Любить по-русски: ремонт и обслуживание Chevrolet Niva

43958 3 8

Есть у нас одна черта: мы уважаем что-то иррациональное. Спортивный распредвал в Нексии, тонированные фонари или литые диски на «шестёрке»… Не важно, что именно, главное – чтоб было непонятно, как это можно любить.

 

Владелец нашей сегодняшней Нивы при выборе автомобиля колебался между Renault Sandero Stepway и Chevrolet Niva. Во время тест-драйва в автосалоне у Нивы не открывался багажник, передачи переключались с трудом, а при попытке экстренно затормозить автомобиль заглох, и никто его не мог завести в течение нескольких минут. И всё-таки выбор был сделан в пользу Нивы. Почему? Тут я вам ничего не отвечу, даже владелец этой Нивы внятно ответить не смог. Нравится, и всё тут! Бывает же такое, правда?

Чуть-чуть истории

Chevrolet Niva была логическим продолжением классической Нивы ВАЗ-2121. В своё время этот автомобиль можно было бы назвать одной из самых успешных советских машин. Истории её возникновения посвящено множество материалов разной степени качества и объективности, поэтому позвольте сегодня пропустить историю создания Нивы. Перейдём сразу к той, что Шевроле.

ВАЗ-2121 был хорош всем, но особенно – за чертой города. Пришло время, и ездить на старой Ниве по мегаполису было уже просто неловко, тем более что в потоке автомобилей всё чаще стали проскакивать разнообразные Сузуки Витары и прочие Тойоты РАВ4. Вид иностранных представителей тогда ещё нового класса SUV вызывал приступы позеленения кожных покровов нивоводов, и в конце концов стало ясно, что Ниву придётся модернизировать. Это сейчас, когда кроссоверы превратились в хэтчбеки с пластмассовыми накладками на порогах, народ понял, что зря не любил «честные» внедорожники, а тогда все было иначе…


В 1998 году, когда с момента производства ВАЗ-2121 прошло чуть больше 20 лет, конструкторы АВТОВАЗа явили миру ВАЗ-2123. Тогда ещё слова «Шевроле» в названии не было, машину именовали Niva II. Внутри более-менее современного на вид кузова скрывалась всё та же старая Нива, правда, с существенными переделками, особенно в трансмиссии. В это тяжелое для страны в общем и для АВТОВАЗа в частности время наладить выпуск нового автомобиля не удалось. С 1998 по 2002 годы ВАЗ-2123 собирали только мелкосерийно на опытно-промышленном производстве. Скорее всего, бог бы миловал, но в 2002 году удалось договориться с General Motors, было создано совместное предприятие GM-АвтоВАЗ, в результате чего на облицовке Нивы появился значок Шевроле, а Niva стала товарным знаком совместного производства. Классическая Нива с тех пор выпускалась под названием Lada 4×4.

В 2009 году Шевроле Нива пережила первый и последний рестайлинг, хотя кардинально она не изменилась. Более важен тот факт, что во время выпуска авто с 2002 года многие узлы периодически менялись, отчего машина постепенно становилась всё лучше и лучше. Чуть позже мы посмотрим, что можно было купить в 2012 году, а пока отметим вот что.

Как и у любого автомобиля, у Шеви-Нивы есть как ярые сторонники, так и ненавистники. И объясняется это, прежде всего, нестабильностью качества. Отечественных комплектующих в машине – почти 95%, сборка тоже местная, и несмотря на покровительство GM, в рамках одной и той же партии попадались как вполне беспроблемные машины, так и буквально разваливающиеся на ходу. Особенно – в первые годы производства. Хотя в Интернете гуляет байка о Ниве, которая ездила и вообще не ломалась в течение четырех лет. За правдивость ручаться сложно, но вероятность такого развития событий существует.

Так или иначе, Шевроле Нива завоевала свою долю потребительской любви. Ещё бы: купить за её стоимость что-то более проходимое импортное было нельзя, а какой-никакой уровень комфорта всё же присутствует. В ходе рестайлинга 2009 года даже удалось нарисовать вполне симпатичный салон.

Двигатель

Силовой агрегат Шевроле Нивы берёт начало от старого доброго карбюраторного мотора 21213 первых Нив. Конечно, с течением времени многое изменилось, но глядя на двигатель сегодняшней Chevrolet Niva трудно не вспомнить его почтенного прародителя. Современный мотор ВАЗ-2123 – инжекторный, а другое новшество мотора – гидрокомпенсаторный механизм.



В силу специфичности автомобиля его обслуживанием владельцы довольно часто занимаются сами – конструкция не самая сложная, и тем, кто знаком с отечественной техникой, никаких сюрпризов она не преподнесёт. Поэтому не будем подробно описывать, например, процедуру замены масла или воздушного фильтра – всё просто и понятно.



Масляный фильтр традиционно расположен сбоку блока, доступ к нему не самый удобный, но выкрутить можно. Его стоимость – от 400 до 600 рублей. Масла понадобится 3,75 литра. Для откручивания сливных пробок потребуется шестигранник, саму пробку придётся поискать, но стандартный пыльник позволяет открутить её без снятия самого пыльника. Неудобно, но можно. Благодаря высокому клиренсу можно даже обойтись без ямы или подъёмника, тем более, что пробка находится спереди двигателя. Если же на машине установлена более серьёзная защита картера, то всё же лучше автомобиль поднять.

Уж коли открыт капот, посмотрим, что тут может ещё преподнести сюрпризы. Многие владельцы Шевроле Нивы сталкиваются с проблемой лопнувшего расширительного бачка. Происходит это по двум причинам. Во-первых, сама форма бачка не слишком удачная: он прямоугольный с боковыми поверхностями довольно большой площади, которые не любят перепадов давления охлаждающей жидкости. Вторая причина кроется в нестабильном качестве крышки бачка, клапаны которой не всегда адекватно реагируют на перепады давления в системе охлаждения. Если вдруг машина начинает «кипеть» или на втором бачке подряд появляется трещина – стоит обратить внимание на пробку.



Есть проблема и похуже пробки бачка – это гидравлический натяжитель цепи ГРМ. Он и сам по себе не всегда справляется с работой, но ещё и имеет иногда желание вообще перестать работать из-за лопнувшей трубки подвода масла. Первым признаком неудовлетворительной работы гидронатяжителя станет металлический лязгающий звук. На моторах после 2008 года механизм чуть изменили, увеличили диаметр масляной трубки. Однако полностью проблема не ушла, поэтому многие предпочитают поменять гидронатяжитель на механический. Здесь уже стоит натяжитель ISAI, который не требует регулировки по мере растяжения цепи (во всяком случае, так убеждает производитель устройства). Стоит такая вещь всего 1 000 рублей, но, по мнению многих владельцев Нив, значительно повышает надёжность цепного привода. Сама же цепь способна до замены прослужить около 100 000 километров.

Гидрокомпенсаторы моторов первых Нив вызывали желание поменять их на обычные регулировочные болты. Сейчас с гидрокомпенсаторами ситуация значительно улучшилась, хотя встречающийся на многих экземплярах шум в ГБЦ при холодном пуске двигателя большинство нивоводов считают нормой.

Перед заменой ремня генератора нужно определить, каким способом регулируется его натяжение. У части машин оно настраивается путём смещения генератора (как на «классике»), у более поздних машин появился натяжной ролик (генератор в последнем случае расположен сверху, слева от двигателя).

В общем и целом под капотом отметим достаточно удобную компоновку для проведения мелкого ремонта и обслуживания. Заменить лампы в фарах, воздушный фильтр (понадобится лишь крестовая отвёртка), долить жидкости – всё это просто. Хотя, например, со снятием стартера придётся помучиться.



Трансмиссия и ходовая часть

Чего у Нивы не отнять – это честного полного привода. Периодически у некоторых товарищей появляется желание сделать полный привод отключаемым, и тогда предел вмешательства в конструкцию ограничен только ленью и фантазией. Чаще всего просто снимают один из карданов (преимущественно – передний), особо трудолюбивые владельцы ставят блоки отключения моста. Думается, что все эти действия – от лукавого, но знать о том, что такие «тюнингованные» машины в природе встречаются, обязательно. Если вдруг появится желание купить подержанную Шевроле Ниву, спросите, не злоупотреблял ли предыдущий владелец поездками без одного кардана. Если да – проверьте автомобиль на предмет повышенных вибраций вследствие, например, «смерти» опор раздаточной коробки.

Собрать говорящую статистику поломок КПП и «раздатки» не удалось, что косвенно говорит об их неплохой надёжности, зато достаточно часто возникают претензии к приводу сцепления. Он тут гидравлический, и менять приходится как главный, так и рабочий цилиндры сцепления. Периодически жаба наседает на владельца Нивы всей своей неподъёмной тушей, и он занимается ремонтом цилиндров, благо ремкомплекты купить можно. По большому счёту, всё это – пережиток «старины глубокой», когда мы ещё и тормозные накладки клепали для барабанных механизмов. Сейчас целесообразнее заменить эти механизмы целиком, благо стоят они по сегодняшним деньгам копейки: от 400 до 600 рублей. Замена в сервисе каждого из цилиндров обойдётся рублей в 800, но каждый, кто помнит, как прокачать сцепление, сможет выполнить эту работу и самостоятельно. Впрочем, кто помнит, тот обязательно возьмёт себе помощника: крутить штуцеры и одновременно давить на педаль не удавалось еще никому.



В трансмиссии есть одно существенное отличие между машинами до 2010 года выпуска и более поздними. После 2010 года устанавливались новые валы с шарнирами равных угловых скоростей. Как следствие – появление пыльников, за состоянием которых придётся внимательно следить. К чести ранней конструкции отметим более простое снятие и установку кардана: всего лишь отвернуть по четыре болта с каждой стороны. Для снятия вала со ШРУСами понадобится вывешивать «раздатку». Само собой, для замены пыльника повозиться с «раздаткой» тоже придётся, причём сам пыльник будет стоить рублей 200-300, а цена замены окажется гораздо выше и будет сильно зависеть от моральных качеств мастеров СТО.

При замене масла в коробках и редукторах допустимо использовать одно трансмиссионное масло 75w-90. В КПП войдёт 1,6 литра, в раздаточную коробку – 0,79 литра, в редуктор переднего моста – 1,15 литра, заднего – 1,3 литра.

Слабое место ходовой части – ступичные подшипники. Пробег нашей машины – всего 34 тысячи, а их уже меняли. Стоимость подшипников начинается от 400 рублей, средняя стоимость замены – 1 500. Ну, а в остальном… Тут ещё раз напомним: Нива – внедорожник, поэтому её подвески обычно не берегут. И ресурс ходовой части будет сильно зависеть от того, где и как эта машина обычно ездит. Есть смысл обратить внимание на следующую деталь.



Стандартная защита картера ДВС устанавливается таким образом, что рычаги и сайлентблоки передней подвески остаются ничем не закрытыми. Если на обычном автомобиле это не так страшно, то для внедорожника этот факт может стать поводом для печали и серьёзного ремонта ходовой после неудачных «внедорожных испытаний».




Если съехать с дороги со словами «пацаны, смотрите, как я могу!» и упереться рычагом в первый же пенёк или камешек, то расценки на ремонт будут приблизительно следующие. Нижний рычаг – 3 900 рублей, рулевая тяга – 800, замена рычага – 1 600, замена тяги – 700, установка углов развала и схождения – 2 000 рублей.

Переходим к рубрике «курьезы». Пробег, как я уже говорил, небольшой – 34 тысячи. Возраст – четыре года. Знаете, что у машины за это время сгнило? Тормозные диски. Они проржавели так, что их пришлось менять. Диск обойдётся в 2 200 рублей, его замена – в 800. Будем считать, что коррозия появилась исключительно от малого пробега, ведь машина должна не стоять, а ездить. И желательно – побольше.

Кузов и салон

Сначала мы как обычно сядем в машину и посмотрим, как она ездит. И тут же понимаем, что персонаж из мультика и игр, изображённый на боксе запасного колеса, тут как нельзя кстати. Для тех, кто не знает, поясним: его зовут Слоупок, и он известен благодаря своей медлительности.




Владелец Нивы, обладающий хорошим чувством юмора и умением трезво оценивать возможности своего автомобиля, картинку подобрал очень точно. Действительно, 80 лошадиных сил – это очень и очень мало, особенно для автомобиля, полноприводная трансмиссия которого способна «сожрать» приличное количество «лошадок» и так не слишком мощного двигателя.

Но с другой стороны, Шевроле Нива сконструирована не для того, чтобы выигрывать гонки. Её задача – проехать там, куда другие не доедут. И с ней она справляется, даже в стоковом состоянии. Конечно, по трассе на ней лучше ехать не больше ста километров в час, и то, наслаждаясь вибрациями и гулом трансмиссии. В городе она любит кушать бензин литрами, но всё это – плата за постоянный полный привод.

Зато салон Нивы 2012 года выглядит вполне прилично. Небольшие новшества (рулевое колесо, плафон подсветки и прочие мелочи) делают интерьер гораздо более приятным по сравнению с дорестайлинговыми машинами. Есть, конечно, куда хотелось бы приложить руки: например, рычаги раздатки и коробки передач тут так и остались выдернутыми из смелых фантазий Элтона Джона, а приборка от «пятнашки» сейчас уже выглядит полным анахронизмом.



Но в целом салон отторжения не вызывает. Особенно если помнить о стоимости этого автомобиля, ибо даже на фоне роста цен Нива остаётся самым доступным внедорожником. Одним словом, ругать интерьер не будем: простенько, но не шумно, не отталкивающе, с покушением на моду. Лучше перейдём к делу: что надо знать о кузове и салоне Шевроле Нивы.




У Нивы почти сразу начинают гнить пороги под пластиковыми накладками, и наиболее заботливые владельцы снимают эти накладки, чтобы применить превентивные меры сразу после покупки. Другое проблемное место – под уплотнителями дверей, где тоже достаточно часто появляются «рыжики». К сожалению, ЛКП Нивы нельзя назвать качественным. За ним – только глаз да глаз.

Любителям покататься по ямам, кочкам и грязи придётся внимательно следить за задним бампером: изнутри он сделан так «удачно», что напоминает по форме ковш. А ковш, как известно, как нельзя лучше подходит для того, чтобы черпать всё, за что зацепится.




Что в итоге?

Идеальных автомобилей не существует. Тем более – специализированных, к которым можно отнести и Шевроле Ниву. На трассе на ней достаточно тяжело совершить обгон, в городе будет огорчать расход бензина. Зато можно ездить там, куда многие кроссоверы даже не сунутся. И в этом преимущество такого автомобиля. Кому-то, может, не понравится, что машина потребует повышенного внимания к некоторым местам и агрегатам. Но ведь и стоит она не как Кадиллак Эскалейд, а её обслуживание и ремонт, возможно, и будут слишком частыми, зато не очень накладными. А ещё может повезти, и ваша Нива ломаться не будет. Помните, мы говорили, что такие экземпляры тоже существуют?

Откровенно архаичная конструкция имеет и свои преимущества. Во-первых, многое можно сделать самому. Во-вторых, в сервисах обычно не наглеют с расценками. В-третьих, запчастей везде навалом. В-четвёртых, о ремонте Нивы своими силами известно уже всё или почти всё.

Правда, придётся смириться с хронически текущей пробкой маслозаливной горловины типично «жигулёвского мотора», с ржавеющим «железом» или внезапным отказом чего попало. Но для езды по бездорожью ничего более нового и современного пока не придумали.

За помощь при подготовке материала выражаем благодарность ИП Буторину (автоцентр «Best», СПб, ул. Фучика, д. 17, бокс №1)




Читайте также:



Поделиться: 1 3 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Где вы такие цены берёте? Я масляный фильтр за 400 рублей ни разу не видел, не говоря о 600. Тормозной диск за 2200 - это супер дорогой диск.

Igor Pokhabov

В целом как владелец, со статьей согласен. Есть только вопросы к тому, как за 15 лет не поменяли панель приборов и то что многие проблемы за это время не решены, такие как система охлаждения с глюками. То печка взорвется, то бачек лопнет.

Минусы НИВЫ это слишком слабый мотор и (тут уже присуще всем ВАЗам, да и не только им) плавающее качество сборки и комплектующих, да, может быть машинки то и не плохие, но при допуске изначально запоротых деталей, складывается впечатление, что заводу глубоко положить на потребителей, так как всё равно купят, ибо нет конкурентов в этой ценовой зоне.На заводе в городе делались (как сейчас не знаю) детали для коробок, раздаток и прочего для них, уже с завода было много брака, который в последствии перевозили на завод и устанавливали при сборке.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Авто Недели
В поисках утраченной спортивности: стоит ли покупать Honda Accord VIII за 750 тысяч рублей

Honda Accord в седьмом поколении заработала имидж автомобиля стильного и интересного, да к тому же с претензией на динамичность. Восьмое поколение добавило модели еще и статусности за счет ощутимого увеличения габаритов,…

374 0 0
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Great Wall Safe

Great Wall Safe — из того первого поколения китайских машин в России, про которое слагали легенды: будто разваливались они прямо на ходу в 100 метрах от дилерского центра, а внутри нестерпимо воняли ядовитым фенолом. А…

257 0 0
Статьи / Финвопрос
Огласите весь список! Какие автомобильные бренды на самом деле поддерживает Правительство РФ?

В этом году были перезапущены две государственных программы поддержки автопрома. Программа поддержки лизинга стартовала 21 января, но быстро закончилась: как сообщают наши источники, существенная часть средств ушла на…

1589 1 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: хитрости раздатки, почти вечные АКП и совсем вечные моторы

В первой части обзора мы уже поняли, что коррозийная стойкость старых Chevrolet Tahoe если не выдающаяся, то как минимум очень неплохая. По электрике есть свои болячки, подвеска иногда требует вложений, но всё совсем…

19283 5 2
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: негниющая рама и стойки от Газели

С одной стороны, “это же рамный внедорожник – чему там ломаться”. С другой, “это же американец, у них всё не слава богу”. Народные мнения о старых Шевроле Тахо бывают диаметрально противоположными. Сегодня разбираемся,…

9497 0 1
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Lanos с пробегом: мелкие проблемы большого люфта и мотор, который трудно сломать

Про эти машины говорят, что это “лучше, чем пешком” и “зато не в кредит”. Над ними смеются, сидя в BMW и маршрутках. Их любят бывшие владельцы вазовской “классики”. Да, речь идёт о Lanos. В первой части обзора этой…

6622 20 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

50152 13 5
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

37923 6 0
Тест-драйвы / Одиночные
Даже это можно сломать: опыт владения Lexus LS 460

Они быстро стареют, стремительно теряют в цене и теряют актуальность при малейшем рестайлинге. В десятилетнем возрасте их цена сравнима с ценой нового хэтчбека гольф-класса при неизменно высоких затратах на ремонт и…

22532 4 6
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

19301 43 0
Статьи / Практика
«Вы в эфире!» Сравнительный тест FM-трансмиттеров

Давненько не брали мы в руки шашек… В смысле, таких гаджетов, как FM-трансмиттеры! По случаю в тестовой лаборатории «Колес» оказалась целая охапка подобных устройств – посмотрим, как подобные автоаксесуары…

7098 4 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

2769 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

55121 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

39395 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15804 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

67743 26 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

52668 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

52494 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?