Владимир Милов: «Нынешние цены на бензин в России абсолютно не оправданы!»

Бывший заместитель министра энергетики РФ рассказал обозревателю Kolesa.Ru о том, почему в России высокие цены на бензин, к чему готовиться автомобилистам в 2014 году и почему власти не в состоянии сдерживать «аппетиты» нефтяных компаний.

– Владимир, как бы вы прокомментировали недавнее заявление главы «Лукойла» В. Алекперова о том, что бензин в 2014 году значительно подорожает? Продавцы топлива сами же не стесняясь признаются, что будут повышать цены?

– Конечно, когда нашим нефтяным компаниям дают в руки такой замечательный повод, как повышение налогов, – они будут делать все, чтобы «отыграть» его на 250%! Хотя само по себе это увеличение налогов, возможно, и не должно было привести к повышению цен на бензин. Тем более что у нас никто не анализирует сверхприбыли, которые получают в розничной торговле трейдеры.

Владимир Милов

Фото: Wladimir777/Wikipedia.org

В России запредельная, по меркам бензинового рынка, розничная маржа! Куда, кстати, входят и так называемые расходы на розничную реализацию, которые составляют чуть ли не 4 рубля на литр. Что это такое – невозможно понять! Скорее всего – скрытая дополнительная часть маржи.

Вот эту экономику – противоречивую, монопольную – в сфере розничной реализации бензина никто у нас не анализирует. Зато, как только правительство выходит с какими-то инициативами по налогам, – все сразу начинают выть, что все плохо, будет рост цен на бензин и так далее.

Подробнее о том, за счет чего и насколько вырастут цены на бензин в России – в статье "Пять причин подорожания бензина в 2014 году"

Кроме того, нефтяные компании заинтересованы в том, чтобы отыграть ситуацию со стабилизацией мировых цен на нефть. При этом их, с другой стороны, поджимает рост собственных капитальных расходов, у них также инвестпрограммы большие. И, конечно, им теперь представился очень удобный способ получить дополнительную сверхприбыль, объясняя, что во всем, мол, виновато правительство и налоги!

Давайте, однако, не забывать, что у нас тот же НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых – Kolesa.Ru) составляет всего 20% в цене бензина. Но при этом у нас, по данным Росстата, три года назад средняя цена литра 95-го была 24 рубля, а сейчас – 32 с лишним. За три года рост 8 рублей! Неужели это из-за налоговой составляющей? Конечно, нет!

Так что все это, как говорится, отмазки, что якобы рост налогов обязательно должен вести к столь значительному подорожанию топлива. Не должен! И если бы на нашем рынке была конкуренция, цены, возможно, еще и снизились бы! С учетом всех цифр, которые я озвучил выше, есть все основания говорить о том, что цены у нас растут гораздо быстрее, чем те факторы, на которые нефтяники ссылаются, когда переписывают ценники.

– А в чем смысл так называемого налогового маневра, который запланирован на 2014 год? Будет повышен НДПИ и одновременно – снижены экспортные пошлины на нефть и светлые нефтепродукты. Получается, что добыча нефти станет экономически менее выгодной, чем сейчас, зато более выгодными станут поставки нефти и нефтепродуктов за рубеж?

– Знаете, я много лет проработал в топливно-энергетической сфере, но в последнее время перестал понимать смысл всех этих налоговых метаний нашего правительства, которые они сейчас называют «маневрами»! Никакого разумного обоснования этим изменениям я не вижу.

Вообще, идея о том, чтобы переносить центр тяжести налоговой нагрузки с пошлин на базовую ставку НДПИ, проговаривалась довольно давно. И это, в принципе, правильно, потому что пошлины – очень плохой инструмент для налогообложения нефтяной отрасли. Это не налог, а всего лишь таможенный платеж, на который влияют самые разные факторы, в том числе международные торговые обязательства. Кроме того, пошлины подвержены большим колебаниям, трудно прогнозировать доходы бюджета от них.

И все же, если вы просите меня объяснить, в чем смысл всех этих налоговых маневров, которые правительство сейчас предпринимает, я затрудняюсь назвать какую-то объективную причину. Потому что, на мой взгляд, все это перешло в стадию каких-то постоянных закулисных картельных переговоров с крупными нефтяными компаниями.

Сейчас они почему-то договорились изменить схему налогообложения вот таким образом. Никаких объективных причин делать это именно так и именно сегодня я не вижу. Мне кажется, в правительстве сами немного запутались во всех этих схемах – не могут даже толком объяснить тем, кто давно следит за топливным рынком, зачем это, собственно говоря, надо!..

– Показательно, что о грядущем подорожании бензина заговорили не только нефтяники, но и члены правительства в лице А. Дворковича. В связи с этим можно ли ожидать, что власти в очередной раз предпримут попытку сдерживать цены «в ручном режиме»: договоренностями с нефтяными компаниями, например, как в предвыборный период?

– Я думаю, что власти все это делают именно сейчас как раз потому, что выборы закончились, а следующие будут еще не скоро. То есть можно начинать все эти так называемые маневры.

Бензин. Цены
Бензин. Цены

Они, конечно, будут грозно всех окрикивать. Конечно, будут созывать совещания у президента и премьера. И стучать кулаком по столу. И кричать, чтобы не смели повышать цены на бензин! Но, как мы знаем из предыдущего опыта, – «Васька слушает да ест!»

Возможно, нефтяники и возьмут некоторую паузу: бывали такие случаи с временными мораториями. Но потом, если посмотреть на цифры, они всегда отыгрывали любые повышения налогов. И плевать они хотели на все эти окрики!..

– В своих статьях и интервью вы часто подчеркиваете, что бензин в нашей стране мог бы стоить ощутимо дешевле, чем сейчас, если бы наш топливный рынок не был столь монополизирован. Давайте представим, что, скажем, завтра он станет конкурентным – в какой части диапазона между условными Венесуэлой с ее 10 центами за литр и Норвегией с ее 1,8 евро за литр окажется в таком случае средняя цена на бензин в России? Или, может быть, все останется как есть?

– Прежде всего, я предлагаю сразу исключить из подобного сравнительного анализа европейские страны! Потому что в Европе очень высокие налоги на розничную реализацию топлива, которых у нас нет, и, собственно, поэтому бессмысленно сравнивать конечные цены с той же Норвегией.

Этот вопрос нуждается, конечно, в очень серьезном, глубоком исследовании. Но если совсем грубо говорить, то нынешняя наша цена более чем в доллар за литр 95-го абсолютно не оправдана! Поскольку процентов 20 в ней – это завышенная монопольная маржа за розничную реализацию.

Я бы считал справедливой цену бензина в России в диапазоне от 70 до 80 центов за литр 95-го. Сверхприбыль при этом – такую как сейчас – получить, конечно, было бы невозможно, но, тем не менее, можно было бы продавать топливо с выгодой! То есть цена процентов на 20 ниже, чем сейчас, представляется мне вполне нормальной и обоснованной. К тому же она могла бы сохраняться на том же уровне довольно долгое время.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings