Лица автопрома. Готлиб Даймлер: сорок лет и четыре такта

Первый автомобиль на земле был изобретен дважды – в один год, двумя незнакомыми людьми, живущими в одной стране, в часе езды друг от друга. Случайность? Случайностей не бывает, когда дело касается событий мирового масштаба.

В XIX веке немецкие земли переживали промышленный бум. Кузнецы, ремесленники и прочие цеховики-одиночки уступали место образованным технарям – механикам мануфактур и инженерам первых машиностроительных фабрик. Мальчишки мечтали о машинах, часах, станках, механизмах – наверное, так, как каких-то сто лет спустя наши отцы мечтали о самолетах и космических кораблях. Развитию технических наук помогали власти и коммерсанты: одни видели в них способ укрепить государственность и экономику, другие – будущие прибыли. Ситуация породила спрос на изобретателей, и они не заставили себя ждать. Тем более своей очереди – вслед за паровой машиной – ждало новое изобретение века: двигатель внутреннего сгорания, пригодный для установки на транспорте.

О будущем цивилизации

Говорить об изобретении ДВС, и тем более называть кого-то его изобретателем, совершенно неправильно – двигатель рождался долго и так же долго совершенствовался, причем усилиями многих авторов. Когда первые работоспособные двигатели такого типа (конструкции Жана Этьена Ленуара) начали выпускать серийно, немецкому инженеру по имени Готлиб Даймлер было уже 26 лет. Он как раз получил техническое образование и, хотя работал на паровозостроительном заводе, был одним из тех немногих современников, кто уже понимал, что будущее цивилизации – за компактными моторами внутреннего сгорания. К осознанию этого факта молодого инженера привело изучение паровых машин, которые он познавал и в теории, и на практике. Но об образовании будущего гения техники стоит сказать отдельно.

Daimler-Reitrad-.jpg

В 1885 году Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах разработали и построили первый в мире мотоцикл с ДВС


С чего начинается гений

Сын Иоганнеса Даймлера, потомственного булочника, державшего попутно питейное заведение, Готлиб Даймлер, родившийся в 1834 году, увлекался техникой еще в школьные годы. В 1840-е годы это означало страсть к черчению и математике. Биографы Даймлера цитируют его аттестат зрелости, согласно которому к 1848 году подросток прошел курс «геометрии и стереометрии, изучал алгебраические вычисления и тригонометрию и способен применять их на практике». А первая практика свелась к должности ученика в мастерской местного оружейника, получившего большие заказы в связи с гражданскими волнениями в юго-восточной области Германии (родина Даймлеров – герцогство Вюртемберг со столицей в Штутгарте). За четыре года работы здесь Готлиб получил хорошие слесарные навыки, освоил азы гравировки, а главное – оценил важность таких качеств, как основательность и усидчивость. Так, к примеру, он мог самостоятельно от начала до конца изготовить такое технически сложное изделие, как двуствольный пистолет, включая финишную отделку. Но свое будущее Готлиб видел отнюдь не у слесарного верстака.

Молодой человек хотел продолжить техническое образование и намеревался поступить в профессионально-техническую школу в Штутгарте. Но на пути к этой цели было несколько препятствий. Во-первых, чтобы стать «пэтэушником», Готлиб был еще мал. Во-вторых, ученик должен был иметь производственный опыт и, более того, в свободное от теоретических занятий время работать где-то «по специальности».

Но производственного опыта будущему изобретателю в 1852 году не хватало. Получать его Готлиб Даймлер отправился за границу. Это может показаться странным, но с точки зрения экономики Германия в те годы была достаточно консервативной по сравнению с Францией или Англией.


20110611221257!Daimler_First_Motorcycle.jpg

Первый в мире мотоцикл с ДВС



Прогрессивно мыслящий состоятельный земляк, ученый и общественный деятель Фердинанд Штайнбайс помог молодому дарованию организовать обширную «производственную практику» за рубежом. Готлиб получил место в мастерских завода «Ф. Ролле и Швильке» около Страсбурга. Примечательно, что завод носил титул «Высшая школа производственной практики», и работа его была организована соответствующим образом – как специально для Даймлера. В самом начале 1853 года он приступил к работе на производстве товарных вагонов и паровозных тендеров. День в цехах завода начинался в 5 утра и при наличии заказов мог заканчиваться около полуночи. Но работа периодически прерывалась для уроков по теории машиностроения – не зря ведь предприятие именовалось «высшей школой». Кроме того, Готлиб Даймлер находил время для изучения французского языка, который очень пригодился ему при организации сбыта его моторов в будущем.

Через три года на «учебном предприятии» начали производить паровозы, 22-летний Готлиб стал бригадиром и почувствовал недостаток теоретических знаний. И в 1857 году он возвращается из Франции на родину и берется за высшее образование – начинает учебу в Штутгартской политехнической школе. Поскольку он уже имел за плечами курс обучения в страсбургской «Высшей школе производственной практики», 23-летнему Даймлеру позволили сократить курс с четырех до двух лет. Также как перспективный студент он был освобожден от платы за учебу.

Известно, что не все фундаментальные науки давались Готлибу легко, но настойчивость позволила ему получить такие нужные будущему конструктору знания по механике, математике, физике и химии. Также Даймлер пополнил свои знания в области машиностроения и выучил третий язык – английский.


Stuttgart-cannstatt-daimler-kutsche-1886.jpg

Карета Даймлера с ДВС 1886 года выпуска



Понять, насколько важно было образование для инженера, собирающегося двигать технический прогресс, поможет такой факт. Известно, что в Штутгарте не изучали даже основ электротехники, поскольку на то время ее как систематизированной науки еще не существовало. И отсутствие подготовки в этой сфере сказалось на будущей работе Готлиба Даймлера: проблемы с зажиганием рабочей смеси двигателя решались им дольше других задач.

Опыт Европы

В 1859 году двадцатипятилетний Готлиб Даймлер закончил учебу и начал работу на том страсбургском заводе, где выпускали паровозы и откуда он ушел на студенческую скамью. Но с локомотивами в этот раз уже не заладилось. Познакомившись за время учебы и производственной практики с передовыми техническими идеями, молодой инженер пришел к пониманию того, что громоздкие и металлоемкие паровые машины – не совсем то, что нужно человечеству для развития. Но понимания у начальства он не нашел, поскольку век пара только наступил, и паровые двигатели многим казались венцом науки и техники.

В 1861 году в поисках возможности работать над созданием двигателя нового типа Готлиб Даймлер оставляет предприятие на окраине Страсбурга и уезжает в Париж. Здесь он работает на небольшой фабрике механика Перина, изготавливавшей далекую от мира транспорта продукцию. Однако жизнь в «столице мира» дала Даймлеру другое. Он укрепился в своем убеждении: если не сегодня, то уже завтра миру будет нужен источник механической энергии для привода самых разных устройств – на транспорте, в промышленности и сельском хозяйстве. Менее чем через год Готлиб оставил фабрику Перина и уехал из Парижа, но это предприятие, превратившись позднее в компанию «Панар и Левассор», в будущем снова появится в его судьбе.


Daimler_Motor-Quadricycle.jpeg

Автомобиль Даймлера с ДВС 1889 года



Следующей страной, в которой Готлиб Даймлер получал опыт работы в машиностроении и конструировании, стала Англия. Он отправился туда опять-таки за счет мецената Фердинанда Штайнбайса и в Лидсе, Манчестере и Ковентри работал на самых современных предприятиях, производящих станки, паровые машины, паровозы, суда. Одним из мест, где трудился Даймлер, был завод Витворта – здесь выпускалась производственная оснастка и крепежные изделия (крепление колес типа Рудж-Витворт – ничего не напоминает?). Высокоточное производство в Ковентри было основоположником массового применения резьбовых соединений с взаимозаменяемыми болтами и гайками. Даймлеру очень пригодилось знакомство с тамошними технологиями металлообработки и достижениями в области материаловедения. К тому времени творческая командировка «по заграницам» уже завершалась – набравшись передового опыта, дипломированный инженер Готлиб Даймлер в 1863 году возвращается в Германию.

Карьера инженера

На родине молодой специалист не гнушается начать свою деятельность с места чертежника, но через год становится техническим руководителем крупного предприятия по производству сельхозтехники в Ройтлингене и занимает этот пост до 1869 года. Самое главное, что получил Даймлер в этот период, – это знакомство с талантливым механиком-самоучкой Вильгельмом Майбахом. Но цель, которую поставил перед собой Готлиб, к тому времени уже два года женатый на дочери аптекаря Эмме Курц, – собственное промышленное предприятие, – пока оставалась недосягаемой.

Летом 1869 года Даймлера приглашают на должность технического директора «Машиностроительного завода Карлсруэ», передового предприятия, выпускающего паровозы. (Интересно, что тремя годами ранее здесь трудился слесарем «отец» второго «первого автомобиля» – житель соседнего Мангейма Карл Бенц). В течение нескольких лет новый руководитель успешно содействует развитию предприятия. Наконец-то его знания и опыт получили достойную оценку, причем как в моральном, так и в материальном плане. Успех и на личном фронте: дома 38-летнего Даймлера каждый вечер встречает красавица жена и двое малышей – трехлетний Пауль и годовалый Адольф.


Gottlieb_Daimler_1890s12.jpg



Летом 1872 года успешного менеджера и конструктора сманили к себе господа Николаус Отто и Ойген Ланген. Первый был изобретателем ДВС атмосферного типа, второй – его финансовым партнером в предприятии «Завод газовых двигателей в Дойтце», где упомянутый мотор как раз начинали производить. Наконец-то работа Даймлера пересеклась с его видением будущего – двигатель внутреннего сгорания! Здесь он стал техническим директором, возглавив производственный участок и работу с конструкторской документацией. С собой Даймлер привез своего друга и единомышленника Вильгельма Майбаха, которому доверили руководство конструкторским бюро. О том, как высоко ценились в ту пору технически грамотные и опытные люди, говорит и тот факт, что коллеги также привезли из Карлсруэ в Дойтц несколько квалифицированных рабочих.

Таким образом, Готлиб Даймлер стал организатором серийного производства работоспособного ДВС промышленного назначения. Предприятие получилось коммерчески успешным, в 1875 году в Дойтце произвели 643 двигателя суммарной мощностью в 735 л.с. Одноцилиндровый атмосферный двигатель конструкции Отто был стационарным, работал на светильном газе (его получали из угля и древесины), и в рабочем ходе его поршня использовалось атмосферное давление (поршень двигался за счет разрежения в цилиндре). Данное обстоятельство и послужило приговором мотору: мощнее 3-4 л.с. он не мог быть в принципе, а габариты достигали 3 метров по высоте. Данные обстоятельства, помноженные на общий экономический кризис, привели к падению спроса на двигатели, производимые в Дойтце. Человечеству нужен был новый мотор – но какой?

Продолжение следует…


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
28.11.2015 03:16
Андрей Кринкин

Крутой материал, прочитал с удовольствием. Жду продолжения, хоть и знаю историю этого безумно талантливого парня.


28.11.2015 16:42
Евгений

Вот этими немцами можно гордиться! Спасибо за материал.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings