Немецкие инженеры разработали для советских машин «автоматы» и дизели. Почему это не пригодилось?

42306 0 0
В послевоенные годы в Восточных землях Германии, контролируемых Советской Военной Администрацией Германии (СВАГ), действовала обширная сеть конструкторских бюро. Немецкие инженеры занимались в том числе и разработками в области автомобилестроения. При этом они имели весьма смутное представление об уровне технологического оснащения тогдашних советских заводов. Немцы ориентировались на свою степень развития науки и техники, поэтому неудивительно, что их разработки для советских автомобилей опережали советский уровень на 20-30 лет!
 

В послевоенные годы Горьковский автозавод с трудом осваивал производство новых машин ГАЗ-51 и М-20 «Победа». А в это время в Германии для них вовсю конструировали дизельные двигатели, по мощности и крутящему моменту соответствовавшие как трансмиссиям горьковских новинок, так и основным параметрам автомобилей.

М-20-ПЃ°•§† ГАЗ-51
М-20 «Победа» ГАЗ-51

Немецкие инженеры предложили дизель в двух вариантах: четырёхцилиндровый для легкового автомобиля и шестицилиндровый для грузовика. Первому полагалась одна головка цилиндров, второму – две, каждая из которых объединяла по три цилиндра, притом, что мотор был рядным. Топливную аппаратуру сделали простой, рассчитанной на самые низкие сорта «солярки». Зато немецкие дизели могли похвастать верхнеклапанным газораспределительным механизмом с четырьмя клапанами на цилиндр! Это при том, что тогдашние бензиновые моторы ГАЗ по-прежнему оснащались ГРМ с двумя клапанами нижнего расположения.

Немецкая форсунка впрыскивала топливо в камеру сгорания, выполненную в форме сферической полости в днище поршня. Обеспечить большой ресурс дизеля был призван полноопорный коленчатый вал, у которого количество коренных шеек было на одну больше, чем шатунных – в СССР такой появится только через 10 лет на моторе Волги. Нет сведений, изготовили ли в Германии рабочие образцы этих моторов. До нас дошли только описания в отчётах германских КБ и чертеж четырехцилиндрового дизеля в разрезе. Советская промышленность так и не сумела выпустить дизели для легковой машины и грузовика класса ГАЗ-51. Для продажи этих машин на экспортных рынках позднее, в 60-70-е годы, пришлось покупать в Европе дизели от иномарок — Perkins и Peugeot Indenor.

Ч•а╶-§®І•Ђп-ПЃ°•§л
Чертёж двигателя для «Победы

Также «не дался» советскому автопрому дизель для более тяжелого грузовика ЗИС/ЗИЛ. А у немецких конструкторов такие двигатели были в активе, причем в виде готовых рабочих опытных образцов! Шестицилиндровый дизель объёмом 6,2 литра немцы сделали с воздушным охлаждением. Отчёт не скрывает, что выполнили его по образцу мотора Tatra. Для испытаний в Москве заказали шасси ЗИС-150, но оно в Германию так и не поступило. Пришлось использовать то, что было под рукой – старый трёхтонный грузовик ЗИС-5.

ЗИС-5 ЗИС-150
ЗИС-5 ЗИС-150

Сохранились фотографии немецкого дизеля на такой машине. Но еще в Германии разрабатывали и восьмицилиндровые моторы для московских грузовиков, причём тоже с воздушным охлаждением и «полусферой» камеры сгорания в днище поршня.

Н•ђ•ж™®©-§®І•Ђм-≠1†-ЗИС-5 Н•ђ•ж™®©-§®І•Ђм-≠†-ЗИС-5
Немецкий дизель на ЗИС-5

А нам остается только представить, сколько тонн горючего могли сэкономить немецкие моторы на наших машинах, и как продвинулось бы вперед отечественное моторостроение, если бы дизели немецкой разработки были приняты к производству у нас. Как вариант – их могли бы выпускать в социалистической Восточной Германии и в большом количестве поставлять в СССР.

Д®І•Ђм-§Ђп-£агІЃҐ®™†-ЗИС
Дизель для грузовика ЗИС

О том, что пора создать автоматическую передачу для легкового автомобиля в московском автотракторном институте НАТИ (в наше время – ФГУП НАМИ) задумывались ещё до войны, о чем свидетельствует один из институтских отчетов 1940 года. А сразу же после войны немецкие КБ, подчинённые СВАГ, вплотную занялись этой темой. Причём немцы разработали малогабаритные коробки-автоматы для знакомых им малолитражных машин – Москвича-400 и мотоцикла М-72. Образцы обкатывались на «прямых аналогах», а фактически на копиях – автомобиле Opel Kadett и мотоцикле BMW.

́ᙥ®з-400
Москвич-400

Первый образец автоматической коробки для Москвича, построенный в 1947 году, признали неудачным, но уже в следующем, 1948 году те же конструкторы сделали новую коробку с гидротрансформатором и планетарными шестернями.

АҐвЃђ†в®з•б™†п-™ЃаЃ°™†-́ᙥ®з†
Автоматическая коробка

Однако самое удивительное, что немецкая разработка не пропала даром! По свидетельству ветеранов НАМИ, в 60-х годах германские коробки были внимательно изучены, что помогло создать коробку-автомат совсем иной размерности – для городского автобуса. Коробка НАМИ была освоена заводом во Львове, откуда её много лет поставляли в Ликино-Дулёво – родину ЛиАЗ-677.

