Красивое близко: живописные заброшенные храмы центральной России

28066 0 6

С православным наследием в СССР не церемонились: церкви взрывали, затапливали, их использовали как склады. По стране разбросаны сотни заброшенных и забытых храмов, и мы расскажем о некоторых наиболее живописных из них.

 

Сложно сейчас представить себе, но столетие назад любой русскоязычный городишко или крошечный поселок были немыслимы без православного храма. Чаще — простых деревянных, большинство из которых исчезли без следа. Но если была на то возможность, храмы строили в камне и невероятно красивыми. О святых местах, которые во времена большевиков были покинуты и до сих пор не восстановлены, расскажем в нашем обзоре интересных мест для автомобильного туризма.

Новоторжский Борислоглебский монастырь

Торжок, Тверская область

Один из старейших монастырей России, заложенный в далеком 1038 году. Он был основан, если верить легендам, преподобным Ефремом. Согласно преданию, бывший конюх князя киевского Владимира, боярин Ефрем ушел от светской жизни после трагической гибели своих братьев Бориса и Глеба. Убийство приписывается князю Святополку.

Каменный храм был построен на высоком берегу реки Тверцы и дал начало постройке всего монастыря. В 1607 году он был сильно поврежден при осаде Торжка поляками, а уничтожен был пожаром 1742 года. Сегодня на месте первого храма стоит новый Борисоглебский собор, построенный по проекту Николая Львова в 1785–1796 годах, — приземистый и широкий храм, по углам которого располагаются четыре малых купола, а в центре — восьмигранное основание с большим куполом и крестом.

Фото: depositphotos.com


Также в ансамбль монастыря входит надвратная церковь-колокольня Спаса-Нерукотворного Образа. Она была заложена в 1804 году, уже после смерти автора проекта (Н. А. Львова). Закончено строительство было в 1811 году. Колокольня со шпилем высотой 51,2 метра заметна издалека. Под ее куполом, прямо над бывшей звонницей, находится смотровая площадка, заключенная в 12 колонн. В церкви некогда было установлено 11 колоколов, самый большой из которых весил около 8 тонн.

Самая древняя постройка в монастыре — Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1620-х годах, а колокольня была надстроена примерно в 1670 году. Воздвигнута на месте сожженной поляками деревянной церкви. Ее архитектура имеет интересный усеченный шатер колокольни с восьмигранной звонарней и куполом, а во всем образе церкви можно разглядеть черты барокко.

В ансамбль входят еще несколько построек. Свечная башня, в которой располагалась монастырская библиотека, церковь Входа Господня в Иерусалим 1717 года, Часовня Успения Пресвятой Богородицы, братские и настоятельские корпуса, а также другие монастырские постройки, включая полуразрушенные стены, башни и ограды. Сегодня монастырь восстанавливается, однако работы ведутся исключительно медленно.


Фото: depositphotos.com


Добраться до монастыря можно, съехав с МКАД на Ленинградское шоссе. Через 43 км после тверской объездной, на развилке Санкт-Петербург — Торжок, нужно свернуть налево в Торжок. Въехав в город, продолжайте движение по главной дороге по улице Мира, затем по Карла Маркса через мост. Дальше будет площадь Пушкина с круговым движением, тут нужен 3-й съезд на Кузнечную улицу, по которой вы доедете до развилки. Развилка выводит на круговое движение, и вам нужно съезжать направо (налево нельзя — «встречка»!). Здесь вас интересует 4-й съезд на Старицкую улицу, которая и выведет к монастырю. Будьте осторожны, к ремонту дорог в Торжке относятся халатно!

(Координаты 57.03451, 34.95632.)

Затопленная часовня у урочища Архангельское-Чашниково

Советский бум гидроэнергетики не прошел даром для архитектурных памятников — многие из них оказались затопленными в водохранилищах, в которые превратились реки. Происхождение этих утонувших руин остается туманным. Известно, что строительство закончили в 1795 году, а сейчас останки сооружения поднимаются из Вазузского водохранилища.

По наиболее распространенной версии, часовня была построена местным помещиком в память об утонувшем сыне. Правда, историки говорят, что в епархиальных справочниках никакой часовни или церкви на этом месте не значилось. Есть мнение, что это вовсе не часовня, а родовая усыпальница.

Летом руины покрыты водой, а вот осенью и зимой Вазузское водохранилище спускают, и есть шансы подойти к руинам пешком по относительно сухому дну.


Автор фото: Данила Романов


Желающим добраться сюда и попробовать самостоятельно разобраться в истории сооружения следует двигаться по Новорижскому шоссе до Зубцова. Недалеко от въезда в город будет левый поворот на Р-134, к деревне Мозжарино. Через несколько километров сворачиваем направо, через дамбу водохранилища. За дамбой дорога поворачивает налево, а через 14 километров — мост через водохранилище. После моста будет развилка, на которой необходимо свернуть налево. Дорога ведет к заброшенному коттеджному поселку, неподалеку от которого и находится интересующий нас мистический затопленный объект.

(Координаты 54.570068, 39.118597.)

Церковь Параскевы (Пятницы)

г. Мосальск. Церковь Игнатия Богоносца, д. Путогино, Мосальский район, Калужская область

Пятиглавая церковь была построена в месте, окруженном тайнами. Согласно легендам, Пятницкая гора — это искусственное насыпное сооружение, оставшееся от городища, основанного в VI–VIII веках. Легенды гласят, что и по сей день гора испещрена подземными ходами и тоннелями.

Заложено строительство церкви было в 1765 году на деньги известного благотворителя, купца 1-й гильдии, помещика, секунд-майора Антона Семеновича Хлюстина. Это первая церковь в месте, являвшимся в те годы центром города, на излучине реки Можайки. До 1936 года была действующей, рядом стояла колокольня, которую затем подорвали, а кирпичи растащили на дороги.



Автор фото: Михаил Гризли


Церковь двухпридельная, то есть изначально имела два алтаря. Один придел Николая Чудотворца, второй — Божьей Матери. Основной объем храма, трапезная, представляет собой четырехугольное просторное помещение. Фресок на стенах почти не сохранилось, однако архитектура церкви, а также вид, открывающийся с Пятницкой горы, заслуживают внимания. После закрытия церкви в 1936 году здание, как и многие другие храмы, использовалось как склад.

Неподалеку от этой достопримечательности, в 10 километрах к северо-востоку, в деревне Путогино, находится Церковь Игнатия Богоносца с поистине восхитительными фресками. Основана она была в 1899 году жителем Петербурга, почетным гражданином Игнатом Лукьяновичем Тузовым. Легенды о храме вам могут рассказать лишь местные старожилы, а вот красивые фрески можно увидеть и самостоятельно. Роспись на стенах церкви сохранилась великолепно, чего не скажешь о самом здании.

Чтобы посетить эти места, необходимо двигаться от МКАД по Киевскому шоссе примерно 160 км до развязки с Р-132. Проехав примерно 40 км, сразу за деревней Зубово будет развилка, на которой нужно свернуть налево, в сторону Мосальска. Въехав в город по Калужской улице, на третьем перекрестке уходим налево, по ул. Революции, которая приведет к Пятницкой горе и церкви Параскевы. Подъехать к самому храму не получится, тут нужно оставить машину, а забраться на гору пешком.

(Координаты 54.48599, 34.97901.)

Далее, для посещения церкви Игнатия Богоносца, нужно развернуться и вернуться на Калужскую улицу (с ул. Революции повернуть налево). Практически сразу будет небольшая площадь и развилка, на которой держимся правее. Через 10 километров — деревня Чертень, в конце которой дорога повернет направо к Т-образному перекрестку, его проезжаем прямо. По правую сторону от дороги, в трех километрах от Чертени располагается деревня Путогино, где и находится искомая церковь.

(Координаты 54.547553, 35.083441.)


Читайте также:



Поделиться: 0 2 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
От Мерседесов Штирлица до «Фердинанда»: автомобильные уникумы «Мосфильма»

Эта статья об автомобильных сокровищах музея киноконцерна «Мосфильм» является продолжением первого материала о существующих до сих пор игровых легковушках. Темой новой статьи являются редчайшие старинные…

1627 0 4
Статьи / Тесты
Игра теней: угадываем автомобили по силуэту

Древний Китай, Франция эпохи рококо, царская Россия – их объединяет популярность техники силуэта для портретов, книжных знаков и фотографий. Сегодня мы предлагаем вам вспомнить об этом виде творчества в прикладном…

1858 2 8
Статьи / История
Опасное рулевое, кузов минивэн и чужой дизайн: мифы и факты про Lada Kalina

В своё время Лада Калина стала важным достижением в жизни АвтоВАЗа – ведь именно эта модель в «нулевые» позволила тольяттинскому автогиганту противостоять своим «идеологическим киллерам» в лице Renault Logan, Daewoo…

14144 8 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

6723 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: ухудшенная электрика от Форда и подвеска, на которой можно экономить

Volvo второй половины “нулевых” и начала “десятых” в сравнении с немецкими конкурентами можно любить как минимум за более доступные цены и самобытный дизайн. А ещё – за наличие в гамме практичного универсала повышенной…

5637 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz E-Klasse W211с пробегом: неудачный 7G-Tronic и моторы, ставшие хуже с рестайлингом

Из первой части публикации мы уже поняли, что если за машиной ухаживать, то отлично окрашенный кузов держит марку и в 10, и в 15 лет, а салон и после 300 тысяч сохранит товарный вид. Электрика сложна, но в целом надёжна,…

8007 3 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

46760 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35230 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17602 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30078 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23056 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5854 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59059 5 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43279 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15943 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74529 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56408 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

52428 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?