Первый русский броневик подъесаула Накашидзе

5184 2 4

Первым российским бронеавтомобилем принято считать блиндированный (то есть – бронированный) автомобиль конструкции Михаила Накашидзе, подъесаула 7-го Сибирского казачьего полка. Однако сведения о происхождении изготовленной во Франции машины настолько противоречивы, что многие историки ставят под сомнение сам факт участия грузинского князя в разработке этого броневика. Во французских источниках бронеавтомобиль вообще фигурирует как Charron. Впрочем, по прошествии более ста лет нам, по большому счету, уже все равно, кто был его конструктором: сибирский казак из грузин или группа французских инженеров. Гораздо важнее – конструктивные особенности боевой машины, ставшей предтечей всей отечественной бронетехники.

От Варшавы до Манчжурии

Достоверно известно, что Михаил Накашидзе действительно был горячим сторонником развития нового в ту пору самодвижущегося транспорта и популяризатором автомобильной техники, фактически предсказавшим замену кавалерии бронированными машинами.


Еще в 1902 году в Петербурге вышла в свет его книга «Автомобиль, его экономическое и стратегическое значение для России». Словом, если бы в те давние времена существовал Интернет, то темпераментный подъесаул наверняка был бы постоянным автором портала Колёса.ру.

Возможно, книга не произвела на российское общество должного впечатления, и князь принял решение строить и продавать автомобили самостоятельно. В 1903 году на паях с графом Потоцким и полковником Головиным он он открыл в Варшаве автотранспортное предприятие «Большой международный гараж автомобилей». Фирма занималась продажами французских машин «Панар-Левассор» и собирала собственные автомобили из французских комплектующих. То есть, Михаил Накашидзе и в этом предвосхитил деятельность современных автозаводов по производству иномарок на территории России.

В том же году Накашидзе начал работать с французской фирмой «Шаррон, Жирардо, Вуа» (Charron, Giarardot, Voigt), основанной в 1901 году. По некоторым данным, князь был одним из акционеров этого предприятия. Во всяком случае, в переписке с представителями Генерального штаба он порой представлялся как «директор отдела броневых автомобилей фирмы «Шаррон».

Действительно, в 1902 году компания «Шаррон, Жирардо, Вуа» представила на парижской выставке бронеавтомобиль, вооруженный 8-мм пулеметом Гочкиса, который также прошел испытания во время маневров французской кавалерии. А в 1905 году сотрудник фирмы «Шаррон», отставной артиллерист Гюйе, спроектировал полностью бронированный автомобиль с вращающейся на 360 градусов пулеметной башней. Позже конструкция башни приписывалась Накашидзе, хотя известно, что патент на нее за № 363712 принадлежит именно Гюйе.

В 1905 году Михаил Накашидзе отправился добровольцем на русско-японскую войну во главе им же сформированной команды разведчиков. Там он продолжал убеждать всех в той пользе, которую могут принести военной разведке бронемашины. В частности, летом 1905 года он направил командующему Манчжурской армией генерал-адъютанту Николаю Линевичу предложение: заказать во Франции броневик и испытать его в боевых условиях. Стоимость новой машины составляла 30 тысяч царских рублей, что было не просто дорого, а запредельно дорого (для сравнения: казачья лошадь стоила в ту пору около 100 рублей).




Будучи знакомым с армейской бюрократией, доставить машину в Россию подъесаул предложил за свой счет, на что и получил согласие. Так вот, как раз в вопросах о том, являлся ли он в действительности сотрудником компании-поставщика и имел ли непосредственное отношение к проектированию данного бронеавтомобиля, мнения историков расходятся. Мы же перейдем, наконец, к конструкции машины и ее техническим характеристикам.

От колес до башни

Подобно тому, как впоследствии танк Renault FT-17 стал «отцом» классической компоновки танков, броневик «Шаррон – Накашидзе» стал образцом для большинства бронемашин того времени, в первую очередь – французских, русских и немецких. Двигательный отсек располагался спереди, ведущие колеса – задние (формула 4х2). Отделение управления находилось в передней части броневого корпуса: место водителя – слева, командира – справа. За их спиной – боевое отделение с пулеметной башней, запасным пулеметом и боекомплектом (2400 патронов) в кормовой нише. Патроны укладывались в 10 металлических ящиков по 10 пачек в каждом.

В боевом отделении находились стрелок и его «второй номер», их сиденья во время боя складывались. В боевое отделение при необходимости мог втиснуться и небольшой десант (4-5 человек). Там же помещались два вертикальных бака – для 140 литров бензина и 20 литров масла. Остальной бензин находился в баках под сиденьями водителя и командира. Для внутреннего освещения применялись лампочки накаливания, для освещения дороги – съемная фара-прожектор.

Двигатель – французский четырехцилиндровый карбюраторный, мощностью 37 л. с. Коробка передач была смонтирована отдельно от двигателя, привод на колеса – цепной. Колеса были защищены стальными дисками и имели сплошные резиновые шины (в некоторых источниках указаны как «дутые»). Подвеска – зависимая, на полуэллиптических продольных рессорах.




По сухому грунту машина была способна преодолевать подъем до 25 градусов. В комплект входили переносные мостки для преодоления рвов шириной 3 метра. В походном положении они крепились снаружи, по бортам бронеавтомобиля. Мощность двигателя позволяла развивать скорость до 50 км/ч (по некоторым данным – 60 верст в час, т.е. 64 км/ч). Однако по результатам испытаний выяснилось, что шины не выдерживали скорости более 20 км/ч, нагревались и расслаивались.

Корпус и башня – клепаные, из хромоникелевой брони толщиной 4,5 мм. В качестве приборов наблюдения впервые были применены смотровые щели и перископ. В походном положении крышки лобового и башенного люков поднимались в горизонтальное положение. Могли открываться и броневые листы, защищавшие четыре боковых окна. Посадка и высадка производились через боковую дверь.

Башня конструкции Гюйе не имела подшипников (они появились в поворотных башнях гораздо позже). Она опиралась на колонну, установленную на полу боевого отделения. На этой колонне был установлен ходовой винт и колесо с гайкой, с помощью которых башню можно было приподнять и повернуть на 360 градусов. В походном положении башня опиралась на корпус.

По результатам испытаний – отказать

Бронеавтомобиль прибыл в Россию аккурат к окончанию русско-японской войны и принять участие в боевых действиях не успел. Его доставили в Петербург, где гоняли по шоссейным дорогам и бездорожью в Ораниенбаум и Токсово. По нему стреляли из винтовки и стреляли в цель из его штатного пулемета Гочкиса, а также установленного в башню состоявшего на вооружении российской армии «Максима».




Результаты испытаний оказались неутешительными. Бронеавтомобиль не мог ездить по размокшей сырой немощеной дороге и даже по неглубокому снегу. На сухих песчаных дорогах Карельского перешейка он вяз буквально по оси, цеплял бампером за камни и отрывал низко расположенную выхлопную трубу. Для разворота ему был необходим круг диаметром 17,5 аршин (12,5 метров) или пространство шириной 9,5 аршин (6,75 метров) для разворота последовательным движением вперед – назад.

Из-за тяжелой башни центр тяжести бронеавтомобиля был поднят очень высоко, в результате он легко заваливался набок. Вести прицельную стрельбу было возможно только с остановки, одновременно вращать башню и прицеливаться во время движения было невозможно. Мертвая зона при этом составляла 15 метров. Вдобавок французскую броню патрон из винтовки Мосина калибра 7,62 мм пробивал со 150 шагов (105 метров) навылет.

Так что неудивительно, что по результатам испытаний бронеавтомобиль на вооружение не приняли.

Взрыв на даче Столыпина

Михаил Накашидзе пытался модернизировать бронеавтомобиль с учетом замечаний комиссии. Он выставил рекламацию производителю брони, получил новые листы из Франции, и Путиловский завод произвел их замену. Были также внесены и другие изменения, в частности, щели для обзора сделали уже, а также прорезали смотровую щель в корме. Но главным недостатком оставалась низкая проходимость по бездорожью, и эту проблему преодолеть при том уровне развития автомобилестроения оказалось невозможным – полноприводная эра была впереди.




В своих письмах военному ведомству князь сообщал, что согласно его «секретным сведениям» немцы закупают у французов сто таких машин, а японцы ведут переговоры о закупке 150 бронеавтомобилей. Однако эти заявления были абсолютно голословными, и как показала история – еще и неправдой. Тогда Накашидзе решил предложить броневики полицейскому ведомству для борьбы с массовыми беспорядками. 25 (12) августа 1906 года он пришел с этим проектом на прием к премьер-министру Петру Столыпину. И именно в тот момент, когда князь ждал своей очереди, в приемную вошли двое террористов и метнули портфели с бомбами. Столыпин спасся чудом, Накашидзе не повезло. После его смерти проект продвигать было некому, во всяком случае – с таким энтузиазмом.

После князя

Всего фирма «Шаррон» изготовила 12 подобных бронемашин в расчете на русских покупателей (есть противоречивая информация о том, что Накашидзе успел-таки их заказать – на свой страх и риск). Согласно французским источникам, шесть броневиков отправили в Россию в конце 1906 или начале 1907 года, но через российскую границу их не пропустили. Две машины при этом достались Германии: то ли они были реквизированы, то ли приобретены с большой скидкой (чуть ли не в 40%).

Оба эти броневика использовались немцами в боях в Восточной Пруссии в августе 1914 года. Еще один бронеавтомобиль был выкуплен у фирмы «Шаррон» французским военным ведомством. В том же 1914 году он воевал в составе кавалерийского корпуса генерала Сордэ. Считается, что французы использовали броневик в качестве «охотника за дирижаблями», то есть, он стал вдобавок еще и дедушкой современных передвижных зенитных комплексов.

Поставленный в Россию броневик был еще до войны освобожден от брони и вооружения и использовался в качестве обычного штабного автомобиля. Куда делись остальные 8 броневиков – неизвестно. Возможно, они все-таки были проданы французами в Россию, но участия ни в империалистической, ни в гражданской войне почему-то не принимали. Возможно, их постигла та же «конверсия», что и их предшественника.

Изготовитель Charron, Giarardot, Voigt (Франция)
Объем выпуска 12 машин
Колесная формула 4х2
Боевая масса 2,95 тонн
Габариты, мм ( ДхШхВ ) 4800 х 1700 х 2400
Преодолеваемый подъем 25 градусов
Тип подвески Зависимая, на листовых рессорах
Тип двигателя Карбюраторный Charron 4-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения
Максимальная мощность 37 л. с.
Максимальная скорость 50 км/час
Запас хода по шоссе 500 км
Преодолеваемый ров 3 м (с мостками)
Броня 4,5 мм
Экипаж 4 человека
Вооружение 8-мм пулемет «Гочкис»


Читайте также:



Поделиться: 0 3 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Mikhail Usatov

При чем тут Накашидзе? Машина целиком французского производства и с французским водителем...

Отставной кавалерийский офицер князь М.А. Накашидзе был горячим энтузиастом этого нового вида техники. Данный автомобиль он предложил выписать из Парижа через его посредничество.

На этом ВСЕ...

Mikhail Usatov

При чем тут Накашидзе? Машина целиком французского производства и с французским водителем...

Отставной кавалерийский офицер князь М.А. Накашидзе был горячим энтузиастом этого нового вида техники. Данный автомобиль он предложил выписать из Парижа через его посредничество.

На этом ВСЕ...

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Финвопрос
От торговой войны Трампа с Китаем страдают Mercedes и BMW: запуск X7 под угрозой

Угрозы стали реальностью: Китай ввел огромные пошлины на импорт автомобилей из США. Вот только страдают из-за этого отнюдь не американские бренды: под ударом оказались Mercedes-Benz, BMW и Volvo, и их дальнейшая…

83 0 0
Новости / В России
Завод Peugeot-Citroen в Калуге: новая модель, двигатель на конвейере и полноприводный SpaceTourer 4×4!

О запуске новых производственных проектов на калужском заводе менеджмент ПСМА Рус официально объявит осенью. Событие, очевидно, будет приурочено к подписанию Специального инвестиционного контракта (СпИКа) с…

2826 0 0
Статьи / Тесты
Тест: что тебе стоит купить, Kia Rio или Skoda Rapid?

Компактные представители В-класса являются весьма ходовым товаром на первичном рынке. В битве за не самый толстый кошелёк потенциального покупателя в России сражается с десяток конкурентов. Мы уже предлагали вам…

15202 0 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Solaris l с пробегом: детские болезни автомата и задиры в цилиндрах

В первой части обзора этого бестселлера корейской марки мы выяснили, что хотя кузов и собран из тонкой жести с помощью клея, а в багажнике вместо пола лежит обычный картон, крупных неприятностей от Соляриса ждать не…

1271 8 4
Выбор авто / Подержанные авто
Hyundai Solaris l с пробегом: кузов на клею и проблемы вентиляции

В 90-е корейские машины в России вообще не вызывали интереса, а в “нулевые” считались откровенно второсортными. Всё изменилось в 2010 году, когда в прессе появились сообщения о том, что на российский рынок выходит…

4911 16 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Тебе повезло, ты не такой, как все: покупаем Toyota Camry XV50 за миллион рублей

Она не ломается. В 3,5-литровой ипостаси её ненавидят все бээмвэшники. Она – сбывшаяся мечта «персональщика» и сотрудников различных ФГУПов. Она, наконец, синоним престижа для всех, кто водит южнее 50-й параллели. Есть у…

10304 4 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Дядя, купи Lexus и расслабься: опыт владения Lexus LS 430

Задуманный как альтернатива лучшим, он в итоге нашел собственный путь. Его кредо – сдержанный экстерьер и всегда богатый внутренний мир, который не хочется покидать. Его технический консерватизм, на заре карьеры…

23750 1 3
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

13500 7 7
Редкие авто
На трёх русских буквах: тест-драйв трактора СТЗ-1 «Сталинец»

Картер КПП вместо рамы, отсутствие педали газа, керосин вместо бензина и максимальная скорость 7,4 км/ч… Как на такой машине стать стахановцем? Сейчас узнаем.

14528 5 9
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

73767 5 2
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

14402 2 0
Статьи / Практика
Смешной шутки автомобиль креативный скидка: забавные автоаксессуары с AliExpress

Когда речь идет об AliExpress, шутки и веселье начинаются еще на этапе прочтения описания товара, даже если вы покупаете какую-нибудь скучную штуку вроде парктроника или насоса. Но есть у китайцев в арсенале и товары,…

10380 3 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

54792 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9875 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

8541 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

375870 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

251517 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

116264 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?