Владимир Милов: «Нынешние цены на бензин в России абсолютно не оправданы!»

10344 0 0

Бывший заместитель министра энергетики РФ рассказал обозревателю Kolesa.Ru о том, почему в России высокие цены на бензин, к чему готовиться автомобилистам в 2014 году и почему власти не в состоянии сдерживать «аппетиты» нефтяных компаний.

– Владимир, как бы вы прокомментировали недавнее заявление главы «Лукойла» В. Алекперова о том, что бензин в 2014 году значительно подорожает? Продавцы топлива сами же не стесняясь признаются, что будут повышать цены?

– Конечно, когда нашим нефтяным компаниям дают в руки такой замечательный повод, как повышение налогов, – они будут делать все, чтобы «отыграть» его на 250%! Хотя само по себе это увеличение налогов, возможно, и не должно было привести к повышению цен на бензин. Тем более что у нас никто не анализирует сверхприбыли, которые получают в розничной торговле трейдеры.

Фото: Wladimir777/Wikipedia.org

В России запредельная, по меркам бензинового рынка, розничная маржа! Куда, кстати, входят и так называемые расходы на розничную реализацию, которые составляют чуть ли не 4 рубля на литр. Что это такое – невозможно понять! Скорее всего – скрытая дополнительная часть маржи.

Вот эту экономику – противоречивую, монопольную – в сфере розничной реализации бензина никто у нас не анализирует. Зато, как только правительство выходит с какими-то инициативами по налогам, – все сразу начинают выть, что все плохо, будет рост цен на бензин и так далее.

Подробнее о том, за счет чего и насколько вырастут цены на бензин в России – в статье «Пять причин подорожания бензина в 2014 году»

Кроме того, нефтяные компании заинтересованы в том, чтобы отыграть ситуацию со стабилизацией мировых цен на нефть. При этом их, с другой стороны, поджимает рост собственных капитальных расходов, у них также инвестпрограммы большие. И, конечно, им теперь представился очень удобный способ получить дополнительную сверхприбыль, объясняя, что во всем, мол, виновато правительство и налоги!

Давайте, однако, не забывать, что у нас тот же НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых – Kolesa.Ru) составляет всего 20% в цене бензина. Но при этом у нас, по данным Росстата, три года назад средняя цена литра 95-го была 24 рубля, а сейчас – 32 с лишним. За три года рост 8 рублей! Неужели это из-за налоговой составляющей? Конечно, нет!

Так что все это, как говорится, отмазки, что якобы рост налогов обязательно должен вести к столь значительному подорожанию топлива. Не должен! И если бы на нашем рынке была конкуренция, цены, возможно, еще и снизились бы! С учетом всех цифр, которые я озвучил выше, есть все основания говорить о том, что цены у нас растут гораздо быстрее, чем те факторы, на которые нефтяники ссылаются, когда переписывают ценники.

– А в чем смысл так называемого налогового маневра, который запланирован на 2014 год? Будет повышен НДПИ и одновременно – снижены экспортные пошлины на нефть и светлые нефтепродукты. Получается, что добыча нефти станет экономически менее выгодной, чем сейчас, зато более выгодными станут поставки нефти и нефтепродуктов за рубеж?

– Знаете, я много лет проработал в топливно-энергетической сфере, но в последнее время перестал понимать смысл всех этих налоговых метаний нашего правительства, которые они сейчас называют «маневрами»! Никакого разумного обоснования этим изменениям я не вижу.

Вообще, идея о том, чтобы переносить центр тяжести налоговой нагрузки с пошлин на базовую ставку НДПИ, проговаривалась довольно давно. И это, в принципе, правильно, потому что пошлины – очень плохой инструмент для налогообложения нефтяной отрасли. Это не налог, а всего лишь таможенный платеж, на который влияют самые разные факторы, в том числе международные торговые обязательства. Кроме того, пошлины подвержены большим колебаниям, трудно прогнозировать доходы бюджета от них.

И все же, если вы просите меня объяснить, в чем смысл всех этих налоговых маневров, которые правительство сейчас предпринимает, я затрудняюсь назвать какую-то объективную причину. Потому что, на мой взгляд, все это перешло в стадию каких-то постоянных закулисных картельных переговоров с крупными нефтяными компаниями.

Сейчас они почему-то договорились изменить схему налогообложения вот таким образом. Никаких объективных причин делать это именно так и именно сегодня я не вижу. Мне кажется, в правительстве сами немного запутались во всех этих схемах – не могут даже толком объяснить тем, кто давно следит за топливным рынком, зачем это, собственно говоря, надо!..

– Показательно, что о грядущем подорожании бензина заговорили не только нефтяники, но и члены правительства в лице А. Дворковича. В связи с этим можно ли ожидать, что власти в очередной раз предпримут попытку сдерживать цены «в ручном режиме»: договоренностями с нефтяными компаниями, например, как в предвыборный период?

– Я думаю, что власти все это делают именно сейчас как раз потому, что выборы закончились, а следующие будут еще не скоро. То есть можно начинать все эти так называемые маневры.

Они, конечно, будут грозно всех окрикивать. Конечно, будут созывать совещания у президента и премьера. И стучать кулаком по столу. И кричать, чтобы не смели повышать цены на бензин! Но, как мы знаем из предыдущего опыта, – «Васька слушает да ест!»

Возможно, нефтяники и возьмут некоторую паузу: бывали такие случаи с временными мораториями. Но потом, если посмотреть на цифры, они всегда отыгрывали любые повышения налогов. И плевать они хотели на все эти окрики!..

– В своих статьях и интервью вы часто подчеркиваете, что бензин в нашей стране мог бы стоить ощутимо дешевле, чем сейчас, если бы наш топливный рынок не был столь монополизирован. Давайте представим, что, скажем, завтра он станет конкурентным – в какой части диапазона между условными Венесуэлой с ее 10 центами за литр и Норвегией с ее 1,8 евро за литр окажется в таком случае средняя цена на бензин в России? Или, может быть, все останется как есть?

– Прежде всего, я предлагаю сразу исключить из подобного сравнительного анализа европейские страны! Потому что в Европе очень высокие налоги на розничную реализацию топлива, которых у нас нет, и, собственно, поэтому бессмысленно сравнивать конечные цены с той же Норвегией.

Этот вопрос нуждается, конечно, в очень серьезном, глубоком исследовании. Но если совсем грубо говорить, то нынешняя наша цена более чем в доллар за литр 95-го абсолютно не оправдана! Поскольку процентов 20 в ней – это завышенная монопольная маржа за розничную реализацию.

Я бы считал справедливой цену бензина в России в диапазоне от 70 до 80 центов за литр 95-го. Сверхприбыль при этом – такую как сейчас – получить, конечно, было бы невозможно, но, тем не менее, можно было бы продавать топливо с выгодой! То есть цена процентов на 20 ниже, чем сейчас, представляется мне вполне нормальной и обоснованной. К тому же она могла бы сохраняться на том же уровне довольно долгое время.

Поделиться: 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Тюнинг
С миру по детальке: тюнинг УАЗ 3962

Никогда не шутите при работниках УАЗа, что «буханка» образца 1965 года получилась настолько совершенной, что лучше сделать просто невозможно, поэтому она не меняется уже 53 года. Они на это обидятся и будут отчасти…

4498 0 6
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

133252 9 0
Статьи / Практика
Купил старый отечественный автомобиль. Где спросить совета и пообщаться?

Давайте посмотрим, чем живут и как встречают новичков интернет-клубы отечественных «янгтаймеров» – машин, с которых многие начинают свой путь в автомир. Ведь именно сайт автоклуба гуглят в первую очередь покупатели…

1539 0 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ходячие мертвецы: покупаем Porsche Cayenne l за 600 тысяч рублей

Сегодня мы попробуем сделать невозможное: найти на вторичном рынке приличный Porsche Cayenne I 955 (или даже 955S) в пределах 600 тысяч рублей. А лучше – даже дешевле. Как ни странно, предложений много. Вот только так ли…

343090 19 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: медленные АКПП и масложор моторов

Accord седьмого поколения получился очень интересным автомобилем: по-европейски удобным и по-хондовски «драйверским». Правда, в первой части обзора мы выяснили, что у него не хватает «легендарной» японской надёжности (по…

3617 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: дырявая крыша над ненадёжной аудиосистемой

Даже спустя десять лет после завершения выпуска Accord седьмого поколения смотрится интересно. Техника, динамика, управляемость, уровень комфорта до сих пор кажутся вполне современными, поэтому цены на эти машины…

3712 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тонна в фургоне, задний мост от Шахи: первый тест-драйв грузового трицикла “Шмель”

Только увидев стоящий у входа в конференц-зал “Шмель”, я начал стремительно вырабатывать змеиный яд и генерировать тонны цинизма и язвительности. Тут криво, там косо… Внутри - бедно до жути, места нет… Раззудил, вроде,…

95305 46 2
Тест-драйвы / Одиночные
А я милого узнаю по колёсам: тест-драйв УАЗ 3303 “Головастик”

Казалось бы, что может быть интересного в Уазике? Да, про него уже сказано всё, что можно, но этот УАЗ – всем УАЗам УАЗ, а кроме того, совсем скоро ему предстоит отправиться в экспедицию по побережью Баренцева моря в…

104506 2 3
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

44786 6 17
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

65871 4 2
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

15484 16 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

9644 4 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

25073 0 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

44753 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

7449 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

133252 9 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

105378 13 14
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

49656 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?