Красивое близко: заброшенные богатые дачи XIX века под Петербургом

40840 3 62

Дореволюционная дача – это не шесть соток и щитовой домик. Лет 100 назад такие постройки могли себе позволить только богатые петербуржцы и декорировали их не хуже дворцов. Расскажем о самых красивых загородных резиденциях, еще хранящих остатки былого величия.

Дача Фаберже

К северу от Санкт-Петербурга в п. Левашово, находится загородный дом Карла Фаберже. Известный ювелир приобрел поместье в 1900 году, усадьба была построена по проекту Карла Шмидта, который к тому моменту уже возвел Александринский женский приют (Большой проспект В.О., 49/51, лит.Д) и здание ювелирной фирмы Фаберже (Б. Морская, 24). В 1907 году Карл Фаберже подарил особняк своему сыну Агафону, который решил перестроить здание. Он обратился за помощью к художнику фирмы отца Ивану Гальнбеку. Под руководством этого архитектора к 1908 году на участке был возведен новый двухэтажный особняк в стиле модерн.

Автор фото: Алёна Мельникова


После октябрьского переворота 1917 года Агафон Фаберже подозревался в похищении царского имущества, но сумел доказать, что все имущество было приобретено у графа Бенкендорфа, который квартировал в Зимнем дворце в сентябре 1917 года. Впрочем, от промышленника отвязались ненадолго: в 1918 году вышло распоряжение о выступлении против буржуазии. Дача Фаберже подверглась многочисленным обыскам, а владельца дома обвинили в спекуляции. В своем загородном доме семья Фаберже спрятала огромное количество семейных реликвий, в том числе коллекции драгоценных камней и почтовых марок. Судьба сына великого ювелира сложилась в итоге благополучно – в 1920-х годах он работал оценщиком художественных произведений, в том числе и ювелирных, благодаря чему сумел переправить часть семейного имущества и коллекцию марок в Хельсинки, после чего и сам отправился в Финляндию.



Особняку пришлось значительно хуже. Пережив череду обысков, дача Фаберже превратилась в дом отдыха для сотрудников НКВД, а во время Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь. После войны дом переоборудовали под оздоровительный детский сад Военной академии тыла и транспорта министерства обороны. В конюшне и каретной располагалась автомобильная мастерская, которая вскоре сгорела. Окончательно поместье было заброшено в конце 90-х, после чего находилось на грани полного разрушения. В 2007 году здание было передано Горному институту, который хотел разместить тут свой музей, чего так и не произошло.

Сегодня дача Фаберже находится в плачевном состоянии: стены покосились, некоторые конструкции обрушились. Однако дом до сих пор представляет огромный интерес для туристов. Здание является уникальным памятником архитектуры XIX века, где сохранилась внутренняя мраморная лестница с резными дубовыми перилами, а в одной из комнат чудом уцелела великолепная изразцовая печь. На территории поместья также находятся каретная, конюшня, гараж, ледник и 2-этажный корпус для прислуги, которые нуждаются в срочном ремонте.


(Координаты: 60.115253,30.232371)


Дача Змигродских

К северо-западу от Санкт-Петербурга, в Курортном районе, находится особняк Людомира Змигродского. Дом был построен в 1903-1906 годах, автор проекта, к сожалению, не установлен. Участок был приобретен Людомиром Змигродским в 1902 году, после чего перешел к его дочери Валентине.



Двухэтажный деревянный дом выполнен в стиле русский модерн. По бокам фронтона стояли башенки-турели с разноцветными стеклянными витражами, а на главном фасаде некогда располагался балкон, который сгорел в 2010 году. Пожарным удалось спасти одну башенку и несущие конструкции строения, однако состояние его сегодня весьма печальное. К сожалению, некогда великолепное внутреннее убранство особняка не сохранилось, так как до пожара в части постройки проживали три семьи, а остальные помещения были заброшены. Покинутое здание облюбовали бомжи и, естественно, ничего, кроме грязи, после себя не оставили.




Но все же даже в таком состоянии дачу Змигродского имеет смысл посетить. Сохранились красивейшие резные карнизы ручной работы российских мастеров начала XX века. В окнах все еще стоят рамы сложной конструкции с маленькими стеклами различной формы, а внутри находится кирпичный камин, некогда обогревавший оба этажа огромного дома. Дух особняка сохранился даже в руинах, которые с каждым днем разрушаются все сильнее.


(Координаты: 60.108842 29.956112)


Дача Мюзера

К северо-западу от Санкт-Петербурга в Зеленогорске находится дача Генриха Мюзера. 10 октября 1885 года участок площадью 2,5 га, тогда еще в финляндском Терийоки, был приобретен купцом первой гильдии, владельцем оптовой мануфактурной фирмы «Генрих Мюзер». К сожалению, точную дату постройки особняка назвать невозможно. Достоверно известно, что за время своего существования дача последовательно становилась клубом, военкоматом и ЗАГСом.




Здание находится в аварийном состоянии, на южной стене отчетливо видны следы пожара. Пожалуй, самое ценное на даче – печи и камины.

В вестибюле находится терракотовая печь, облицовка которой выполнена под мрамор. Роспись на ней до сих пор выглядит очень натурально – каждое вкрапление и каждая жилка камня тщательно прорисованы. Такая имитация очень сложна и редка – что-то похожее встречается лишь в Фермерском дворце Петергофа. Так же отлично сохранилась чугунная дверца с рельефным узором.




В холле стоит огромный майоликовый камин в стиле германского ренессанса, с шатровым дымоходом, геральдической символикой и богатым рельефным декором, покрытым разноцветной глазурью. Центральное панно изображает людей в средневековых костюмах с алебардами, а на боковых панно можно увидеть образы людей с оружием на поясе и флагами. К сожалению, в 2008 году в доме обрушилась балка, частично повредив этот прекрасный камин.




В глубине дома находится еще один камин – большой белый с пятью панно, красивым рельефным декором и кобальтовой росписью. Примечательно, что кафельную облицовку для него по заказу сделал гончарный завод в поселке Раккола — Rakkolanjoen Kaakelitehdas Oy, который был ведущим поставщиком изразцов для Петербурга, Выборга и окрестностей. Ныне населенный пункт прозаично называется Заречье, и завода давно нет.


(Координаты: 60.19042 29.69485)


Что в итоге?

Заброшенные дачи – зрелище красивое, но весьма печальное. Увы, надежды на их восстановление мало. Внутренний туризм в России развит плохо, финансировать сохранение памятников архитектуры государство не спешит, поэтому, скорее всего, еще через несколько лет дачи окончательно превратятся в руины. Так что если вы заинтересовались описанными объектами, самое время съездить и посмотреть на них – времени осталось немного.


Читайте также:



Теги: История
Поделиться: 0 53 0 3 0 6

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Андрей Колосов

Отдали бы безвозмездно такие здания энтузиастам под контролем за памятниками архитектуры. Под предлогом того, что люди их востановят до первозданного состояния, не внося изменений в былую архитектуру и могут использовать по своему усмотрению, согласованному с фондом охраны памятников. Так бы многие усадьбы были бы восстановленны и проданы более обеспеченным людям. На мой взгляд это куда лучше чем полная утрата памятника архитектуры...

Александр Федоров

моя бедная Россия с безрадостной судьбой и убогим народом -расскажите про усадьбу В В Набокова на реке Оредежь

Богатые они только в заголовке. Печальное зрелище...

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Тюнинг
С миру по детальке: тюнинг УАЗ 3962

Никогда не шутите при работниках УАЗа, что «буханка» образца 1965 года получилась настолько совершенной, что лучше сделать просто невозможно, поэтому она не меняется уже 53 года. Они на это обидятся и будут отчасти…

3276 0 6
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

124076 9 0
Статьи / Практика
Купил старый отечественный автомобиль. Где спросить совета и пообщаться?

Давайте посмотрим, чем живут и как встречают новичков интернет-клубы отечественных «янгтаймеров» – машин, с которых многие начинают свой путь в автомир. Ведь именно сайт автоклуба гуглят в первую очередь покупатели…

1462 0 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ходячие мертвецы: покупаем Porsche Cayenne l за 600 тысяч рублей

Сегодня мы попробуем сделать невозможное: найти на вторичном рынке приличный Porsche Cayenne I 955 (или даже 955S) в пределах 600 тысяч рублей. А лучше – даже дешевле. Как ни странно, предложений много. Вот только так ли…

334612 19 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: медленные АКПП и масложор моторов

Accord седьмого поколения получился очень интересным автомобилем: по-европейски удобным и по-хондовски «драйверским». Правда, в первой части обзора мы выяснили, что у него не хватает «легендарной» японской надёжности (по…

3479 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: дырявая крыша над ненадёжной аудиосистемой

Даже спустя десять лет после завершения выпуска Accord седьмого поколения смотрится интересно. Техника, динамика, управляемость, уровень комфорта до сих пор кажутся вполне современными, поэтому цены на эти машины…

3633 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тонна в фургоне, задний мост от Шахи: первый тест-драйв грузового трицикла “Шмель”

Только увидев стоящий у входа в конференц-зал “Шмель”, я начал стремительно вырабатывать змеиный яд и генерировать тонны цинизма и язвительности. Тут криво, там косо… Внутри - бедно до жути, места нет… Раззудил, вроде,…

95252 46 2
Тест-драйвы / Одиночные
А я милого узнаю по колёсам: тест-драйв УАЗ 3303 “Головастик”

Казалось бы, что может быть интересного в Уазике? Да, про него уже сказано всё, что можно, но этот УАЗ – всем УАЗам УАЗ, а кроме того, совсем скоро ему предстоит отправиться в экспедицию по побережью Баренцева моря в…

104340 2 3
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

44648 6 17
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

65728 4 2
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

15418 16 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

9606 4 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

25030 0 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

44557 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

7406 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

124076 9 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

105231 12 14
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

49534 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?