ЛИАЗ-677
ЛИАЗ-677

Помимо полноценного автомата, немцы предлагали советской стороне коробку передач с гидромуфтой для трансмиссии того же Москвича: водитель выбирал ступень, не нажимая на педаль сцепления, которой не было. Немецкие отчеты донесли до нас фотографию этого агрегата. Привычный двигатель Opel, аналог мотора нашей популярной малолитражки, сочетается с агрегатом очень необычной формы, совершенно непохожей на серийную механическую коробку Москвича-400.

КЃаЃ°™†-б-£®§аЃђгдвЃ©-§Ђп-́ᙥ®з†
Коробка с гидромуфтой для «Москвича»

Надо сказать, что в Германии ряд фирм ещё до войны конструировал и выпускал гидропередачи для железнодорожной техники – тепловозов, дрезин, началось внедрение автоматических трансмиссий на грузовиках и автобусах. Но автоматы для работы в паре с малолитражными автомобильными и мотоциклетными моторами считались в 40-х годах настоящим чудом техники.

Некоторые свои разработки сами немецкие конструкторы забраковали как неудачные. Например, поступало предложение заменить литой блок цилиндров двигателя Москвича собранным пайкой из набора штампованных элементов. Но уже на стадии расчетов выяснилось, что необходимой жесткости такому блоку придать не удастся.

ЗЃЂЃв≠®™ЃҐл©-ђЃвЃа-§Ђп-́ᙥ®з†
Золотниковый двигатель для «Москвича»

Ну а самым экзотическим предложением немецких КБ стоит назвать двигатели с золотниковым (бесклапанным) газораспределением. Они также существовали в виде рабочих образцов: один – для Москвича, другой – для грузовика ЗИС-150. И хотя отчёты расписывают их преимущества, подобная конструкция двигателя впоследствии не встречалась на массовых автомобилях нигде в мире.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интервью
Заменят ли Kia Rio седан? Где взять дизель для Mohave 2? Туманные перспективы Kia Telluride в РФ

С Александром Мигалем, управляющим директором Киа Моторс Рус говорим о нынешних сложностях на российском автомобильном рынке, перспективах появления под капотом субкомпакного кроссовера Kia Seltos мотора 1.6 MPI (машину…

1967 0 0
Статьи / Авто Недели
Минимум статуса, максимум сложностей: стоит ли покупать Volkswagen Phaeton за 800 тысяч

Имея 800 тысяч рублей, на вторичном рынке можно выбирать из массы интересных седанов. Здесь и дерзкая «пятерка» BMW в кузове E60, и статусная Audi A8 второго поколения, а на крайний случай – донельзя скучная, но простая…

669 2 0
Статьи / История
Ошибка природы: как разрабатывали и почему забраковали ГАЗ-21 6х4 с тремя осями

Сегодня никто не сомневается, что автомобилю повышенной проходимости необходим привод на все колёса, без него – никуда. Но в 30-х годах XX века инженерам казалось, что шарниры привода управляемых колёс – слишком сложное…

10227 0 17
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S70 с пробегом: принципиально разные автоматы и ресурс турбомоторов “за 300”

Идея покупки шведской машины в возрасте больше 20 лет на первый взгляд выглядит, в лучшем случае, авантюрой. Впрочем, пристальный осмотр кузовов оставляет приятные впечатления (особенно по сравнению с Мерседесами рубежа…

3512 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S70 c пробегом: удивительно крепкий кузов и многовато хлопот с электрикой

Audi, BMW и Мерседесы конца 90-х уже почти все сгнили или добиты насмерть плохим сервисом и просто возрастом. Как держится спустя 20 и более лет их обычно более доступный и спокойный шведский конкурент? В первой части…

2633 4 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: робот стоимостью в полмашины и моторы — надежный и еще надежнее

Кузов Фиесты приемлемо сопротивляется коррозии, а электрика и ходовая часть достаточно просты и бюджетны, чтобы не стать обузой для хозяина — таковы краткие итоги первой части обзора. Во второй будем изучать моторы и…

2546 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

83315 31 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Самый быстрый бандюган: опыт владения Jeep Grand Cherokee ZJ 5,9

Согласно канонам журналистики, заголовок, который нужно растолковывать и пояснять читателю – плохой заголовок… Но я все же не нашел в себе сил отказаться от использования первого же, что спонтанно пришло в голову – микса…

29344 14 7
Тест-драйвы / Тест-драйвы
Небрежный плод её забав: тест-драйв Renault Arkana

Предположения о том, что Arkana будет машиной компромиссной, возникли у нас, едва в прессу проникла первая доза слухов о новинке. Премьера дизайн-концепта на прошлогоднем Московском салоне лишь утвердила нас в этой…

23139 42 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

38870 12 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

7537 1 0
Статьи / Практика
Гаджет с моноклем: обзор радар-детектора/видеорегистратора iBOX F5 SLIM SIGNATURE A12

iBOX F5 SLIM SIGNATURE A12 – весьма необычное комбо-устройство! В нем имеется и немного «уличной магии» в виде жестового управления, и «библиотека помех», и «монокль на глазу». Давайте разберемся, что все это значит, и…

5655 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

61724 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

17029 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

16494 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

114430 2 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

79244 32 0
Статьи / История
Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени…

66025 5 24
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?