Новый вездеход «Четра» ТМ-140А – для войск в Арктике

27589 0 71

На прошедшем в июне 2015 года международном военно-техническом форуме «Армия-2015» в подмосковной Кубинке было представлено столько разнообразных колесных и гусеничных технических новинок, что написать о них за один раз было бы невозможно. О наиболее интересных машинах мы еще будем рассказывать по мере их принятия (или не принятия) на вооружение. К примеру, концерн «Тракторные заводы» представил на суд военных специалистов помимо новой боевой машины пехоты БМП-3, а также десантных БМД-4М, БТР-МДМ и самоходки «Спрут-СД» гусеничный вездеход в арктическом исполнении ТМ-140А.

Новый старый вездеход

На площадке «Тракторных заводов» вездеход стоял во всей своей красе, и даже в боевой арктической раскраске под снега и льды Крайнего Севера. Впрочем, знатоки без труда признали в нем снегоболотоход «Четра» ТМ-140. Напомним, что под этим брендом чебоксарское ОАО «Четра – Промышленные машины», торговая компания, также входящая в состав концерна, реализует его продукцию на российском рынке гражданской спецтехники.

Машина эта в гражданском варианте была представлена входящим в состав концерна «Курганмашзаводом» в рамках московской специализированной выставки средств повышенной проходимости «Вездеход» еще в феврале 2012 года. Действительно, сходство было не только внешнее: совпадают практически все технические характеристики – во всяком случае, публично озвученные специалистами ОАО «Курганмашзавод».



Что ж – это не беда: за три года машина, продолжившая модельный ряд ТМ-120, ТМ-130, ТМ-140 успела неплохо зарекомендовать себя в тундре и тайге Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, Мурманской и Архангельской областей. Десять таких машин работает на предприятиях и обеспечивает поселки Норильского промышленного района.

И опять-таки не удивительно, что гражданские вездеходы, которые производит военный завод, рано или поздно окажутся на военной службе.

Техника двойного назначения

«Изделия двойной тематики» или «двойного назначения» (гражданского и военного) – так называют их специалисты. Кстати, «Курганмашзавод» уже производит «Болотоход пожарный плавающий» на базе ТМ-140 – соответственно, для нужд МЧС и лесных хозяйств, несущий помимо прочего снаряжения целую пожарную насосную станцию.

Впрочем, есть и отличия. Так, моторный отсек ТМ-140А выполнен отдельным модулем, что позволяет ремонтировать и обслуживать двигатель, оставаясь под защитой брони.

Да, на машине может быть установлена противопулевая защита кабины и десантного модуля. Вариант бронирования узлов кабины, разработанный московским НИИ Стали, был также представлен на демонстрационной площадке «Тракторных заводов» в рамках форума «Армия-2015».




Кабина, рассчитанная на семь человек, выполнена с теплошумоизоляцией и установлена на резиновых амортизаторах (что немаловажно: пользователи ТМ-140 ранее жаловались на его жестковатую подвеску).

На военный вариант при необходимости можно установить и дистанционно управляемый модуль вооружения – к примеру, позаимствовать готовый у БТР-82А или проектируемый у ВПК-7829 «Бумеранг».

Цена и интерес

Стоимость военно-арктической ТМ-140А не объявляется. По всей видимости, она выше, чем у гражданской версии (около 10 млн рублей). Обычно в таких случаях необходимо повысить надежность и провести полное импортозамещение, а это конструкцию не удешевляет. Впрочем – всякое бывает, законы «военного ценообразования», как правило, непостижимы. К примеру, военный «Тигр» (ГАЗ-2330) оказался дешевле своей гражданской VIP-модификации.

«На форуме машины вызвали определенный интерес у военных в связи со стратегическими планами Вооруженных Сил России по укреплению арктических регионов РФ», – так, пока осторожно, комментируют итоги показа арктического вездехода в пресс-службе концерна.

Напомним, что ранее заместитель министра обороны РФ Дмитрий Булгаков как-то говорил журналистам, что до конца 2015 года российская армия собирается принять на вооружение новую гусеничную и автомобильную технику, испытанную минувшей зимой в Заполярье. Всего там «гоняли» 15 видов различных машин, включая снегоходы, двухзвенные тягачи и, вроде как, ТМ-140 (правда, неизвестно, в какой именно модификации).

Он еще и плавает

ТМ-140А – универсальная плавающая транспортная машина, предназначенная для перевозки личного состава в условиях арктического климата и других труднопроходимых районах. Она способна обеспечить транспортные потребности войск в условиях бездорожья, включая снежную целину и болота. Для самовытаскивания имеется лебедка.

Даже с максимальной загрузкой (до 4 тонн полезного груза) вездеход способен самостоятельно преодолевать водные преграды со скоростью до 4 км/час. Правда, только в стоячей воде: водометных двигателей машина не имеет. Передвигается она по воде, подобно большинству своих собратьев-вездеходов, с помощью гусениц. Зато имеются автоматические помпы для откачки воды. Нельзя забывать: это все же не катер, и как ни задраивай технические лючки в днище (предназначенные для слива масла и топлива), вода внутрь корпуса просочится почти всегда.


Фото: www.kmz.ru



Конструкции гусениц производители уделяют особое внимание, постоянно подчеркивая, что они не просто обеспечивают высокую проходимость и маневренность вездехода в тяжелых дорожно-климатических условиях, но и «бережно взаимодействуют с хрупкой экосистемой приполярной тундры».

Вообще завод выпускает три вида гусениц с резинометаллическими шарнирами, резинотканевой лентой и металлическими уширителями: стандартная ТМ-130-35-сб102, предназначенная для скалистых грунтов ТМ-130-35-сб109 с укороченными металлическими уширителями и ТМ-130-35-сб101 для грунтов с низкой несущей способностью.

Штурвал вместо рычагов

Управлять вездеходом ТМ140А быстро обучается любой солдат-срочник, хоть раз сидевший за рулем обычного автомобиля (а хоть бы и ни разу не сидевший). У машины нет рычагов и манипуляторов, как у старых танков и гусеничных тракторов. Вместо них имеется джойстик, выполненный в виде штурвала. Он регулируется по высоте, а такая возможность есть не у всех отечественных внедорожников. Для разворота на месте достаточно резко повернуть штурвал до упора, все остальное электроника сделает сама: нет необходимости останавливать одну из гусениц вручную.

Система управления гидромеханической коробкой передач – также электрогидравлическая, шестиступенчатая. Реверс (задний ход) включается отдельной кнопкой. Включение стояночного тормоза автоматически переключает коробку передач в нейтральное положение, для этого также не надо производить две отдельные манипуляции.




Для преодоления особо сложных препятствий имеется пониженная передача. Угловой редуктор в составе трансмиссии передает крутящий момент от гидромеханической коробки передач к двум планетарным двухступенчатым механизмам поворота.

Двигатель и корпус

Двигатель ЯМЗ-236Б-2 – шестицилиндровый V-образный четырехтактный дизель с турбонаддувом и системой непосредственного впрыска топлива. Моторный отсек расположен в средней части машины (бескапотное исполнение). В развале двигателя установлены генератор и агрегаты топливной аппаратуры. Справа по ходу машины к блоку цилиндров прикреплен электрический стартер.

Cистема отопления состоит из двух независимых контуров. Автономный контур включает тепловентилятор с устройством автоматического поддержания заданной температуры (в гражданской модификации оно импортное – Eberspächer или Webasto). Зависимый контур – от системы охлаждения двигателя.

На корме расположены буксирные крюки. Средняя часть заднего борта платформы откидная со ступеньками-скобами, что немаловажно для высокого кузова – далеко не вся военная техника может такими похвастаться, впрочем, бронированный модуль вряд ли будет оснащен откидными бортами.

Корпус стальной сварной, каркасный. В переднем наклонном листе для доступа к механизму натяжения гусениц и гидроамортизаторам имеется два проема с крышками. В отсеке силовой установки имеются двери – с левой и правой стороны, на его крыше предусмотрено окно для установки выхлопной трубы. В полу платформы имеется четыре люка для доступа к заднему топливному баку и трансмиссии. Все эти технические решения позволяют долговременно эксплуатировать машину в автономном режиме, что немаловажно для труднодоступных районов Крайнего Севера.



Технические характеристики

Длина/ширина/высота, мм 7800/3100/3105
Размеры грузовой платформы, мм 3575х2700
Двигатель ЯМЗ-236Б-2 с газотурбинным наддувом
Мощность, л. с. 250
Напряжение бортовой электросети, В 24
Эксплуатационная масса, т 11,2 (без брони)
Грузоподъемность (в т.ч. на плаву), т 4 (3,5 — на платформе и 0,5 — в кабине, включая экипаж)
Удельное давление на грунт, кгс/кв. см 0,22
Клиренс, мм 450
Скорость по шоссе, км/ч 45
Скорость на плаву, км/ч 4
Преодолеваемый склон, град. 30/15 (на сухих/сырых грунтах)
Температура эксплуатации –40…+40˚С
Запас хода, км 800

Читайте также:



Поделиться: 0 68 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
От торговой войны Трампа с Китаем страдают Mercedes и BMW: запуск X7 под угрозой

Угрозы стали реальностью: Китай ввел огромные пошлины на импорт автомобилей из США. Вот только страдают из-за этого отнюдь не американские бренды: под ударом оказались Mercedes-Benz, BMW и Volvo, и их дальнейшая…

94 0 0
Новости / В России
Завод Peugeot-Citroen в Калуге: новая модель, двигатель на конвейере и полноприводный SpaceTourer 4×4!

О запуске новых производственных проектов на калужском заводе менеджмент ПСМА Рус официально объявит осенью. Событие, очевидно, будет приурочено к подписанию Специального инвестиционного контракта (СпИКа) с…

2850 0 0
Статьи / Тесты
Тест: что тебе стоит купить, Kia Rio или Skoda Rapid?

Компактные представители В-класса являются весьма ходовым товаром на первичном рынке. В битве за не самый толстый кошелёк потенциального покупателя в России сражается с десяток конкурентов. Мы уже предлагали вам…

15464 0 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Solaris l с пробегом: детские болезни автомата и задиры в цилиндрах

В первой части обзора этого бестселлера корейской марки мы выяснили, что хотя кузов и собран из тонкой жести с помощью клея, а в багажнике вместо пола лежит обычный картон, крупных неприятностей от Соляриса ждать не…

1300 8 4
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Solaris l с пробегом: кузов на клею и проблемы вентиляции

В 90-е корейские машины в России вообще не вызывали интереса, а в “нулевые” считались откровенно второсортными. Всё изменилось в 2010 году, когда в прессе появились сообщения о том, что на российский рынок выходит…

4934 16 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Тебе повезло, ты не такой, как все: покупаем Toyota Camry XV50 за миллион рублей

Она не ломается. В 3,5-литровой ипостаси её ненавидят все бээмвэшники. Она – сбывшаяся мечта «персональщика» и сотрудников различных ФГУПов. Она, наконец, синоним престижа для всех, кто водит южнее 50-й параллели. Есть у…

10349 4 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Дядя, купи Lexus и расслабься: опыт владения Lexus LS 430

Задуманный как альтернатива лучшим, он в итоге нашел собственный путь. Его кредо – сдержанный экстерьер и всегда богатый внутренний мир, который не хочется покидать. Его технический консерватизм, на заре карьеры…

23750 1 3
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

13504 7 7
Редкие авто
На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»

Картер КПП вместо рамы, отсутствие педали газа, керосин вместо бензина и максимальная скорость 7,4 км/ч… Как на такой машине стать стахановцем? Сейчас узнаем.

14529 5 9
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

73770 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

14402 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

10385 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

54795 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9875 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

8543 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

375874 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

251519 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

116265 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?