Нон-конформисты: оригинальные технические решения в современных авто

12713 0 5

Мы привыкли думать, что сейчас машины делают под копирку. Пять-шесть глобальных платформ, простые моторы и одинаковые решения. Но не все так плохо! Есть и эксклюзивные технологии, которые выделяют автомобили из серой массы себе подобных.

Тяга человека к эксклюзиву неистребима. Особенно странно она проявляется в отношении такой сложной штуки, как автомобиль. Когда-то давно, на заре автомобилизации, всякая удивительная и необычная конструкция была шансом на прорыв, своего рода фронтиром в схватке за прогресс. Оригинальных конструкций было много, и большая их часть не дожила до наших времен.

Впрочем, спрос на оригинальность есть и сегодня. Он успешно подпитывается производителями, ведь в мире одинаковых штампованных машин, у которых даже дизайн подозрительно совпадает, где Mercedes меняется моторами и платформами с Infiniti, что-то особенное имеет шанс получить свою долю поклонников на долгие времена.

И не так важно, что «фишка» обычно в техническом плане бесполезна, у конкурентов есть альтернативные способы получить то же самое, а успешные ноу-хау тут же внедряются всеми. Тут важнее «вау-эффект» и хорошие отзывы в прессе. А еще часто это становится традицией, которую тщательно лелеют.


Есть и примеры неудачных попыток внедрения технологий с явным прицелом на создание чего-то уникального, ассоциируемого в первую очередь именно с этой маркой или моделью. И часто именно «фишка» рубит на корню неплохую идею.

«Фишки» бывают даже рассчитаны на разное восприятие: одни нарочито показушные, о них все знают и преподносят как особенность, а о других известно лишь тем, кто любит покопаться в конструкции. Что оригинального можно найти у разных марок машин сейчас и что еще было в недавнем прошлом — об этом наш обзор.

Деревянный кузов Morgan

Особой оригинальностью отличаются, конечно же, мелкосерийные производители. Вот например, одна из старейших автомобильных марок, Morgan, уже скоро сотню лет делает машины, которые мало отличаются от своих предков еще довоенного выпуска. Мощная рама, кузов из дерева, стали и алюминия, двигатели мощные, но не свои, крепление колес центральной гайкой, свечная подвеска и дизайн из 30-х.

А еще у них есть целая серия трехколесных спортивных машин с V-twin спереди, тоже мало изменившихся с начала производства. И даже «суперсовременный» Morgan Aero 8 имеет кузов из алюминия и дерева, правда, каркас уже не цельнодеревянный. И в угоду управляемости подвески стали двухрычажными. Такие машины находят спрос, они — как тот английский газон, секрет которого в том, что его просто поливают и стригут на протяжении трехсот лет. И если они станут как все, то кому они уже будут нужны?



Разумная достаточность Rolls-Royce

Английские традиции — вообще тема для отдельного разговора, вот на Rolls-Royce вместо тахометра стоит указатель запаса мощности, а вместо цифр в графе «мощность» всегда стоит «достаточная». Как при этом исчисляют налог, не совсем понятно. Видимо, приходит счет, в котором написано «заплатите как следует».



Консерватизм Jaguar

Или вот Jaguar, который в 2004-м году выпустил машину, как две капли воды похожую на предыдущую. Но нет, это был не рестайлинг, а совершенно новый кузов, уже не стальной, а алюминиевый, просто размер и формы почти не изменились. Нам сложно понять этот удивительный английский дух. Тоже своего рода эксклюзивная «фишка», которой точно ни у кого, кроме «англичан», не бывает.



Алюминиевые кузова Audi и Jaguar Land Rover

Немецкие производители не очень любят кричать об уникальных особенностях машин. Ну разве что Audi, которая как нувориш заняла место в составе «Большой тройки» и пытается обратить наше внимание на то, что они выпускают цельноалюминиевую А8 уже много-много лет, но в общем-то в остальном старается уникальные особенности не афишировать.

Впрочем, весь алюминий в топовом седане лишь создает проблемы, а вот масса машины почему-то не ниже, чем у конкурентов. Собственно, плюсы алюминия сильно преувеличивается рекламой. Не ржавеет в привычном нам смысле, хотя корродирует еще как. Да и кузовной ремонт на таких машинах обходится намного дороже, о чем мы уже писали в материале про эксклюзивные авто, с которыми лучше не связываться.

Jaguar, упомянутый выше, и Land Rover тоже используют алюминиевые кузова, причем уже очень давно. Сейчас вы скажете: ну как же давно, когда новый Range Rover — первый алюминиевый внедорожник. На самом же деле, алюминиевыми были еще первые Land Rover, предки современного Defender. А еще Audi — пока единственная компания, на моторах которой есть электрический наддув, но, скорее всего, это ненадолго.



Бездроссельный впуск воздуха

Компания BMW внедрила когда-то систему бездроссельного впуска Valvetronic на своих авто, которая позволяет немного улучшить показатели бензиновых моторов за счет снижения насосных потерь, и использует ее до сих пор. И пожалуй, эта технология остается почти эксклюзивом. Бездроссельный впуск — это когда количество воздуха в цилиндры дозируется только клапанами, без дроссельного узла.

Недавно Fiat внедрил схожую по смыслу систему MultiAir, правда, реализация там совсем другая, да и применяется она на недорогих машинах. Но это как раз из разряда того эксклюзива, который не для публики, а сугубо для «внутреннего применения». Что же касается разнообразных вариантов активного рулевого управления и подвесок, то в этом, как ни странно, нет ни эксклюзива, ни первопроходства.



Магическая подвеска

У «Мерседеса» все очень традиционно, в разряде эксклюзива позиционируется разве что система Magic Body Control, действительно уникальная для гражданских машин активная подвеска, с камерами, которые следят за неровностями дороги. Есть еще коробки AMG SpeedShift — фактически АКПП-«роботы», но без классического гидротрансформатора, что позволяет им легко переносить высокие обороты, но, несмотря на всю необычность подхода к созданию, как нечто особенное это не преподносится. Все же явный консерватизм марки сказывается.




Заднемоторная компоновка

А вот «Порше» на данный момент стопроцентно эксклюзивен. Он остается единственным автопроизводителем, кто выпускает массовые заднемоторные спорткары. Просто за пятьдесят лет их производства все потихоньку свыклись с их существованием, а вот исчезновение всех остальных машин с такой компоновкой прошла почти незамеченной. Мало кто вспомнит про Renault Alpina или задумается о компоновке всем известного DeLorean DMC-12, а Porsche 911 и сейчас живее всех живых и с оптимизмом смотрит в будущее.



Французская экзотика

Франция отличается оригинальностью мышления, и если покопаться в творчестве их конструкторов, то оригинального найдется не так уж мало. Но широкой публике в первую очередь их машины известны гидропневматическими подвесками и самыми большими хэтчбеками вроде Citroen C6.

Впрочем, владельцы куда более простых машин вроде «Рено Меган», знают, что в конструкции могут неожиданно обнаружиться сюрпризы. Например, пластиковые передние крылья и пол багажника, потайные ниши под ковриками или мехатронные «дворники», которые внезапно перестают махать в такт.

Казалось бы, совершенно оригинальной является технология Hybrid Air от Peugeot-Citroen — гидропневматических энергоаккумуляторов на гибридах, но при внимательном рассмотрении можно обнаружить, что за океаном эта технология уже больше десяти лет применяется на мусоровозах и продвигает ее тот же Bosch, который выступает партнером PSA в этом проекте.




Полный привод Ferrari

Итальянский автопром, несмотря на обилие действительно уникальных спорткаров, в массе своей техническим эксклюзивом не завлекает. Про «Дукати» уже сказано выше, как и про систему Multiair. А вот «Феррари» удивила, создав совершенно уникальную компоновку полного привода. На модели FF передние колеса приводятся через отдельную двухступенчатую коробку передач от переднего конца коленвала. Причем дифференциала нет, момент на каждое из колес подается через многодисковое сцепление. Так реализуется torque vectoring — тяга помогает машине «заныривать» в повороты.



Американское ретро

На американском континенте машины несколько непривычны для европейцев. Крупные модели неприлично дешевы, а базовые моторы могут быть очень мощными. Но среди серийной продукции не встретить передовых уникумов — сплошное ретро. Chervrolet Corvette, к примеру, имеет мотор V8 с нижним расположением распредвала и пушродами, идущими от него к клапанам. Такая компоновка считается устаревшей последние лет 50, а вот поди ж ты… Америка! Ностальгия по старым временам.

Ну а злейшие враги из Chrysler, хоть и переставили давно распредвал в головку блока, как все приличные люди, до сих пор продвигают полусферические камеры сгорания Hemi. И пускай эта конструкция исключает повышение степени сжатия и установки ради более эффективного сгорания смеси четыерх клапанов на цилиндр… Когда речь идет о моторах объемом около шести литров, про экономичность вспоминать в любом случае не будут.




Японское будущее

А вот Япония радует техническим эксклюзивом уже на протяжении десятков лет. Серийные полноуправляемые машины, активные подвески, оппозитные моторы, особо сложные схемы полного привода, волновые компрессоры, роторные моторы, циклы Аткинсона и Миллера на серийных машинах, тороидальные вариаторы — да-да, тут ищут новые пути в автомобилестроении, и это заметно.

Врочем, солидная часть эксклюзива уже давно не выпускается, да и основным рынком для японских автопроизводителей являются США, где ценят скорее простоту. И если системы полного привода с динамическим распределением крутящего момента по колесам от Mitsubish и Subaru находят своего покупателя, то подобная система от Honda на кроссовере Acura MDX получила столько нареканий в свой адрес, что следующее поколение сделали уже в расчете на обычную трансмиссию. Хитрую систему добавили спустя почти два года и строго как опцию.

К теме полноуправляемых шасси (где поворотными являются все четыре колеса) японцы периодически возвращаются. Впрочем, теперь это просто надстройка над обычной многорычажной подвеской, где поворот колес осуществляется не из-за изменения нагрузки, а гидро или электро приводом. Первую активно подруливающую (причем и передней, и задней осью) подвеску 4WAS внедрили Nissan, хотя почему-то ее привыкли считать особенностью BMW.



Электронный руль

Nissan продолжает внедрять смелые экспериментальные решения. Например, Infiniti Q50 — первый серийный автомобиль, где в штатном режиме руль не связан с колесами. Механическая связь включается аварийно, а если все датчики в порядке, то поворотные рычаги двигает моторчик электроусилителя. Единственное явное преимущество — полное отсутствие вибраций на руле, а вот по части управляемости Q50 не выигрывает у немецких конкурентов в классе с «обычным» рулевым управлением.




Что дальше?

Здесь, как вы уже заметили, мы не вдавались в подробности конструкций. И упомянули далеко не все оригинальные технические решения, даже если брать серийно выпускаемые современные автомобили. Мы обязательно посвятим многим из них отдельные публикации.

А что до будущего, то необычные технические решения никуда не денутся. Такого буйства инженерной мысли, как в ХХ веке, уже не будет, но прогресс и чисто маркетинговые соображения не позволят автомобилям превратиться в серую безликую массу. Ведь мы все любим выделяться!




Читайте также:


Поделиться: 0 1 0 1 0 3

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
АМО против Мерседесов: какими были первые «скорые помощи»

Опыт первого серийного производства карет «скорой помощи» в СССР относится к середине 20-х годов. Нетрудно догадаться, что те машины не выдерживали никакой критики — переделанные из итальянских грузовиков, холодные,…

99 0 0
Статьи / История
Мезальянс Березовского: как появился проект AVVA, и почему все кончилось плохо

В новейшей истории российского автопрома есть немало тёмных пятен – явлений и событий, связанных с «переходным» периодом от планово-административной экономики СССР к свободным рыночным отношениям в РФ. Один из наиболее…

3987 2 2
Статьи / Популярные вопросы
Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

Говоря об ОСАГО при авариях, мы уже привыкли к схеме «попал в ДТП, не являясь его виновником – получил недостаточную компенсацию – обратился к «независимым автоюристам» – через суд получил дополнительную компенсацию –…

73320 2 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: тормоз вместо автомата и опасный катализатор

В первой части нашего обзора подержанного Аккорда восьмого поколения мы рассказали о том, какой «концерт» придётся выслушать владельцу этого автомобиля в десятилетнем возрасте. Может стучат и трещать рулевое управление…

1911 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: решётка радиатора на гвоздях и концерт рулевой колонки

Honda всегда шла своим путём, не поддаваясь веяниям автомобильной моды. Но настало время, и этот почтенный японский производитель был вынужден сделать что-то «модное»: комфортное, но спортивное. Так получился Аккорд…

1620 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: муфта не для дрифта и мотор не для рейсинга

Недорогой кроссовер – мечта многих, кто не может купить дорогой. Причём не только сама покупка должна быть бюджетной, но и её будущее содержание. В первой части обзора SX4 первого поколения мы уже выяснили, что этот…

2458 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

47922 6 17
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

17771 17 0
Тест-драйвы / Одиночные
Детейлинг? Нет, не слышал: опыт владения Land Rover Defender

Он держался до конца. Не дал уронить себя на колени, не прогнулся под изменчивый мир, хотя был одним из последних в своём роде. Жёсткий и суровый, но такой настоящий в своей простоте – в 2016 году ушёл из серийной жизни…

15929 7 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

69658 4 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

14301 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

11368 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

49640 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

26921 0 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

8619 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

309617 4 30
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

241979 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

110502 14 14
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?