Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

14455 1 1
Еще в XIV веке в русских войсках имелись простейшие наплавные приспособления для преодолевания мелких водных преград. Их конструкция постоянно совершенствовалась, и к началу Великой Отечественной войны в Красной армии уже служили многочисленные, но практически неизвестные автомобильные комплексы со средствами наведения легких и тяжелых понтонно-мостовых переправ, признанных в своё время лучшими в мире.
 

В средние века для прохождения мелких речек и озер применяли лодки, плоты и бочки, постепенно преобразившиеся в понтоны, которые по суше перевозили на конных повозках. Незадолго до Великой Отечественной в РККА разработали общую концепцию инженерных средств для форсирования более широких водных преград. Ее основой являлись открытые деревянные или металлические понтоны, которые при соответствующем взаимном соединении образовывали небольшие паромы или наплавные мосты с деревянным настилом для прохождения воинских частей, автомобилей и боевой техники. К тому времени на суше лошадей полностью сменили грузовики, в основном ЗИС-5, доставлявшие понтоны, мостовые конструкции и приспособления для их сборки. Вся эта многоликая и разнообразная «мельница», в которой были задействованы сотни и тысячи солдат-понтонёров, объединялась в понтонные парки.

image13_cr
Переброска автотехники по деревянному наплавному мосту через Дунай. Март 1945 года

Легкие наплавные переправы

С 1938 года одним из самых простых наплавных средств инженерных войск РККА было так называемое труднозатопляемое имущество ТЗИ, которое доставляли на обычных полуторках. Его основой являлись плоты для личного состава и лёгких пушек, собранные из мешкообразных поплавков из прорезиненной ткани, набитых сеном, соломой или стружками, а также подкладочные доски, настилы, вёсла, багры и якоря.

image12_cr image15_cr
Инженерное переправочное имущество ТЗИ на грузовике ГАЗ-ММ Паром на четырех поплавках из имущества ТЗИ для лёгкой техники

В том же году на вооружение был принят лёгкий понтонно-мостовой парк МдПА-3 для наведения переправ с полезной нагрузкой 14 тонн. Его составными элементами являлись 30-местные надувные лодки из прорезиненной ткани, которые заполняли воздухом при помощи ножных насосов (мехов), прогоны, настилы, аппарели и забортные агрегаты (моторные гребные винты). Всё это хозяйство перевозили 22 грузовика ЗИС-5.

image14
Схема транспортной машины переправочно-мостового парка МдПА-3
image17_cr
Конно-пешеходная переправа парка МдПА-3 на надувных лодках А-3

Наиболее распространенный лёгкий наплавной парк НЛП для наведения паромных и мостовых переправ грузоподъемностью до 16 тонн стал первым советским понтонным парком серийного производства. С 1933 года его разработкой занимался Мордовщиковский судомостовой завод Горьковской области, на вооружение парк приняли в 1935-м.

image16
Серийный бортовой ЗИС-5 со складной фанерной лодкой понтонного парка НЛП
image21
Схема основной понтонно-лодочной машины серийного парка НЛП
image19_cr
ЗИС-5 с лодкой-понтоном, аппарелями и ящиками со сборочными деталями парка НЛП

Главными элементами парка являлись складные пятитонные лодки-понтоны из водоупорной фанеры, снабженные аппарелями, козловыми опорами, вёслами или гребными приспособлениями и способные переправлять стрелковый взвод из 50 человек. В его состав входили 28 лодок и вспомогательное имущество, которые перевозили на 30 автомобилях ЗИС-5.

image26_cr image22_cr
Эскиз парома на трёх складных лодках с подъёмной аппарелью Прохождение легкого танка Т-26 по наплавному мосту парка НЛП

К началу войны парк НЛП считался одной из лучших лёгких конструкций такого рода и имел более высокие тактико-технические характеристики по сравнению с иностранными системами.

В середине 1930-х на вооружение РККА был принят армейский разборный металлический мост РММ-2. Он не имел никакого отношения к понтонным конструкциям, но его ферменные секции впервые стали перевозить на специальных одноосных полуприцепах с седельными тягачами на базе трехтонки. Судя по историческим фотографиям, для транспортировки элементов этого моста могли использовать также опытные тягачи ЗИС-10.

image24
Эскиз седельного тягача ЗИС-5 с секцией металлического моста РММ-2

Легендарный плавающий парк Н2П

В Красной армии самым совершенным, жизнеспособным и распространенным средством форсирования водных преград считался тяжелый парк Н2П образца 1932 года или Н2П-32. Он служил для наведения и обустройства наплавных мостов длиной до 170 метров с максимальной нагрузкой 75 тонн и сборки паромов из нескольких понтонов. Его разработала группа инженеров Военно-инженерной академии под руководством профессора И. Г. Попова, и в том же году парк приняли на вооружение РККА. В 1933-м все работы по понтонной технике были переданы на Мордовщиковский судомостовой завод, расположенный на Оке в поселке Мордовщиково Горьковской области (ныне — Навашинский машиностроительный завод).

image27_cr
На учениях автомобили понтонного парка Н2П-32 на шасси ЗИС-5 (фото С. Фридлянда)

В конструкции этого парка впервые была применена передовая по тем временам концепция использования унифицированных стальных лодок-понтонов (полупонтонов), повышения скорости их автономного перемещения на плаву и увеличения оперативности сборки переправ.

Для хранения, транспортировки, погрузки и выгрузки понтонов служили доработанные грузовики ЗИС-5 со скошенной задней верхней частью кабины и треугольной сварной металлической фермой вместо кузова. На ней при помощи специальных рычажных приспособлений закрепляли открытые понтоны двух типов, располагавшиеся в наклонном положении вверх днищем и носовой частью вперед. В боевой обстановке замки открывали, и понтоны самостоятельно скатывались на воду. После выполнения поставленных задач на ферму понтоны втаскивали лебёдкой с приводом от трансмиссии автомобиля.

image29_cr
Базовый грузовик парка Н2П-32 на доработанном шасси ЗИС-5 (из архива Н. Маркова)
image30_cr
Схема машины с носовым полупонтоном тяжелого парка Н2П-32

В парке Н2П-32 использовались плоскодонные цельнометаллические полупонтоны со сварными каркасами из стальных балок и внешней обшивкой из металлических листов толщиной один–полтора миллиметра. В их носовой части находились короткая палуба со спасательным кругом, кран-балка и шпиль с ручным приводом, на дне — решетчатый деревянный настил. Грузоподъемность понтонов составляла шесть с небольшим тонн, собственная масса — 950–1050 кг.

image32-1 image32
Эскиз носового полупонтона парка Н2П-32 с укороченной палубой Эскиз среднего полупонтона с соединительной фермой на днище
image33_cr
Носовой полупонтон с командой из семи понтонёров, вооруженных веслами (фото С. Фридлянда)

Базовый вариант трёхтонки или автомобиль «литер А-1» служил для транспортировки носовых (передних) полупонтонов с суженной передней частью так называемой лыжеобразной формы.

image34
Основная машина «литер А-1» парка Н2П-32 с носовым полупонтоном (из архива J.Vollert)

Вторая версия грузовика или машина «литер А-2» применялась для перевозки средних полупонтонов с расширенным «носом» и металлическими решётчатыми опорно-стыковочными фермами на днище с приспособлениями для соединения с соседними понтонами и поддержания их в горизонтальном положении при длительном хранении.

image35
Машины «литер А-2» для транспортировки средних понтонов парка Н2П-32
image1_cr
Понтонный грузовик ЗИС-5 «литер А-2», справа — вариант «литер А-1»

Для повышения оперативности сборки переправ и моторизации понтонов на них в пробном порядке устанавливали забортные агрегаты (гребные винты) или мотор-вёсла, которые доставляли специальные грузовики «литер Д» без кузовов.

image2
Схема машины «литер Д» с ёмкостями для перевозки моторных гребных винтов

Длинномерные пролетные строения, козловые опоры, щиты и аппарели перевозили на полуприцепах, которые буксировали тягачи с индексами Б, В и Г. При отсутствии в армии специальных седельных тягачей они представляли собой обычные грузовики ЗИС-5 с простыми седельными сцепными устройствами, смонтированными на заднем свесе рамы.

image3
Тягач на базе ЗИС-5 с полуприцепом для перевозки длинномерных изделий (из архива Н. Маркова)

В штатный комплект парка Н2П-32 входили 16 носовых полупонтонов и 32 средних, а также пролетные конструкции, козловые опоры, въездные аппарели и вспомогательное имущество. В моторизованных понтонно-мостовых батальонах РККА для транспортировки полного комплекта этого парка использовали 85 трёхтонок с особыми военными индексами в зависимости от установленного на них оснащения. Боевой расчёт насчитывал 325 понтонёров, длина такой колонны на марше достигала трёх километров.

image4_cr
Войсковой наплавной мост, собранный из комплекта тяжелого парка Н2П

В 1934–1937 годах завод успел собрать 25 комплектов парка Н2П-32 с полными наборами понтонов, узлов, изделий и деталей. Их первое применение состоялось в 1939-м во время столкновения на реке Халхин-Гол. К началу Великой Отечественной этот парк считался лучшим в мире и единственным среди участников Второй мировой войны, способным пропускать грузы массой свыше 60 тонн.

 image5
Понтонная машина Н2П-41 «литер А-1» у замка XIII века в Выборге. 1944 год

Серийное производство первого парка развернулось только во второй половине 1941 года с началом сборки модернизированного и наиболее распространенного варианта Н2П-41. От прототипов он отличался прямоугольной формой передней части носовых полупонтонов и несущим каркасом из прокатных швеллеров. С 1943-го на нём стали монтировать автономные забортные гребные агрегаты с 22-сильным мотором, обеспечивавшие скорость движения паромов на плаву до 11 км/ч.

image6
Понтонный автомобиль «литер А-1» модернизированного парка Н2П-41

На конечном этапе войны применялся вторично модернизированный парк Н2П-45. Его главным отличием от Н2П-32 являлась увеличенная ширина проезжей части паромов и мостов. Новые упрощенные средние полупонтоны прямоугольной формы лишились решётчатых конструкций на днище, палубы и шпиля, зато их полезная нагрузка возросла до восьми тонн.

image7_cr
Бортовые грузовики ЗИС-5 с понтонами модернизированного парка Н2П-45. 1945 год

В условиях острой нехватки автотранспорта понтоны и вспомогательное оснащение стали перевозить на серийных бортовых грузовиках довоенного и военного образца без лебёдок. В их обязанности входила также буксировка специальных одноосных трёхтонных прицепов с 73-сильными буксирно-моторными катерами БМК-70. В опытном порядке их перевозили в перевернутом вверх дном положении на полугусеничном автомобиле ЗИС-42М.

image8_cr
Паромная переправа на остров Сааремаа. Слева вверху — катер БМК-70 (из фондов Эстонского исторического музея)

К этой работе были подключены также дизельные гусеничные тракторы «Сталинец», буксировавшие по несколько двухосных прицепов с понтонами и крупным имуществом.

image9_cr
Челябинский трактор С-65 «Сталинец» с имуществом парка Н2П-41 на трёх прицепах

До середины 1945 года завод изготовил 97 комплектов понтонных парков Н2П разных модификаций.

Тяжелые деревянные и стальные

В начальной стадии войны был создан наиболее простой и дешевый деревянный мостовой парк ДМП-41 грузоподъёмностью 50 тонн, являвшийся упрощенной версией модели Н2П-32. В его состав входили практически непотопляемые деревянные лодки-полупонтоны, пролетные строения, опоры и аппарели, которые планировалось собирать из досок, брусьев и бревен недефицитных пород древесины или из фанеры с применением простейших металлоизделий. Часто некоторые элементы изготовляли заново при каждом развертывании парка.

image10_cr
Эскиз непотопляемого парка ДМП-41 с деревянными понтонными лодками

Наибольшее распространение получил второй вариант ДМП-42, который в организованном порядке для собственных нужд собирали войсковые мастерские основных фронтов. Из одного комплекта имущества можно было построить мост длиной 262 метра, а для его перевозки в разных комплектациях использовалось от 88 до 125 трёхтонок.

image18_cr
Прохождение конного обоза по легкому наплавному мосту парка ДМП-42
image20_cr
Колонна автотехники при форсировании Дуная по деревянному мосту ДМП-42. Весна 1945 года

В преддверии окончания войны Мордовщиковский завод изготовил 10 комплектов 100-тонного парка ТМП с крупными герметизированными цельнометаллическими понтонными блоками с водонепроницаемой палубой, средствами откачки воды и металлическими пролётными строениями. Штатный комплект транспортировали на 108 грузовиках разных типов или на 98 прицепах с гусеничными тягачами. В бортовых кузовах понтоны устанавливали наклонно так, что их носовая часть нависала над кабиной и выступала за передний габарит машины. Численность персонала такого парка достигала 1500 человек.

image23_cr
Эскиз фрагмента наплавного моста парка ТМП с герметичными понтонами
image25
Носовой понтон тяжелого парка ТМП в кузове обычного грузовика ЗИС-5

После войны часть парков ТМП поступила на вооружение Народной армии ГДР. До середины 1950-х в качестве понтонных и вспомогательных машин там использовали серийные грузовики ЗИС-150.

image28_cr
Паром армии ГДР, собранный из понтонов парка ТМП с настилочными щитами. 1950-е гг.

На заглавной фотографии — Доработанный грузовик ЗИС-5 «литер А-1» понтонного парка Н2П-32 на учениях на реке Воронеж.

Поделиться: 0 1 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Евгений Тапыев

Спасибо за отличную статью. Страна готовилась к войне, неминуемость которой становилась всё отчетливее...

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Бьет значит любит? Как избавиться от статического электричества на кузове машины

Чем отличается старый советский подход в борьбе со статическим электричеством на кузове авто от современного китайского? И насколько вообще распространена и актуальна в наши дни эта проблема? Изучаем заземление через…

6 0 0
Статьи / Практика
Какой автомобиль купить за 250 тысяч рублей: D-класс, минивэн и внедорожник

В прошлый раз мы обозначили бюджет покупки в 200 тысяч рублей и пошли логичным путем: выбрали за эти деньги машины посвежее, но поменьше, попроще и подешевле – не крупнее С-класса. Сегодня же мы попробуем выбрать что-то…

12005 5 0
Статьи / Интересно
5 причин любить и ненавидеть Chevrolet Captiva

«Капа», «Капитоша», «Коптилка»… Тут даже и не поймешь, ласкательные это прозвища или уничижительные. Chevrolet Captiva, о которой пойдет речь, действительно заработала немало плюсов в карму, но и причин для критики этого…

4604 2 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Tiida I c пробегом: моторы с ресурсом “за 350” и неприятный сюрприз от ручной коробки

Из первой части обзора надёжности подержанных Nissan Tiida первого поколения мы уже выяснили, что если машина не была сильно повреждена в аварии, то состояние кузова обычно очень достойное. Электрика при этом страдает от…

1195 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Nissan Tiida I c пробегом: спасительная оцинковка и грязь, угрожающая электрике

Nissan Tiida, придуманный для японского и американского рынков, весьма ограниченно продавался в Европе, да и в России так и не стал бестселлером в своём классе. Наследник модели и вовсе продавался совсем недолго,…

1896 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

7830 4 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

47195 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35757 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

18051 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30423 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23200 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5976 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59221 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43439 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15998 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74800 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56551 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

53100 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?