Красивое близко: Бронницкая земля, от Гостомысла до сержанта Кучмы

3836 0 14

Как часто мы пролетаем по трассе мимо древних селений, которые старше многих современных городов (о молодом Петербурге – что уж говорить!) и история которых заняла бы не один энциклопедический том. Увы, типичная российская проблема нечего там смотреть, разве что прочитать о былой славе в Википедии. Но есть и счастливые исключения (о них мы будем время от времени рассказывать в рубрике "Автотур выходного дня"). Одно из таких исключений – Бронницкая земля, северное Приильменье под Великим Новгородом. Если вы там не были, самое время побывать, тем более что лежит этот край аккурат по радищевскому маршруту по трассе из Петербурга в Москву.

Древний край

Бронница расположена на старом «радищевском» участке трассы, в стороне от новгородской объездной дороги. Впервые упоминается село в летописях под 1268 годом: здесь новгородцы просили Ярослава Ярославича вернуться на свое место служилого князя. Однако место это гораздо более древнее.


Известный российский историк Василий Татищев (1686–1750) считал, что на капище, расположенном на Бронь-горе (то есть там, где сейчас руины церкви екатерининской поры) посадник Гостомысл испрашивал воли богов на призвание Рюрика. А вообще в ходе раскопок у подножия горы археологи находили погребения, датируемые вторым тысячелетием до н.э.

Место тут удобное – всего 25 км от Новгорода, и поэтому в Броннице любили останавливаться разного рода завоеватели. В 1386 году здесь стоял Дмитрий Донской, в 1477 году – Иван III, в 1569 году – Иван IV Грозный (опричники тогда полностью разорили село). В 1614 году под Бронницей снова стояло московское войско – Новгород во время Смуты присягнул шведской короне. Тут же, на реке Мсте, войска воеводы Дмитрия Трубецкого были наголову разбиты шведским корпусом под командованием Якоба Делагарди.



Столь же древнее и соседнее село – Божонка. Датой его основания считается 947 год, когда княгиня Ольга основала здесь погост. Однако впервые оно упомянуто в Переписной книге Деревской пятины за 1495 год. А название, скорее всего, происходит от новгородского боярского рода Божиных. Или, наоборот, фамилия – от названия погоста, кто теперь знает?

К новым временам относится, как нетрудно догадаться, история деревни Новоселицы (хотя на самом деле оно упомянуто впервые в писцовой книге 1583 года). Но в целом эти места неразрывно связаны с восстанием аракчеевских военных поселений 1831 года, о котором Николай I сказал, что оно для престола «страшнее польского бунта». Интересный факт: восставшие не чинили внесудебных расправ над офицерами и чиновниками, но организовали выборный суд, а заодно избрали себе руководство и командиров. Так что по факту здесь уже в XIX веке, правда, на недолгое время, возродилась Новгородская вечевая республика.



Что посмотреть?

Руины каменной Введенской церкви 1769 года видны издалека – с трассы М-10 «Россия». Холм, на котором она выстроена, и есть, по всей видимости, основание древнего капища. Во всяком случае, тут до сих пор остались священные камни, и если трава еще не выросла в рост или местные жители успели ее скосить, найти их труда не составит. К слову, церковь была заброшена еще при царской власти, а не при большевиках. Но если приглядеться к осыпавшимся фрескам, видно, что они были расстреляны, а до 1917 года такое вряд ли могло случиться. С холма открывается захватывающий вид на окрестности.



Историческим является и Бронницкий мост, построенный новгородским инженером польского происхождения Казимиром Рейхелем в ХIХ веке. Ранее тут было однополосное реверсивное движение, регулировавшееся в последние десятилетия ХХ века светофором, но пролет был расширен в ходе относительно недавней реконструкции. Тогда же установлены и памятные доски. Рядом с мостом расположена действующая церковь Спаса Преображения 1888 года постройки.



Есть здесь и краеведческий музей «Земля Бронницкая», представляющий историю и быт этих мест. Только здесь можно увидеть продукцию завода «Возрождение» – знаменитую бронницкую кобальтовую посуду. Сегодня завод не работает, однако кое-что сохранилось в домашних коллекциях новгородцев и петербуржцев. В 1990-е такую посуду продавали прямо на трассе – ею выплачивали заработную плату работникам. Официально музей работает с 10:00 до 17:00 (выходные дни – воскресенье и понедельник). Однако, если вы сюда точно собрались, то лучше предварительно позвонить по тел. +7 (8162) 76-35-48 или +7-951-721-7255.



В соседнем селе Пролетарий, бывшем безымянном рабочем поселке, сохранились корпуса Кузнецовской фабрики, выпускавшей знаменитый фарфор. Такое тут «фарфоровое» место – залегают подходящие для производства глины. Сегодня эта фабрика закрыта, а экспонаты бывшего ведомственного музея выкуплены администрацией Новгородского района. Новый, уже муниципальный, музей планируется открыть в здании местного Дома культуры. Тут есть ресторан «Русь» и закусочная, принадлежащая местной Потребкооперации, но если вы проголодались, мы советуем поесть в придорожных кафе на трассе М-10 – «Бродяга» (возле АЗС «Сургутнефтегаз») и «Паровоз», непонятно как приехавший по автодороге вагон-ресторан.



Раз уж вы тут оказались, имеет смысл доехать до села Холынья, славившегося со времен Новгородской республики особым способом засолки огурцов. Помимо специального рецепта рассола, была хитрость: бочки спускали под лед озера Ильмень, где они хранились всю зиму. По этому рецепту солят огурцы и сейчас, но масштабы уже не те, а до революции 1917 года в сюда ходил пароход «Лев Толстой», закупавший холынские огурцы для петербургских ресторанов.

В деревне сохранилась деревянная пятиглавая Церковь Петра и Павла XIV века – видно, бои во время последней войны не были здесь совсем уж разрушительными. Впрочем, воинское захоронение тут тоже имеется.

Если вы доберетесь до этих мест летом, то искупаться в Мсте можно по дороге, на пляже в деревне Русско.




В Божонке мало что осталось от времен княгини Ольги, хотя есть старые деревянные дома типичной новгородской архитектуры. Но зато здесь находится инженерно-технический памятник, ставший практически природным, – Сиверсов канал. При повороте на Божонку со стороны Бронницы можно увидеть и остатки шлюза (на самом деле это не мост, а бывшая дамба). Канал был предназначен для прохода грузовых судов из Мсты в Волхов, минуя бурное и изобилующее мелями Ильмень-озеро. Строил канал новгородский губернатор граф Яков Сиверс (1731-1808), происходивший из остзейских (прибалтийских) немцев. Но некоторые краеведы считают, что он лишь углубил и расширил старый канал времен республики, оснастив его современными (на тот момент, естественно) гидротехническими сооружениями.




В Новоселицах можно увидеть старые аракчеевские казармы (архитектор Василий Стасов, тот, который построил, в частности, Троицкий собор в Петербурге). Вы сразу узнаете типичную петербургскую «военную» постройку. Сегодня о временах Аракчеева напоминают только название местного магазина «Аракчеевский» да Аракчеевская березовая аллея, высаженная, судя по возрасту деревьев, уже в ХХ веке.




До недавних пор тут располагалась воинская часть, избравшая своим девизом аракчеевское «Без лести предан». Сейчас военный городок частично заброшен, доступ на его территорию свободный. Можно осмотреть здания снаружи, а также плац и даже военный самолет Ил-28. У самой Мсты на территории бывшей части находится благоустроенное военное захоронение. Оно известно тем, что в братской могиле лежит погибший смертью храбрых при боях за Новоселицы старший сержант Данила Кучма, отец экс-президента Украины. Есть в Новоселицах и церковь, правда, уже XXI века постройки, освященная во имя Михаила Архангела.

Как доехать?

Проезд из Петербурга и Москвы более чем простой: по упомянутой трассе М-10 «Россия». Со стороны Москвы – съезд с новгородской объездной по развязке на Великий Новгород – Пролетарий. Из Петербурга – по развязке на Великий Новгород – Мшага (далее по указателю на Бронницу – Пролетарий). Из Бронницы – поворот в противоположную от трассы М-10 сторону на Холынью (8 км) и Русско – к слову, там весьма крутой поворот на мост через реку Гриб, соблюдайте скоростной режим.




Божонка и Новоселицы лежат на одной дороге, их соединяет виадук через ту же «Россию». Все объекты расположены компактно, посмотреть их можно за один день. Главное – не запутаться в развязках, которых тут несколько. Тут вам поможет GPS-навигатор или обычная бумажная карта, на указатели лучше не рассчитывать, с непривычки можно запутаться.



Читайте также:



Поделиться: 0 13 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Мезальянс Березовского: как появился проект AVVA, и почему все кончилось плохо

В новейшей истории российского автопрома есть немало тёмных пятен – явлений и событий, связанных с «переходным» периодом от планово-административной экономики СССР к свободным рыночным отношениям в РФ. Один из наиболее…

1775 2 2
Статьи / Популярные вопросы
Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

Говоря об ОСАГО при авариях, мы уже привыкли к схеме «попал в ДТП, не являясь его виновником – получил недостаточную компенсацию – обратился к «независимым автоюристам» – через суд получил дополнительную компенсацию –…

17789 1 3
Статьи / Практика
Дунем: как выбрать правильный автокомпрессор?

Если вы путешествуете на автомобиле или просто часто ездите на дальние расстояния, а ваши шины не относятся к семейству RunFlat, то наверняка электрический насос-компресор уже живет у вас в багажнике. Ну или хотя бы…

9616 3 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: тормоз вместо автомата и опасный катализатор

В первой части нашего обзора подержанного Аккорда восьмого поколения мы рассказали о том, какой «концерт» придётся выслушать владельцу этого автомобиля в десятилетнем возрасте. Может стучат и трещать рулевое управление…

682 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: решётка радиатора на гвоздях и концерт рулевой колонки

Honda всегда шла своим путём, не поддаваясь веяниям автомобильной моды. Но настало время, и этот почтенный японский производитель был вынужден сделать что-то «модное»: комфортное, но спортивное. Так получился Аккорд…

1133 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: муфта не для дрифта и мотор не для рейсинга

Недорогой кроссовер – мечта многих, кто не может купить дорогой. Причём не только сама покупка должна быть бюджетной, но и её будущее содержание. В первой части обзора SX4 первого поколения мы уже выяснили, что этот…

2219 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

47688 6 17
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

17414 17 0
Тест-драйвы / Одиночные
Детейлинг? Нет, не слышал: опыт владения Land Rover Defender

Он держался до конца. Не дал уронить себя на колени, не прогнулся под изменчивый мир, хотя был одним из последних в своём роде. Жёсткий и суровый, но такой настоящий в своей простоте – в 2016 году ушёл из серийной жизни…

15747 7 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

69427 4 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

14158 0 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

11002 4 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

49415 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

26786 0 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

8546 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

281471 4 30
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

241267 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

110192 14 14
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?