Но странный стук зовет: как проверить и починить многорычажную подвеску

4941 0 2
До недавнего времени считалось, что машина с многорычажкой сзади – это так же редко и дорого, как концерт Пола Маккартни на Красной площади. Но времена меняются, и сегодня такая подвеска встречается всё чаще и чаще, причём даже на вполне бюджетных машинах. И поэтому её диагностика становится вопросом достаточно насущным. Хорошо, если ваш автомобиль обслуживают в хорошем автосервисе. А что, если хороший сервис он видит реже, чем солнечное затмение, а всё ТО сводится к замене масла плюс-минус раз в 15 тысяч или как повезёт? Тут без навыков самостоятельной диагностики не обойтись. Давайте посмотрим, как эту операцию проводят в мастерской. Но сначала немного подкуёмся теоретически.
 

Три, четыре, пять

Вся история создания машин – это попытка сделать их чуть лучше (или продать чуть дороже). Как только передний привод у среднестатистических седанов и хетчбэков стал нормой, появилась возможность сделать заднюю подвеску более прогрессивной. Раньше этому мешал неразрезной мост, но теперь его нет, так что простор для полёта фантазии открывается огромный.

Первой идеей стала, конечно же, упругая балка. Вещь, безусловно, надёжная, простая и дубовая, но не идеальная. Отельной скорбящей толпой стоят владельцы Пежо и некоторых «китайцев» с подшипниками в торсионной балке, но и остальных она может иногда огорчить не самой лучшей управляемостью. Дело в том, что с такой подвеской задние колёса всё равно связаны между собой, да и неподрессоренная масса оказывается значительной.

Первые попытки поставить колёса на отдельные рычаги предприняли в 1961 году на Jaguar E-type и в 1979 году на Porsche 928. Получилось хорошо, но до массовости было ещё очень далеко. Более массово это решение применили на Mercedes-Benz 190 (W201) в 1982 году. Его пятирычажную конструкцию нельзя назвать самой простой, бывает и попроще – на трёх рычагах, но она оказалась не только эффективной, но и не слишком дорогой в эксплуатации. Отличную управляемость обеспечивала одна особенность этой подвески: заднее нагруженное колесо отклонялось внутрь поворота. Так появилось понятие подруливающей подвески.

На фото: Jaguar E-Type '1962–64

На фото: Jaguar E-Type ‘1962–64

Затем многорычажные подвески появились на других «немцах»: Audi и BMW. Как вы уже заметили, слава дорогой подвески у многорычажки появилась не на пустом месте, все перечисленные выше автомобили (кроме отчасти W201) никак не претендуют на роль ширпотребных свистелок прошлого. Да и W201 имел очень даже заряженные версии, существенно отличающиеся от любимых немецкими таксистами экземпляров с 75-сильными дизелями.

На фото: Mercedes-Benz 190 (W201) '1982–93

На фото: Mercedes-Benz 190 (W201) ‘1982–93

У нас в стране многорычажка вначале не встретила одобрения среди консервативно настроенного общества. Причин на то несколько. Во-первых, наши производители сами до сих пор не могут построить легковой автомобиль с такой подвеской (или не хотят, хотя кто их знает). И это не удивительно. Не хочу пинать ныне дохлую собаку, но кое-кто от шкворней в передней подвеске до последнего не смог отказаться, шаровые опоры на «Волгах» появились только в четвёртом поколении ГАЗ-3102 в 2003 году. Какая уж тут многорычажка…

Выбор авто
Поплачь о нем, пока он живой: ремонт и обслуживание DFM H30 Cross

Восточный ветер Dongfeng Motor Corporation – одна из старейших фирм-автопроизводителей Китая, название которой переводится как «восточный ветер». В России она больше известна своей грузовой техникой, в основном –...

26216 5 15

Во-вторых, знакомство с этим типом подвески началось у нас с ремонта сильно уезженных иномарок. При этом – в условиях отсутствия запчастей к ним. А так как многорычажка устроена сложнее привычной балки, то и ресурс некоторых её частей (в основном, конечно, сайлентблоков) меньше, чем у более простой полузависимой подвески. Слава муторной и ненадёжной конструкции просто не могла не прилипнуть к этому узлу.

Первые бюджетные иномарки, доступные на нашем рынке, могли порадовать только балкой. Первый действительно популярный автомобиль с многорычажкой – это, пожалуй, Hyundai Accent. Тут, правда, корейцы удивили: подвеска у них получилась практически неубиваемая, но управляемость у Акцента очень неважная. Обычно бывает наоборот.

Зато Ford Focus первого поколения, так полюбившийся офисным работником и прозванный за это в народе «планктономобилем», имел просто удивительную управляемость во многом как раз благодаря задней подвеске. Конструктивно подвеска всех трёх поколений Фокусов не менялась, и как раз на примере этого автомобиля и рассмотрим, как проводят диагностику многорычажки в сервисе.

В качестве подопытного мы пригоним Фокус 2002 года выпуска с туманным прошлым и неясным будущим, родной пробег которого можно оценить тысяч в триста. Разбираться с его рычагами нам поможет «Дисконт Автосервис РОЛЬФ» и в лице специалиста СТО Сергея Стружака. Что же, надеваем перчатки.

Тянем-потянем…

Переживая за нашего подопытного старичка, поднимаем его потихоньку. Странно, но у этого Фокуса кузов оказался крепким: пол и пороги не гнилые, переживать за него не стоило. Может, там и подвеска в идеальном состоянии?

DSC_1339

Нет, нам повезло: тут есть, на что посмотреть.

В общем-то, вся диагностика сводится к проверке амортизаторов, пружин и сайлентблоков рычагов.

С амортизаторами всё просто: нет потёков – значит, всё хорошо. Разумеется, если они уже не вытекли полностью. Но амортизаторы в нашем случае рабочие, следов масла на них нет. А если бы с ними что-то оказалось не так, то пришлось бы отдать по 1 900 за каждый амортизатор и замену пары ещё 1 600 рублей. Радуемся и смотрим пружины.

DSC_1338

По словам мастера, пружины тут «вечные». Соглашусь, но иногда они ломаются. В этом случае диагностировать нечего: сломанную пружину видно сразу. У нас они целые, поэтому переходим к самому интересному, к рычагам.

В них нас интересуют в основном сайлентблоки. Для их проверки нам потребуются только монтажка, фонарик, немного физических сил и внимания.

Если сайлентблок умер окончательно, то этот факт виден и без помощи монтажки. Например, классические трупы видны вместо передних сайлентблоков заднего продольного рычага. Оригинальные они стоят 2 500 рублей, аналоги – от 1 000. Замена обойдётся в три тысячи за сторону.

DSC_1312

Следующий рычаг – серповидный, он же – верхний поперечный. Тут у нас всё в порядке, новые не только сайлентблоки, но оба рычага в сборе. В сборе они, кстати, стоят по 3 500 рублей за штуку, замена обойдётся в 1 800 рублей за сторону.

DSC_1332

Для более качественной проверки придётся взять монтажку и покачать рычаги около сайлентблоков, уперевшись ей в любую неподвижную часть. Если при нажатии на монтажку видны следы расслаивания сайлентблока, то его придётся менять.

DSC_1314

Для проверки сайлентблоков задних нижних рычагов (поперечных или подружинных) монтажка не понадобится. Тут ещё одна типичная картина мёртвых резинок. Обратите внимание на смещение рычага в поперечине. Это говорит о том, что сайлентблок в этом месте мертвее Тутанхамона. Если же на глаз этого не заметно, то в помощь придётся опять звать монтажку.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Что с ними можно сделать? В идеале возможны два вида ремонта. Первый – замена только сайлентблоков рычага, комплект которых обойдётся в 2 400 рублей за четыре штуки. Такая работа в сервисе стоит пять тысяч рублей. Но такой способ подходит только первый раз. При втором ремонте придётся менять рычаги в сборе: отверстия в нём становятся овальными, и бесконечно менять в них сайлентблоки не получится. К тому же у первых Фокусов эти рычаги из-за коррозии, бывает, ломаются. Так что лучше не рисковать и заплатить за них по 3 800 и за замену ещё 3 000 за обе стороны.

В нашем случае второй вариант явно предпочтительнее, тем более, что менять придётся весь комплект сайлентблоков: они своё отъездили уже с обеих сторон.

Теперь проверяем стабилизатор поперечной устойчивости и его стойки. Втулки стабилизатора со временем тоже теряют геометрию и становятся овальными. Но у нас они явно заменены, так же, как и стойки – они почти новые.

DSC_1336 DSC_1334

Теперь переходим к деталям, которые кажутся многим незначительными – к болтам. Самую большую головную боль вызывают развальные болты. То есть, которые крепят задние нижние рычаги к поперечине. Они ржавеют быстро, поэтому если их не смазывать в профилактических целях хотя бы раз в два года, открутить их становится невозможно. В этом случае их обычно срезают.

DSC_1326

По большому счёту, все болты многорычажки в продаже есть отдельно, можно обойтись покупкой только необходимых. Но на практике комплект всё равно обойдётся дешевле (стоит он три тысячи), чем покупка этих болтов по отдельности. Хотя есть настойчивые люди, которые подбирают сюда болты от наших автомобилей. Например, в Интернете можно встретить рассказы о том, как при замене подпружинных рычагов обходились болтами, купленными в «вазовском» магазине. Может, кому-то эта информация пригодится, но я вам этого не советовал.

Собственно на этом осмотр и заканчивается. Как видите, ничего сложного, но проводить его надо.

Зачем проверять многорычажку?

Статьи / Практика
Ровной всем дороги: как и зачем менять втулки стабилизатора

Не надо крениться! Если бы автомобили ездили всегда по прямой, да ещё бы не разгонялись и не тормозили, стабилизатор был бы не нужен вовсе. Его работа начинается каждый раз, когда машина пытается наклониться. Будь это...

82364 4 0

Начну издалека. Многорычажку придумали для того, чтобы передвигаться в машине было более комфортно и безопасно. Если она перестаёт работать так, как это было задумано её конструкторами, об этих её преимуществах придётся забыть.

Говорят, что хороший стук сам наружу выйдет. Так вот, несмотря на печальное (да ладно, чего уж там – убитое) состояние части сайлентблоков, подвеска этого Форда хранит гробовое молчание. Это очень странно, но она не издаёт ни единого звука, хотя, судя по результатам диагностики, она должна грохотать на каждой кочке как барабанщик панк-группы под психотропными веществами. В этом случае её неисправность можно заметить только по снижению управляемости и ускоренному износу шин. Но на шинах износа нет, да и на дороге этот автомобиль стоит на удивление хорошо и на прямой, и в поворотах. А ремонтировать эту подвеску уже пора давно. Поэтому чтобы не упустить тот момент, когда можно отделаться малой кровью, проверять многорычажку нужно периодически.

У разных автомобилей в силу отличия конструкций средний срок её службы может быть разным. Влияет на него и условия эксплуатации, но хотя бы раз в 60-80 тысяч километров полазить с монтажкой там придётся.

И вот тут жителям небольших городов с хорошими дорогами повезло больше, чем жителям Москвы и Петербурга: если у вас зимой не перебарщивают с реагентами, то необходимость ремонта может возникнуть гораздо позже – при пробеге 120-130 тысяч километров. Если, конечно, вы не собираете все ямы на дорогах и не гоняете по просёлочным дорогам.

За помощь в подготовке материала выражаем благодарность «Дисконт Автосервису РОЛЬФ» и лично специалисту СТО Сергею Стружаку (СПб, ул. Савушкина, д.103, лит.Б, +7(812)3333-0-86)

Поделиться: 0 1 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Путешествия
Правый руль, горы и русские мигранты: автомобильная жизнь на Кипре

Правый руль, тёплый климат, британское колониальное прошлое и полное отсутствие местного автопрома. Воображение уже рисует картину заповедника японского и английского автопрома прошлых лет: старые Mark II и Crown,…

2278 3 1
Статьи / Тесты
Суть – под крышкой: угадываем автомобиль по фото подкапотного пространства

Как только мы не предлагали вам угадать автомобили в наших тестах – по оптике , остаткам после краш-тестов EuroNCAP … Моторы вы тоже уже угадывали – но тогда речь шла о них, а не о моделях, на которые они…

3182 0 3
Статьи / Финвопрос
Почему «Ставрополь-Авто» потерял Lifan и Chery, будет ли консервация и при чём здесь Сбербанк?

«Самый современный», по утверждениям администрации «Ставрополь-Авто», автомобильный завод в России, не смог получить подряды на сборку китайских автомобилей Lifan и Chery, которые ещё в прошлом году выпускал «ДерВейс».…

3584 22 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: хитрости раздатки, почти вечные АКП и совсем вечные моторы

В первой части обзора мы уже поняли, что коррозийная стойкость старых Chevrolet Tahoe если не выдающаяся, то как минимум очень неплохая. По электрике есть свои болячки, подвеска иногда требует вложений, но всё совсем…

15923 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: негниющая рама и стойки от Газели

С одной стороны, “это же рамный внедорожник – чему там ломаться”. С другой, “это же американец, у них всё не слава богу”. Народные мнения о старых Шевроле Тахо бывают диаметрально противоположными. Сегодня разбираемся,…

9249 0 1
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Lanos с пробегом: мелкие проблемы большого люфта и мотор, который трудно сломать

Про эти машины говорят, что это “лучше, чем пешком” и “зато не в кредит”. Над ними смеются, сидя в BMW и маршрутках. Их любят бывшие владельцы вазовской “классики”. Да, речь идёт о Lanos. В первой части обзора этой…

6529 20 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

50031 13 5
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

37863 6 0
Тест-драйвы / Одиночные
Даже это можно сломать: опыт владения Lexus LS 460

Они быстро стареют, стремительно теряют в цене и теряют актуальность при малейшем рестайлинге. В десятилетнем возрасте их цена сравнима с ценой нового хэтчбека гольф-класса при неизменно высоких затратах на ремонт и…

22490 4 6
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

19226 43 0
Статьи / Практика
«Вы в эфире!» Сравнительный тест FM-трансмиттеров

Давненько не брали мы в руки шашек… В смысле, таких гаджетов, как FM-трансмиттеры! По случаю в тестовой лаборатории «Колес» оказалась целая охапка подобных устройств – посмотрим, как подобные автоаксесуары…

7056 4 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

2730 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

55030 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

39338 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15791 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

67634 26 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

52621 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

52402 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?