Невостребованная практичность: как маркетологи спасли кузов универсал

Нигде в мире название этого типа кузова не отражает его сути столь точно, как в России: универсал. Хочешь – грузов вали под потолок, хочешь – людей усади в три ряда, а хочешь – кирпичи грузи, немного так, в два-три слоя. Но в какой-то момент этот тип кузова оказался на грани вымирания.

Автомобильные историки подают разные версии первого появления подобного кузова – то ли в качестве привокзального такси, то ли как семейного авто для хозяйственных жителей пригородов. В пользу первой версии говорит имя Station Wagon для многих универсалов, в пользу второй – присутствие в названиях ссылок на Town&Country (город и деревня), Suburbia (пригород), Ranch (ранчо)… Но суть одна: в конце 1920-х в Америке (а где же еще!) и родилась идея вместительной «легковушки» с емким многофункциональным кузовом, но притом с «приличной» внешностью, отличной от непрезентабельных фермерских пикапов и развозных фургонов.

Нам трудно выдать сегодня кому-то пальму первенства в этом вопросе, но, похоже, первым универсалом заводской сборки был Ford A Station Wagon (1929 г.). Как и его предшественники, производства полукустарных мануфактур, он представлял собой гибрид из передка «легковушки» и задней части фургона. Принципиальные видовые отличия – окна по всему периметру задка и дверной проем в заднем торце кузова – дополнялись съемными двумя рядами задних сидений.

Ford A Station Wagon (1929 г.)


Таким образом этот тип кузова «узаконился»: пользователи получили возможность разместить под крышей в задней части автомобиля много дополнительного багажа или – на складываемых сиденьях третьего-четвертого ряда – дополнительных пассажиров. Собственно, немногочисленные поначалу потребители универсалов получили целый комплект вполне весомых преимуществ:

  • Более рациональное использование полезного объема при стандартных габаритах машины;
  • Многофункциональный кузов с возможностью перевозки большего количества пассажиров или багажа;
  • Возможность погрузки крупногабаритных предметов;
  • Возможность использования одного и того же автомобиля и для бизнеса (перевозка товаров, инструмента и т.п.), и для семейных поездок;
  • Сохранение «легкового» восприятия водителем и легковых характеристик.

Конечно, те первые американские Station Wagon были далеки от красоты настоящих «легковушек» – все-таки поначалу универсалы были с виду, мягко говоря, специфичны (о причинах мы поговорим ниже). К тому же, это был не единственный минус данного типа кузова. Тут же наличествовали:

  • Более высокая по сравнению с базовым седаном цена;
  • Большая масса;
  • Менее комфортабельная подвеска;
  • Более долгий прогрев салона зимой;
  • Неудобство посадки на третий и четвертый (при наличии) ряды сидений;
  • Размещение груза непосредственно в салоне.

autowp.ru_ford_deluxe_station_wagon_26 (1).jpg

Ford V8 Station Wagon 1935



Проблемы роста

Серьезный спрос на эти машины появился не сразу, поскольку среднему автомобилисту нечего было возить. Детей в американских семьях тогда рожали понемногу, моды на дальние путешествия и активный отдых еще не существовало – горожане ограничивались выездами на пикники и фермы за продуктами. Одним словом, все что нужно, помещалось в седанах, которые в Штатах никогда не были тесными.

Старушка Европа к 1930-м годам уже оправилась от Первой мировой войны, но лишь начинала входить во вкус всеобщей автомобилизации. Поэтому довольствовалась тем, что давал ей местный автопром – простенькими седанами.

Все поменялось только после Второй мировой, когда у рядовых граждан по обе стороны Атлантики появились деньги на загородные дома, путешествия по стране, дорогие развлечения и многочисленные отпрыски. Но сначала – небольшое техническое отступление.


Peugeot 203 Familliale '1956–62



Немного о технике

В ту пору маркетологи еще не умели навязывать потребителю новые, ими же изобретенные сегменты товаров. Вплоть до 1980-х годов многие заводские конструкторские бюро разрабатывали модельные линейки наугад, с запасом: вдруг рынок покажет спрос на тот или иной класс машин – а у нас уже имеется под него готовая разработка! Но убеждать массового покупателя в том, что ему необходим именно большой универсал или, скажем, кроссовер-паркетник, а не простенький седан, научились чуть позднее.

Поэтому в 1930-х годах несозревший спрос был главным фактором, тормозившим распространение универсалов. Главным, но не единственным, поскольку существовало еще второе обстоятельство – относительная сложность перестройки базового седана в универсал. Даже американцам, чьи машины испокон века базировались на лонжеронной раме, пришлось повозиться. Большой короб «вагона» с множеством дверей объективно получался недостаточно жестким, и чтобы он не «играл» и не перекашивался, требовались более тщательные расчеты и дополнительные конструкции. Картина осложнялась необходимостью оставить внутренне пространство кузова свободным, без всяких балок, распорок и косынок, ведь складывающиеся сиденья и единое грузопассажирское пространство подразумевались уже на самых первых универсалах. Затраты на проектирование и отработку новых технологий не могли быстро окупиться при небольших сериях выпуска, и привыкшим к миллионным тиражам американским автокорпорациям не хотелось заморачиваться из-за какой-то мелочевки.


Buick Century Estate Wagon by Wildanger '1938


Поэтому первые автомобили-универсалы в Америке выпускали сторонние кузовные фирмы-подрядчики, бравшие за основу шасси и передка кузова популярных моделей. Не тратя средств на дорогие штампы и прочую оснастку, кузова делали деревянными. Неприкрытый каркас из брусьев (использовали древесину клена) обшивали изнутри тонкими панелями (обычно березовыми) и покрывали все атмосферостойким лаком. Так было проще и дешевле, но «мебельные» технологии не позволяли автоматизировать процесс, что сдерживало тиражи и завышало цену автомобилей в стиле Woody (деревянный). Даже вышеупомянутый Ford A Station Wagon на «фордовском» заводе лишь окончательно собирался, а готовые деревянные кузова поставлялись на его конвейер сразу от двух сторонних производителей – компаний Murray и Baker-Raulang.

Еще труднее пришлось европейцам, взявшимся за массовое производство универсалов в самом начале 1950-х. Автомобили Старого света к тому времени уже имели несущий кузов, поэтому борьба за жесткость тут привела к еще большему утяжелению. К тому же обычно приходилось перекраивать корму для иного размещения горловины бензобака, запасного колеса, усиленной подвески, а также широкого и низко расположенного проема грузовой двери.


fiat_500_c_topolino_giardiniera_1.jpg

Fiat 500 C "Topolino" Giardiniera '1949–51



Золотая эра

Между тем в Америке настала золотая эра универсалов. В 1950-х годах дорвавшийся до достатка и благополучия народ полюбил большие автомобили, а универсал был самым вместительным из них. В линейке практически каждого американского бренда, за исключением нескольких премиальных, появился универсал, а то и несколько. Кузова этого типа стали полноправными субъектами дизайнерского процесса, окончательно избавившись от образа высокопрактичного «полуфургончика-полулегковушки». Интерьеры получили, наконец, полноценную отделку, подвеска, оставшись усиленной, стала мягче и комфортнее. Многие из пятидверных американцев имели две версии планировки салона – с двумя или тремя рядами диванов, то есть шести- и восьмиместные. Для удобства прохода на самый задний ряд диван второго ряда делали короче – двухместным. А ведь были еще и упрощенные универсалы с тремя дверями. Вообще, американские дизайнеры на ниве «универсализации» получили широчайшее поле для своей необузданной фантазии: появились приподнятые и остекленные крыши, задвигающиеся в пол и потолок двери задка, опускные стекла, отделка бортов и пола лакированным деревом (при давно уже освоенных цельнометаллических кузовах)...


Chrysler Royal Town & Country Station Wagon 1950



В Европу подобный фанатизм на «универсальной» ниве пришел несколько позже, да и то выглядел на порядок беднее. Более-менее массово, в разных классах, универсалы появились только в 1960-годы. В следующее десятилетие европейские универсалы – их называли тут Combi, Break или Estate – потихоньку начали избавляться от имиджа грубоватого многоцелевого транспорта, переходя в категорию практичных семейных машин, удобных для ежедневных разъездов и масштабных поездок на отдых.


Volvo PV445 PH Duett, Renault 3, Volvo P210


А ближе к 1980-м в Европе настала настоящая эра универсалов. Если в 1965-м они составляли до четверти годовых продаж «легковушек» (что тоже немало), то к 1990-му некоторые популярные модели – например, VW Passat – продавались поровну в кузовах седан и универсал. Правда, выглядела европейская эпоха расцвета не так живописно, как в раскрепощенной Америке: вспомните унылые борта «опелевских» «караванов» той поры или стандартные коробочки тех же «пассатов» поколений B3-B4.


VW Passat B3, VW Passat B4, Opel Astra Caravan


Опасны для социализма

Боги, ответственные за ассортимент автопрома в СССР, универсалов побаивались. Как попадет такой в руки рядового автолюбителя (и придумали же термин!), и тот замыслит недоброе – перевозить грузы не только для себя, но и для других: за деньги! Вот тебе и готов мелкий буржуа! Позднее, в 1980-е, фобия оформилась в борьбу с нетрудовыми доходами, но к тому времени пара моделей универсалов уже пробила себе дорогу к рядовому потребителю. Так, если пятидверные Москвичи-423/424 распределялись почти исключительно по госпредприятиям, то более поздний Москвич-426 поступал уже в свободную продажу, к тому же на подмогу «столичным» подтянулись «тольяттинские» – ВАЗ-2102. Волги-универсалы ГАЗ-22 и ГАЗ-2402 в период развитого социализма в частные руки попадали чрезвычайно редко – например, известно, что право купить себе ГАЗ-22 народный артист СССР Юрий Никулин «оформлял» в высоких кабинетах. Киноактер и великий клоун доказал чиновникам, что для перевозки циркового реквизита необходим большой багажник.


Москвич 423, Москвич 424, Москвич 426, ГАЗ-22, ГАЗ-2402


Практицизм пижонов

Был момент, когда универсалы чуть было не сошли на нет. После появления в 1984 году минивэна Chrysler Voyager мир многофункциональных автомобилей перевернулся, и классические «низкие» универсалы остались не у дел. Но в конце концов их спасли те, кто не смог подтолкнуть их развитие полвека назад – маркетологи. Незаметно, исподволь, потребителю предложили подмену понятий: автомобиль-универсал оказался вдруг не многоцелевым перевозчиком, а неким спортивным снарядом!

Кажется, сначала появилась Alfa Romeo 156 SportWagon, затем Chrysler 300C Touring с 5,7-литровым HEMI V8… Никто уже не говорил о больших багажниках и третьем ряде сидений – дизайнеры начали рисовать универсалы в стремительных линиях люксовых купе (а как иначе скажешь о Honda Accord Tourer Type S или Mazda6 Wagon?). Отличился Opel, окрестивший все свои универсалы Sport Tourer, а заряженный Audi RS4 в другом кузове теперь и не предлагают… Универсалы, что с вами? Неужели все только начинается?



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
15.04.2016 14:44
Сергей Вершинин

Жаль, что в современном мире не понимают, что такое практичность в автомобилестроении. Доказательство тому отвратительный, как по виду, так и по тактильным ощущениям, убогий глянцевый пластик, который пичкают в большинство современных интерьеров масовых моделей. Пластмасса "под алюминий", которая облазить через год. Поглядите на модели 90-х годов, у многих производителей, универсалы были в каждой линейке, а сейчас в бюджетном сегменте нормальный универсал не сыскать.

3

19.04.2016 14:25
Valeratal No

Зачем универсал, когда есть минивэн :)


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings