Плюсы Третьего мира: почему в России нужно собирать и продавать устаревшие машины

Буквально недавно читал новости про выход нового Tiguan и поймал себя на мысли, что «хоть бы в Калуге оставили в производстве старый». Смотрел новости про свежий Renault Kaptur и думал «как хорошо, что платформа прежняя», что Hyundai Creta весьма консервативен, а заодно радовался тому, что у «наших» Qashqai будут старые моторы и коробки. И удивился самому себе.

 

Ведь еще недавно для меня наличие в производственной программе наших автозаводов сплошных Жигулей 30- и 40-летней давности да «десяток» с конструкцией лишь немного менее почтенной всегда казалось отвратительным признаком страны Третьего мира. Знаком того, что у нас не хотят сделать хорошо. Засилье восьмиклапанных моторов считал почти что прямым оскорблением отечественного автопрома.

И буквально недавно я радовался выходу Весты, как признаку добрых перемен, реальному обновлению отечественных платформ. Почему же сейчас вдруг у меня шевельнулась крамольная мысль о сохранении в производстве старой модели? Тут я вспомнил, откуда у меня это ощущение. Я его «ловил» регулярно на протяжении последних лет десяти, когда европейские производители «бюджетного» сегмента меняли свои успешные модели на новые. И когда легендарные авто уходили «в никуда», полностью снимались с производства и заменялись на новые, более пластмассовые и мультимедийные. Но с потребительской стороны – не лучшие.

На фото: Volkwagen Tiguan 2016 модельного года
На фото: Volkwagen Tiguan 2016 модельного года

Пару слов о прогрессе

Чего мы ожидаем от новой машины? Она должна быть лучше. Лучше с точки зрения надежности, экономичности, комфорта и других потребительских характеристик. В крайнем случае, просто красивее, но никак не хуже прежней. Но на деле мы регулярно видим, как крайне удачные модели заменяются на что-то более модное, но намного менее надежное, неудобное в обслуживании, использовании и заметно более дорогое.

Иногда покупатели ощущают эти перемены, и продажи идут вниз, иногда новизна и запас лояльности берут верх, и смена поколений проходит отлично. Но в долговременной перспективе вдруг оказывается, что старые поколения моделей составляют серьезную конкуренцию новым на вторичном рынке как минимум на пять–десять лет.

Прогресс в автомобилестроении не идет непрерывно, он может подолгу топтаться на одной ступеньке, а чтобы отвлечь покупателя и замаскировать вынужденную остановку, еще и делает пару шагов в сторону. Например, по части гаджетов, в которые сейчас превращается весь арсенал активной безопасности и мультимедийных устройств с навигацией, или в сторону более комфортных «помощников» – продвинутого круиз-контроля, автопилота и автопарковщика. Еще традиционно много сил тратят на обеспечение все более абсурдных экологических требований, в очередной раз увеличивая число ступеней трансмиссии для меньшего расхода топлива на постоянной скорости и наддувая все более маломерные моторы, чтобы со всем этим добром на борту машина не превратилась в настоящую недвижимость.

opel_mixed_13

И немного практических примеров

Целый ряд моделей машин, которые вот-вот должны сменить новыми поколениями, вполне востребованы в своих классах и в текущем виде являются мечтой многих тысяч людей в России. Большинству покупателей совершенно не нужны повышенные характеристики бумажной экономичности и экологичности, их вполне устраивают реальные показатели нынешних моделей. А вот обязательно растущая со сменой поколений цена почти наверняка вызовет недовольство или расстановку предпочтений.

Я более чем уверен, что очень многие потенциальные покупатели предпочли бы не ждать «журавля в небе», а получить вполне себе крепкую «синицу в руках» по сниженной цене или в лучшей комплектации.

К сожалению, невысокий уровень локализации оставляет мало шансов на подобное развитие событий, ведь продолжать производство компонентов для старых машин, да еще малой серией, не особенно выгодно всем смежникам автогигантов в Европе. При этом наши отечественные производства автокомпонентов, может, и были бы рады более долгому циклу производства, но ведь они не освоили еще в должной степени старую модель.

New_body_shop_Kaluga_3

И более новую тоже не успеют локализовать в сколь-нибудь приемлемый срок и без огромных вливаний средств. А финансы нынче очень уж дороги.

Автомобили навсегда: почему мы никогда не пересядем на общественный транспорт Тренд последнего десятилетия – скепсис по отношению к автомобилю и многоумные прогнозы о том, что человечество вскоре, наконец, откажется от такой непрогрессивной штуки, как личная машина, и...

В результате мы подсаживаемся на сборочную иглу еще глубже, с выходом нового поколения моделей машин локализация снижается и будет очень не спеша расти вновь.

А ведь так приятно было бы помечтать о моменте, когда рублевая цена на машины нашей сборки перестала бы нервно реагировать на любое изменение стоимости нефти, падение курса рубля и прочие волнения в мире. Ну а о том, чтобы машины стали чуть доступнее, мечтать уже бесполезно, у нас интенсивно начали внедрять «передовой опыт» с целью отвадить россиян от личного транспорта.

Самое время вспомнить те модели, которые хотелось бы оставить, но не получится или уже не получилось по разным причинам. Список тех, кто почему-то не остановился вовремя, вычищая косяки конструкции, а сменил поколение и продолжил бессмысленное ралли, собирая попутно «престижные» награды, весьма велик.

Кто-то пытался усидеть на двух стульях, как GM с моделями Opel и Daewoo, кто-то бескомпромиссно резал по живому модели в самом расцвете сил, как VW, Skoda и Ford. Мысль «зачем ее сняли с производства» применительно к России появлялась особенно часто.

VW

Нынешний Tiguan производится на платформе PQ35, весьма и весьма почтенной. И не сказать, чтобы сильно устаревшей: к пассивной и активной безопасности не придраться, внутренние объемы, климат и электрика на высоте, и машины на базе этой платформы все еще желанны на нашем рынке. Например, вторая Octavia, Tiguan, Yeti, второй Superb, Passat B6-B7. Более того, я ничуть не возражаю против машин на модернизированной платформе PQ34/PQ35 – New Beetle и Jetta (американской и нашей), которые имеют еще более простое шасси. Все эти авто в своих классах занимали лидирующие позиции и на ходу радовали.

И я более чем уверен, что при разнице в цене с новой моделью буквально в 150 тысяч рублей продажи обновленных вариантов на MQB платформе попросту встали бы. А знаете, почему? Просто уже в этом поколении достигнут предел необходимого на данный момент. Дорогие платформы опередили более бюджетные авто уже на десяток лет, и, наконец, можно сделать паузу в этой безумной гонке.

Opel

Замена Astra H на Astra J явно была преждевременной. Никто не пинал GM за лишний расход топлива на старой Astra с четырехступенчатым «автоматом». Но они добровольно заменили машину на более тесную, с постоянно ломающейся АКПП, зато более «модную».

autowp.ru_opel_astra_4-door_sedan_13
opel_astra_sedan_2
На фото: Opel Astra (H) На фото: Opel Astra (J)

Но это еще не худший вариант – во всяком случае, для умных и дальновидных консерваторов, не поддающихся веяниям моды, оставили серию Family (хотя по высоковатой цене), и если бы не сугубая политика, то с продажами Opel наверняка все было бы в порядке.

Ford

А ведь иных бессмысленная смена поколений сместила с вершины рыночного Олимпа в самый что ни на есть «подвал». Да-да, я про Ford. Чем Focus 3 лучше Focus 2? Да ничем, разве что рулится немного лучше, да и внешность посвежее.

The All New Ford Focus 4-Door. (U.K.)
autowp.ru_ford_focus_sedan_74
На фото: Ford Focus II На фото: Ford Focus III

В остальном сплошные минусы: внутри меньше пространства, цена выше, а вместо надежных двухлитровых моторов пришли турбированные 1,6… Результат закономерен. Цена следования моде – потеря огромного рынка сбыта, который уже не удастся отвоевать. Интересно, кстати, понес ли кто-нибудь из топ-менеджмента наказание за это? А ведь можно было просто оставить Focus 2 в продаже параллельно с Focus 3.

Когда разум торжествует

Вы скажете – ну как же можно производить старые машины? Легко! Точно так же, как в Китае, где именно так все и устроено: авто новых поколений прекрасно чувствуют себя в компании прежних. Так делает Volkswagen, так делает и Ford.

В Узбекистане так поступает UZdaewoo, который подготовил «новую» Nexia на базе старого неплохого Aveo и уже давно выпускает Gentra – почти неизмененную версию Chevrolet Lacetti пятнадцатилетней давности, которая сумела сохранить рыночную привлекательность.

Попытки как-то повлиять на ситуацию и выпускать у нас пусть более простые, но качественные машины, продолжаются. На ВАЗ производят Largus, по сути это старый Logan в кузове универсал. Довольно нелепый, но платформа В0 у нас хорошо локализована, и число ее «отпрысков» продолжает увеличиваться. Наряду с Logan, Almera, Duster появился Kaptur на той же базе. И вместе с Duster он наверняка займет лидирующие позиции по продажам.

Renault_78442_ru_ru
Renault_78439_ru_ru
Renault_78441_ru_ru
Renault_78440_ru_ru
На фото: Renault Kaptur

У концерна Renault-Nissan вообще очень здравая позиция относительно прогресса. Взгляните хотя бы на парочку Nissan Qashqai и X-Trail, они сильно отличаются от английской модели, как минимум у них другие моторы и совершенно иные настройки подвесок, более подходящие для наших условий. Тем временем Largus недавно получил новый мотор, уже полностью отечественный – восьмиклапанник от Гранты, а остальные модели машин на В0 платформе могут получить и 16-клапанные моторы ВАЗ со временем.

139288_7_15
На фото: Nissan Qashqai на заводе в Санкт-Петербурге

Cемья-то большая: история развития платформы B0 Продолжая тему автомобильных платформ, нельзя обойти стороной конструкцию, ставшую основой для миллионов автомобилей нескольких производителей. Одна из самых массовых платформ современности...

По секрету скажу, что у нас выпускается очень-очень старая Jetta, которая уже никакого отношения к европейской модели не имеет. И вроде бы неплохо себя чувствует после ремоторизации, благо в Калуге локализовали неплохой атмосферный 1.6 ЕА211. Более дешевая Skoda Rapid имеет в основе весьма старую фольксвагеновскую платформу, но при этом по характеристикам не уступает одноклассникам более новой разработки. К тому же она тоже оснащается локализованным мотором 1,6, а продажи варианта с трехцилиндровым 1,2 двигателем свернули, полностью импортный агрегат не выдержал конкуренции с новым ни по цене, ни по качеству.

Старый Tiguan может оказаться даже более удачным, особенно если воспользуются предыдущим опытом и появится «новый» Tiguan с немного переоформленным салоном и внешностью, но на прежней тележке. Все равно средний покупатель не поймет, что «новое» тут в кавычках. А вот Octavia A5 уже не вернуть, сменившая ее А7, несомненно, лучше, но это совершенно другой класс по характеристикам и цене.

На фото: Skoda Octavia A5
На фото: Skoda Octavia A5

Почему это хороший способ развивать собственную промышленность?

Что объединяет эти машины? Они все очень хорошие, куда лучше, чем может позволить себе средний покупатель новой машины в России. Очень хочется верить, что с возрастом проблем становилось бы меньше, а автомобили – доступнее. К тому же локализация имеет еще один солидный козырь в запасе, комплектации составляются без оглядки на основное производство.

Машины получают «обычные» «автоматы» или самую современную коробку, но в сочетании с простым атмосферным мотором, улучшенной подвеской и многими другими полезными вещами для эксплуатации в России. Дешевая платформа – это запас для создания комплектаций с большим числом опций безопасности, больше подушек, ESP в базе и прочие реально нужные опции, а не абстрактная новизна по высокой цене.

Может быть, за лишние пять–восемь лет в производстве они смогли бы стать по-настоящему «народными», с полной локализацией, и поднять качество «среднего» автомобиля на новую высоту? Вроде бы разум возобладал, здоровый консерватизм понемногу идет вперед.

Я только держу пальцы скрещенными, чтобы мы опять не скатились к Жигулям, просроченным на 40 лет. Потому что все хорошо в меру.

Опрос
Нужно ли производить старые, но успешные модели?
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
8 комментариев
12.08.2016 05:33
6eko5h

Отличная статья

49

13.08.2016 08:42
Евгений Иванов

У меня машина 2010го года. Ниссан НП300. В её базе - старый Террано-2, 1985-го года выпуска. Это золотой век японских машин: простота, неубваемость и качество. Поэтому за 270 000 пробега я горя не знаю с этой машиной (тьфу-тьфу-тьфу). Старый, хоть и турбированный, дизель + неубиваемая подвеска.. Что еще надо? ... Буду стараться ездить на ней до упора, ибо менять её НЕ НА ЧТО !!.. С ужасом смотрю на мучения людей с новыми L-200 и Амароками ... К 150 000 пробега у них большой опыт катания по сервисам и куча "офигительных" историй. Современные машины - это лютый развод и кидалово ... Развод на понты (благо в России - это главное) и кидалово на деньги.

71

14.08.2016 18:35
Михаил Маковейчук

В том то и дело, что нынешние авто- это именно развод на деньги. И давно уже известно зачем - чтобы ты либо купил новую через 5 лет, либо стабильно башлял бабки в сервисе и на запчасти. В любом случае - владелец платит бабки.

14

14.08.2016 22:00
Member

Российский рынок в европе на 4м или 5 месте. Нельзя забывть еще про американцев, китай, канаду, так что в общем зачете Россия скорее всего будет где то на 10м месте. Никто ради 10 го рынка мира не будет держать на конвейере отдельные модели. Опять таки российский рынок веееесьма специфичен. Да, моторы с турбинами менее надежны чем без них. Но когда за литр бензина платишь 1.5 евро и турбина дает экономию в 2-3 литра, особенно в городском режиме, при равной мощности, да и еще высокий крутящий момент на низких оборотах, то поневоле выберешь турбину. Фольксваген конечно пошел слишком далеко, выдирая из объемов 1.4 по 160 л.с. но его новый мотор имеет объем уже 1.5. Так что история с цепью их чему то научила. А двухлитровый мотор без наддува сейчас нигде, может кроме России, и не продашь. Вот такие дела...

3

15.08.2016 12:48
Андрей Иванов

Если Вам нужен автомобиль - как предмет техники, к которому вы подходите исходя их технической начинки - да, вам нужны старые модели. Если вы смотрите на автомобиль как элемент статуса, как дополнение к своем образу, проще говоря как на аксессуар, гаджет - нет вы никогда не возьмете старый. А много ли сейчас в Москве тех кто относится к первому?

Я отношусь ко второй категории, поэтому мне не важно изменилась ли экономичность модели или поставлен там какой то новый двигатель, мне просто важен факт что мой автомобиль НОВЫЙ, КРАСИВЫЙ, с полной начинкой возможной и отличается от прошлых поколений внешне.

А про "ломучесть" новых автомобилей это уже похоже на какие то постоянные пересказываемые сказки - брал у дилеров новыми 4 разных автомобиля разных марок, ездил на них по 2-3 года максимум. Ни разу не был в сервисе кроме ТО (замену в сервисе сгоревших ламп в фарах, на автомобиле, на котором не было ксенона штатного, между ТО ремонтом не считаю)

2

15.08.2016 22:48
Евгений Иванов

Если рассматривать автомобиль как "дополнение к образу, статусу и аксессуар", то в нормальным языком это называется ""понты. Я не спорю, есть много людей, которым понты - главное. Более того, автопроизводители ВСЮ свою рекламную и маркетинговую деятельность направили на то, чтобы понты стали главнее всего на свете. Чтобы люди меняли авто раз в 2-3 года. Это их цель. И судя по вам, они добились своего. Но есть много людей не ставших жертвой рекламы, статуса и дополнений к образу. Им-то что делать?

15

25.08.2016 16:39
Андрей Иванов

Это не понты. Понты это когда зарплата 50 т.р. а автомобиль за 2 ляма. А когда ты свободен в средствах, то относишься к покупке авто так же как к любой другой - надоело поменял. Это не понты.

1

26.03.2017 03:19
Денис Оболонь

Согласен купить новый Пассат Б3 Вагон


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings