От «объекта 233» до «Катюши»: разработка и развитие лучшей в мире системы залпового огня

2884 3
Одним из важнейших достижений советской военно-технической мысли считается создание первой в мире автомобильной системы залпового огня БМ-13, известной как «Катюша». Решение о начале ее массового изготовления было принято накануне Великой Отечественной, и уже в июле 1941-го «Катюши» превратились в главное совершенно секретное и самое мощное оружие Красной армии, которым тогда не обладала ни одна из стран участниц Второй мировой войны. Удивительно: за всю свою 40-летнюю историю боевая «Катюша» практически не изменилась.
 

Разработка мобильных систем залпового огня началась в секретном Научно-исследовательском институте № 3 (НИИ-3) Наркомата боеприпасов СССР. В декабре 1938-го на шасси ЗИС-5 там построили и испытали первую пусковую установку с поперечными рельсовыми направляющими для запуска 24 неуправляемых реактивных снарядов РС-132 калибра 132 мм. Она оказалась неудачной, но это не помешало ей стать прообразом будущих боевых машин.

image13 image12
Первая ракетная система с поперечными направляющими на грузовике ЗИС-5. 1938 год

Путь к легенде: первые системы залпового огня

В конце 1930-х на трёхосном грузовике ЗИС-6 в НИИ-3 собрали и испытали вторую опытную механизированную «авторакетную» установку МУ-1 залпового огня. На раме автомобиля на двух сварных стойках была смонтирована продольная качающаяся рама с 24 поперечными направляющими, располагавшимися в два ряда в шахматном порядке и служившими для запуска 132-мм снарядов. Из-за повреждений кабины раскаленными газами, сильного раскачивания и малой кучности стрельбы эту машину также признали неудачной.

image15
Опытная 24-зарядная пусковая установка МУ-1 на автомобиле ЗИС-6. Декабрь 1938 года

В августе 1939 года была построена более совершенная система МУ-2 на шасси ЗИС-6 с характерной скошенной задней частью кабины. На ней применялись продольные коробчатые направляющие с пакетом из восьми рельсов, на которых крепили 16 реактивных снарядов. Этот вариант был признан вполне приемлемым и в процессе испытаний и доводки превратился в будущую боевую машину БМ-13.

 

image16-2
Запуск 132-мм снарядов с установки МУ-2. Сентябрь 1939 года Доработанная пусковая система БМ-13 на шасси ЗИС-6. 1940 год

К осени 1940 года в институте собрали шесть таких установок, испытания которых продолжались до середины 1941-го. В то время они не имели точного обозначения и назывались «объект 233», артсистема, реактивный гранатомет или механизированная установка для пуска снарядов РС-132. Лишь в мае 1941-го за ними закрепились известное наименование «боевая машина» и индекс БМ-13-16 (13 — округленный калибр в сантиметрах, 16 — количество снарядов).

image21
Батарея первых боевых машин БМ-13-16 с продольными направляющими. Осень 1941 года

Легендарные «Катюши» в годы Великой Отечественной войны

Ракетная боевая машина БМ-13-16

21 июня 1941 года, после удачных испытаний, было решено срочно развернуть серийное производство машин БМ-13 на 73-сильном шасси ЗИС-6. Война подхлестнула эти работы, и вскоре их сборкой занимались несколько советских заводов и одновременно активно создавались батареи и дивизионы реактивных боевых машин, которых в ходе войны простые солдаты прозвали «Катюшами». К концу года было собрано около 600 «Катюш» разных типов. Из них большинство погибли на полях сражений или попали в плен противника, разгадавшего незамысловатые секреты довольно простой боевой системы.

image19
Пусковая установка БМ-13-16 из первой партии завода «Компрессор». Зима 1941–1942 года (из архива J. Vollert)
image26
Одна из первых серийных боевых систем БМ-13 в районе Старой Руссы. Август–сентябрь 1941 года

С конструктивной точки зрения машина БМ-13-16 военного времени являлась улучшенным вариантом довоенного образца БМ-13 и также базировалась на доработанном шасси ЗИС-6 с двумя задними откидными винтовыми домкратами и кабиной со скошенным «задком» и пультом управления на передней стенке. Для защиты от воздействия выхлопных газов ракет на передние и боковые окна опускали стальные бронелисты, хранившиеся на крыше кабины. На открытой части платформы размещались сиденья для боевого расчета из пяти–семи солдат.

image22
Легендарная ракетная боевая машина БМ-13-16 «Катюша», выпущенная в начале 1942 года (фото автора)

При попадании в цель на дальности до 8,5 километров каждый снаряд образовывал в земле воронку диаметром восемь метров и глубиной 1,5 метра. Снаряженная масса установки БМ-13-16 составляла 7,2 тонны. Допустимая скорость движения — 40 км/ч.

image24
Установка БМ-13-16 на шасси ЗИС-6 со скошенной крышей кабины и откинутым на нее бронелистом (фото автора)
image27
Серийная «Катюша» с продольными рельсовыми направляющими для пуска реактивных снарядов (фото автора)

На раме автомобиля была смонтирована поворотная металлическая ферма с пакетом из восьми швеллерных направляющих, на которых сверху и снизу подвешивали по восемь облегченных 132-мм реактивных снарядов М-13. Наводку на цель обеспечивали артиллерийский прицел и поворотный и подъемный механизмы боевой части установки. Для пуска снарядов в кабине водителя находился рубильник, соединявший аккумуляторную батарею с контактами для воспламенения зарядов.

image29
Вид сзади на артиллерийскую часть машины БМ-13 с 16 снарядами и двумя домкратами (фото автора)

После эвакуации Московского автозавода в октябре 1941-го выпуск грузовиков ЗИС-6 был прекращен. Последние установки БМ-13-16 были собраны зимой 1942 года. Несмотря на патовую ситуацию, устаревшему ЗИСу быстро нашли достойную замену в виде более совершенных машин, поступавших в СССР по ленд-лизу. Так в результате базой русских «Катюш» неожиданно стали американские грузовики Studebaker US6, на которых в 1943-м появилась следующая боевая машина БМ-13Н, модификации которой затем выпускались вплоть до 80-х годов.

Вскоре после войны легендарной и любимой ветеранами боевой машине БМ-13 «Катюша» были возведены десятки памятников, но большинство из них не соответствовали истине.

image31
Наиболее достоверный памятник «Катюше» в городе Рудня Смоленской области, воздвигнутый в 1968 году

До сих пор на постаментах можно встретить не существовавшие угловатые передние крылья и кабины без скошенных «задков», чужие фары, колеса и шины, послевоенные двух- и трехосные шасси и грубые переделки грузовиков ЗИС-5 в ЗИС-6.

Ракетные боевые установки серии БМ-8

В сложнейшей обстановке начального периода войны в НИИ-3 разработали легкую и компактную пусковую установку для самолетов, послужившую основой многозарядных автомобильных систем залпового огня БМ-8 с реактивными снарядами РС-82 (М-8) калибра 82 мм. В июле 1941-го появился первый 38-зарядный вариант БМ-8-38 на открытом шасси ЗИС-6. Он снабжался поворотной платформой с трубчато-рельсовой фермой и тройным пакетом коротких направляющих с разным количеством снарядов: 14 на верхнем и 12 на среднем и нижнем ярусах.

image32
Опытная 38-зарядная установка БМ-8-38 на шасси ЗИС-6 с открытой кабиной. Июль 1941 года

На более надежной практичной и облегченной 36-зарядной машине БМ-8-36, принятой на вооружение в августе 1941-го, число нижних направляющих сократилось до десяти. К ноябрю было собрано 270 таких установок, но в ходе боёв все были уничтожены.

image33
Второй 36-зарядный образец БМ-8-36 с 82-мм реактивными снарядами. Август 1941 года  (из архива М. Соколова)

Весной 1942 года на шасси ЗИС-6 создали новую 48-зарядную систему БМ-8-48 со скошенным «задком» кабины и двумя пакетами удлиненных рельсовых направляющих. Её боевая масса составила 5,5 тонн. Вместе с базовой установкой БМ-13 она стала второй по значимости боевой ракетной машиной Великой Отечественной войны, хотя летом того же года была переставлена на ленд-лизовские шасси.

image34
Предсерийная 48-зарядная боевая машина БМ-8-48 на шасси ЗИС-6. Июнь 1942 года (фото автора)
image35
Установка БМ-8-48 с двумя пакетами рельсовых направляющих и задними откидными домкратами (фото автора)

Прочие автомобильно-ракетные системы военного времени

В разгар войны несколько отечественных заводов на обычных бортовых грузовиках собирали мелкие серии боевых систем и оригинальные единичные экземпляры, не оказавшие никакого влияния на ход войны. Достаточно большую партию из нескольких десятков лёгких установок БМ-8-40 и БМ-8-60 смонтировали на тщедушных полуторках ГАЗ-АА/ММ, оказавшихся чересчур слабыми для жестокой войны.

image36 image1
Единственное изображение 40-зарядной боевой машины БМ-8-40 на базе полуторки. 1943 год Реконструкция установки БМ-13 образца 1941 года, смонтированной на более позднем шасси ЗИС-5

Осенью 1941-го было построено полтора десятка пусковых систем БМ-13 на серийной трёхтонке ЗИС-5, оказавшейся неприспособленной для несения тяжелого вооружения. Подробных сведений и фотографий этих машин не сохранилось.

image2
Установка КС-108 с пусковыми трубами для снарядов с дальностью поражения до 800 метров. 1942 год

В октябре 1942 года появилась уникальная четырехзарядная боевая машина КС-108 на шасси ЗИС-6, снабженная четырьмя гладкоствольными трубчатыми направляющими для стрельбы реактивными снарядами калибра 304 мм. Позднее на таком же шасси был собран опытный образец полубронированной установки с артиллерийской частью от БМ-13, оказавшейся слишком тяжелой.

image3
Опытная машина с боевой частью от БМ-13 и системами наведения и управления из бронекабины. Май 1944 года

На завершающем этапе войны ЗИС-6 стал основой прототипа реактивной системы БМ-31-12, но в марте 1944 года её переставили на заокеанские «Студебекеры».

Серийные «Катюши» в мирные годы

На волне успеха боевых «Катюш» на военных парадах второй половины 1940-х на Красной площади демонстрировали известные системы залпового огня военного времени БМ-13Н и БМ-31-12, смонтированные на обычных грузовиках ЗИС-150. Вероятной целью создания 10–15 таких систем считалась быстрая доставка мощного вооружения по дорогам общего пользования.

image4
Автомобили ЗИС-150 с установками БМ-13Н на Манежной площади перед парадом в Москве. 1947 год
image5
На Красной площади 12-зарядные ракетные системы БМ-31-12 на грузовиках ЗИС-150. 1948 год

В конце 1940-х лавры Победы, которых удостоились «Катюши» в военные годы, были перенесены на новый трёхосный полноприводный грузовик ЗИС-151 с бронезащитой кабины и бензобака. Он послужил базой как прежних систем, так и новых конструкций, которые продолжали называть «Катюшами».

image6
Нормализованная установка БМ-13Н на шасси ЗИС-151 в экспозиции Варшавского военного музея (фото автора)

Первой из них стала нормализованная машина БМ-13Н образца 1943 года, приспособленная к серийному выпуску. После войны её артиллерийскую часть переставили на ЗИС-151 и в 1949-м приняли на вооружение Советской армии под индексом 52-У-9416. В остальном она не отличалась от первенца БМ-13-16, но могла стрелять снарядами нескольких видов на расстояние 7,9–8,5 километров. На металлическом настиле боевой части размещались запасные колеса, аккумуляторы, шанцевый инструмент и ящики для запчастей. Допустимая скорость составляла 50 км/ч.

image7
Восстановленная система залпового огня БМ-13Н на армейском грузовике ЗИС-151 (фото автора)
image8
Боевая машина БМ-13Н в экспозиции военной техники в польском городке Скерневице  (фото автора)

Та же участь ожидала и мощную систему БМ-31-12 с сотовыми направляющими для запуска 12 реактивных снарядов калибра 310 мм, первоначально смонтированную на американских шасси.

image9
Система залпового огня БМ-31-12 образца 1949 года с сотовыми направляющими (из архива Е. Певзнера)
image10
Боевая установка БМ-31-12 на шасси ЗИС-151 для пуска снарядов калибра 310 мм (фото автора)

В 1955 году на вооружение поступила новая особо мощная установка БМ-24 (8У31) на базе ЗИС-151, предназначенная для уничтожения тяжелых укреплений и артиллерийских батарей. На её поворотной платформе помещались 12 двухметровых направляющих каркасного типа для запуска снарядов калибра 240,6 мм с дальностью поражения 6,5 километров. Полная масса машины достигала девяти тонн.

image18
Крупнокалиберная система БМ-24 с сотовыми направляющими на автомобиле ЗИС-151 (фото автора)

С конца 1950-х, когда артиллерийскую часть машины БМ-24 начали переставлять на новый грузовик ЗИЛ-157, она постепенно стала превращаться в наиболее совершенную и распространенную советскую систему залпового огня, которую впервые экспортировали в несколько стран мира.

image20
На военном параде в Египте машина БМ-24 для запуска 240-мм снарядов на шасси ЗИЛ-157К. 1964 год

В то же время в легендарном семействе «Катюш» появилась вторично модернизированная машина БМ-13НМ (2Б7), относившаяся уже к среднему классу систем залпового огня. Она базировалась на грузовиках ЗИЛ-157 разных версий и от предыдущей модели БМ-13Н отличалась наличием новых реактивных снарядов и уменьшенной массой.

image23
На параде в Хабаровске боевая машина БМ-13НМ образца 1958 года на шасси ЗИЛ-157К (фото А. Гуляева)
image25
Модернизированная установка БМ-13НМ, переставленная на шасси ЗИЛ-157КД. 1978 год (фото автора)

В 1966-м на вооружение была принята третья и последняя модификация боевых машин семейства БМ-13 — установка БМ-13НММ (2Б7Р) на армейском грузовике ЗИЛ-131. Ее единственным внешним отличием от прежних систем оказалась откидная подножка для облегчения работы наводчика, расположенная в задней части шасси.

image28
Система залпового огня БМ-13НММ на шасси ЗИЛ-131 в Вооруженных силах Перу. 1968 год
image30
Последняя «Катюша» БМ-13НММ на грузовике ЗИЛ-131 для обучения военнослужащих

В 1970-е годы эти установки поставляли в ряд соседних и дальних стран, а на родине до начала 1990-х они выполняли функции пристрелочных установок учебных полков.

На заглавной фотографии —Легендарная боевая «Катюша» БМ-13-16 в экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи из Санкт-Петербурга (фото автора).

В статье использованы аутентичные черно-белые иллюстрации.

Поделиться: Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Pavel Elagin

А кто сказал что Катюша - лучшая в мире? У немцев была своя система залпового огня, причем намного точнее стреляла. «Nebelwerfer» появился в начале 1930-х годов... У анериканцев были свои системы. Для захвата плацдармов в Европе они целые баржи утыкали направляющими, буквально тысячи направляющих ставили. Неуправляемые ракеты применяли и с самолетов. На самом деле ракеты РС не были чем-то новым и суперпрогрессивным. Ракеты применялись еще за 700 лет до Второй Мировой. Применялись они и в царской армии и в других странах. Катюша - один из пропагандистских лозунгов и ничего больше.

Борис Игнашин

Были ракеты, были минометы, в том числе многоствольные, но было дорого, не точно и не мобильно. Катюша по сути первая система, позволяющая повысить управляемость такого соединения до необходимого на реальной войне величины. Остальные варианты подходили лишь для очень ограниченного применения, не позволяли создать нужную плотность огня на длительный период и были дороже.
Не обязательно создавать что-то вообще уникальное, можно просто создать возможность применения старого.

Pavel Elagin

Катюши всю дорогу позиционируются как что-то уникальное, чего не было ни у немцев, ни у союзников... и всегда "забывают" упомянуть что первый удар реактивными снарядами был сделан не капитаном Флеровым под Оршей 14 уюля 41-го, а 22 июня немцами...

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Какой автомобиль купить за 250 тысяч рублей: D-класс, минивэн и внедорожник

В прошлый раз мы обозначили бюджет покупки в 200 тысяч рублей и пошли логичным путем: выбрали за эти деньги машины посвежее, но поменьше, попроще и подешевле – не крупнее С-класса. Сегодня же мы попробуем выбрать что-то…

12001 5 0
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Chevrolet Captiva

«Капа», «Капитоша», «Коптилка»… Тут даже и не поймешь, ласкательные это прозвища или уничижительные. Chevrolet Captiva, о которой пойдет речь, действительно заработала немало плюсов в карму, но и причин для критики этого…

4603 2 0
Статьи / Практика
«Робот» или «автомат», «ручка» или «механика»: как правильно называть коробки передач?

Поводом к этому материалу явился один из комментариев нашего читателя. Он пожурил нас, сообщив, что мы допускаем неточности в названиях типов коробок передач: дескать, ни в коем случае нельзя называть «робот»…

3164 6 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Tiida I c пробегом: моторы с ресурсом “за 350” и неприятный сюрприз от ручной коробки

Из первой части обзора надёжности подержанных Nissan Tiida первого поколения мы уже выяснили, что если машина не была сильно повреждена в аварии, то состояние кузова обычно очень достойное. Электрика при этом страдает от…

1186 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Tiida I c пробегом: спасительная оцинковка и грязь, угрожающая электрике

Nissan Tiida, придуманный для японского и американского рынков, весьма ограниченно продавался в Европе, да и в России так и не стал бестселлером в своём классе. Наследник модели и вовсе продавался совсем недолго,…

1895 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

7830 4 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

47193 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35755 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

18051 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30423 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23200 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5976 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59221 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43439 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15998 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74800 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56551 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

53099 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?