«Механика» тоже ломается: антирейтинг механических коробок передач

202528 32 33

Все слышали, что ремонт «автомата» – дорогое удовольствие, да и к надежности их есть немало вопросов. Механические коробки при этом считаются чуть ли не эталоном надежности. Меж тем есть некоторые МКПП, к которым тоже нужно относиться осторожно.

Когда мы говорим о каком-нибудь новом (или не очень новом) автомобиле, то коробка передач часто остается в стороне. Если не брать во внимание «особо отличившиеся» КПП, о которых речь пойдет ниже, чаще всего просто упоминают, что есть, мол, автоматическая коробка. В лучшем случае – уточняют, гидромеханика это, робот или вариатор. Динамика автомобиля прочно увязана в умах потребителей с одной лишь конструкцией двигателя…

На самом деле от коробки характеристики автомобиля зависят не в меньшей степени, чем от мотора. По сложности же КПП (даже механические) порой превосходят двигатели, с которыми работают. В них много деталей, порой очень сложно взаимодействующих друг с другом, а стоимость ремонта или замены часто сравнима с ценой «капиталки» и замены двигателя. При этом автопроизводители нередко заявляют коробки как необслуживаемые узлы, которые меняются исключительно в сборе.

Некоторое время назад, когда машины с автоматическими коробками передач составляли абсолютное меньшинство на наших дорогах, «ломучими» считались именно АКПП. Зачастую от покупки машины с «автоматом» отказывались, поскольку боялись поломок. Со временем ситуация изменилась, «автомат» стал надежным другом для сотен тысяч водителей, многие машины и у нас продаются только с «автоматами», а «механику» нельзя получить даже за доплату.


Но периодически всплывают застарелые страхи, а порой случаются настоящие «трагедии» и детективы, как, например, история с DSG-7 и продленной гарантией VAG или таинственными писками коробок на Nissan X-trail и Mitsubishi Outlander. Какие сюрпризы могут подстерегать покупателя машины со стороны коробки, и только ли АКПП могут подвести?

С механической КПП знакомы почти все. Опция «только автомат» в водительских правах встречается еще очень редко, а значит, при получении прав каждый проходил обучение на машине с обычной коробкой передач, где нужно выжимать сцепление для переключения и самостоятельно включать передачу сообразно дорожной ситуации и режиму движения. Казалось бы, такие коробки выпускаются уже на протяжении десятков лет, все давно отлажено, они почти не изнашиваются при аккуратном обращении, и об их надежности задумываться не нужно.

Но повышение мощности моторов и тенденция к снижению веса узлов сыграли дурную шутку: совершенно «неубиваемый» узел с ресурсом в много сотен тысяч километров теперь требует к себе пристального внимания.



Opel F17

Одними из первых, кто столкнулся с проблемой частых поломок «механики», были владельцы недорогих и удобных Опелей. Еще в конце 90-х годов на эти машины стали устанавливать МКПП с обозначением F17, обычную пятиступенчатую коробку для моторов 1,4-1,6 литра, мощностью до 101 л.с. Надо пояснить, что родословная F17 уходит корнями в 80-е годы – четырехступенчатый «предок» с индексом F13 стоял еще на Opel Kadett, послужившим позже основой для создания Daewoo Nexia.

В 1999 году появились новые моторы 1,8 мощностью 125 л.с, на которые ставилась все та же КПП F17. Мина замедленного действия проявила себя уже через несколько лет. Поначалу немногочисленные, проблемы участились после установки этой серии моторов на всё более и более тяжелые машины, например, Vectra C или минивэн Zafira A.

А с выходом еще более мощной разновидности моторов, выдающих 140 л.с., которые ставились и на Zafira B, и на Astra H, возник даже дефицит «контрактных» МКПП под замену. Доходило до того, что появились варианты переделок машин под другие МКПП, хотя это и было сопряжено со значительными сложностями.



Свою роль сыграли и проблемы первого «робота» от Opel – трансмиссии Easytronic, фактически той же F17, но с автоматическим приводом сцепления и переключения передач. Помимо не очень удобной, иногда откровенно медленной работы узлов автоматического переключения, рывков и выходов механизма переключения из строя подводила и сама основа конструкции.

Хорошо, что основные проблемы такой МКПП всегда можно просто «услышать»: разрушение подшипников и вторичного вала сопровождается воем при движении. И особенно хорошо проблема прослушивается, если раскрутить колеса мотором на вывешенном на подъемнике авто. Усугубляются проблемы подтекающими сальниками приводов и потерей при этом масла. К сожалению, выход из строя подшипников влечет за собой повреждения валов и шестерней, корпуса коробки и дифференциала. В результате агрегат проще заменить, чем починить. Похожие проблемы случались и с другими МКПП Opel. Например, с шестиступенчатой M32, которая применялась на турбированных двухлитровых Astra и Zafira в середине 2000-х годов. К счастью, это семейство МКПП было быстро заменено на коробки F40, которые таких проблем не имеют.




ВАЗ-2181

К сожалению, Opel – не единственный производитель, у которого обычная «механика» не отличается вечным здоровьем. Похожие проблемы проявляются у ряда моделей с относительно новыми и мощными моторами и немолодыми коробками.

Например, ВАЗовские коробки, которые мы видим на всех современных Ладах, были рассчитаны на 70-сильные двигатели «восьмерок» и «девяток». Рассчитаны, конечно, с запасом по мощности и моменту, а кроме того – исходная конструкция изрядно модернизирована за последние 30 лет. Но мощнее в полтора раза она не стала, и весь запас прочности выбран уже до конца. Так что рекомендуем покупателям подержанных Лад, особенно с 16-клапанными двигателями мощностью 98 и 106 л.с., внимательно прислушиваться к тому, как работает КПП. Если предыдущий владелец ездил активно, используя на максимум возможности мотора, то подшипники могут быть уже «при смерти». После их проворота замены потребует уже корпус МКПП.

Кстати, во многом именно из-за отсутствия коробки нового поколения, которая могла бы «переваривать» действительно большой крутящий момент, АВТОВАЗ не запускает в серию автомобили с мощными двигателями. Например, Lada Priora 1,8, эксклюзивный тест-драйв которой мы делали в сентябре, пока выходит малыми партиями.




Hyundai M56CF

Очередной опыт расширения линейки трансмиссий применительно ко все более и более мощным моторам. Коробки конструктивно схожего семейства M5AF3 знакомы мастерам еще по Hyundai Accent второго поколения образца 2001 года и Hyundai Getz, где они работали в паре с 1,5-литровым 90-сильным двигателем и особой надежностью не блистали. Случаи выхода из строя подшипников и валов встречались не так уж редко.

Модернизированные версии ставили на 100-сильные Hyundai i20, а вот когда дело дошло до установки на Kia Ceed/Hyundai i30/Solaris и другие машины с новыми моторами 1,6 семейства Gamma II мощностью свыше 122 сил, то начались уже действительно серьезные проблемы. КПП не справляется с большим моментом и возросшей массой автомобиля. Нередки случаи замены коробок по гарантии, но на машинах старше пяти лет все уже может происходить за счет владельца.




Volkswagen 02T

Сразу стоит оговориться, что случаев поломок этой КПП значительно меньше, чем коробок Hyundai и Opel, однако определенная тенденция существует. Агрегат появился впервые в 1999 году на Audi A2 с мотором объемом 1,4 литра и мощностью 75 л.с. как новое поколение МКПП, очень легких, с магниевым корпусом и облегченными валами.

Теперь ее можно встретить на Volkswagen Polo sedan и Skoda Fabia, и вместе со 105-сильным 1,6-литровым мотором они едва ли могут претендовать на звание «идеальной пары». Казалось бы, коробки рассчитаны на заметно большую мощность и крутящий момент, но при активном движении все же выходят из строя. Часто как раз к концу гарантийного срока, что будет очень «приятным» сюрпризом для покупателя на вторичном рынке.




Как это ломается?

Нелишне будет объяснить, каким образом и из-за чего происходит критический износ подшипников в коробке. Для начала оговоримся, что в КПП используются подшипники качения — обоймы с шариками или роликами. Они катятся внутри колец и снижают тем самым коэффициент трения. Для того, чтобы трение было минимальным, шарики или ролики должны быть расположены ровно. Меж тем на «слабых» коробках от переизбытка крутящего момента начинает слегка «дышать» корпус или гнуться валы. Сотой доли миллиметра изгиба достаточно, чтобы ролики в подшипнике перекосило, и он начал работать с повышенным трением и постепенно разрушаться. Продукты износа попадают в картер коробки, ускоряя износ всего узла.

На уже упомянутой в этом обзоре коробке Opel F17 ситуация усугублялась тем, что подшипники качения работали в пластиковых обоймах, и ролики в них перекашивало от простой тепловой деформации пластика или неудачной сборки. Вдобавок объем картера этой КПП был весьма мал, поэтому продукты износа часто попадали в дифференциал, который в критический момент просто выламывал стенки коробки.

Что в итоге?

Не будем спорить с тем фактом, что механические коробки в целом немного проще, а следовательно – надежнее автоматических. Те КПП, которые мы упоминали в этом обзоре, в среднем ломаются чаще остальных, но назвать их по-настоящему проблемными мы не беремся. При покупке машины с коробкой, пользующейся «дурной славой», обращайте внимание на гул при работе под нагрузкой – разгоне и торможении двигателем.

Если есть сомнения, то стоит проконтролировать уровень масла, проверить коробку на подъемнике на предмет шума и посмотреть, нет ли частиц металла в масле. Если повреждения серьезные, то стоимость восстановления будет не меньше, чем у автоматической коробки, и возможно, проще будет приобрести новый или «контрактный» агрегат.






Теги: Практика
Поделиться: 0 18 0 4 0 11

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Vitaly Buldakov

Писать про ненадежные МКПП и забыть про IB5 -- это все равно, что писать про бесплатные навигационные системы и забыть про . То есть -- вполне себе в духе "Колес.ру".

Fiat Doblo
Ford Focus 1.8
Nissan Almera Classic
Toyota Corolla E12
Toyota Corolla E15
VW Golf 4 (1.4-1.6)
Мне кажется, так обзор надо-бы расширить.

Mahmud Abdridjan-ogly

На Опель Зафира развалилась F17, в хлам, ехал на двух передачах 2 и 4 более 2000 км, от моего грохота, камазы шарахались), но довезла до дома!, заменил на F- 13, без каких либо переделок.

Sergey Guminskiy

У меня на WV Caddy 2006 года при 180000 пробега начала выбивать 1 передача. В итоге капитальный ремонт коробки, полная переборка. Замена подшипников первичного вала, механизма переключения передач, синхронизаторов и так по мелочи. Сцепление тоже поменял. В итоге 74.000 руб. Дело было летом 2014. Мастера на форумах искал. Еле нашел аж в Люберцах. Везде предлагали б/у ставить. Вообще хороших мастеров по механике мало. И стоит это также как автомат ремонтировать. Вывод: механика - это уже позавчерашний день. Тем более в Москве

Виталий

Ну про хорошую коробку АЗЛК - это "бабка на двое сказала". Это скорее индуктивный подход, мол у меня был Москвич, проблем не было, а значит все коробки на Москвичах хорошие. Ни фига)

Алексей Спирин

VW Touran коробка OAJ пробег 12000.Замена по гарантии-подшипники первичного вала, шестерня шестой передачи.

Виктор Матушкин

У отца на Ниве 2121 постоянно вылетал синхронизатор 4-й передачи, пару раз ремонтировали по гарантии, потом ремонтировали уже за свой счёт. Связано наверно с тем что стандартную классическую коробку поставили на более тяжёлый автомобиль.

На 21213 изначально коробка (уже пятиступенчатая), раздатка и редукторы очень сильно выли, пока не поменяли масло на синтетику от Mobil.

У 21213/21214 ещё и 5-ая передача "слабая" в плане ресурса. И "любит" эта коробка повышенный уровень масла, впрочем как и переднеприводная "поперечная" коробка 2108/21083/2110 и т.д.

Сергей Носов

Всё так и есть. Недавно имел Opel Astra J 2011 года, 1.6 атмо 115 л/с. Коробка F17. При небольшом разгоне лопнула ось сателлитов и разрушились звёздочки- сателлиты, попутно пробив дыру в корпусе коробке и пробив поддон коробки. Всё это произошло на скорости 25-30 км час. Вытекло всё масло. Случай признали не гарантийным, ремонт стоил 35 тыс. Это было в этом году.

Борис Игнашин

на опеле чуть проще, вот на тагаз тайгер коробку особо ни на что не сменить и контрактных нет

От "корейца" не подходит? Или и там такая-же проблема?

Евгений Мысков

а как же FF2 c двигателем 1.8 у которого ось сателлитов ломается, то же частая проблема

Борис Игнашин

Да, на ФФ2 1.8 мотор не самое удачное решение, плавающие обороты, вечные перепрошивки и коробка от 1.6 на моторе, который ближе к 2.0 по ттх, тоже решением является замена коробки на контрактную от двухлитрового

Виталий

Считаю основной проблемой дешевые подшипники и износ линий, на которых растачивают посадочные места под них. Подшипник - узел, отвечающий конкретным требованиям точности и монтажа. У подшипников, как Вам известно, есть классы точности (от 0 до 4). Чем точнее, тем дороже. Никто не станет на бюджетные авто втыкать 0-класс. Еще стоит учесть - на каком заводе (с каким оборудованием) выпускаются корпуса коробок. А вообще материал понравился.

Viktor Shvetsov

F17 ставили еще и на Opel Vivaro 2000-го модельного года .

ломалась после 150 тыс .км без предупреждения . замена -

только в сборе . такая коробка МКПП б/у мне в 2009 году обошлась в 80 тыр . , не считая стоимости работ .

Борис Игнашин

F17 ставили на вектру В 96 года

но на вектрах на f16 ее заменить просто, а для остальных есть решение со сборкой f16 в корпусе коробок шевроле, реализовано человеком с ником Муханик в свое время, и цена даже была меньше 80тр когда-то.

я очень скучаю по МКПП 🙁 у меня порше кайен турбо в техарте и мерс CLS500 в полном АМГ... вроде быстро едут, но скучаю по механике на выходах из поворота тк автоматы все равно туповатые и так не чувствуются как МКПП сцеплением и тп :(((

Андрей Чепелев

Так если средства позволяют, возьмите для удовольствия классический 911 как машину выходного дня!

Илья Денисов

У ваза с коробкой реальная проблема не в перегрузе, а в качестве комплектующих и сборки коробки. Воют они все из за шестеренок, качества подшипников, и самое главное у всех по разному у кого то только на второй у кого то на всех у кого то звуки издает на холостых первичный вал... причем с заводу, знакомый перегонял с Тольятти новые машины для ментов(сам мент) коробка выла сразу на только что сошедшей с конвейера машине. Сейчас на вазе пытаются что то сделать с этим но плохо получается, хотя не зря пытаются эффект есть. но вой ели заметный остался или только на определенной передаче присутствует.

У меня на нейтрали (переднеприводная МКПП), без выжима гремит (при прогретом ДВС). Масло GL4 75w-90, можно залить конечно погуще 80w-90 или даже 85w-90 как многие и делают, но при этом зимой проблемы.

Загрузить еще
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Дунем: как выбрать правильный автокомпрессор?

Если вы путешествуете на автомобиле или просто часто ездите на дальние расстояния, а ваши шины не относятся к семейству RunFlat, то наверняка электрический насос-компресор уже живет у вас в багажнике. Ну или хотя бы…

2183 2 2
Статьи / Военная техника
Советский Форд: легковые иномарки в Красной армии и их модификации

В середине 1920-х годов стало совершенно понятно, что молодой Республике Советов не по силам самостоятельно организовать собственное конвейерное автомобильное производство и наладить массовый выпуск простых и недорогих…

758 0 0
Статьи / Интервью
Ли Цзюнжи, Dongfeng: 2-3 тысячи проданных за год автомобилей нас пока устроят

При всей гиперактивности китайского бренда Dongfeng на внутреннем рынке, где он занимает 2 место по продажам автомобилей, его успехи на внешних площадках куда скромнее. Но такое положение дел – временное, считает…

530 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: муфта не для дрифта и мотор не для рейсинга

Недорогой кроссовер – мечта многих, кто не может купить дорогой. Причём не только сама покупка должна быть бюджетной, но и её будущее содержание. В первой части обзора SX4 первого поколения мы уже выяснили, что этот…

1988 1 4
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: шумный салон и подлости от генератора

Suzuki SX4 скроена по тем же рецептам, что и Renault Sandero, и Vesta Cross: приподняли обычный седан или хэтчбек – получили новый кроссовер. Причём в виде седана машина смотрится ничуть не менее органично, чем в виде…

2540 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Lexus IS II с пробегом: ППЦ в моторах и слишком нагруженный автомат

В первой части обзора второго поколения Lexus IS мы уже убедились, что японо-американская альтернатива немецким премиум-седанам D-класса получилась достойной. Кузов отлично покрашен и лишён слабых мест, проводка…

3793 6 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

47482 6 17
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

17073 14 0
Тест-драйвы / Одиночные
Детейлинг? Нет, не слышал: опыт владения Land Rover Defender

Он держался до конца. Не дал уронить себя на колени, не прогнулся под изменчивый мир, хотя был одним из последних в своём роде. Жёсткий и суровый, но такой настоящий в своей простоте – в 2016 году ушёл из серийной жизни…

15561 7 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

69208 4 2
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

17279 17 4
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

14010 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

49096 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

26662 0 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

8479 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

240495 19 0
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

232243 4 30
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

109893 14 14
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?