Переживет ли БТР-82А американского «Страйкера»?

27963 0 11

На проходящем в эти дни в подмосковной Кубинке международном военно-техническом форуме «Армия-2015» представлены не только перспективные вооружения будущего. Там есть что посмотреть и любителям современной техники, и ценителям ее исторических предшественников. Среди образцов военной техники, выставленных на обозрение почтеннейшей публики – и старая советская техника от легкого танка Т-26 до бронемашины БА-6, и заслуженные трудяги от БМД-2 до БТР-80, и состоящие на вооружении российской армии машины от основного танка Т-90 до БТР-82А. О последнем мы расскажем подробнее, а пока, пользуясь случаем, напомним: выставка еще работает сегодня и завтра, и вход на нее бесплатный для всех посетителей.

 

От Афгана до Афгана

БТР-82А производит Арзамасский машиностроительный завод (входит в состав «Военно-промышленной компании» — ООО «ВПК»). Он был официально принят на вооружение в феврале 2013 года. Эти два года пролетели так быстро, что многие СМИ до сих пор называют машину «недавно принятой на вооружение». Во всяком случае, именно так говорилось в сообщениях информагентств о том, что в 2015 году 201-я российская военная база в Таджикистане получит около ста таких бронетранспортеров.




Официально БТР-82А – это глубоко модернизированная модификация БТР-80 – того самого, который прошел всю советскую Афганскую компанию и по некоторым данным концептуально стал предшественником американского M1126 Stryker. Ряд военных экспертов утверждает, что именно анализ участия БТР-80 в боях с иррегулярными формированиями в горах Афганистана подтолкнул американцев к разработке своего «колесного танка». Во всяком случае, Stryker был принят на вооружение в 2002 году – аккурат под «мировую» афганскую войну.

Маневренность и проходимость

Внешне БТР-82А действительно очень похож на БТР-80, но принципиально это совсем другая машина. Несмотря на то, что она на 400 кг тяжелее предшественника (из-за замены 14,5-мм пулемета КПВТ на автоматическую 30-мм пушку 2A72), маневренность и проходимость БТР-82А выше. В первую очередь – из-за применения более мощного двигателя КамАЗ 740.14-300 – индекс указывает на мощность 300 л.с.

Также на БТР-82А установлены современные карданные валы с торцевыми шлицами, амортизаторы повышенной энергоемкости и, что немаловажно – новые колесные редукторы (советские редукторы имели врожденные дефекты из-за применения принципиально устаревших глобоидных передач).

Проходимость БТР-82А повышена также благодаря применению в трансмиссии ведущих мостов с шестеренчатым блокируемым дифференциалом, причем блокировка – полностью принудительная (принцип действия – такой же, как и в полноприводных автомобилях). Для увеличения ресурса раздаточной коробки в ней использован принцип постоянного зацепления шестерней.


На фото: БТР-82А, БТР-80, M1126 Stryker



Не изобретая велосипед

При всех технических новшествах общая компоновка БТР-82А осталась такой же, как и у БТР-80. Отделение управления расположено в лобовой части машины, десантно-боевое отделение – в средней, моторно-трансмиссионное – в корме. Экипаж – три человека: командир, механик-водитель и наводчик, десант – 7 бойцов в полной современной экипировке.

Уровень баллистической защиты БТР-82А остался прежним – противопульным. Однако к нему добавлена внутренняя противоосколочная кевларовая защита (она работает в случае, если пробита основная броня). Дополнительный бонус от установки кевлара – снижение уровня шума и улучшение теплоизоляции. Последнее важно в условиях как Крайнего Севера, так и южной жары.




Противоминная защита также усилена в сравнении с БТР-80 на 20% (по некоторым данным, на 50%) – за счет применения специальных энергопоглощающих ковриков, аналогичных используемым в бронетранспортере Isotrex Phantom (Объединенные Арабские Эмираты). При этом не стоит забывать, что речь идет о противопехотных минах: БТР-82А не имеет уровня противоминной защиты MRAP.

На БТР-82А посадка и высадка традиционно производится через двустворчатые бортовые двери (верхняя створка откидывается вперед по ходу движения, а нижняя при этом становится подножкой, что позволяет мотострелкам десантироваться на ходу). Еще два десантных люка расположены в крыше. У механика-водителя и командира есть индивидуальные люки прямо над головой. Напротив сидений в десантном отделении имеются шаровые установки для стрельбы из личного оружия, еще два лючка для обстрела верхней полусферы есть в верхних десантных люках. Кроме того, в корпусе имеется ряд люков и лючков для доступа к двигателю, трансмиссии и лебедке.

Комфорт и безопасность

Ряд источников указывает на наличие современных противокомпрессионных, так называемых «подвешенных», сидений для десанта, снижающих риск травмирования бойцов при подрыве бронетранспортера на мине. Однако для их установки необходим запас вертикального хода в 200 мм (именно поэтому современные MRAP имеют «высокие потолки»). В корпусе БТР-82А, спроектированном в прошлом веке, лишних двух десятков сантиметров попросту нет, поэтому сиденья в нем установлены хотя и новые, но не противокомпрессионные.

Зато на БТР-82А установлена усовершенствованная система обнаружения и тушения пожара. Немаловажно и то, что фильтровентиляционная установка, защищающая экипаж от поражающих факторов ядерного, биологического и химического оружия, может работать и как обычный кондиционер.




Признание Америки

В результате российский БТР-82А в 2014 году вошел в топ-10 лучших бронетранспортеров по версии влиятельного международного журнала Army Technology – по показателям защиты, огневой мощи и мобильности. Вместе с ним в десятку вошли финский Patria, немецкий Boxer, швейцарский Piranha V, австрийский Pandur II, американский Stryker, турецкие ARMA и AV8, сингапурский Terrex (разработки ирландской компании Timoney) и украинский БТР-4.

Пока, помимо российской армии, БТР-82А имеется на вооружении армии Казахстана. Однако популярность и широкая распространенность БТР-80 в мире (возможно, и не такая, как у автомата Калашникова, но вполне сопоставимая – от стран СНГ до стран НАТО и от Азии до Африки) позволяет с высокой степенью вероятности предположить, что «глубокая модификация» будет востребована на мировом рынке вооружений.

А поскольку, как показывает практика, советская и российская техника эксплуатируется в третьих странах намного дольше, чем американская, то почти наверняка БТР-82А будет находиться в строю дольше, чем вышеупомянутый M1126 Stryker.



Технические характеристики

Колесная формула 8х8
Боевая масса 16 000 кг
Длина 7580 мм
Ширина 2985 мм
Высота 3025 мм
Колея 2440 мм
Клиренс 475 мм
Мощность двигателя 300 л.с.
Максимальная скорость по шоссе 100 км/час
Запас хода по шоссе 600 км
Запас хода по грунтовой дороге 200 – 500 км
Преодолеваемый склон 30 градусов
Максимальный боковой крен 25 градусов
Преодолеваемый ров 2 м
Преодолеваемая стенка 0,5 м
Скорость на плаву 9 км/час
Время на плаву 12 часов


Читайте также:



Поделиться: 0 6 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Тесты
В глаза мне смотри: угадываем советские автомобили по их оптике

Мы как-то проверяли вас на знание автомобилей, предложив угадать машину по очертаниям включенной оптики . Сегодня все кажется проще: фары будут выключены, а машины будут сплошь советскими. Думаете, умения различать…

1720 0 0
Статьи / Финвопрос
Простое решение: как каждый год ездить на новом кроссовере Nissan

Большинство покупателей новых автомобилей до сих пор действуют «по старинке», приобретая машину в кредит, а выплатив его, через три года продают авто, чтобы оформить новый. Однако есть и те, кто уже распробовал…

6751 3 0
Статьи / История
Почему оленя на капоте Волги знают все, а о медведе не знает никто

Если отойти от общеизвестных маскотов вроде летящей фигуры “Духа экстаза” на капоте Rolls-Royce или кошки в прыжке, украшающей модели Jaguar, и попросить вспомнить, какие звери венчали капоты наших, советских машин, то…

2799 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Ford Explorer III с пробегом: предательство гидротрансформатора и очень странный V6

Первая часть обзора нас обнадёжила: рама Эксплорера практически вечная, кузов имеет ряд предательски ржавеющих зон, но в целом тоже крепок. Подвески, за исключением пары грешков, тоже денег не просят, а…

1076 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Ford Explorer III с пробегом: скрытая от глаз коррозия и неинтересная электрика

Мы продолжаем изучать большие американские SUV начала “нулевых”, многие из которых дожили до наших дней во вполне ещё добром здравии, не в последнюю очередь благодаря относительной простоте конструкции. Как и Tahoe,…

2161 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Chevrolet Tahoe II c пробегом: хитрости раздатки, почти вечные АКП и совсем вечные моторы

В первой части обзора мы уже поняли, что коррозийная стойкость старых Chevrolet Tahoe если не выдающаяся, то как минимум очень неплохая. По электрике есть свои болячки, подвеска иногда требует вложений, но всё совсем…

34250 9 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

38286 6 0
Тест-драйвы / Одиночные
Даже это можно сломать: опыт владения Lexus LS 460

Они быстро стареют, стремительно теряют в цене и теряют актуальность при малейшем рестайлинге. В десятилетнем возрасте их цена сравнима с ценой нового хэтчбека гольф-класса при неизменно высоких затратах на ремонт и…

22729 4 6
Тест-драйвы / Одиночные
Обычная пятёрка за 3 миллиона: опыт владения BMW 5 series E39

Что можно купить, если у тебя есть 3 миллиона рублей? Новую пятёрку “на минималках”, коллекционный янг- или даже олдтаймер, четыре Соляриса для таксопарка… А можно потратить их на BMW E39 528i, одну из самых странных…

19104 37 6
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

19593 43 0
Статьи / Практика
«Вы в эфире!» Сравнительный тест FM-трансмиттеров

Давненько не брали мы в руки шашек… В смысле, таких гаджетов, как FM-трансмиттеры! По случаю в тестовой лаборатории «Колес» оказалась целая охапка подобных устройств – посмотрим, как подобные автоаксесуары…

7224 4 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

3011 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

55408 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

39671 0 4
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

15902 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

68191 26 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

52850 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

52869 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?