Лаборатории на колесах: экспериментальные проекты Ford

Миру концептуальных автомобилей присуща строгая иерархия: одни купаются в лучах славы, другие тянут лямку технического прогресса. Однако, невзирая на то, что второй путь – самый почетный, благородный и приносит наибольшую пользу, автомобилей, ему следующих, обычно никто не знает. И пока шоу-кары лоснятся в свете софитов и улыбок зрителей, экспериментальные модели сгорают в утилизационных печах, отработав свое. Автопромышленность – суровый бизнес, где самую высокую цену первыми платят непосредственно автомобили.

В 50-х годах прошлого века Ford Motor Company щеголяла славой не только самого массового производителя, но еще и самого стилистически грамотного. Какими жертвами это достигалось – знают лишь потомственные служащие технического отдела, но подопытные образцы шли в расход пачками. Пережить те нелегкие времена удалось считанным единицам. Зато теперь эти авто служат наглядным «живым» пособием экспериментов Ford и дают представление о том, как закалялась сталь «голубого овала». Наше Viva! ветеранам конкуренции «Большой тройки», ведь они – настоящие лаборатории на колесах.

Подарок на юбилей

Итак, на дворе 1953 год. Микробиологи Ф. Уотсон и Ф. Крик открывают молекулярную структуру ДНК, а Э. Хиллари и Т. Норгей первыми покоряют вершину горы Эверест. Для всех наступает эпоха вдохновенных открытий, а возможности человеческого разума кажутся неисчерпаемыми. Словом, для успешных производителей настал идеальный момент, чтобы проявить свой потенциал. И FMC сделал ставку на инновации.

Так вышло, что на памятный год пришлась и 50-летняя годовщина марки. Для сотрудников Ford круглая дата имела двойное значение: признавая прошлые заслуги, они в большей степени надеялись на огромный вклад компании в будущее США. Потому все и хотели отпраздновать грядущий юбилей с шиком.

Истоки концептуальности: три гениальных прототипа Buick Как-то так повелось, что марка машин Buick считается синонимом полного краха. Если вбить в поисковик любой вопрос насчет этого бренда, 9 статей из 10 будут содержать слово «неудачник» уже в...

Эта забота легла на плечи главных дизайнеров «голубого овала», Джо Ореса и Элвуда Энгла. Мужчины решили не размениваться по мелочам, спроектировав концепт-кар с пятью десятками абсолютно новых технологических решений. При этом автомобиль нисколько не отступал от моды своего времени, воплотившись в популярном тогда «космическом» дизайне. Самым выдающимся его элементом были фонари-торпеды, венчавшие корму, которые походили на выхлопную систему самолета. Купольный передок и кабина, состоявшая из двух полусферических цельногнутых стекол, завершали образ «наземного истребителя», как называли свое творение Орес и Энгл.

Впрочем, официальное имя у этого концепта появилось не сразу. Сперва маркетологи попытались повесить на него вывеску Lincoln Continental 1950-X, сделав его одновременно и автомобилем десятилетия, и новым «лицом» премиум-бренда FMC. Однако такой подход не соответствовал тем задачам, которые определили для машины создатели. Да и звучало имя очень уж сложно. Это претенциозный Cadillac мог позволить себе длинные вычурные названия. А в стане «голубого овала» все было по-военному просто. И если проект нарекали буквой «икс», значит «иксом» он и должен был остаться. В итоге название у детища Ореса и Энгла сократилось до Ford X-100.

На борту «наземного истребителя» было множество уникальных гаджетов. Обилие тумблеров на приборной панели снова и снова подтверждало актуальность авиационной тематики. Пожалуй, такое количество ручек, рычажков и кнопок едва ли удалось бы найти в ином самолете, но в X-100 все это не просто было, но и работало. Рядом с рычагом АКПП находилось два устройства поменьше – они активировали автоматические домкраты на случай, когда надо было поменять пробитое колесо. На центральной консоли располагались регуляторы наклона спинок сидений и системы их подогрева. Все стекла были оборудованы электроподъемниками, а двери – центральным замком. Автоматизированной оказалась даже крыша, которая закрывалась, едва влажность в атмосфере грозила осадками.

В отличие от множества других инженеров-концептуалистов, мечтавших своими работами приблизить будущее, создатели Х-100 не планировали массовое производство этой модели. Хотя некоторые идеи, примененные в нем, со временем повлияли на модельный ряд Ford, «наземный истребитель» на «размножение» нацелен не был – слишком уж тяжеловесным и мощным получился этот автомобиль.

И все же внешность Х-100 сшибала публику с ног. Эта машина была создана с единственной целью – привлекать покупателей, что она с успехом и делала целых пять лет кряду. При этом концепт вдохновил других инженеров Ford, чем обеспечил себе много будущих воплощений. К примеру, его характерные купольные фары появятся на поздних моделях Lincoln и Mercury, а задние фонари-торпеды достанутся Thunderbird образца 1961 года.

Первый «автомобиль мечты», Х-100 перестал быть явлением из будущего с наступлением 1958 года. Мода в те времена менялась так стремительно, что внешность «наземного истребителя» уже казалась реликтом, хотя восторги зевак для него еще не утихли. Но вопрос о том, чтобы отправить концепт на переплавку, даже не ставился – слишком знаковым он был для FMC, и компания не могла запросто от него избавиться. Его с почетом проводили на пенсию, разместив в коллекции Henry Ford Museum, где Х-100 находится и теперь.

Лабораторная крыса

Следующий свой эксперимент инженеры Ford проводили втайне. Новый автомобиль, созданный для испытаний, все время находился за закрытыми дверьми и не показывался ни одному постороннему человеку. На дворе стоял 1955 год – время, когда технический прогресс уступал научным исследованиям. Ядерная физика уже заработала на благо человека, физик У. Лэм получил Нобелевскую премию за исследования электрона, биохимик В. Дю Виньо впервые синтезировал полипептидный гормон. Открытия, совершаемые учеными, кружили голову, обещая все на свете. Но чтобы остаться на вершине успеха, автобрендам предстояли рискованные исследования, которые, к тому же, следовало обезопасить от чужих глаз и ушей.

Автомобиль Mercury D528 спроектировали для усовершенствования основных компонентов и испытания новых технических средств. В частности, на этой машине тестировали защиту от опрокидывания, а также пытались решить проблему с кондиционером.

Жучиное племя: пять машин, похожих на VW Kafer Когда Фердинанд Порше по «просьбе» рейхсфюрера создавал народное авто, остальной автомобильный мир гудел, как растревоженный улей. Сначала в этот проект никто не верил, тем более, что слухи...

Большая ли это важность? Огромная, ведь в 50-х годах устройства для охлаждения воздуха в салоне автомобиля были очень громоздкими. Гигантские испарители размещались в багажном отсеке, так как для них просто не находилось другого места. Кондиционер пополам с бензобаком занимал практически все полезное пространство багажника, из-за чего поклажу приходилось перевозить в салоне. А это доставляло неудобства.

Чтобы сделать багажное отделение своих машин более функциональным, инженеры Ford решили изменить компоновку агрегатов кормы. Так, дно в багажнике сделали глубже, а затем «утопили» в него испаритель; топливный бак установили под задним левым крылом, запаску – под правым. Желаемого результата такая перестановка не принесла, ведь из самого защищенного элемента в автомобиле бензобак превратился в самый аварийно опасный. В серию подобные эксперименты не пошли – и слава богам скорости!

С кондиционером, установленным на D528, изобретателям «голубого овала» тоже пришлось изрядно помучиться. Охлаждающее устройство в этой машине работало по особому принципу: поднимаясь по специальным отводам, потоки воздуха проходили прямо под крышей авто. В ней на уровне головы пассажиров были просверлены отверстия, диаметр которых уменьшался от кормы к носу. Таким образом, отработанный воздух сперва уходил через малые отверстия, а его остаток – через большие. Теоретически, такая система обеспечивала оптимальное охлаждение салона, но тот факт, что современные кондиционеры работают иначе, говорит нам о провале замысла фордовских умников.

Но кое-какие эксперименты с D528 удались. К примеру, этот автомобиль стал первой четырехдверной моделью Ford с жесткой крышей и, к тому же, был самым просторным из них. Благодаря 120-дюймовой колесной базе он показал отличную устойчивость на дороге. Фордовцы также впервые провернули свой трюк с задним стеклом, расположенным под обратным углом к корпусу – этот оригинальный дизайнерский элемент еще не раз найдет применение в массовом производстве. Скошенное заднее стекло появится на моделях Lincoln и Mercury второй половины 50-х и удивит европейцев в бюджетной модели Ford Anglia.

Несмотря на колоритную внешность, созданную дизайнерской студией Ford под управлением Джила Спира, D528 являлся эквивалентом лабораторной крысы. У этой машины даже не было нормального имени – только лишь номер производимого исследования. Но благодаря ей инженеры «голубого овала» многому научились. Испытательные прототипы всегда создавались для того, чтобы с их помощью совершать ошибки, которые в массовом производстве затем были исключены. И D528 дал возможность Ford Motor Company привести в порядок все, что не работало, и усовершенствовать остальное.

Дедушка Kustom: удивительная жизнь Джорджа Барриса Недавно на восемьдесят девятом году ушел из жизни Джордж Баррис – икона американского кастомайзинга, чьи работы без преувеличения в свое время взорвали тематическую сцену Нового Света. В те...

Но какие бы безжалостные опыты не учиняли над подобными авто, самое худшее им оставалось напоследок. Как правило, шоу-кары спасались от гибели благодаря своей броской внешности и вниманию, оказываемому салонной публикой. Жизнь экспериментальных авто заканчивается сразу, как только они выполняют поставленную задачу и в них отпадает нужда. Спасти их некому – о существовании прототипов вроде D528 знает лишь горстка людей.

И все же эта «лабораторная крыса» с клеймом Mercury уцелела благодаря жалости одного из таких сотрудников. Быть может, он слишком долго работал с прототипом и успел к нему привязаться. Какое-то время D528 провел на удаленном складе FMC, накрытый холстиной. И лишь спустя 8 лет после ликвидации всей партии экспериментальных машин его обнаружил знаменитый механик Джордж Баррис. Он как раз подыскивал несколько старых концептов для того, чтобы удивить Голливуд, и сумел убедить руководство Ford отдать ему потрепанный Mercury вместе с Lincoln Futura, которому предстояло стать первым Бэтмобилем в истории кино.

Сольная карьера Mercury D528 началась в 1964 году, когда автомобиль обрел новых хозяев в лице Paramount Pictures. Баррис собственной рукой сбил номер «D-528» с передних крыльев машины и заменил его на «Beldone» – имя, выбранное киношниками. Прославился Mercury Beldone большой ролью в комедии «Пэтси» («The Patsy»), где выступал в качестве эксцентричного авто главного героя. Публика приняла картину «на ура», а наш концепт продолжил длительный вояж по съемочным площадкам различных сериалов и фильмов. В настоящее время Mercury D528 Beldone является жемчужиной экспозиции частного музея BlackHawk, что в городе Данвилль, Калифорния.

Буревестник-Итальянец

В 1963-м Америку покоряет «итальянская мода». Картина «8 ½» Федерико Феллини получает премию «Оскар» как лучший иностранный фильм года. О Второй мировой даже ветераны больше не вспоминают, хотя они, собственно, и являлись переносчиками европейских тенденций за океан. Теперь оные активно влияли на поп-культуру. Автомобильная промышленность не становится исключением.

Грядущие перемены компанию Ford не пугают. Наоборот, после закрытия передвижной выставки «Парад Прогресса», инициатором которой выступал General Motors, менеджеры «голубого овала» решают организовать собственное шоу – и всеобщее увлечение итальянским стилем было им только на руку. Фордовцы уже несколько лет подряд наблюдали за тем, как люди, зевая, посещают выставки, на которых нет ничего, кроме машин с плавниками и круглыми плексигласовыми крышами. Космическая тематика в автодизайне уже порядком всем надоела. Чтобы разбудить спящий рынок, нужно было что-то принципиально новое.

Ракетомобили: три концепта GM, опередившие свое время Выражение «автомобиль мечты» появилось в обиходе промышленников, когда американцы вдруг осознали, что машина – это не просто средство передвижения, а персональный идентификатор личностного р...

Желая и дальше слыть новатором в области дизайна, Ford Motor Company запускает компанию индивидуального тюнинга автомобилей. Контрольная группа выбрала целый ряд автомобилей прошлых серий и разослала их по крупнейшим мировым ателье. Там титулованные знатоки автомобильной моды согласовывали свои проекты с дизайнерским отделом Ford, а затем начали превращать полученный материал в авторские концепты. Самые смелые и удивительные из них потом отправлялись на автошоу.

Данный проект оказался хорош тем, что Ford получил множество новых идей для изменения имиджа своего модельного ряда абсолютно бесплатно. Даже самая устаревшая модель, участвуя в конкурсе, как минимум обретала шарм итальянского спорткара. Но в качестве основной «экспериментальной» платформы производитель выбрал Ford Thunderbird 1962 года.

Эта модель присутствовала на рынке уже 8 лет и для многих американцев стала своего рода иконой абсолютно нового класса автомобилей, personal luxury car. И в 1963 году она вновь потрясла публику своей экзотической внешностью. Автомобильный дизайнер Винс Гарднер из студии Dearborn Steel Tubing Co. предпринял дерзкую попытку оживить модель, сыграв на внезапной любви американцев ко всему итальянскому. Такой ход оправдал себя более, чем полностью: на автосалоне в Детройте концепт Ford Thunderbird Italien произвел фурор. Внешний вид авто будто бросал вызов устоявшимся традициям.

«Буревестник-Итальянец» оказался лучшей работой ателье DST из сотни модифицированных им «Ти-Бердов». Низкая крыша – основа его внешней стремительности, а по совместительству, главный европейский тренд – выглядела на обновленной модели вполне уместно. На этот ход Винса Гарднера вдохновил съемный верх кабриолета. Чтобы повторить его очертания максимально точно, по снятым лекалам инженеры изготовили фанерную основу, сверху которой нанесли глину, а затем стекловолокно. Согласно выбранной концепции был переработан весь корпус Thunderbird: изменения коснулись и скошенного передка, и боковин, украшенных рельефным молдингом. Даже интерьер машины походил на итальянский костюм – эксклюзивный и элегантный с приставкой «супер».

На целый сезон, с 1963-го по 1964-й, Ford Thunderbird Italien стал главной сенсацией. Восторженными одами об этой модели отметились передовицы ведущих автомобильных изданий вроде «Motor Trend», «Hot Rod», «Car Life», «Motorcade», «Speed and Custom» и прочих. «Итальянец» выглядел таким соблазнительным, что многие богатеи только и ждали, когда же шоу-кар сойдет с выставочных подиумов. Но завладеть этим хитом повезло лишь одному из них, Дейлу Робертсону, звезде TV-вестернов («Байки с колодцев Фарго», «Вагон поезда»). Актер наслаждался обществом T-Bird очень недолго и, вдоволь потешив свое самолюбие, отдал машину прислуге. Так в жизни выдающегося концепта настала черная полоса: переходя из рук в руки, он трепался, ветшал и дряхлел. Это продолжалось до 1986 года, когда умирающий автомобиль попался на глаза Дону Чамберсу, собирателю редкостей. Он восстановил «Итальянца» до заводского блеска и выставил его на аукцион. Машина досталась музею BlackHawk за $660.000. Достойная цена за осознание того, что больше с ней ничего плохого не произойдет.

Эпилог

Недаром 50-е годы прошлого века считаются золотым периодом в истории концептуальных автомобилей. Это была эпоха великого оптимизма, посвященная Будущему, которое обязательно настанет и окажется лучше прошлого, благополучнее него. Как ни жаль, но этот оптимизм и вера в безграничные возможности человеческого потенциала не выдержали проверку суровой реальностью – да, будущее наступило, но лишь посмеялось над теми, кто ждал его с таким нетерпением. Прежний энтузиазм, с которым инженеры и дизайнеры создавали свои удивительные проекты, иссяк. Может быть, навсегда…

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings