Оттоманское милитари: военные автомобили Турции

До недавнего времени мы не воспринимали Турцию в роли противника и тем более как существенную военную силу. Последняя война с тогда еще Османской империей закончилась в 1918-м, и с тех пор наши отношения колебались от нейтральных до дружеских. Инцидент со сбитым на границе с Сирией самолетом Су-27 в ноябре 2015 года обернулся резким похолоданием в отношениях. Здесь-то мы и вспомнили, что Турция вообще-то с 1952 является членом НАТО и в течение последних десятилетий активно вооружается по стандартам Североатлантического альянса, снабжая свою армию достаточно совершенными автомобилями.

Этот процесс начинался в конце 1950-х годов, когда в Турции крупнейшие американские автомобильные компании стали открывать свои первые совместные предприятия. С тех пор и по сей день соблюдается традиция заимствования: большинство армейских грузовиков Турции были разработаны в других странах, базируются на многократно модернизированных шасси и снабжаются агрегатами, которые по лицензиям собирают на месте или закупают в других странах. Такая ситуация вовсе не противоречила турецкому самолюбию, а совсем наоборот — позволила сэкономить время, силы и средства на собственные разработки и внедрение, оперативно возведя мощный военно-промышленный комплекс.

Британский Land Rover по-турецки

Единственные «чисто турецкие» легкие автомобили двойного назначения выпускает частная компания Otokar. В 1963 году она начинала с производства автобусных кузовов и официально называлась Otobus Karoseri Sanayi, но затем, превратившись в головного изготовителя широкой гаммы бронетехники, была переименована в Otokar Otomotiv ve Savunma Sanayi.

С 1987 года по лицензии британской компании Land Rover она собирает полную гамму вездеходов Defender. В нее входят модели 90, 110 и 130 с разными размерами колесной базы, на которых устанавливают бензиновый двигатель V8 мощностью 134 л. с. или 122-сильный дизель, механическую или автоматическую коробку передач и различные кузова — от простого пикапа до бронированного пятидверного штабного автомобиля. Удлиненные открытые шасси служат для монтажа пусковых установок с иностранными ракетами класса «земля-воздух».

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/06/original-101--_-_2_html_428f0e6.jpg" alt="Многоцелевой Otokar Station Wagon 110 с бронированным кузовом" width="1654" height="930" /> Многоцелевой Otokar Station Wagon 110 с бронированным кузовом
https://www.kolesa.ru/uploads/2016/06/original-101--_-_2_html_3ea14823.jpg" alt="Пикап Otokar 130 с пусковой установкой Zipkin с четырьмя ракетами" width="1378" height="775" /> Пикап Otokar 130 с пусковой установкой Zipkin с четырьмя ракетами

Тактические автомобили

Монопольным изготовителем семейства полноприводных армейских грузовиков является автомобильная группа BMC Sanayi ve Ticaret из Измира. Свою чисто английскую марку ВМС, которая по-турецки произносится «Бэ-Мэ-Жэ», она получила в 1960-е годы, будучи местным филиалом британской компании British Motor Corporation (BMC). В 1980-е ее положение усилилось с приобретением у американской компании Cummins лицензии на дизельные двигатели и вхождением в состав турецкого промышленного холдинга Cukurova. Пройдя долгий путь становления, сегодня она является крупнейшей национальной компанией по производству гражданских и военных грузовиков.

https://www.kolesa.ru/uploads/2016/06/original-101--_-_2_html_20402b83.jpg" alt="Готовые к отгрузке армейские грузовики ВМС на заводском дворе" width="1449" height="815" /> Готовые к отгрузке армейские грузовики ВМС на заводском дворе

В начале 2000-х оформилось первое поколение полноприводных армейских грузовиков ВМС, включавшее три базовые бескапотные машины категорий грузоподъемности 2,5, 5,0 и 10 т, до сих пор состоящие на вооружении турецкой армии. Конструктивно все они базировались на шасси коммерческой серии Fatih и оснащались лицензионными дизелями Cummins с турбонаддувом мощностью 215, 235 и 380 л. с., механическими трансмиссиями ZF или Eaton, ведущими мостами Meritor с бортовыми редукторами, односкатными колесами и упрощенными трехместными кабинами с люками в крыше.

Легкий бескапотный автомобиль BMC 215-09 с 215-сильным дизелем
Легкий бескапотный автомобиль BMC 215-09 с 215-сильным дизелем
Средний 235-сильный грузовик BMC 235-16 первого поколения
Средний 235-сильный грузовик BMC 235-16 первого поколения
Тяжелый 10-тонный автомобиль BMC 380-26 с 380-сильным дизелем
Тяжелый 10-тонный автомобиль BMC 380-26 с 380-сильным дизелем

С 2009 года выпускается второе рестайлинговое поколение грузовиков с улучшенным внешним дизайном и прежними вариантами грузоподъемности. Теперь его возглавляет капотная версия со 185-сильным дизелем, созданная по образцу немецких вездеходов Unimog.

Капотный 2,5-тонный грузовик BMC 185-09B — турецкий Unimog
Капотный 2,5-тонный грузовик BMC 185-09B — турецкий Unimog
Вариант военного грузовика BMC 185-09B с электрической лебедкой
Вариант военного грузовика BMC 185-09B с электрической лебедкой

Две другие бескапотные машины отличаются новым несвойственным военной технике стилем кабин, заимствованным от коммерческих машин Professional и удачно сочетающим мягкие обводы с брутальностью. Конструктивно они не отличаются от первого семейства и оснащены дизелями мощностью 235 и 385 л. с., механическими или автоматическими коробками передач и такими же мостами с теми же шинами. На их базе выпускают армейские эвакуаторы, мастерские, радиостанции, контейнерные перегружатели. По заказу предлагаются система подкачки шин, ABS, лебедка, валы отбора мощности, задняя двускатная ошиновка, кондиционер в кабине и др. Максимальная скорость автомобилей — 100 км/ч, запас хода — 1 000 км.

Обновленный грузовик BMC 235-16P с прежним 235-сильным мотором
Обновленный грузовик BMC 235-16P с прежним 235-сильным мотором
Грузовой автомобиль BMC 235-16P, на заднем плане — броневик Kirpi
Грузовой автомобиль BMC 235-16P, на заднем плане — броневик Kirpi
Мастерская на шасси BMC 235-16Р с контейнером и гидрокраном
Мастерская на шасси BMC 235-16Р с контейнером и гидрокраном
Тяжелый 385-сильный автомобиль BMC 380-26P с новой кабиной
Тяжелый 385-сильный автомобиль BMC 380-26P с новой кабиной

Военная логистика по-турецки

Как и во всех армиях мира, в вооруженных силах Турции служит множество вспомогательных машин для выполнения инженерно-ремонтных работ и автомобилей логистического звена, предназначенных для проведения дальних транспортных операций по дорогам общего пользования. Прежде всего это автоцистерны, в том числе и для транспортировки не только топлива, но и сырой нефти.

Шеренга топливных автоцистерн на отгрузочной площадке завода ВМС
Шеренга топливных автоцистерн на отгрузочной площадке завода ВМС

Сегодня турецкая армия располагает обширным парком из десятка типов автоцистерн и топливозаправщиков вместимостью 10–20 тыс. л. Все они базируются на военизированных длиннобазных трехосных шасси Professional с задними двускатными ведущими колесами и весьма привлекательными для военной техники обтекаемыми кабинами, разработанными престижным кузовным ателье Pininfarina. Они оборудованы дизелями мощностью 263 и 300 л. с., механическими трансмиссиями, алюминиевыми цистернами с кабинами управления и мощными перекачивающими станциями с подачей от 1 000 до 2 270 л/мин.

Автоцистерна-заправщик на длиннобазном 263-сильном шасси ВМС 827
Автоцистерна-заправщик на длиннобазном 263-сильном шасси ВМС 827
Автоцистерна вместимостью 20 тыс. л на 300-сильном шасси ВМС 832
Автоцистерна вместимостью 20 тыс. л на 300-сильном шасси ВМС 832
Аэродромный топливозаправщик на серийном автомобиле ВМС 827
Аэродромный топливозаправщик на серийном автомобиле ВМС 827
Ремонтно-эвакуационный автомобиль на 5-тонном шасси ВМС 624
Ремонтно-эвакуационный автомобиль на пятитонном шасси ВМС 624

«Катюши» по-турецки

При сравнительно малых размерах своей территории Турция обладает достаточно мощным арсеналом ракетного вооружения производства специализированной компании Roketsan, часть которого базируется на тяжелых полноприводных армейских грузовиках фирмы MAN A.S., местного филиала немецкой компании MAN. Первой самоходной ракетной системой являлась 40-ствольная установка залпового огня Т-122 Sakarya, аналогичная советской системе «Град». Последней новинкой стал мощный комплекс Т-300 Kasirga с четырьмя ракетами крупного калибра, схожий с российской системой С-300.

Трехосный автомобиль МАН турецкой сборки с «катюшей» Т-122
Трехосный автомобиль МАН турецкой сборки с «Катюшей» Т-122
Грузовик МАН с четырехзарядной системой Т-300 калибра 300 мм
Грузовик МАН с четырехзарядной системой Т-300 калибра 300 мм

В следующей статье вы познакомитесь с турецкими колесными бронемашинами, которые нашли боевое применение в соседних странах и на собственных «строптивых» территориях.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings