Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

51477 2 0
В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного удара, базировавшихся на гигантских многоколесных мобильных средствах сверхвысокой грузоподъемности с пусковыми установками заокеанской дальности действия, каких мир еще не знал.

Речь идет о малоизвестных опытных внедорожных транспортерах Минского автозавода грузоподъемностью в сотни тонн, рассчитанных на несение мощного пневмоколесного комплекса «Целина» с тяжелыми межконтинентальными ракетами. Об этих полноприводных машинах знал узкий круг военных, конструкторов и испытателей, и их секретность сохранялась до начала 2010-х годов. Недаром несколькими годами ранее на вопрос автора о назначении этой техники звездные ученые мужи рассказывали об использовании ее на космодроме Байконур для перевозки крупных частей космических кораблей. На самом деле ничего общего ни с космосом, ни с Байконуром они не имели вообще…

46-МАЗ-Целина_html_5e433426
Так могла выглядеть пусковая установка межконтинентальных ракет на гигантском шасси МАЗ-7904 (рисунок Александра Архипова)

Созданием принципиально новых компоновочных схем и выработкой рекомендаций по общей конструкции автомобилей-шасси колоссальных размеров занимался 13-й отдел 21 НИИИ. Их детальную проработку и сборку проводил коллектив УГК-2 МАЗа под руководством первого заместителя, а затем главного конструктора Владимира Ефимовича Чвялева. За основу ударной силы была принята мощная баллистическая ракета РТ-23 днепропетровского КБ «Южное» с разделяющимися боеголовками, стартовой массой свыше 100 тонн и расчетной дальностью поражения 10 тысяч километров.

46-МАЗ-Целина_html_715caed0
220-тонное шасси МАЗ-7904 с двумя силовыми агрегатами и двумя кабинами

МАЗ-7904 (1983–1984/2010 гг.)

Первым в июне 1983 года появился единственный образец уникального шестиосного транспортного шасси МАЗ-7904 (12х12) с двумя дизельными двигателями общей мощностью 1830 л.с., на котором планировалось смонтировать оснащение пусковой установки комплекса «Целина».

Огромный автомобиль-шасси снабжался двумя двухдверными двухместными стеклопластиковыми кабинами, вынесенными на передний свес рамы, и тремя двухосными тележками с 12 гигантскими ведущими колесами диаметром около трех метров. Со стороны этот колосс казался увеличенной копией «нормальных» минских ракетных шасси, но его полезная нагрузка достигала невиданной величины — 220 тонн, а полная масса — 360 тонн.

46-МАЗ-Целина_html_m7549af39
Шестиосный носитель ракетного вооружения МАЗ-7904 длиной более 32 метров
46-МАЗ-Целина_html_m6f805561
Гигантский автомобиль-шасси МАЗ-7904 на территории Минского автозавода

Основным силовым агрегатом являлся 42-литровый дизель 12ЧН18/20 V12 мощностью 1500 л.с., разработанный для маломерного флота. Он размещался между кабинами и приводил две четырехступенчатые гидромеханические трансмиссии, от которых крутящий момент подавался на три передних и три задних моста. Управляемыми являлись четыре колеса передней и задней тележек с японскими 51-дюймовыми шинами, синхронно поворачивавшиеся в разные стороны посредством рулевых механизмов с гидроусилителями. Каждое колесо подвешивалось на регулируемой гидропневматической подвеске, а каждая пара колес правого и левого бортов снабжалась гидравлическими балансирными связями, позволявшими изменять высоту расположения несущей рамы. Для привода вспомогательного оснащения служил второй 330-сильный двигатель ЯМЗ-238Ф V8 с турбонаддувом.

46-МАЗ-Целина_html_21ef21c7
На испытаниях МАЗ-7904 с четырьмя передними и задними управляемыми колесами

Для соблюдения особой секретности обкатка и заводские испытания проводились только в темное время суток и по согласованию с военными, которые устанавливали точный график работ, когда над Минском не зависали вражеские спутники. По завершении первого цикла испытаний машину разобрали и погрузили на специальный прицеп, на котором в январе 1984-го она прибыла на космодром Байконур, где ее вновь собрали.

Испытания машины МАЗ-7904 с весовым макетом ракетной установки комплекса «Целина»

1 / 2
2 / 2

В феврале в казахстанской степи началась вторая фаза испытаний с имитатором максимальной нагрузки. Здесь-то и обнаружился главный убийственный недостаток машины — недопустимо высокое удельное давление на опорную поверхность — 60 тонн на колеса одного моста. В результате гигантский вездеход показал низкую проходимость, плохую управляемость и жесткость хода, что существенно сокращало сферы его применения и могло дезавуировать ракетную установку.

После пересмотра стратегических целей по применению ракетной системы «Целина» работы по машине МАЗ-7904 были прекращены. Одновременно пришлось остановить сборку второго образца и приступить к проектированию нового комплекса «Целина-2».

46-МАЗ-Целина_html_7ad7c24b 46-МАЗ-Целина_html_m4c865bb3
Заброшенное шасси МАЗ-7904 на площадке № 42 космодрома Байконур

Неожиданно шасси МАЗ-7904 стало ненужным и осталось в одном из ангаров Байконура. По истечении срока аренды космодрома его списали и в 2010-м утилизировали.

МАЗ-7906 (1984–1987 гг.)

Предварительные рекомендации по общей концепции двух следующих многоосных 150-тонных шасси были разработаны в 21 НИИИ в рамках научно-исследовательской темы «Тужурка». На их основе весной 1983-го Минский автозавод приступил к разработке облегченного восьмиосного транспортера МАЗ-7906 (16х16) для монтажа ракетной системы 15П162 «Целина-2» с новой баллистической ракетой РТ-23 УТТХ. Первый образец с прежним 1500-сильным дизелем был собран в июне 1984-го, вскоре за ним последовала вторая машина.

46-МАЗ-Целина_html_m6c53bc7e
Специальное 16-колесное шасси МАЗ-7906 для ракетного комплекса «Целина-2»

Со стороны эта громоздкая 26-метровая конструкция полной массой 220 тонн выглядела удлиненным на одну двухосную тележку вариантом модели МАЗ-7904, но на самом деле была менее мощной, грузоподъемной, укороченной и вообще более скромной машиной с колесами «нормального» диаметра. На переднем свесе рамы стояли две расширенные двухместные однодверные кабины, а в трансмиссию были включены редукторы отбора мощности, позволившие отказаться от второго силового агрегата. На испытаниях транспортер показал максимальную скорость 30 км/ч, но осевая нагрузка в 27,5 тонн по-прежнему военных не устраивала.

В дальнейшем сравнительные испытания МАЗ-7906 с установленным на нем сварным габаритно-весовым макетом пусковой системы проводились на альтернативной основе одновременно со следующей моделью МАЗ-7907.

46-МАЗ-Целина_html_133beaa6
Уникальный 24-колесный транспортер МАЗ-7907 для комплекса «Целина-2»

МАЗ-7907 (1985–1987/2006 гг.)

Одновременно с машиной МАЗ-7906 в УГК-2 разрабатывали третье наиболее оригинальное и «самое многоосное» 150-тонное транспортное средство МАЗ-7907 с колесной формулой 24х24, не имевшее западных аналогов. Оно представляло собой двухзвенную низкопрофильную самоходную платформу с газовой турбиной и электрической трансмиссией, поставленную на две шестиосные тележки с 24 ведущими односкатными колесами. Первый образец был готов в марте 1985-го, затем была собрана вторая машина.

46-МАЗ-Целина_html_7b82272
Двухсекционное транспортное средство МАЗ-7907 с четырьмя парами крайних управляемых колес

В отличие от двух предыдущих шасси здесь силовым агрегатом являлся вариант танковой газовой турбины ГТД-1000ТФМ номинальной мощностью 1200 л.с., смонтированной на передней консоли лонжеронной рамы под новой моноблочной трехместной кабиной с системами жизнеобеспечения. Турбина вращала генератор переменного тока, от которого электроэнергия поступала на узлы трансмиссии и на 24 колесных электромотора. В механическую трансмиссию входили понижающие редукторы, коробка отбора мощности и многочисленные трансмиссионные и колесные карданные валы.

На заводском дворе сочлененное 28-метровое шасси МАЗ-7907 с монтажной длиной рамы 32 метра

1 / 2
2 / 2

Для военных весьма полезной конструктивной особенностью оказалась необычно длинная монтажная часть рамы, но при движении она имела привычку искривляться и прогибаться. Во избежание этого ее разрезали на две равные шестиосные секции и установили между ними простой горизонтальный шарнир с одной степенью свободы. Он позволял обеим секциям перемещаться относительно друг друга только в продольной вертикальной плоскости на угол до восьми градусов, предохраняя ее от перегрузок. Для изменения направления движения служили колеса четырех крайних мостов, синхронно отклонявшиеся в разные стороны. Блоки управления и масляные радиаторы помещались в двух параллельных кожухах, расположенных продольно в задней части машины.

46-МАЗ-Целина_html_m1a8896ef
Установка двух блоков масляных радиаторов в задней части шасси МАЗ-7907

После заводских испытаний шасси МАЗ-7907 завод «Баррикады» смонтировал на нем грубо сваренную пространственную рельсовую конструкцию, оказавшуюся габаритно-весовым макетом пусковой установки 15У157 комплекса 15П162 «Целина-2» с имитацией транспортно-пускового контейнера для межконтинентальной ракеты РТ-23 УТТХ.

С сентября 1986-го в режиме строжайшей секретности эта система участвовала в сравнительных испытаниях с машиной МАЗ-7906, проходивших в ночное время на территории 7-й гвардейской дивизии в Калининской (ныне Тверской) области. Для этого там построили огромные ангары, специальные участки дорог и мосты. К осени следующего года установка МАЗ-7907 прошла расстояние свыше двух тысяч километров, показав максимальную скорость 25 км/ч.

Испытания МАЗ-7906 с габаритно-весовым макетом пусковой установки комплекса «Целина-2»

1 / 2
2 / 2

По результатам испытаний ни одно шасси так и не было одобрено военными. Главными недостатками варианта МАЗ-7907 являлись малый КПД электрической трансмиссии, плохая проходимость по грунтам с низкой несущей способностью, по-прежнему высокая осевая нагрузка (18,5 тонн) и недостаточная динамика разгона. По сведениям историков Минского автозавода в окончательных выводах комиссии МАЗ-7907 был рекомендован к производству, так как обладал существенными преимуществами перед моделью МАЗ-7906 по управляемости, технологичности и повышенной живучести за счет сохранения подвижности при повреждении привода сразу восьми ведущих колес. По отчетам 21 НИИИ оба шасси не соответствовали предъявленным требованиям, «способов и средств улучшить опорную проходимость ни теоретически, ни экспериментально не было найдено», и в связи с выявленными недостатками дальнейшие доработки обеих машин были признаны бесперспективными.

Вскоре к этим неприятностям добавилась главная разрушительная сила — перестройка. Уникальные гигантские ракетные транспортеры посчитали непозволительным излишеством для страны, и работы по перспективному проекту «Целина-2» были закрыты.

Последним и единственным мирным применением машины МАЗ-7907 в 1996 году была перевозка речного теплохода по дорогам Белоруссии на расстояние более 200 километров — от реки Березина до озера Нарочь.

46-МАЗ-Целина_html_m6128b44c
Транспортировка речного судна на переоборудованном шасси МАЗ-7907

Для этого неуклюжий макет ракетной установки заменили полукруглыми ложементами, а при достижении цели и облегчения разгрузки легендарное шасси просто загнали в воду. Исходом этой операции стали загубленные электромоторы уже никому не нужной машины. В 2006 году из двух шасси собрали одно и поставили его на прикол на территории Минского завода колесных тягачей.

46-МАЗ-Целина_html_m39e0e7a2 46-МАЗ-Целина_html_1dc3826d
Сохранившаяся на МЗКТ машина МАЗ-7907. Фото 2010 и 2012 года

Несмотря на неудачи, до сих пор гигантские минские ракетные транспортеры сохраняют имидж самых необычных, тяжелых и дорогостоящих отечественных самоходных колесных транспортных средств военного назначения, создание которых в условиях «холодной войны» могла позволить себе только Страна Советов.

На заглавной фотографии — уникальное 24-колесное шасси МАЗ-7907 с газотурбинным двигателем, электрической трансмиссией и макетом пусковой установки ракетного комплекса «Целина-2».

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
dmitriyy 12

мммда вот так машины, не точто при вовке автоваз только докапитализируем .

Горбатый пи#дор всё просрал...

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Авто Недели
Почти настоящий американец: стоит ли покупать Toyota Tundra за 1,5 миллиона рублей?

Парадокс: у себя на родине в США Toyota Tundra не входит даже в Топ-20 популярных моделей, в то время как её злейшие конкуренты Ford F-150, Chevrolet Silverado и RAM оккупировали тройку лидеров. Хуже Тундры продаётся…

49809 0 0
Статьи / Популярные вопросы
Что такое радиус разворота, каким он бывает, и почему он важен?

При выборе автомобиля обычно смотрят на его ключевые характеристики: размер, объем и мощность двигателя, тип трансмиссии и так далее. Однако в повседневной жизни есть и другие показатели, которые оказываются весьма…

1831 0 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Из пластика и палок: покупаем Peugeot 308 I за 400 тысяч

Европейские марки с названием из четырех букв традиционно не пользуются народной любовью в России. А если их название кончается на «О», то ситуацию вряд ли может изменить самобытный (как и всегда, на вкус и цвет) дизайн…

8651 10 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Sonata NF с пробегом: задиры в моторах и бессмертный автомат

Может, Hyundai — это не слишком престижно, и не все соседи станут завидовать приобретению корейского автомобиля бизнес-класса, зато это надёжно. О том, что кузов, салон, электрика и ходовая часть Сонаты этого поколения…

3697 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Sonata NF с пробегом: оцинкованный кузов на гремучей подвеске

Корейские машины с бизнес-классом никак не ассоциируются – там правят бал немцы и японцы. Тем не менее, Sonata NF в этой компании может выглядеть практически своей. Действительно, очень даже бизнес-класс в…

2998 0 4
Статьи / Эксперт выбирает авто
Правильная оппозиция: покупаем Subaru Forester III за 800 тысяч

Знаете, что общего у любителя Субару, вегетарианца и уфолога? Всепоглощающая вера в правильность своего выбора, доходящая иногда до фанатизма. При этом ожидать рациональных доводов в случае веры обычно не приходится. Эта…

15141 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тот самый момент: тест-драйв LADA 4×4 с мотором LADA Priora

Так и хочется воскликнуть: «Ну вот же, АВТОВАЗ, какого чёрта нельзя было сделать этого самим?!» Но мы кричать не будем. Ибо, во-первых, примерно знаем, какого чёрта (около миллиарда разнообразных причин), а во-вторых, не…

172515 9 10
Тест-драйвы / Одиночные
Китайский Крузак пошёл «неверной дорогой»: первый тест-драйв Roewe RX8

Вы на подсознательном уровне привыкли к тому, что «эр икс восемь» – это что-то дерзкое, обтекаемое и роторное? Значит, вы за последний год ни разу не бывали в Китае: там бренд Roewe весной представил свое видение того,…

75023 5 3
Тест-драйвы / Одиночные
Вдвое дешевле, но вдвое ли хуже? Экспресс-тест Chery Tiggo 8

С Chery Tiggo 8 мы впервые познакомились на пекинском автосалоне в этом году. С тех апрельских пор кое-что изменилось: кроссовер получил официальные цены и поступил в продажу у себя на родине, а мы еще раз наведались в…

60854 37 4
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

22485 4 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

16462 2 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

10264 0 6
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

34888 14 23
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

10628 0 0
Статьи / Военная техника
Секреты первых советских трехосок: мирные и военные судьбы автомобиля ГАЗ-ААА

В довоенный период важнейшей задачей советского автопрома стало освоение серийного выпуска отечественных трехосных грузовиков с двумя задними ведущими мостами, которые тогда относили к разряду автомобилей высокой…

9107 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

388829 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

261165 19 0
Статьи / История
Автоматический провал: почему сняли с производства «Волгу» с АКП?

Сегодня все знатоки истории советской автомобильной промышленности отлично знают, что первым советским автомобилем с автоматической коробкой передач, выпускавшимся серийно, была «Волга» ГАЗ-21. Пусть тираж вышел…

75044 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?