спереди, как на обычных машинах. Перед тем, как отправляться вплавь, воздухозаборник необходимо было закрывать специальной откидной крышкой, которая появилась в процессе доводки ходовых образцов, а на машинах первой серии с «кустарной» вентиляцией в случае необходимости перед спуском на воду отверстие закрывали… номерным знаком с резиновой прокладкой!

Испытания на жизнеспособность

Во время испытаний были выявлены и другие недостатки – например, плохая обзорность из-за отсутствия боковых окон в задней части тента. Несмотря на то, что амфибии с управляемыми колесами считаются самыми неповоротливыми из «водоплавающих», вазовские прототипы оказались на удивление маневренными не только на суше, но и на воде! Кроме того, проверка автомобилей «в деле» показала, что их проходимость выше всяких похвал – во многих дисциплинах (например, при движении по сыпучему песку) амфибия легко и непринужденно «уделывала» даже УАЗ! К тому же, вазовская машина сохранила и характерную для обычной Нивы способность к «динамическому преодолению преград» – проще говоря, подвеска позволяла двигаться по тяжелым участкам на полном ходу.

Увы, в ходе испытаний конструкторы столкнулись с тем, что даже доработанная система охлаждения двигателя работает на предельных режимах, то есть мотор почти перегревается. Еще печальнее в температурном отношении обстояла ситуация с агрегатами трансмиссии, расположенными внутри кузова. Из-за отсутствия притока воздуха и обдува коробка передач, «раздатка» и редуктор переднего моста очень быстро раскалялись до предельных температур, что грозило их неминуемым выходом из строя. К тому же, для машины такого назначения (и с таким размером колес) агрегаты Нивы оказались слабоваты по запасу прочности.


Проверка на плаву была для тольяттинских инженеров новым видом испытаний



Были выявлены и проблемы с жесткостью и прочностью кузова. Для устранения кузовной «слабости» конструкторы применяли нестандартные решения – в частности, сотовый лонжерон со змееобразной вставкой-усилителем, которая вдвое увеличивала жесткость силовой конструкции. На прототипах второй серии были определены и другие решения, которые могли использоваться на автомобилях. В ходе дальнейших работ над проектом амфибии была найдена оптимальная компоновка салона и спроектированы детали интерьера с учетом пожеланий заказчика. Ведь по требованию военных медиков амфибия при необходимости должна была перевозить раненого на носилках с одним сопровождающим.


Благодаря наличию мощных дуг безопасности открытая амфибия оставалась безопасной для водителя и пассажира даже в случае переворота


Во время работы над образцами второй серии конструкторы пытались решить проблему перегрева деталей трансмиссий установкой масляного радиатора. Но от этой затеи пришлось отказаться в пользу традиционной компоновки – то есть вынесения переднего ведущего моста наружу кузова.


Проходимость автомобиля и на суше, и на воде не оставляла желать лучшего



Не обошлось без курьеза: из-за непропорционально больших боковых зеркал от Камаза автомобили с индексом 2Э2122 получили прозвище «ушастики». Чуть позже камазовские зеркала заменили более подходящими по размерам деталями от грузовика ГАЗ.


«Ушастик» с зеркалами от Камаза


Большие и широкие шины ВлИ-6 для нивовской трансмиссии оказались «перетяжеленными», поэтому на определенном этапе вазовцам пришлось от них отказаться, вернувшись к обычным колесам ВАЗ-2121. Да и саму машину решили изрядно облегчить, укоротив свесы и снизив полезную нагрузку. Это потребовало серьезных переделок амфибий – по сути, от первых серий остались лишь общие наработки.




Параллельно конструкторы пытались решить проблему перегрева агрегатов – на этот раз с помощью принудительной и точно направленной подачи воздуха. Передний редуктор к тому времени уже «переехал на улицу» на специальный подрамник, что позволило частично снять наболевший «термовопрос».


Изготовленные в начале 1982 года образцы третьей серии выглядели заметно «культурнее» неказистых прототипов из ранних серий



В процессе доводок и испытаний было выявлено, что для хорошего охлаждения деталей трансмиссий подошел бы «глухой» капот, из-за которого весь воздух из моторного отсека шел бы на продувку. Но при этом сразу всплывала проблема перегрева мотора… В общем, вазовским инженерам пришлось изрядно потрудиться, чтобы вывести-таки оптимальный тепловой баланс для всех узлов и агрегатов амфибии.

В силу «плавучести» вазовские амфибии оснащались обязательным клапаном-кингстоном, а в днище были предусмотрены специальные технологические лючки для доступа к агрегатам. Внутренние полости «запенивались» полужестким полиуретаном. Словом, специфических для амфибий особенностей в конструкции «двадцать второй» хватало.

Конечно, по возможностям передвижения на воде колесная машина без гребного винта была далека от катера. Её стихией были относительно небольшие водоёмы с небыстрым течением – например, озера или малые реки. Зато такие возможности наверняка по достоинству оценили бы не только военные, но и те самые рыбаки или охотники, которым возможность передвижения на плаву (пусть и с небольшой скоростью, около 4 км/ч) оказалась бы весьма кстати.


ВАЗ-2122 серии 600 – по сути, уже предсерийный автомобиль


Уже в процессе ходовых испытаний много внимания и усилий со стороны конструкторов потребовала тормозная система – оказалось, что на высокогорье заметно увеличивается ход педали, а эффективность работы тормозов оказалась недостаточной. Но к окончанию цикла работ над амфибией заводчанам удалось справиться и с этой проблемой, а большинство мелких недостатков были устранены на опытных образцах серий 500 и 600.

По итогам государственных испытаний армейская амфибия с шифром ОКР «Река» успешно прошла приёмку, соответствуя ТТЗ. Такой результат проверки означал, что машина может быть рекомендована к постановке на серийное производство и принятию на вооружение Минобороны СССР.

Но все было зря…

Увы, несмотря на то, что автомобиль принципиально новой конструкции на тот момент не имел аналогов в мире, а ВАЗ выполнил весь огромный комплекс работ по разработке и доводке «двадцать второй», серийной машина так и не стала по банальной причине – денежной. Конечно, это десятилетие для специалистов завода не прошло даром, ведь они накопили колоссальный опыт в создании уникального автомобиля с «противоречивыми» качествами. Жаль только, что практического применения к тому времени не нашлось: огромная страна уже длительное время была ввязана в афганский конфликт, экономика потихоньку «трещала» и переходила на «хозрасчетные» рельсы, а государственное финансирование автомобильных заводов понемногу сворачивали. Шесть миллионов рублей, которые требовались для запуска автомобиля в серийное производство, стали камнем преткновения, из-за которого проект в итоге и «лег на дно». Именно поэтому амфибии ВАЗа было суждено плавать лишь в мечтах разработчиков и на испытаниях.




Читайте также:



Поделиться: 2 5 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Vetal Comrad

как для амфибии неплохо

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Какой автомобиль купить за 250 тысяч рублей: D-класс, минивэн и внедорожник

В прошлый раз мы обозначили бюджет покупки в 200 тысяч рублей и пошли логичным путем: выбрали за эти деньги машины посвежее, но поменьше, попроще и подешевле – не крупнее С-класса. Сегодня же мы попробуем выбрать что-то…

9944 4 0
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Chevrolet Captiva

«Капа», «Капитоша», «Коптилка»… Тут даже и не поймешь, ласкательные это прозвища или уничижительные. Chevrolet Captiva, о которой пойдет речь, действительно заработала немало плюсов в карму, но и причин для критики этого…

4385 2 0
Статьи / Практика
«Робот» или «автомат», «ручка» или «механика»: как правильно называть коробки передач?

Поводом к этому материалу явился один из комментариев нашего читателя. Он пожурил нас, сообщив, что мы допускаем неточности в названиях типов коробок передач: дескать, ни в коем случае нельзя называть «робот»…

2984 6 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Tiida I c пробегом: моторы с ресурсом “за 350” и неприятный сюрприз от ручной коробки

Из первой части обзора надёжности подержанных Nissan Tiida первого поколения мы уже выяснили, что если машина не была сильно повреждена в аварии, то состояние кузова обычно очень достойное. Электрика при этом страдает от…

465 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Tiida I c пробегом: спасительная оцинковка и грязь, угрожающая электрике

Nissan Tiida, придуманный для японского и американского рынков, весьма ограниченно продавался в Европе, да и в России так и не стал бестселлером в своём классе. Наследник модели и вовсе продавался совсем недолго,…

1494 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

7709 4 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

47111 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35643 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17965 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30359 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23173 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5952 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59185 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43401 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15988 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74749 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56530 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

53011 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?