Красивое близко: живописные заброшенные храмы центральной России

27437 0 6

С православным наследием в СССР не церемонились: церкви взрывали, затапливали, их использовали как склады. По стране разбросаны сотни заброшенных и забытых храмов, и мы расскажем о некоторых наиболее живописных из них.

 

Сложно сейчас представить себе, но столетие назад любой русскоязычный городишко или крошечный поселок были немыслимы без православного храма. Чаще — простых деревянных, большинство из которых исчезли без следа. Но если была на то возможность, храмы строили в камне и невероятно красивыми. О святых местах, которые во времена большевиков были покинуты и до сих пор не восстановлены, расскажем в нашем обзоре интересных мест для автомобильного туризма.

Новоторжский Борислоглебский монастырь

Торжок, Тверская область

Один из старейших монастырей России, заложенный в далеком 1038 году. Он был основан, если верить легендам, преподобным Ефремом. Согласно преданию, бывший конюх князя киевского Владимира, боярин Ефрем ушел от светской жизни после трагической гибели своих братьев Бориса и Глеба. Убийство приписывается князю Святополку.

Каменный храм был построен на высоком берегу реки Тверцы и дал начало постройке всего монастыря. В 1607 году он был сильно поврежден при осаде Торжка поляками, а уничтожен был пожаром 1742 года. Сегодня на месте первого храма стоит новый Борисоглебский собор, построенный по проекту Николая Львова в 1785–1796 годах, — приземистый и широкий храм, по углам которого располагаются четыре малых купола, а в центре — восьмигранное основание с большим куполом и крестом.

Фото: depositphotos.com


Также в ансамбль монастыря входит надвратная церковь-колокольня Спаса-Нерукотворного Образа. Она была заложена в 1804 году, уже после смерти автора проекта (Н. А. Львова). Закончено строительство было в 1811 году. Колокольня со шпилем высотой 51,2 метра заметна издалека. Под ее куполом, прямо над бывшей звонницей, находится смотровая площадка, заключенная в 12 колонн. В церкви некогда было установлено 11 колоколов, самый большой из которых весил около 8 тонн.

Самая древняя постройка в монастыре — Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1620-х годах, а колокольня была надстроена примерно в 1670 году. Воздвигнута на месте сожженной поляками деревянной церкви. Ее архитектура имеет интересный усеченный шатер колокольни с восьмигранной звонарней и куполом, а во всем образе церкви можно разглядеть черты барокко.

В ансамбль входят еще несколько построек. Свечная башня, в которой располагалась монастырская библиотека, церковь Входа Господня в Иерусалим 1717 года, Часовня Успения Пресвятой Богородицы, братские и настоятельские корпуса, а также другие монастырские постройки, включая полуразрушенные стены, башни и ограды. Сегодня монастырь восстанавливается, однако работы ведутся исключительно медленно.


Фото: depositphotos.com


Добраться до монастыря можно, съехав с МКАД на Ленинградское шоссе. Через 43 км после тверской объездной, на развилке Санкт-Петербург — Торжок, нужно свернуть налево в Торжок. Въехав в город, продолжайте движение по главной дороге по улице Мира, затем по Карла Маркса через мост. Дальше будет площадь Пушкина с круговым движением, тут нужен 3-й съезд на Кузнечную улицу, по которой вы доедете до развилки. Развилка выводит на круговое движение, и вам нужно съезжать направо (налево нельзя — «встречка»!). Здесь вас интересует 4-й съезд на Старицкую улицу, которая и выведет к монастырю. Будьте осторожны, к ремонту дорог в Торжке относятся халатно!

(Координаты 57.03451, 34.95632.)

Затопленная часовня у урочища Архангельское-Чашниково

Советский бум гидроэнергетики не прошел даром для архитектурных памятников — многие из них оказались затопленными в водохранилищах, в которые превратились реки. Происхождение этих утонувших руин остается туманным. Известно, что строительство закончили в 1795 году, а сейчас останки сооружения поднимаются из Вазузского водохранилища.

По наиболее распространенной версии, часовня была построена местным помещиком в память об утонувшем сыне. Правда, историки говорят, что в епархиальных справочниках никакой часовни или церкви на этом месте не значилось. Есть мнение, что это вовсе не часовня, а родовая усыпальница.

Летом руины покрыты водой, а вот осенью и зимой Вазузское водохранилище спускают, и есть шансы подойти к руинам пешком по относительно сухому дну.


Автор фото: Данила Романов


Желающим добраться сюда и попробовать самостоятельно разобраться в истории сооружения следует двигаться по Новорижскому шоссе до Зубцова. Недалеко от въезда в город будет левый поворот на Р-134, к деревне Мозжарино. Через несколько километров сворачиваем направо, через дамбу водохранилища. За дамбой дорога поворачивает налево, а через 14 километров — мост через водохранилище. После моста будет развилка, на которой необходимо свернуть налево. Дорога ведет к заброшенному коттеджному поселку, неподалеку от которого и находится интересующий нас мистический затопленный объект.

(Координаты 54.570068, 39.118597.)

Церковь Параскевы (Пятницы)

г. Мосальск. Церковь Игнатия Богоносца, д. Путогино, Мосальский район, Калужская область

Пятиглавая церковь была построена в месте, окруженном тайнами. Согласно легендам, Пятницкая гора — это искусственное насыпное сооружение, оставшееся от городища, основанного в VI–VIII веках. Легенды гласят, что и по сей день гора испещрена подземными ходами и тоннелями.

Заложено строительство церкви было в 1765 году на деньги известного благотворителя, купца 1-й гильдии, помещика, секунд-майора Антона Семеновича Хлюстина. Это первая церковь в месте, являвшимся в те годы центром города, на излучине реки Можайки. До 1936 года была действующей, рядом стояла колокольня, которую затем подорвали, а кирпичи растащили на дороги.



Автор фото: Михаил Гризли


Церковь двухпридельная, то есть изначально имела два алтаря. Один придел Николая Чудотворца, второй — Божьей Матери. Основной объем храма, трапезная, представляет собой четырехугольное просторное помещение. Фресок на стенах почти не сохранилось, однако архитектура церкви, а также вид, открывающийся с Пятницкой горы, заслуживают внимания. После закрытия церкви в 1936 году здание, как и многие другие храмы, использовалось как склад.

Неподалеку от этой достопримечательности, в 10 километрах к северо-востоку, в деревне Путогино, находится Церковь Игнатия Богоносца с поистине восхитительными фресками. Основана она была в 1899 году жителем Петербурга, почетным гражданином Игнатом Лукьяновичем Тузовым. Легенды о храме вам могут рассказать лишь местные старожилы, а вот красивые фрески можно увидеть и самостоятельно. Роспись на стенах церкви сохранилась великолепно, чего не скажешь о самом здании.

Чтобы посетить эти места, необходимо двигаться от МКАД по Киевскому шоссе примерно 160 км до развязки с Р-132. Проехав примерно 40 км, сразу за деревней Зубово будет развилка, на которой нужно свернуть налево, в сторону Мосальска. Въехав в город по Калужской улице, на третьем перекрестке уходим налево, по ул. Революции, которая приведет к Пятницкой горе и церкви Параскевы. Подъехать к самому храму не получится, тут нужно оставить машину, а забраться на гору пешком.

(Координаты 54.48599, 34.97901.)

Далее, для посещения церкви Игнатия Богоносца, нужно развернуться и вернуться на Калужскую улицу (с ул. Революции повернуть налево). Практически сразу будет небольшая площадь и развилка, на которой держимся правее. Через 10 километров — деревня Чертень, в конце которой дорога повернет направо к Т-образному перекрестку, его проезжаем прямо. По правую сторону от дороги, в трех километрах от Чертени располагается деревня Путогино, где и находится искомая церковь.

(Координаты 54.547553, 35.083441.)


Читайте также:



Поделиться: 0 2 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Чита, Белка, Муравей: советские раритетные вагончики-легковушки

Предыдущая статья была посвящена зарубежным легковым автомобилям вагонной компоновки с обтекаемыми кузовами, задним расположением двигателей и просторными салонами. В этой же статье отдадим дань памяти советским…

5454 0 6
Статьи / История
УАЗ-300 мог стать первой «Буханкой» и даже русским Ford F, но в итоге не родился вообще…

В 1948 году Ford выпустил свой грузовичок серии F. Сегодня 13-е поколение этой модели держит первое место по продажам в США, обходя и легковые машины, и кроссоверы. Его модификация грузоподъёмностью в одну тонну,…

5812 0 2
Статьи / Финвопрос
Росстандарт не успел наложить на Chery штраф. Почему это плохо и что такое «Приложение Г»?

Chery крупно повезло, что заказанная в ноябре партия Tiggo3 на китайском заводе не успела доехать до России и не пошла в реализацию во время действия предписания Росстандарта по приостановке продаж этой модели.

3037 7 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Passat CC с пробегом: не такой уж страшный робот со всё таким же страшным мотором

Passat CC подойдёт не каждому. Да, он выглядит интереснее обычного Пассата, у него безрамочные двери и есть намёк на агрессию. Салон у него качественный, едет он тихо, а кузов ржавеет медленно. Об этом мы уже рассказали…

3298 20 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volkswagen Passat CC I с пробегом: прелести безрамочных дверей и руль, который не крутится

Volkswagen давно уже перестал быть “народным”: денег за эти машины просят много. Зато доля “премиальности” в них заметно выросла. А значит, автомобили стали не только дороже и комфортнее, но и сложнее, и – что никак не…

6454 24 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz CLS I с пробегом: хорошие старые V8, плохие новые V8 и всегда плохие V6

Мало с какими машинами возникает столько сложностей при выборе “рестайл или дорестайл”. С одной стороны, только до 2006 года на CLS ставили нормальные V8, а после с бензиновыми двигателями - сплошные беды. С другой,…

4281 9 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Шо, опять? Тест-драйв обновленного УАЗ Патриот

Сахару залили дожди, в Антарктиде проросли баклажаны, в заповеднике сдох здоровенный медведь: Ульяновский завод решил провести тест-драйв обновленного Патриота до того как сошедшие с заводского конвейера автомобили…

32904 23 2
Тест-драйвы / Одиночные
Размер не имеет значения: тест-драйв ЗАЗ 965А

Говорят, что в семье бывает два позора - беременная дочь-восьмиклассница и Запорожец. Глупости это. Как и многие другие шутки про этот автомобиль, которые сочиняли люди, сидящие в автобусах, трамваях и троллейбусах.…

28384 7 20
Тест-драйвы / Одиночные
Но они держатся: тест-драйв обновленного Mitsubishi Outlander

«Денег нет, но вы держитесь» - это и про Mitsubishi Motors тоже. Вот сумели вывести на рынок Eclipse Cross и запустить сборку в Калуге нового Pajero Sport — и слава богу, а пятым Pajero пока что и не пахнет, да и…

18617 3 2
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

28306 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

16035 0 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор лучшего видеорегистратора до 10 000 руб по версии эксперта А. Шуба

Совсем недавно русский бренд AdvoCam представил новинку, которая, по мнению ведущего эксперта российского рынка видеорегистраторов Александра Шуба, вполне может претендовать не только на звание флагмана линейки, но и…

9568 10 8
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

39915 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

29064 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

13377 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

40099 5 8
Статьи / История
Задний привод, Северный полюс и Париж – Дакар: мифы и факты о ВАЗ-2121 Нива

Более четырёх десятилетий в Тольятти выпускается полноприводный автомобиль на базе Жигулей. За это время легендарная Нива сохранила привычный силуэт, но стала мощнее, тише, комфортабельнее и экономичнее – конечно,…

38423 5 2
Статьи / История
Рождение «шеснаря»: как 16-клапанные двигатели ВАЗ дожили до наших дней

Вазовские автомобили редко могли похвастать особой авангардностью конструкции, хотя и от мировых трендов старались не отставать. Определенные успехи тоже были – к примеру, ВАЗ-2101 получил верхневальный двигатель именно…

32320 1 10
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?