Может ли современный мотор пройти миллион километров, если его правильно обслуживать?

127321 15 19
Миллион километров – фраза магическая. Большинство автовладельцев при ее упоминании мечтательно закатывает глаза в мечтах о былых временах, когда деревья были выше, бензин дешевле, а моторы почти поголовно числились «миллионниками». Однако и сегодня есть машины, у которых 150 тысяч километров – интервал между обслуживаниями, а не капремонтами, а миллион – далеко не предел ресурса: это грузовики. Почему же столь фантастические пробеги доступны им, но практически недостижимы для легковых моторов, и в чем секрет «долгой жизни»?
 

Легковой – не грузовой

Прежде всего разберемся с разницей между легковыми и грузовыми моторами. Даже если оставить в стороне бензиновые двигатели, изначально более высокооборотистые и без наддува выходящие на пики мощности и момента лишь тысячам к четырем-пяти оборотов и выше, разница между ними вполне ощутима. Прежде всего это рабочий объем: очевидно, что для перемещения грузов нужны высокие тяговые характеристики, и без нескольких литров рабочего объема «провернуть дело» не выйдет. Следующее, что из этого проистекает – высокий крутящий момент: в то время как моторы легковушек нацелены на динамику и экономичность, у грузовых агрегатов свои ценности – тяговитость и ресурс, то есть, способность стабильно таскать тяжелые грузы в разных дорожных условиях в течение долгого времени.

Ну а говоря о ресурсе, мы подходим к одному из ключевых «ездовых» отличий грузового дизеля: его низкооборотистости. Если тахометры дизельных легковушек размечены до 5-6 тысяч оборотов, а «красная зона» начинается тысяч с четырех, то у грузовиков все еще скромнее: холостые обороты – около 500, рабочие, с пиковым моментом – от 1 000 до 2 000, а все, что свыше этого диапазона – уже «излишне». Сочетание большого рабочего объема, «длинноходности» (ход поршня в цилиндре превышает диаметр цилиндра), низкой степени форсирования и наличия турбонаддува вкупе с изначально присущей дизелю большей тяговитостью сделали его таким, какой он есть: надежным, эффективным и ресурсным.

Как же ездить долго и дешево?

Для коммерческой техники вопрос ресурса и стоимости обслуживания стоит острее, чем для личных автомобилей: чем чаще машина стоит в сервисе и ремонте, тем больше она требует денег, и тем меньше она их зарабатывает. Неудивительно, что и результат такой философии соответствующий: межсервисный интервал у тягачей на порядок выше, чем у легковушек – к примеру, MAN в России заявляет для своих грузовиков TGX межсервисный интервал до 120 тысяч километров. Однако большим по легковым меркам пробегом между ТО могут похвастаться не только магистральные тягачи: так, Volkswagen устанавливает интервал обслуживания своих фургонов Crafter на отметке в 50 тысяч километров – правда, не в России, а в Европе.

MAN TGX

MAN TGX

Какими же средствами достигаются такие огромные пробеги между процедурами обслуживания? Основных составляющих здесь три, и все они вполне прозрачны.

Статьи / Практика
Длинноходные и короткоходные моторы – в чем разница, и какие лучше?

Средняя скорость, и какой она бывает Для понимания вопроса придется вспомнить немного о конструкции ДВС и принципах его работы. Вы наверняка знаете, что в основе любой конструкции двигателя внутреннего сгорания лежит...

74074 6 28

Первое – это режимы эксплуатации. Ни для кого не секрет, что объективным параметром, характеризующим необходимость ТО, является вовсе не пробег, а наработка мотора – моточасы. Мотор автомобиля, стоящего в пробках, работает постоянно, пробег при этом не растет, а вот процессы износа двигателя и старения моторного масла зачастую даже выше, чем при движении, из-за повышенной температуры, плохого охлаждения и неоптимальных режимов работы с бедной смесью. Мотор автомобиля, ездящего по загородным трассам, напротив, работает в более оптимальных условиях, а с точки зрения обслуживания набирает за те же рабочие часы гораздо больший пробег. Не зря, к примеру, владельцам легковушек в мегаполисах советуют менять масло чаще, чем раз в 10-15 тысяч километров, в то время как при «беспробочной» езде 10 тысяч – совершенно нормальный пробег между ТО.

Вторая составляющая успешной и долгой эксплуатации — это качество топлива. Говоря о «хорошем, качественном» топливе мы подразумеваем прежде всего его химический состав: в нем нет избытка побочных веществ, которые неизбежно присутствуют в дизеле — прежде всего, сернистых соединений. Высокосернистая солярка считается низкокачественной, так как при ее сгорании образуются кислые соединения, которые «старят» моторное масло.

Ну а третий компонент столь долгой работы грузовых моторов как между циклами обслуживания, так и в целом – это собственно моторное масло. Масла для легковых и грузовых моторов кое в чем схожи, но также имеют серьезные различия по своим характеристикам. Давайте кратко разберемся, чем же отличаются легковые масла от грузовых, и почему не стоит лить в личную машину «коммерческий» продукт в надежде, что мотор проживет так же долго, как у дальнобойщиков.

льет масло в двигатель

Сходство современных легковых и грузовых масел заключается в том, что и те, и другие – продукты высокого качества на синтетической или полусинтетической основе. Разумеется, минеральные масла не ушли в прошлое окончательно, но самые «ресурсные» масла как для легковушек, так и для грузовиков имеют синтетическую базу. Кроме того, ПАО (полиальфаолефины) и даже эстеры (эфиры), когда-то входившие только в состав дорогих масел для легковых машин, теперь содержатся и в продуктах для грузовых автомобилей: было бы странно не использовать их преимущества в виде низкой температуры застывания, лучшей термоокислительной стабильности и более прочной пленки, образующейся в парах трения.

Для наглядного доказательства сходства и различий возьмем живой пример: пару масел из легковой и грузовой линейки TOTAL. Первое – TOTAL QUARTZ INEO MC3 5W-30, а второе – TOTAL RUBIA TIR 9900 FE 5W-30. Из технических описаний продуктов видно, что масла имеют одинаковые классы вязкости SAE 5W30, однако их физико-химические свойства, а также эксплуатационные характеристики значительно отличаются, что подтверждается данными из таблиц с типичными параметрами и наличием одобрений производителей разных типов моторов.

31-1 32-1

TOTAL QUARTZ INEO MC3 5W-30 и TOTAL RUBIA TIR 9900 FE 5W-30

Основное отличие физико-химических свойств заключается в том, что «грузовые дизельные» масла, как правило, имеют больший запас щелочных свойств. Такой увеличенный резерв щелочи необходим маслу для нейтрализации кислых продуктов сгорания, образование которых, как мы уже знаем, обусловлено наличием сернистых соединений в дизельном топливе. Чем ниже качество топлива, тем большее количество сернистых соединений оно может содержать, и, соответственно, тем меньше будет срок службы масла в двигателе.

Разница в щелочности хорошо заметна в нашей выбранной паре: QUARTZ INEO имеет щелочное число 7, а RUBIA TIR 9900 – 10. Если же взглянуть на другие продукты, можно увидеть еще более высокие показатели: к примеру, TOTAL RUBIA TIR 9200 FE демонстрирует щелочное число, равное 16.

30-1

TOTAL RUBIA TIR 9200 FE

Более того, повышенный запас щелочи в масле для дизельных моторов создают так называемые моюще-диспергирующие присадки, высокое содержание которых позволяет маслу удерживать в своем объёме сажевые частицы, образование и попадание которых в масло неизбежно при работе дизельного двигателя. Наличие всех необходимых свойств у масла для надёжной защиты дизельного двигателя грузового автомобиля подтверждает список одобрений производителей грузовой техники и моторов для них — аналогично, у масел для легковушек это соответствие можно выявить с помощью одобрения производителя автомобиля на этикетке. При выдаче одобрения на конкретный тип двигателя производитель подтверждает, что масло имеет нужный набор физико-химических и эксплуатационных свойств, необходимых для его двигателя.

Как можно видеть, в целом «одинаковые» по некоторым показателям продукты оказываются существенно разными в некоторых специфичных нюансах – именно поэтому применять в легковых моторах грузовые масла по принципу «это тоже 5W40» не рекомендуется. И наоборот, легковое масло, залитое в двигатель грузовика, быстрее потеряет важные качества, не позволив реализовать тот же межсервисный интервал, что и специализированное грузовое.

Ну а на главный вопрос этого материала теперь можно ответить вполне однозначно: мотор грузового автомобиля, в котором работает современное и качественное масло, легко может пройти миллион километров. И даже гораздо больше: некоторые моторы ходят до капремонта и по 2 миллиона. Главное – следовать рекомендациям производителя, своевременно обслуживать машину и не экономить на ключевых расходных материалах.

Поделиться: 0 19 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Виталий Булдаков

Знаю один Мерседес SK 1993 г.в. с мотором 270 л.с., который прошел больше двух миллионов километров (по миллиону в Германии и России) без капремонта. В мотор лазили только для замены прокладки головки блока. При этом нужно было слышать, как этот дизель работал -- как будто кот мурлычет. К сожалению, сейчас мерс продан другому владельцу, но, уверен, пробежит и еще один миллион.

К чему я это: в начале 1990-х ни у кого не возникало вопросов, пройдет ли коммерческий мотор 1 млн километров, это считалось само собой разумеющимся. Мы научились клепать айфоны -- каждый год новые, но разучились делать хорошие моторы. Ну, то есть, теперь это просто никому не выгодно -- кроме покупателя, но его никто не спрашивает.

Борис Игнашин

сейчас грузовые тоже ходят миллионы, не про них рассказ

От большинства последних статей несет какой-то кустарной рекламой. Заходишь прочитать о том, может ли современный мотор пройти лям - получаешь тупую рекламу и нелепые сравнения с грузовиками, хотя та же Камри 2.4 вроде не грузовик, как и ХайЛюкс или как там компактные пикапы надежные у них назывались.
Равно как и статьи про вторичку, написанные какими-то клоунами из сервиса с мерзким названием, которые по трем машинам выкатывают статистику.
Сомневался - покупать ли подписку на АР - теперь не сомневаюсь. Ресурс скатился в говно.

А люлимулевских ботов-то понабежало...

На счёт того, что нужно правильно масло подбирать и на нём лучше не экономить это очень верно сказано. Я сам в этом убеждаюсь уже больше десяти лет - на втором авто подряд пользуюсь Liqui Moluy Molygen New Generation, стоит дорого, зато в двигатель даже заглядывать не пришлось ни разу, я уже не говорю о капиталке.

Миллион я сам не выдержу миллион км на одной машине. Но без капремонта уже 8й год катаю дизель БМВ 2 литра. Он конечно и при рождении не мурлыкал, но нормально работает без вопросов. Пробег уже около 220 т.км. Масло меняю регулярно, но разумно 2 раза в год 12-14 т.км. Лью исключительно ПАО синтетику, сейчас Ликви Моли Synthoil High Tech 5W-30. Менять машину не планирую еще пару лет точно.

alexey student

Я Molygen New Generation заливаю, отличное масло, уже несколько лет активной езды, включая бездорожье, и капиталкой пока и не пахнет. Думаю миллион прокатаю, если авто не продам раньше.

evivanovw2018

Я бы конечно не стал экспериментировать таким образом как залив масла от грузовиков, ну его нафиг, езжу на ликви моли, меня полностью устраивает, хоть и не миллион км проезжаю.

Святослав Тришин

раньше у Юрия Гейко читал целую статью о моторных маслах, и там говорилось, что если залить в Жигули масло для грузового Зила, то довольно быстро залягут кольца, но может тогда было дело в том, что в основном еще была распространена "минералка" отечественного производства по старым технологиям

Уважаемый автор, ни у одного производителя магистральных грузовиков нет межсервисного интервала в РФ более 60 000 км. У магистральных грузовиков MAN интервал между ТО в РФ составляет 50 000 км

Я так и не понял, почему коммерческие масла нельзя оить в дизели легковушек. Дизеля зачастую одни и те же. На моей Калдине стоял тот же дизель 2С, что и многих микроавтобусах Тойота. Тойота пррошла бы миллион, но я ее разбил.Сейчас на моем мерседесе ОМ601, который тоже ставился на коммерческую технику. Двигатель, кстати, намного капризнее тойотовского, и момент на низах намного меньше.

Борис Игнашин

Да лейте, кто вам мешает то. Особенно если по вязкости все подходит. Просто учтите, что 400 моточасов у грузовика это 25к км, а не 8-10 максиум у легковушки в городе, а объем масла не 30 литров, а 4-8 и срабатывается оно быстрее. Так что менять придется примерно с той же периодичностью, разве что можно купить дешевле в большой таре.

Какая-то непонятная хрень... Я просто не понимаю логических обоснований аффтара. У меня не 30 литров масла, а 6,5, но у меня и объем мотора не 12 литров, а 2. Или может грузовики не тошнят в пробках в городе? И еще. Чем опасно высокое щелочное число масла? Повышенная коррозия деталей? или еще что-то?

Борис Игнашин

а причем тут рабочий объем мотора то? Маслу в общем-то без разницы, в более объемном степень форсирования даже ниже. Ресурс обычно указан для эксплуатации по трассе, в городских условиях интервалы замены у грузовиков меньше. В общем, интервал зависит не от масла в основном, а от условий и того, какой ресурс вы хотите получить. Хотите лить грузовое масло в свой мерс и менять раз в 50, лейте, кто мешает то. Сдохнет и все.

'Давайте кратко разберемся, чем же отличаются легковые масла от грузовых, и почему не стоит лить в личную машину «коммерческий» продукт в надежде, что мотор проживет так же долго, как у дальнобойщиков.'

Ну, давайте.

'Основное отличие физико-химических свойств заключается в том, что «грузовые дизельные» масла, как правило, имеют больший запас щелочных свойств.'

И что дальше?

'Как можно видеть, в целом «одинаковые» по некоторым показателям продукты оказываются существенно разными в некоторых специфичных нюансах – именно поэтому применять в легковых моторах грузовые масла по принципу «это тоже 5W40» не рекомендуется.'

?! У вашего автора проблемы, как минимум, с логикой. Привести ровно одно отличие, которое, согласно тексту, играет безусловно на руку 'грузовому' маслу, после чего заявить 'не рекомендуется'. Знаете, я позволю себе отозваться о статье в манере автора, т.е. кратко и без дальнейшей аргументации: статья - говно.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Geely Emgrand EC7

Одни считают Emgrand EC7 “одним из первых нормальных китайцев”, другие полагают, что “нормальный” – слишком громко сказано. В своё время Эмгранд был сравнительно популярен среди любителей машин “побольше и подешевле”, а…

3973 4 0
Статьи / Интересно
Классовая борьба: как за 30 лет автомобильный B-класс перерос D-класс

Почти каждый покупатель автомобиля – нового или подержанного – озабочен тем, чтобы за свои деньги получить «как можно больше автомобиля». Иными словами, купить автомобиль как можно выше классом. Многие даже готовы…

2742 3 0
Статьи / История
Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Еще в XIV веке в русских войсках имелись простейшие наплавные приспособления для преодолевания мелких водных преград. Их конструкция постоянно совершенствовалась, и к началу Великой Отечественной войны в Красной армии…

13751 1 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

2548 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: неизбежно мокрые полы и сложная, но крепкая подвеска

Mazda в случае с МХ-5 - это как раз “тот парень, который громко рассказал чужую шутку”. Рецепт коммерчески успешного недорогого родстера придумали англичане, а всемирную славу снискали японцы. Нас сегодня, впрочем,…

3240 13 0
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Cerato II с пробегом: детские болезни АКП, взрослые болезни МКП и всегда проблемные моторы

Из первой части обзора второго поколения Kia Cerato мы выяснили, что, пожалуй, самым заметным грешком автомобиля является посредственная окраска и антикор кузова. Проблемы по интерьеру, подвеске и электрике обычно…

4011 2 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

41433 29 0
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

15553 4 7
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

12594 2 11
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

27237 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

21743 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

4619 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

57625 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

41786 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

17124 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

72241 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

55897 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

55013 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?