Lada Sport в WTCC: когда ВАЗы действительно "валят"

Chevrolet Cruze, Seat Leon, Honda Civic, BMW 320i… Может ли Лада Гранта быть с ними на равных или даже лучше? Да, если это чемпионат мира по турингу WTCC, где мы недавно взяли серебро.

Конечно, речь идет не об общем зачете чемпионата, а об отдельной гонке. В августе 2014 года британский гонщик Роб Хафф принес российской команде Lada Sport первый в истории подиум мирового чемпионата WTCC, финишировав вторым.

В туринговых гонках такого уровня ни одна отечественная команда ранее не добивалась ничего подобного. До финиша сезона Робу Хаффу, Джеймсу Томпсону и Михаилу Козловскому остается еще три этапа на гоночных Lada Granta, а со следующего сезона команда сменит фирменный цвет с красного на желтый и пересядет на Lada Vesta WTCC. Тот самый миг, который стоит потратить, чтобы остановиться и оглянуться назад.


Кто смеется последним

Это было похоже на анекдот. Тема — самая подходящая: АвтоВАЗ и автогонки. В 2007 году гонщик Виктор Шаповалов, владелец команды Russian Bears, сменил BMW 320i на ВАЗ-2110 и поехал на этой машине в сильнейшем мировом гоночном чемпионате — WTCC (World Touring Cars Championship). Шансов против Seat, Chevrolet и BMW у Шаповалова не было никаких. Тем не менее маленькая частная команда из России на маленьких смешных машинках заняла в чемпионате 17-место в независимом зачете, набрав 5 очков. В 2008 году поводов у зубоскалов добавилось — в дело включился собственно АвтоВАЗ. Тот самый АвтоВАЗ, который делает "тазики", предоставил команде Russian Bears поддержку, в результате чего команда переименовалась в Lada Sport и приобрела статус заводской.



Произошло это с легкой руки руководителя вазовского Управления спортивных автомобилей Владислава Незванкина, который за несколько лет до этого раскрутил первый отечественный кубок спортпрототипов Lada Revovution и способствовал тому рывку в мировой автоспорт, который совершила "выборгская ракета" по имени Виталий Петров. И вот боевые "десятки" Шаповалова, к тому моменту уже сильно видавшие виды, окрасились в фирменный красный цвет, правда... заметно быстрее от этого не стали. Абсолютным большинством зрительской аудитории это всё еще воспринималось как шутка. Но в следующем сезоне Lada Sport выкатила на чемпионат новенькие гоночные Lada Priora.

Расставить приоритеты

К сезону 2009 года Lada Sport подошла в хорошей форме: новые машины, серьёзно модернизированные двигатель, подвеска, тормоза, рулевое управление и сильный состав пилотов — летучий голландец Яап ван Лаген, титулованный россиянин Кирилл Ладыгин и супертитулованный (чемпион британского чемпионата BTCC 2004 года и бронзовый призер мирового WTCC 2007 года) британец Джеймс Томпсон. В дебюте сезона "Лады" приезжали на финиш за пределами первой десятки (мешали то положенный новичкам балласт, то поломки на дистанции), но на восьмом этапе в Брэндс-Хэтч Томпсон на мокрой трассе показал в тренировке восьмое время круга!



У гоночных "Приор" появилась скорость, и следующий этап в германском Ошерслебене это доказал еще раз — ван Лаген едва не заехал в Топ-3 на квалификации, показав четвёртое время. Стартовав со второго ряда, он всю дистанцию шел пятым и под конец был грубо выбит Николой Ларини на Chevrolet Cruze, который по-другому расправиться с "Ладой", очевидно, просто не мог. За коллегу отомстил Томпсон — десятый этап на легендарной Имоле принес ему два шестых места в обеих гонках (в так называемой длинной и спринте) и первые шесть очков для российской команды Lada Sport. Ван Лагена, шедшего с британцем в одном темпе, снова грубо вынесли с трассы, на приличной скорости перевернув на крышу. После гонки он скажет: "Соперникам не нравится, когда впереди них едет Lada".

Вынужденная пауза

К этому моменту на базе команды в Тольятти уже вовсю шла подготовка машины следующего года, но концовка сезона-2009 получилась смазанной: под дождем в Осаке из-за технических проблем сошли с дистанции все три машины, а на "убойной" городской трассе в Макао (Гонконг) ван Лагена подвел мотор, остальным же не удалось избежать столкновений с соперниками.



И тем не менее "смешные" красные машинки уже стабильно едут в темпе первой десятки — Шаповалов, к тому времени сменивший шлем гонщика на место руководителя в боксах команды, сетовал, что если б не мелкие недоработки конструкции, в Осаке Яап и Джеймс могли бы финишировать пятым и восьмым соответственно... Но в межсезонье выяснилось, что поддержки АвтоВАЗа у команды Шаповалова больше нет — на предприятии не посчитали возможным дальнейшее финансирование команды.

Рестарт

Каково в тот момент было руководителю команды, которая в сезоне 2010 года могла рассчитывать на подиумы? Как чувствовали себя сотрудники команды, когда узнали, что запланированные на январь 2010 года тесты новой, кардинально улучшенной гоночной "Приоры" никогда не состоятся? Об этом мы можем догадываться — подобные истории в автоспорте нередки. Реакция болельщиков, которых к тому моменту было уже значительно больше, чем злорадствующих, тоже известна: народ в Сети негодовал, ругая вазовских управленцев последними словами.



На долгие два с половиной года воцарилось молчание. Всё шло к тому, что участие отечественной "Лады" в мировом чемпионате по турингу останется интересным, но очень небольшим эпизодом в истории WTCC. Но в марте 2012 года Lada Sport заявила о подготовленной за 3,5 месяца машине Granta WTCC, имевшей турбомотор на 300 л.с. и агрессивную внешность за авторством бессменного дизайнера вазовского спортподразделения Андрея Рузанова. Новый шеф-дизайнер Lada — Стив Маттин — осмотрел автомобиль перед отправкой на тесты в Европу и остался весьма доволен.

Всё сначала

В 2012 году, вновь заручившись поддержкой завода, команда была готова вернуться на мировой уровень, только вот уровень этот за прошедшее время как минимум не стал ниже, а российской "конюшне" пришлось, по сути, начинать всё с начала. Поэтому о полноценном участии в чемпионате речь не шла — в качестве пробных "гастролей" команда с новой машиной выезжает на пару этапов в начале сезона и потом ещё на один — в середине. Первые тесты, первые "боевые" выезды, борьба с поломками, сходы, "надцатые" места...



В качестве пилота — только опытный Томпсон, но он полон оптимизма: чистая скорость — уже не хуже чем у "Приор" в 2009-м, на уровне первой десятки. В июне Джеймс пилотирует в Португалии, в первой гонке идет девятым, но сходит, а во второй прорывается с 21-го на 11-е место, едва не добыв первые очки! Информации по улучшению автомобиля собрано немало, и команда Lada Sport покидает чемпионат, чтобы сосредоточиться на постройке новой версии машины и вернуться в будущем году...

Точка роста

Уже в феврале 2013 года команда тестирует новые автомобили на французском Маньи-Куре, к Томпсону присоединяется именитый россиянин Алексей Дудукало... Но конец марта и первый этап в Монце получаются неудачным: в стартовой толчее перед первым поворотом Дудукало на полном ходу врубается в Томпсона, моментально "убивая" обе машины. У "доброжелателей" АвтоВАЗа появился очередной повод для шуток в Интернете, а команда объясняет эпизод ошибкой пилота, меняет Дудукало на молодого Михаила Козловского и сосредотачивается на следующем этапе.



И второй этап в Марракеше приносит очки — Томпсону удается финишировать десятым. Во второй гонке этапа его грубо "выносит" Фернандо Монхе (за что позже подвергается штрафу), зато Михаил Козловский приезжает тринадцатым, что очень неплохо для дебюта. И снова поиск новых, более "быстрых" настроек, поломки, аварии. Но уже на пятом этапе в Австрии команде удается побить собственный рекорд — у Томпсона лучшее время (!) на утренней разминке и девятое место на финише.

В десятке лучших

Ну а первый в истории чемпионата российский этап на трассе Moscow Raceway стал просто бенефисом Lada Sport — Томпсон снова лучший на разминке, а в первой гонке приезжает на финиш пятым, заработав сразу десять очков! Во второй гонке у "Лады" тоже всё в порядке со скоростью — британец борется с Габриэле Тарквини и Томом Коронелем за третье место, в результате маневров последнего оказывается выбит с трассы, но праздника это испортить уже не может. Следом, в Португалии, Томпсон доказывает, что Lada не просто вернулась в мировой туринг, но в принципе готова к подиумам и победам: в квалификации он поднимается на пятое место, а в обеих гонках приезжает шестым — точно как на Имоле в 2009-м, еще на "Приоре"..."



В Аргентине из-за поломок, отчасти по вине конкурентов (Томпсон снова сталкивается с Коронелем), и в США (новая, неподходящая "Гранте" трасса) российская команда остается без очков, но в Японии Томпсон — снова шестой, а в Китае на шанхайской трассе — восьмой. Наверняка эти события помогли команде подписать на следующий сезон Роба Хаффа, чемпиона WTCC 2012 года. Концовка сезона в городской толчее на трассе в Макао очков не принесла, но Томпсон, называя сезон-2013 года "американскими гонками", резюмировал его так: "Мы довольны, потому что ставили цель быть в середине пелетона, но уже в первой половине сезона уверенно боролись в Топ-10".

Поддержка сверху

В январе 2014 года у АвтоВАЗа сменился руководитель, и никто не знал, как он отнесется к деятельности подразделения Lada Sport. Но швед Бу Андерссон сразу увидел в российской команде потенциал и оказал поддержку. В марте команда представила обновленную гоночную "Гранту" с мотором, отдачу которого подняли до 380 л.с., а 14 апреля в Марракеше сразу две машины, Козловского и Томсона, оказались в десятке быстрейших — Джеймс в первой гонке финишировал десятым, а Михаил во второй — шестым, причем после штрафа Меди Беннани переместился на пятую финишную позицию. Неделей позже на французском этапе под дождем "выстреливает" Роб Хафф, приведя "Гранту" на финиш пятой, Томпсон в этой же гонке тоже финиширует "в очках", десятым.



В Венгрии все три пилота ведут борьбу на грани призовой десятки, но очков не набирают, зато через неделю в Словакии Хафф в очередной раз демонстрирует, что под проливным дождем гоночная "Гранта" выглядит сильно, особенно находясь в умелых руках — на финише он девятый... Стартовый завал следующего, австрийского этапа выводит из борьбы обоих британцев — Томпсону и Хаффу не удается увернуться от возвращающегося на трассу Ивана Мюллера, и отдуваться за троих приходится Козловскому. И "молодой" не подкачал — снова заработал для "Лады" очки, финишировав десятым! Тот же результат показывает пару недель спустя в Москве Роб Хафф, и это особенно важно, потому что на трибунах присутствует Бу Андерссон... На этапе в Бельгии дела идут чуть хуже, команда остается без очков, зато Козловский впервые опережает на финише обоих титулованных британцев.

Финиш сезона — это новый старт

3 августа 2014 года запомнится болельщикам надолго. Занявший десятое место в квалификации Роб Хафф за счет системы реверсивного старта (для повышения зрелищности первые десять быстрейших меняются местами на старте) оказывается на поуле. Lada Granta стартует с первой позиции! Если вы не видели этого — обязательно посмотрите в записи, оно того стоит. На старте Хафф великолепно отбивает атаки противников и начинает отрываться... И если бы супербыстрые "Ситроены", сдерживаемые парой автомобилей Honda, вырвались бы на оперативный простор хотя бы парой кругов позже... Впрочем, второе место Хаффа — само по себе великолепный результат для российской команды мирового чемпионата, особенно если вспомнить, с чего всё начиналось... А победы у команды Шаповалова еще впереди.



В конце августа 2014 года АвтоВАЗ представил прототип Vesta WTCC. "Веста" — новый автомобиль на абсолютно новой платформе, которая при разработке гоночной версии позволила уйти от многих проблем, являвшихся для "Гранты" "врожденными" и неустранимыми. Будет ли этот новый автомобиль способен побеждать? Это мы узнаем совсем скоро. Одно можно сказать наверняка: это будет самый быстрый, самый совершенный и самый красивый российский туринговый автомобиль в истории. Первые тесты начнутся уже в январе 2015 года, ну а пока... Команде Lada Sport предстоит провести на "Грантах" еще три этапа текущего сезона, и первый из этих них пройдет 4 и 5 октября на пекинской трассе Goldenport Motor Park, которая является совершенно новой для всех без исключения участников чемпионата. И концовка сезона, и начало следующего обещают быть интересными.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
5 комментариев
25.09.2014 15:16
Антон Ветров

Ошибки есть в тексте посаны. Яп не фин, а голландец. Вы ж не думаете, что за WTCC никто не следит?


25.09.2014 15:26
Антон Ветров

Впрочем статья хорошая. Но в сл раз если будете писать статьи у мировом туринге проконсультируйтесь у прозженных фанов в ВК, у админки WTCC. Или сами начинайте смотреть чемпионат. Он начинает свою историю с 2005 года, он интересный.


25.09.2014 15:32
Алексей Калмычков

Добавили лишний сезон. Приоры начали участвовать в 2009 году в середине сезона. ("Но в следующем сезоне Lada Sport выкатила на чемпионат новенькие гоночные Lada Priora.

Расставить приоритеты

К сезону 2009 года Lada Sport подошла в хорошей форме: новые машины, серьёзно модернизированные двигатель, подвеска, тормоза, рулевое управление и сильный состав пилотов..")

В Москве все гонки проходили в воскресенье.


26.09.2014 23:07
Василий Миронов

Теперь ждем на Северной Петле.Уж там, мы им козлам покажем(эти опси мпси).Тока дага надо к рулю приковать,шоб он осознал всю глубину момента....Чстно говоря,насмешил с калиной и гранатой-Спорт.Я свою задроченую Honda Prelude 2.2 vtek не поменяю на лада NFR(надо Need For Speed)


16.12.2015 12:49
Владимир Геннадьевич

Минул 2015 сезон.Итог:веста проиграла Грантеwtcc,с треском!


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings