Новый вездеход «Четра» ТМ-140А – для войск в Арктике

На прошедшем в июне 2015 года международном военно-техническом форуме «Армия-2015» в подмосковной Кубинке было представлено столько разнообразных колесных и гусеничных технических новинок, что написать о них за один раз было бы невозможно. О наиболее интересных машинах мы еще будем рассказывать по мере их принятия (или не принятия) на вооружение. К примеру, концерн «Тракторные заводы» представил на суд военных специалистов помимо новой боевой машины пехоты БМП-3, а также десантных БМД-4М, БТР-МДМ и самоходки «Спрут-СД» гусеничный вездеход в арктическом исполнении ТМ-140А.

Новый старый вездеход

На площадке «Тракторных заводов» вездеход стоял во всей своей красе, и даже в боевой арктической раскраске под снега и льды Крайнего Севера. Впрочем, знатоки без труда признали в нем снегоболотоход «Четра» ТМ-140. Напомним, что под этим брендом чебоксарское ОАО «Четра – Промышленные машины», торговая компания, также входящая в состав концерна, реализует его продукцию на российском рынке гражданской спецтехники.

Машина эта в гражданском варианте была представлена входящим в состав концерна «Курганмашзаводом» в рамках московской специализированной выставки средств повышенной проходимости «Вездеход» еще в феврале 2012 года. Действительно, сходство было не только внешнее: совпадают практически все технические характеристики – во всяком случае, публично озвученные специалистами ОАО «Курганмашзавод».



Что ж – это не беда: за три года машина, продолжившая модельный ряд ТМ-120, ТМ-130, ТМ-140 успела неплохо зарекомендовать себя в тундре и тайге Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, Мурманской и Архангельской областей. Десять таких машин работает на предприятиях и обеспечивает поселки Норильского промышленного района.

И опять-таки не удивительно, что гражданские вездеходы, которые производит военный завод, рано или поздно окажутся на военной службе.

Техника двойного назначения

«Изделия двойной тематики» или «двойного назначения» (гражданского и военного) – так называют их специалисты. Кстати, «Курганмашзавод» уже производит «Болотоход пожарный плавающий» на базе ТМ-140 – соответственно, для нужд МЧС и лесных хозяйств, несущий помимо прочего снаряжения целую пожарную насосную станцию.

Впрочем, есть и отличия. Так, моторный отсек ТМ-140А выполнен отдельным модулем, что позволяет ремонтировать и обслуживать двигатель, оставаясь под защитой брони.

Да, на машине может быть установлена противопулевая защита кабины и десантного модуля. Вариант бронирования узлов кабины, разработанный московским НИИ Стали, был также представлен на демонстрационной площадке «Тракторных заводов» в рамках форума «Армия-2015».




Кабина, рассчитанная на семь человек, выполнена с теплошумоизоляцией и установлена на резиновых амортизаторах (что немаловажно: пользователи ТМ-140 ранее жаловались на его жестковатую подвеску).

На военный вариант при необходимости можно установить и дистанционно управляемый модуль вооружения – к примеру, позаимствовать готовый у БТР-82А или проектируемый у ВПК-7829 «Бумеранг».

Цена и интерес

Стоимость военно-арктической ТМ-140А не объявляется. По всей видимости, она выше, чем у гражданской версии (около 10 млн рублей). Обычно в таких случаях необходимо повысить надежность и провести полное импортозамещение, а это конструкцию не удешевляет. Впрочем – всякое бывает, законы «военного ценообразования», как правило, непостижимы. К примеру, военный «Тигр» (ГАЗ-2330) оказался дешевле своей гражданской VIP-модификации.

«На форуме машины вызвали определенный интерес у военных в связи со стратегическими планами Вооруженных Сил России по укреплению арктических регионов РФ», – так, пока осторожно, комментируют итоги показа арктического вездехода в пресс-службе концерна.

Напомним, что ранее заместитель министра обороны РФ Дмитрий Булгаков как-то говорил журналистам, что до конца 2015 года российская армия собирается принять на вооружение новую гусеничную и автомобильную технику, испытанную минувшей зимой в Заполярье. Всего там «гоняли» 15 видов различных машин, включая снегоходы, двухзвенные тягачи и, вроде как, ТМ-140 (правда, неизвестно, в какой именно модификации).

Он еще и плавает

ТМ-140А – универсальная плавающая транспортная машина, предназначенная для перевозки личного состава в условиях арктического климата и других труднопроходимых районах. Она способна обеспечить транспортные потребности войск в условиях бездорожья, включая снежную целину и болота. Для самовытаскивания имеется лебедка.

Даже с максимальной загрузкой (до 4 тонн полезного груза) вездеход способен самостоятельно преодолевать водные преграды со скоростью до 4 км/час. Правда, только в стоячей воде: водометных двигателей машина не имеет. Передвигается она по воде, подобно большинству своих собратьев-вездеходов, с помощью гусениц. Зато имеются автоматические помпы для откачки воды. Нельзя забывать: это все же не катер, и как ни задраивай технические лючки в днище (предназначенные для слива масла и топлива), вода внутрь корпуса просочится почти всегда.


tm54_big.jpg
tm52_big.jpg

Фото: www.kmz.ru



Конструкции гусениц производители уделяют особое внимание, постоянно подчеркивая, что они не просто обеспечивают высокую проходимость и маневренность вездехода в тяжелых дорожно-климатических условиях, но и «бережно взаимодействуют с хрупкой экосистемой приполярной тундры».

Вообще завод выпускает три вида гусениц с резинометаллическими шарнирами, резинотканевой лентой и металлическими уширителями: стандартная ТМ-130-35-сб102, предназначенная для скалистых грунтов ТМ-130-35-сб109 с укороченными металлическими уширителями и ТМ-130-35-сб101 для грунтов с низкой несущей способностью.

Штурвал вместо рычагов

Управлять вездеходом ТМ140А быстро обучается любой солдат-срочник, хоть раз сидевший за рулем обычного автомобиля (а хоть бы и ни разу не сидевший). У машины нет рычагов и манипуляторов, как у старых танков и гусеничных тракторов. Вместо них имеется джойстик, выполненный в виде штурвала. Он регулируется по высоте, а такая возможность есть не у всех отечественных внедорожников. Для разворота на месте достаточно резко повернуть штурвал до упора, все остальное электроника сделает сама: нет необходимости останавливать одну из гусениц вручную.

Система управления гидромеханической коробкой передач – также электрогидравлическая, шестиступенчатая. Реверс (задний ход) включается отдельной кнопкой. Включение стояночного тормоза автоматически переключает коробку передач в нейтральное положение, для этого также не надо производить две отдельные манипуляции.


tm64_big.jpg
tm66_big.jpg
tm65_big.jpg



Для преодоления особо сложных препятствий имеется пониженная передача. Угловой редуктор в составе трансмиссии передает крутящий момент от гидромеханической коробки передач к двум планетарным двухступенчатым механизмам поворота.

Двигатель и корпус

Двигатель ЯМЗ-236Б-2 – шестицилиндровый V-образный четырехтактный дизель с турбонаддувом и системой непосредственного впрыска топлива. Моторный отсек расположен в средней части машины (бескапотное исполнение). В развале двигателя установлены генератор и агрегаты топливной аппаратуры. Справа по ходу машины к блоку цилиндров прикреплен электрический стартер.

Cистема отопления состоит из двух независимых контуров. Автономный контур включает тепловентилятор с устройством автоматического поддержания заданной температуры (в гражданской модификации оно импортное – Eberspächer или Webasto). Зависимый контур – от системы охлаждения двигателя.

На корме расположены буксирные крюки. Средняя часть заднего борта платформы откидная со ступеньками-скобами, что немаловажно для высокого кузова – далеко не вся военная техника может такими похвастаться, впрочем, бронированный модуль вряд ли будет оснащен откидными бортами.

Корпус стальной сварной, каркасный. В переднем наклонном листе для доступа к механизму натяжения гусениц и гидроамортизаторам имеется два проема с крышками. В отсеке силовой установки имеются двери – с левой и правой стороны, на его крыше предусмотрено окно для установки выхлопной трубы. В полу платформы имеется четыре люка для доступа к заднему топливному баку и трансмиссии. Все эти технические решения позволяют долговременно эксплуатировать машину в автономном режиме, что немаловажно для труднодоступных районов Крайнего Севера.


tm61_big.jpg
tm63_big.jpg
tm62_big.jpg


Технические характеристики

Длина/ширина/высота, мм 7800/3100/3105
Размеры грузовой платформы, мм 3575х2700
Двигатель ЯМЗ-236Б-2 с газотурбинным наддувом
Мощность, л. с. 250
Напряжение бортовой электросети, В 24
Эксплуатационная масса, т 11,2 (без брони)
Грузоподъемность (в т.ч. на плаву), т 4 (3,5 — на платформе и 0,5 — в кабине, включая экипаж)
Удельное давление на грунт, кгс/кв. см 0,22
Клиренс, мм 450
Скорость по шоссе, км/ч 45
Скорость на плаву, км/ч 4
Преодолеваемый склон, град. 30/15 (на сухих/сырых грунтах)
Температура эксплуатации –40…+40˚С
Запас хода, км 800

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings