Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

56794 2 8
С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную армию совершенной работоспособной техники повышенной проходимости. Причинами тому были особая любовь научных мужей к давно устаревшим западным аналогам, серьезные ошибки высшего военного и политического руководства, отсутствие мощной автомобильной базы и совершенного оборудования.
 

Впрочем, предложить Красной армии какие-либо эффективные и надежные полугусеничные машины советские автозаводы не могли вообще. В их арсенале была лишь партия из 900 вездеходов ГАЗ-60 да две сотни тягачей ЗИС-22 для буксировки артиллерийских орудий и установки зенитных пулеметов. В ходе войны все были уничтожены.

ГАЗ-60 с пулеметной установкой 4М
Поврежденный автомобиль ГАЗ-60 с пулеметной установкой 4М. 1941 год
тягач ЗИС-22 с 122-мм гаубицей М-30 на фронте
Полугусеничный тягач ЗИС-22 с 122-мм гаубицей М-30 на фронте. 1942 год

Что же касается 5,5 тысяч скандально известных эрзац-вездеходов ГАЗ-65 и ЗИС-33, то до линии фронта почти никто из них не добрался: военные водители снимали архаичные движители, превращая их в обычные грузовики. По поводу ЗИС-33 талантливый, но язвительный конструктор Б. М. Фиттерман как-то высказался: «Заложенная в него идея «получить на грош пятаков» оказалась неосуществимой». Не говоря об иных «излишествах», только одна «эпопея 33» обошлась небогатой стране в 400 миллионов рублей, но виновники этой растраты растворились в море войны.

ЗИС-33 со звуковещательной станцией на льду Ладожского озера
ЗИС-33 со звуковещательной станцией на льду Ладожского озера, где проходила Дорога жизни. 1942 год

К началу войны Горьковский автозавод уже не выпускал полугусеничную автотехнику, но поощрял работы по опытным снегоходам ГАЗ-СХ на шасси ГАЗ-ММ. Зимой 1943 года появилась машина С. С. Строева с открытыми съемными движителями с треугольным обводом резинометаллических лент, верхней ведущей звездочкой для привода грунтозацепов и разнесенными катками, имитировавшими «большую лыжу», позволившую увеличить опорную поверхность.

Грузовик ГАЗ-ММ с гусеничным движителем Сергея Строева
Грузовик ГАЗ-ММ с гусеничным движителем Сергея Строева. 1943 год

На снежной целине вездеход показал хорошую проходимость, но имел недостаточную мощность, скорость и маневренность. В 1945-м конструктор В. К. Рубцов построил свой вариант с усилительной закрытой рамой движителей.

Снегоход Всеволода Рубцова с усилительной рамой движителя
Снегоход Всеволода Рубцова с усилительной рамой движителя. 1945 год (из архива И. Падерина)

В отличие от ГАЗа конструкторы НАТИ, увлекшись разработками и переделками своих полугусеничных машин, исчерпали все возможности продолжения деятельности по более совершенной автотехнике. Положение усугубилось весной 1941 года, когда образец ВЗ2-52 (ЗИС-22-52) по окончании испытаний был передан для серийного выпуска на Московский автозавод, где получил индекс ЗИС-22М. Начавшаяся война послужила поводом для полного отстранения НАТИ от развития всех своих проектов, и после эвакуации институт переключился на газогенераторные грузовики.

Полугусеничные автомобили ЗИС военного времени

В последние мирные дни 1941 года передача из НАТИ на ЗИС последнего опытного образца ВЗ2-52 положила начало активной самостоятельной деятельности Московского автозавода по разработке и выпуску более совершенных полугусеничных машин.

Серия ЗИС-22М

К середине 1941 года самым перспективным автомобилем считался ЗИС-22М на шасси ЗИС-5. Его отличия от опытного образца ЗИС-22-52 сводились к усилению движителей и установке расширенных гусениц с новыми резиновыми башмаками. На волне успеха завод приступил к освоению его серийного производства с выпуском до конца года 2000 машин. Однако в процессе этих работ был создан новый артиллерийский тягач ЗИС-42, а вариант ЗИС-22М послужил основой еще двух оригинальных конструкций.

