Военный вездеход МАЗ-6317: белорусская замена «Уралу»

20975 0 8

Боеспособность и высокую маневренность современной белорусской армии во многом обеспечивает автомобильная техника собственного производства. Действительно, было бы странно не использовать для военных нужд мощности Минского автозавода. И, разумеется, белорусские солдаты ездят на МАЗах. Однако, несмотря на то, что с дорогами в стране всё более чем в порядке, для вооруженных сил была разработана специальная модификация белорусского грузовика, фактически грузовой внедорожник – МАЗ-6317, предназначенный для перевозки как личного состава, так и грузов.

БелГрад – Белорусский «Град»

В наследство от советской армии вооруженные силы Республики Беларусь получили значительное количество реактивных систем залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град».


И до сих пор они составляют большую часть РСЗО, находящихся на вооружении белорусской армии – всего в распоряжении ВС РБ находится 376 систем залпового огня.

Разумеется, системы эти модернизируются и оснащаются новыми ракетами (включая снаряды с кассетной и отделяющейся головной частью). Но уже в конце 1990-х остро встала проблема износа оригинального шасси «Урал»-375Д. И тогда руководство республики приняло решение не закупать новые «Уралы» в России, а разместить БМ-21 на шасси специально разработанного для этого собственного автомобиля повышенной проходимости.


На фото: Урал-375Д

Фото: autowp.ru


Все опытно-конструкторские работы, испытания и т.д. были проведены собственными силами: специалистами Минского автозавода, Военной академии Республики Беларусь, Научно-технического комитета Министерства обороны РБ и Службы ракетно-артиллерийского вооружения Вооруженных Сил РБ. При этом модернизированная версия оказалась лучше оригинала.




Использование автомобиля МАЗ-6317 позволило, благодаря его первоначальной конструкции, выгодно изменить компоновочную схему установки: длина грузовой платформы автомобиля Минского завода – почти вдвое больше, чем у «Урала» (6 250 против 3 900 мм). Разместив ракетную установку в кормовой части, конструкторы смогли установить между ней кабиной стеллажи для 40 реактивных снарядов (существует и вариант на 80 снарядов). Экипаж перезаряжает пусковую установку без использования транспортно-заряжающей машины, в результате время подготовки ко второму залпу удалось сократить до 7 минут. Из-за большей, чем у «Урала»-375Д, высоты для наводчика на поворотном основании смонтирована откидная площадка.

Единственное неудобство: у МАЗ-6317 отсутствует механизм отключения рессор. Его белорусы разрабатывать не стали, а для повышения устойчивости установки во время стрельбы, просто установили в кормовой части две опоры с винтовыми домкратами. Испытания первого опытного образца модернизированной установки состоялись 23 декабря 1997 года.


На фото: МАЗ-6317



И по лесам, по сопкам, по воде…

Итак, МАЗ-6317 первоначально предназначался не для перевозки личного состава, а целевым образом разрабатывался в качестве площадки для РСЗО. Кстати, это оставило свой отпечаток на конструкции машины «для людей»: кузов высокий (около полутора метров), и попасть в него можно только через откинутый задний борт по специальным, также откидывающимся, подножкам. Для этого солдаты, несущие на себе снаряжение и оружие, должны проявить соответствующую ловкость, ведь никаких поручней конструкция не предусматривает. Точно так же и покидать машину приходится, буквально десантируясь со «сверхмалой высоты».

Установленный на военной модификации дизельный двигатель ТМЗ-8424 от российского Тутаевского моторного завода развивает максимальную мощность 425 л.с. На колесах установлены широкопрофильные шины с протектором повышенной проходимости, давление воздуха в них регулируется централизованной системой. На пересеченной местности машина преодолевает подъемы и спуски до 30°, уверенно движется по зыбким грунтам, способна самостоятельно преодолевать броды. При этом она остается хорошо управляемой и не теряет устойчивости. Ну а если болото попалось совсем уж глубокое, то можно воспользоваться для самовытаскивания штатной лебедкой с тяговым усилием 12 тыс. кгс и длиной троса 60 м.




Сами производители утверждают, что MA3-6317 не имеет аналогов в СНГ, а по своему техническому уровню и оснащению соответствует лучшим мировым образцам этого класса. Автомобиль имеет возможность блокировки дифференциалов, а раздаточная коробка с пониженной передачей распределяет усилия по мостам. Что касается внедорожных качеств, то они собрали исключительно положительные отзывы. На учениях белорусские военные гоняют свои МАЗы по танковым полигонам и утверждают, что их проходимость – ничуть не хуже, чем у гусеничной техники, а скорость, соответственно, намного выше.

Лесовоз, эвакуатор, автокран

Что касается простоты и надежности эксплуатации, то в этом гражданский вариант МАЗа, пожалуй, не отличается от военного. В мирной модификации МАЗ6317 комплектуется Ярославским дизелем объемом 14.8 л и мощностью 330 л.с. (крутящий момент 1 225 Нм), а также удлиненной кабиной со спальным местом. Выпускаются версии и с двумя спальными местами, точно так же и количество пассажирских мест может быть одно или два.




Несмотря на суровый белорусский минимализм, явно позволивший снизить стоимость гражданской версии, знатоки отмечают сравнительно неплохую шумоизоляцию кабины и (что немаловажно) подрессоренное водительское сиденье. Сиденье и рулевую колонку можно регулировать, однако специалисты отмечают: большой диаметр руля, всё равно словно бы подразумевает, что водитель должен быть высокого роста. Во всяком случае, так ему будет удобнее рулить на крутых поворотах.

Благодаря тому, что модификация разрабатывалась для РСЗО, шасси позволяет устанавливать и самые разные виды специализированного гражданского оборудования: манипуляторы, краны, эвакуаторы, цистерны, автоподъемники и лесовозы. Последняя модификация, помимо гидроманипулятора, оборудована ограждением, защищающим кабину от возможных ударов. Производители любят подчеркнуть, что МАЗ-6317 может быть использован, в том числе для буксировки самолетов на аэродромах.


Технические характеристики МАЗ-6317

Длина 9 405
Ширина, мм 2 550
Высота, мм 3 350
Колёсная формула 6х6
Подвеска рессорно-балансирная
Шины 16.00 R20
Нагрузка на переднюю ось, кг 7 150
Нагрузка на заднюю тележку, кг 18 000
Технически допустимая полная масса автомобиля, кг 25 150
Модель двигателя ЯМЗ-238ДЕ2 / ТМЗ-8424
Мощность двигателя, л.с. 330 / 425
Число цилиндров 8 (V-образный)
Вид топлива ДТ (дизель)
Объем топливных баков, л 200 и 350
Коробка передач ЯМЗ-239/9JS135А (число передач – 9)
Максимальная скорость, км/ч 85
Расход топлива, л/100 км 45.0 (при скорости 60 км/ч)
Запас хода без дозаправки, км до 1 200


Читайте также:



Поделиться: 0 6 0 1 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
Авторынок в 1 квартале 2018 года: покупатель беднеет, продажи будут падать

Вот ещё недавно – подводя итоги прошлого года – мы радовались росту продаж. Кажется, есть повод отметить и окончание первого квартала: растут практически все бренды – даже Audi в марте вышла в зелёную зону. Увы,…

1486 0 0
Статьи / Популярные вопросы
Замена двигателя: можно ли обойтись без регистрации изменений?

Замена двигателя – это не всегда тюнинг. Порой это вынужденный или единственно возможный способ ремонта. Как действовать с документальной точки зрения, если двигатель был заменен, и нужно ли обязательно регистрировать…

20037 0 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Миссия трудновыполнима: покупаем 5-летний Renault Duster

Наша задача в рамках этой рубрики - найти лучшие предложения на рынке, а помогать в этом нам будет Михаил Ерцев из розничной сети AUTOMAMA, которая предлагает уже проверенные автомобили и регулярно сталкивается с…

67953 12 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: медленные АКПП и масложор моторов

Accord седьмого поколения получился очень интересным автомобилем: по-европейски удобным и по-хондовски «драйверским». Правда, в первой части обзора мы выяснили, что у него не хватает «легендарной» японской надёжности (по…

1279 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: дырявая крыша над ненадёжной аудиосистемой

Даже спустя десять лет после завершения выпуска Accord седьмого поколения смотрится интересно. Техника, динамика, управляемость, уровень комфорта до сих пор кажутся вполне современными, поэтому цены на эти машины…

2382 1 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Миссия трудновыполнима: покупаем 5-летний Renault Duster

Наша задача в рамках этой рубрики - найти лучшие предложения на рынке, а помогать в этом нам будет Михаил Ерцев из розничной сети AUTOMAMA, которая предлагает уже проверенные автомобили и регулярно сталкивается с…

67953 12 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тонна в фургоне, задний мост от Шахи: первый тест-драйв грузового трицикла “Шмель”

Только увидев стоящий у входа в конференц-зал “Шмель”, я начал стремительно вырабатывать змеиный яд и генерировать тонны цинизма и язвительности. Тут криво, там косо… Внутри - бедно до жути, места нет… Раззудил, вроде,…

94212 46 2
Тест-драйвы / Одиночные
А я милого узнаю по колёсам: тест-драйв УАЗ 3303 “Головастик”

Казалось бы, что может быть интересного в Уазике? Да, про него уже сказано всё, что можно, но этот УАЗ – всем УАЗам УАЗ, а кроме того, совсем скоро ему предстоит отправиться в экспедицию по побережью Баренцева моря в…

101906 2 3
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

42602 5 17
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

64397 4 2
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

14858 16 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

9225 4 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

24391 0 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

42561 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

7108 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

103110 12 14
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

48390 1 0
Статьи / История
Легенды об олене: мифы и факты о ГАЗ-21

Первая Волга, ГАЗ М-21 – автомобиль, по сей день вызывающий теплые чувства и приятные воспоминания одним своим видом. Харизматичный дизайн с характерной «осанкой», просторный салон с парой комфортабельных диванов и…

45260 0 13
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?