Наглость без агрессии: дорожные нравы и автопарк Центрального Китая

В довольно узком тоннеле на две полосы в одну сторону мы встретились втроем: старый грузовик в правом ряду, еле-еле обгоняющий его Tiguan в левом, и мы на автобусе, едущие в полтора раза быстрее этой сладкой парочки. Наш водитель нервно сигналит, садится на хвост Тигуану, но тот продолжает «тошнить», да еще и притормаживает в изгибах. Еще минута с регулярным бибиканием – и мы обходим его справа... Но поздно: загорается красный и мы оба оказываемся перед светофором. Ох, кто-то сейчас выслушает пару ласковых, а то и выхватит... Но нет: оба китайца, в автобусе и Тигуане, сидят со слегка меланхоличным видом и не обращают друг на друга ни малейшего внимания. И в этой сценке – вся суть местных дорожных нравов.
 

Китайское дорожное движение

Если попытаться в одном предложении рассказать, как водят в Китае, то получится примерно так: «почти так же, как в Москве, только еще более нагло, еще более беспорядочно, но совершенно не агрессивно».

Здесь, пожалуй, уместно дать ссылку на еще один материал о Китае, который не так давно написал наш постоянный автор Вячеслав Залевский. Он рассказывал преимущественно про Хайнань, «крайний юг», а я же сосредоточусь на центральных провинциях и попробую взглянуть на местную картинку под своим углом.



Тут постоянно бибикают. Причем если у нас звуковой сигнал примерно равносилен крику «куда прешь?!» (а часто им сопровождается), то в Китае вариантов перевода – масса. Сигналят тому, кто мешает внезапным маневром – это привычно. Но также вам может побибикать автомобиль, который хочет перестроиться в ваш ряд, мол, «эй там, пропусти меня!». Бибикают перед тем как обогнать или опередить по соседней полосе. А порой определить, зачем это делается, вовсе невозможно. Едет себе машина, издает короткие звуки... Может, просто водителю нравится жать на большущую кнопку на руле. В городе часто встречаются знаки с перечеркнутым клаксоном, но помогает слабо. Беспорядочные перестроения на трассах – в порядке вещей. «Сбоку образовалась дырка в два корпуса! Скорей сюда! Ой, нет, стоп, там же впереди грузовик тащится. Обратно! Теперь перестраиваемся левее! Но нам же на съезд направо, поэтому надо сейчас подрезать два ряда и проскочить!» – очевидно, что-то такое проносится вихрем мыслей в голове безмолвных и невозмутимых с виду китайцев за рулем. На трассах много камер, поэтому спиди-гонщиков, носящихся под 200, в Китае не наблюдается. Пару раз попадались машины с наклейками WRC, виниловыми композициями, колхозными спойлерами, и даже встретился заниженный Golf (и сюда добралась зараза!), но перемещались в пространстве они без явных амбиций Себастьена Леба. Что касается тонировки, то китайцы ее любят не меньше русских. Причем у них явно не запрещено тонировать передние стекла – лишь бы был просвет в углу перед зеркалом заднего вида. Это точно какой-то местный стандарт, потому что помимо явно кустарной я видел и заводской вариант такой тонировки с «окошечками».


Пешеходы с водителями друг друга презирают. Водители не обращают ни малейшего внимания на переходы! Не пропускают не только на нерегулируемых «зебрах», но могут и спокойно ломиться на красный. Тут все не просто хуже, а гораздо хуже, чем в России. У нас можно смело выйти на дорогу и начать играть в гляделки с водителем. Когда человек за рулем понимает, что пешеход твердо намерен реализовать свое право на переход, и приближающуюся машину он видит, то в 99 случаях из 100 автомобиль притормозит или остановится. Проверено не раз. С китайцами «гляделки» не помогают. Они едут с такой железобетонной уверенностью в себе, как будто за сбитого пешехода дают премию. Это касается как частников, так и водителей муниципального транспорта – автобусов, троллейбусов и иже с ними. Пешеходы, кстати, в долгу не остаются. Перебегать шестиполосное шоссе с разделителем с велосипедом наперевес? Пожалуйста. Кидаться под колеса на красный? Спокойно. Чинно переходить оживленную дорогу прямо под знаком «пешеходный переход запрещен»? Каждодневная рутина. Отдельную опасность представляют собой наездники двухколесного транспорта. Здесь очень популярны электровелосипеды и электроскутеры, хотя хватает и бензиновых. Есть еще моторикши – трехколесные грузовые мопеды, груженые всякой всячиной. Водители и пассажиры всей этой сомнительной техники о шлемах явно не слышали. Ездят или вообще без какой-либо защиты для головы, или в строительных касках. Да ладно бы еще ездили по правилам! Но проезд на красный, пересечение перекрестка наискосок и езда по встречной полосе или обочине – норма. Несколько раз мы на своем автобусе чуть не зашибли подобных чудиков без намека на инстинкт самосохранения. И еще раз подчеркну: никакой агрессии! На лицах китайцев (я специально присматривался) всегда царит спокойная сосредоточенность на процессе и минимум эмоций. Характерное размахивание руками я увидел лишь однажды – когда на трассе произошло небольшое ДТП с «притиранием» при перестроении. Причем возмущался водитель-виновник, который недвусмысленно раскорячился поперек двух рядов. Но и возмущение было какое-то вялое, скорее, с примесью сожаления. Полиции на дорогах достаточно много. В пешеходных зонах они еще и ходят строем, как на параде! Но почему-то никто не стремится прививать водителям не то что культуру перемещения в пространстве – даже привычку соблюдать элементарные правила безопасности... И это, учитывая достаточно суровый политический строй, очень странно.


Также стоит сказать, что стиль вождения определенно зависит от провинции. Я путешествовал по стране немного и успел побывать только в Чунцине и Пекине. Южный Чунцин – более «дикий» город, о чем с некоторой даже долей гордости говорят сами местные жители. Но они видят ситуацию, конечно же, под другим углом. «Здесь очень искренние люди, любят материться, высказывать все в лицо и иногда даже драться, но главное – что искренние» — говорил мне один из сопровождающих группы. В Пекине же чуствуется дух столицы – то ли за шалости наказывают строже, то ли сами жители ощущают какое-то достоинство. Сигналят ощутимо меньше, в «шашки» на дорогах играют не так активно, но в целом – все то же самое, в версии «лайт».

Китайский автопарк

Китайские машины тут практически все, а вот машин с китайскими брендами – совсем немного. Вы будете удивлены, но сами китайцы изначально свой местный автопром не то чтобы ненавидели, но покупали за дешевизну и простоту – все как у нас. Со временем доверие к местному товару у китайцев прибавилось – тот же Changan (именно эта марка здесь самая популярная из местных, а не Chery или Lifan, как можно было бы подумать) в прошлом году продал в Китае под миллион машин. Это беспрецедентный результат, с учетом того, что бум спроса уже позади, как и у нас. Если бы не суровые ввозные ограничения, то китайцы наверняка с радостью мели бы праворульные японские иномарки с пробегом, как у нас на Дальнем Востоке, но с иномарками тут строго. Бэушные не пускают вообще, а новые, если хотите продавать – локализуйте производство. Причем не абы как, а в сотрудничестве с местными производителями. Так появились совместные предприятия SAIC с Volkswagen и General Motors, Brilliance с BMW, Volvo, Changan с Ford и Mazda... Перечислять можно долго. Важно понимать, что импортных машин тут крайне мало, и в основном – редкие. Иномарки здесь – на любой вкус, набор даже более разнообразный, чем в России. Огромное количество Фольксвагенов (немцы тут аж с 1984 года), причем модельный ряд очень широкий и даже запутанный – одновременно продаются Пассаты и Джетты разных поколений и модификаций под разными именами: Bora, Jetta, Sagitar, Santana, Magotan... Фольксвагенов, пожалуй, на улицах заметно больше всего.


Встречаются даже древние Passat B2 – их производили до относительно недавнего времени, но уже сняли с конвейера. Кстати, это единственная модель, которую можно заметить на улице в откровенно потрепанном виде. Старых машин нет вообще. На мой вопрос местному жителю, куда они все делись, тот пожал плечами и сказал, что никаких специальных ограничений по эксплуатации нет, просто 15-20 лет назад машин было очень мало, и они все в основном на свалке. Вспоминая Chery Amulet 10-летней давности, охотно веришь в такую версию. Примерно на одном уровне по популярности с VW здесь Buick. Знаковая для Китая марка, и очень престижная по местным меркам – тут ее знают еще с довоенных времен, когда на Бьюиках разъезжала вся госверхушка. Теперь под брендом Buick в Китае продают всю «сборную солянку» от General Motors, начиная от ультрасовременного (доступен пока только в Китае!) Buick Envision, который придет на смену нынешней парочке Opel Antara/Chevrolet Captiva, заканчивая древним Buick GL8 – наследником старого Pontiac Trans Sport образца 2000 года. Соответственно, ни о каких Opel или Cadillac тут слыхом не слыхивали. Также на улицах мелькают и Hyundai с Kia, и BMW с Mercedes и Audi, и Toyota с Nissan, Suzuki и Mitsubishi, и Peugeot с Citroen и Renault, и даже Volvo с Saab. Пожалуй, из общеизвестного в России не видать только Subaru. В Пекине довольно много очень дорогих машин вроде Maserati, Rolls-Royce и Ferrari – все-таки, несмотря на социалистический строй, миллионеров и миллиардеров в стране много. Ну и, разумеется, огромное количество местного колорита. Чаще других можно видеть Changan, чуть реже – BYD, JAC, DongFeng, Roewe, Chery, Great Wall, Haima, Lifan, MG (он нынче китайский), FAW... Haval встречались на удивление редко. Тут еще можно перечислить с десяток неизвестных брендов, но вряд ли это стоит того. Марок у китайцев много, но в огромном море локализованных иномарок они несколько теряются.

Что в итоге?

Китай с автомобильной точки зрения (а, собственно, как и с любой другой) – место особое. Пытаясь провести параллели с Европой, Америкой, Японией или Россией, вы неизбежно натолкнетесь на какие-то сугубо локальные особенности, совершенно непонятные лаоваю, то есть – чужестранцу. В будущем мы подробнее расскажем о модельных рядах иностранных производителей в Китае, проанализируем особенности местного автопрома и обязательно попытаемся изучить китайскую «вторичку». Оставайтесь на связи!
IMGP0199.JPG

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
2 комментария
22.06.2015 14:28
Сергѣй

Хорошая статья, Китай для нас до сих пор малоизвестен.

Жду продолжения! :)


22.06.2015 16:27
Андрей Чепелев

Будем работать! :)


Новые статьи

Популярные тест-драйвы