Опытный полугусеничный грузовик ЗИС-22М
Опытный полугусеничный грузовик ЗИС-22М — предшественник модели ЗИС-42. Лето 1941 года
Полубронированное шасси ЗИС-22МБ
Полубронированное шасси ЗИС-22МБ для артиллерийской системы ЗИС-41

В октябре 1941 года появилось опытное шасси ЗИС-22МБ с полным бронированием моторного отсека и кабины. На его грузовой платформе Горьковский артиллерийский завод № 92 имени И. В. Сталина, кратко — ЗИС (не путать с Московским предприятием ЗИС), смонтировал артиллерийскую установку ЗИС-41 с противотанковой 57-мм пушкой ЗИС-2. Осенние испытания этой системы были приостановлены из-за бомбардировок и возобновились в марте 1942-го. Недостатками машины были плохая проходимость, малая надежность и перегревание двигателя.

Установка ЗИС-41 завода № 92 на шасси ЗИС-22МБ
Установка ЗИС-41 завода № 92 на шасси ЗИС-22МБ. Ноябрь 1941 года (из архива А. Кириндаса)
Испытания 57-мм самоходной артиллерийской установки ЗИС-41.
Испытания 57-мм самоходной артиллерийской установки ЗИС-41. Март 1942 года
Пробные стрельбы из противотанковой пушки ЗИС-2 установки ЗИС-41
Пробные стрельбы из противотанковой пушки ЗИС-2 установки ЗИС-41

Весной шасси ЗИС-22МБ шасси переделали в тягач для буксировки 122-мм гаубицы с передком. На его грузовой платформе размещались 8–10 членов боевого расчета пушки и боекомплект из 80 снарядов. При этом перегрев двигателя сохранился, а передняя часть машины оказалась перегруженной.

Тягач ЗИС-22МБ с гаубицей М-30
Тягач ЗИС-22МБ с гаубицей М-30, переделанный из шасси для системы ЗИС-41. Весна 1942 года

Серия ЗИС-42

Грузовики ЗИС-42 с полезной нагрузкой 2,25 тонны считались самыми совершенными советскими полугусеничными автомобилями периода Великой Отечественной войны. Конструктивно они являлись развитием последних образцов НАТИ-22-52 и ЗИС-22М и официально служили артиллерийскими тягачами для буксировки гаубиц М-30 калибра 122 мм.

Артиллерийский тягач ЗИС-42М
Артиллерийский тягач ЗИС-42М с характерной передней защитной решеткой и небольшими фарами

Проектирование машин ЗИС-42 проводилось под руководством начальника спецотдела Московского автозавода Бориса Фиттермана (с марта 1943 года — главный конструктор ЗИС). Прототипы появились в июле 1941-го, и до октября завод успел собрать три пробных образца с 80-сильными моторами от автобуса ЗИС-16 и тентованными кузовами с боковыми скамьями на 14 человек.

Испытания прототипов полугусеничного автомобиля ЗИС-42. Июль 1941 года (кинокадры)

Испытания прототипов полугусеничного автомобиля ЗИС-42 Испытания прототипов полугусеничного автомобиля ЗИС-42

Первые две машины внешне не отличались от ЗИС-22М, а третий малоизвестный вариант являлся короткобазным артиллерийским тягачом со сдвинутыми вперед движителями, передними лыжами и суженой кабиной. Укороченная бортовая платформа снабжалась тентом, сцепным устройством и отсеком для боеприпасов и боевого расчета буксируемого орудия. Работы над этими машинами прервала эвакуация.

Испытания короткобазного артиллерийского тягача ЗИС-42
Испытания короткобазного артиллерийского тягача ЗИС-42. Осень 1941 года

Только в сентябре 1942-го появилась партия тягачей ЗИС-42 на серийном шасси ЗИС-5 военного образца с угловатыми крыльями и деревянными кабинами, и вскоре началось их серийное производство. К тому времени завод прекратил выпуск двигателя ЗИС-16, и на последующих тягачах применялся 73-сильный мотор от трехтонки, хотя на некоторых машинах монтировали более мощные силовые агрегаты из старых запасов. На первых выпусках стоял высокобортный кузов ЗИС-5А с наружными усилительными брусьями. Под передней осью помещался защитный поддон с округлым кожухом, при движении по снегу на управляемые колеса надевали коробчатые стальные лыжи.

Тягач ЗИС-42 на шасси ЗИС-5
Тягач ЗИС-42 на шасси ЗИС-5 военного образца с высокобортным кузовом. Осень 1942 год
Готовые автомобили ЗИС-42 с упрощенными кузовами
Готовые автомобили ЗИС-42 с упрощенными кузовами. Зима 1943 года

Тягач ЗИС-42 не стал идеальным средством буксировки тяжелой артиллерии и обладал теми же недостаткам, что и все его предшественники: недостаточная мощность, тихоходность, плохая управляемость, невероятный шум при движении, частые поломки и неспособность двигаться в автоколоннах наравне с быстроходными машинами.

Тягачи ЗИС-42 с 122-мм гаубицами на Ленинградском фронте ЗИС-42 с 37-мм зенитной пушкой на Белорусском фронте
Тягачи ЗИС-42 с 122-мм гаубицами на Ленинградском фронте. 1942 год ЗИС-42 с 37-мм зенитной пушкой на Белорусском фронте. Июнь 1944 года

В первые два годы войны устранить врожденные недостатки ЗИС-42 не удалось, поэтому параллельно с выпуском базовой машины разрабатывался следующий более мощный тягач ЗИС-42М. Первые образцы появились в конце 1943-го, и зимой следующего года машина поступила в производство. Ее главной новинкой был форсированный двигатель ЗИС-5М Уральского автозавода, развивавший мощность 76–77 л.с. Внешними отличиями являлись кабина с расширенными наружными рейками, общая сварная решетка радиатора и фар и упрощенный кузов с задним откидным бортом.

Модернизированный 76-сильный ЗИС-42М с протектором «ёлочка»
Модернизированный 76-сильный ЗИС-42М с протектором «ёлочка». Зима 1944 года (из архива М. Соколова)

Машины обеих серий служили также в инженерных войсках, частях ПВО и в военизированных противопожарных подразделениях.

ЗИС-42М с буксирно-понтонным катером БМК-70 Пожарная машина ПВО на базе ЗИС-42М
ЗИС-42М с буксирно-понтонным катером БМК-70 наплавного парка Н2П Пожарная машина ПВО на базе ЗИС-42М с оснащением от модели ПМЗ-2

Опытные машины на шасси ЗИС-42

В разгар войны, в надежде на устранение недостатков ЗИС-42, были построены три опытных образца. На первом смонтировали бензиновый мотор мощностью 127 л.с. от колесного бронетранспортера White М-2. Он удвоил силу тяги и угол подъема, но в приобретении американских агрегатов заводу отказали.

Второй вариант ЗИС-43 с бортовыми коническими редукторами в гусеничном движителе (вместо цепных передач) внешне напоминал полубронированную машину ЗИС-22МБ, но снабжался деревянной бортовой платформой, на которой размещалась поворотная зенитная установка калибра 37 мм. При повышении надежности трансмиссии и крутящего момента существенно увеличились масса машины, а также возросла сложность обслуживания.

Полубронированная установка ЗИС-43 с бортовыми редукторами
Полубронированная установка ЗИС-43 с бортовыми редукторами. Зима 1943 года
Полугусеничная 37-мм зенитная система ЗИС-43
Полугусеничная 37-мм зенитная система ЗИС-43 со снятым деревянным кузовом

Третий образец ТБ-42 являлся деревянным макетом пулеметного бронетранспортера для доставки 14 десантников. Военная комиссия предложила доработать его компоновку и изготовить опытную партию из пяти машин, но из-за многочисленных рекламаций на базовый тягач ЗИС-42 заводское руководство отказалось от продолжения работ.

Макетный бронетранспортер ТБ-42 на 80-сильном шасси ЗИС-42
Макетный бронетранспортер ТБ-42 на 80-сильном шасси ЗИС-42. 1943 год (из архива М. Соколова)

В ходе войны стало ясно, что по сравнению с иностранными образцами сама концепция советских полугусеничных автомобилей оказалась ошибочной. По мнению Фиттермана «автомобиль погубили неспособность быстро двигаться и маневрировать в боевых условиях. При длительном передвижении на высокой скорости (30–35 км/ч — примечание автора) он выходил из строя еще до появления на позиции… Единственный плюс машины — хорошо отработанный резиновый башмак к ленте гусеницы, имевший закрытую форму, в которой прессовались снег и грязь. Немцы до этого не додумались».

ЗИС-42 с 122-мм гаубицей в Народно-освободительной армии Югославии
ЗИС-42 с 122-мм гаубицей в Народно-освободительной армии Югославии. Загреб, 1945 год

Последняя попытка «довести до ума» ЗИС-42 была предпринята в середине 1945-го, когда для повышения эксплуатационных качеств на нем установили опытный 90-сильный двигатель ЗИС-120, выпуск которого только предполагали освоить.

Испытания опытного грузовика ЗИС-42 с более мощным двигателем. 1945 год

Испытания опытного грузовика ЗИС-42 с более мощным двигателем. 1945 год

Испытания опытного грузовика ЗИС-42 с более мощным двигателем. 1945 год

В общей сложности до 1946-го машин 42-й серии собрали 6375 единиц. Некоторые из них оставались на военной службе до 1951 года.

Перспективные проекты полугусеничных машин ЗИС

Самыми оригинальными конструкциями Московского автозавода считаются опытные полугусеничные одно- и двухмоторные артиллерийские тягачи для замены ЗИС-42 и перспективный бронетранспортер, созданные конструкторским коллективом под руководством Фиттермана. Их основой также был грузовик ЗИС-5, перспективные силовые агрегаты и доработанные движители с передними ведущими звездочками и четырьмя опорными катками от легкого танка Т-70М.

В августе 1943 года был создан трехтонный автомобиль-тягач АТ-3 с форсированным до 80 сил двигателем ЗИС-5М. Управление им осуществлялось как при помощи передних колес, так и путем подтормаживания гусеницы одного из бортов. На испытаниях с буксируемой гаубицей он развивал скорость не более 37 км/ч и был неспособен работать на бездорожье.

Заводские испытания полугусеничного тягача АТ-3 с мощной гаубицей. 1943 год

Заводские испытания полугусеничного тягача АТ-3 с мощной гаубицей. 1943 год Заводские испытания полугусеничного тягача АТ-3 с мощной гаубицей. 1943 год

Конструктивно самыми интересными были проекты двухмоторных тягачей АТ-8 и АТ-14 для буксировки орудийных систем полной массой 9–14 тонн, в которых использовалась схема опытного довоенного трехосного грузовика НАТИ-2М с двумя параллельными силовыми агрегатами и двумя трансмиссиями. Тягач АТ-8 планировалось оборудовать 77-сильными двигателями ЗИС-5М, вариант АТ-14 — моторами ЗИС-16 мощностью по 92 силы.

Опытный двухмоторный тягач АТ-14 с двумя трансмиссиями
Опытный двухмоторный тягач АТ-14 с двумя трансмиссиями. Осень 1943 года

В 1943-м опытный образец АТ-14 с системой подтормаживания гусениц был испытан государственной комиссией, констатировавшей, что машина является слишком сложной, громоздкой и обладает недостаточной проходимостью. Несмотря на это, тягач был рекомендован к производству, и на ЗИСе приступили к изготовлению опытной партии из 10 машин, но в реальности был собран только один экземпляр. Появившиеся к тому времени на фронтах ярославские и ленд-лизовские гусеничные арттягачи заставили прекратить дальнейшие работы в этом направлении.

Испытания 184-сильного тягача АТ-14 для буксировки артиллерийских систем массой до 14 тонн

Испытания 184-сильного тягача АТ-14 для буксировки артиллерийских систем массой до 14 тонн

Испытания 184-сильного тягача АТ-14 для буксировки артиллерийских систем массой до 14 тонн

В начале 1944 года, с оглядкой на боевые машины воюющих сторон, был построен опытный полугусеничный пулеметный бронетранспортер Б-3 с открытым 12-местным бронекорпусом для транспортировки пехоты, разведки, охранения, буксировки орудий и эвакуации раненых. Первоначально планировалось установить на нем пробный уральский 95-сильный мотор ЗИС-МФ, но затем всё свелось к двигателю ЗИС-5М в 78 сил и типовым узлам от ЗИС-5. На приемочных испытаниях БТР буксировал 76-мм пушку с орудийным расчетом, но из-за перегрева двигателя и слабости трансмиссии показал отрицательные результаты. По неподтвержденным данным были собраны еще две аналогичные машины БТР-44 с ярославскими дизелями.

Опытный полугусеничный бронетранспортер Б-3 с пулеметом калибра 12,7 мм. 1944 год
Опытный полугусеничный бронетранспортер Б-3 с пулеметом калибра 12,7 мм. 1944 год

По окончании войны модель Б-3 послужила идейной основой известной колесной бронемашины БТР-152. Что же касается полугусеничной автотехники, то работы по ней эпизодически продолжались в СССР до конца 1960-х.

На заглавной фотографии — Опытный короткобазный артиллерийский тягач ЗИС-42 с укороченным кузовом образца 1941 года

В статье использованы только аутентичные иллюстрации

Поделиться: 0 8 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Александр Зубарев

Особо впечатлили 4 последних фото. Передний мост неведущий, но стит резина с протектором"ёлочка". ЗАЧЕМ? Мост то НЕВЕДУЩИЙ? Если для лучшей поворачиваемости, то нужно ставить "ёлочкой" наоборот, что бы самоочищалась.
Сколько денег и трудов вбухано в этих уродцев, сколько "гениальной конструкторской "мысли вложено в них . А в результате НАСТОЯЩИЙ вездеход пришлось всё равно "содрать" с амерского "Студебеккера" . И это не только вина, но и беда тогдашнего нашего конструкторского и технологического потенциала. И только после войны, познакомившись с лучшими на тот момент иностранными "проходимцами" , у нас появились действительно талантливейшие конструктора, что в купе с возросшими технологическими возможностями позволило создать уникальные по проходимости машины, уже превосходящие иностранные образцы.
Дороги то ведь по прежнему почти не строили... .Да и север и сибирь надо было осваивать.

Андрей Чепелев

По поводу "ёлочки" можно предпололожить что поставили то, что было в тот момент в доступе.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Иностранные корни, предпусковой подогреватель и жесткий верх: мифы и факты про ГАЗ-69

Эту машину хорошо знают, помнят и даже ностальгически любят водители старшего поколения, многие из которых сегодня за руль уже не садятся. А вот более молодые автомобилисты с ГАЗ-69 «вживую» дела практически не имели,…

3208 2 0
Статьи / Практика
Дело движется со скрипом: продолжаем ресурсный тест тормозных колодок

Чуть больше месяца назад мы начали эксперимент, способный вызвать шок и трепет у Джейми Хайнемана и Адама Сэвиджа (если вы ещё помните этих парней). Сегодня пришло время продолжить рассказ о том, что будет, если…

1403 0 0
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

22733 19 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

1107 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: неизбежно мокрые полы и сложная, но крепкая подвеска

Mazda в случае с МХ-5 - это как раз “тот парень, который громко рассказал чужую шутку”. Рецепт коммерчески успешного недорогого родстера придумали англичане, а всемирную славу снискали японцы. Нас сегодня, впрочем,…

1555 11 0
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Cerato II с пробегом: детские болезни АКП, взрослые болезни МКП и всегда проблемные моторы

Из первой части обзора второго поколения Kia Cerato мы выяснили, что, пожалуй, самым заметным грешком автомобиля является посредственная окраска и антикор кузова. Проблемы по интерьеру, подвеске и электрике обычно…

2947 2 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

39848 6 0
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

22733 19 0
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

14788 4 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

26199 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

20969 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

3898 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

41006 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

16460 1 0
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15397 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

71329 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

55029 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

54275 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?